Урок русского языка в 10 классе "Всё начинается с любви"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Комплесная работа с текстом в старших классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnaya_rabota_s_tekstom_v_starshikh_klassakh.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная работа с текстом  в старших классах

Всё начинается с любви…

Анализ стихотворения Н Заболоцкого «Голос в телефоне» (1957год)

Цели урока: речевое развитие обучающихся;

                       работа с текстом, включающая задания речевого характера,                                             различные виды разбора;

                       объяснение орфограмм и пунктограмм.

Задачи:  уметь творчески применять знания,

                 обобщать и систематизировать изученное,

                 опираясь на чувство языка, речевую интуицию.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный (рассказ учителя);

Репродуктивный (краткие сообщения обучающихся);

Метод творческого чтения (выразительное чтение стихотворения с элементами анализа)

Оборудование: схемы анализа лирического произведения, сборники произведений поэта (текст)

Ход урока

1.Организация, сообщение целей урока.

2. Слово учителя. Любовь – прекрасное чувство, о котором хочется рассказывать стихами. Наверное, некоторые из вас успели убедиться в этом на собственном опыте. Если человек полюбит кого-то, он начинает присматриваться к себе, следить за своей внешностью, речью, старается не показывать своих недостатков. Каждый молодой человек должен готовить себя к настоящей любви, большой любви. Надо уметь любить, беречь любовь.

  Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, потому что само это чувство живёт вечно, оно прекрасно и неповторимо для каждого человека. «Любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем  не ждёшь.//  И каждый вечер в жизни станет так удивительно хорош» - пел В.Утёсов.

На уроке мы познакомимся со стихотворением Н.Заболоцкого «Голос в телефоне», которое входит в цикл «Последняя любовь».

- Какие стихи поэта вы помните?  («Журавли», «Некрасивая девочка», «О красоте человеческих лиц»…)

3. Выразительное чтение произведения учеником.

Н.Заболоцкий «Голос в телефоне»(1957 г.)

Раньше был он звонкий, точно птица,

Как родник, струился и звенел,

Точно весь в сиянии излиться

По стальному проводу хотел.

 А потом, как дальнее рыданье,

Как прощанье с радостью души,

Стал звучать он, полный покаянья,

И пропал в неведомой глуши.

 

Сгинул  он в каком-то диком поле,

Беспощадной вьюгой занесён…

И кричит моя душа от боли,

И молчит мой чёрный телефон.

 -  Мы видим, что поэт Н.Заболоцкий в основном использует слова общеупотребительные, но есть и разговорные, например «сгинул», это просторечное слово; «покаянья» - старославянское, книжное.

4. Записать стихотворение в тетради и на доске. Анализ стихотворения.

-  Подчеркните грамматические основы, определите вид сказуемого.

-  Подберите синонимы к слову сгинуть (пропасть, исчезнуть). Вспомните фразеологизм с этим глаголом (сгинь с глаз долой).

-   Обратите внимание на название стихотворения. Слово «голос» в тексте больше ни разу не употребляется.…А  это ключевая тема, проходит через всё стихотворение? С помощью каких языковых средств это достигается? (при помощи местоимений – он, весь).

-   Сравните слова: звонкий, звучал, звенел. Что общего в их звуковом составе? Как употребление этих слов связано с основной темой? (раньше разговор был приятным, желанным, радостным, и голос был весёлым, он звенел, струился…)

Аллитерация – повтор одинаковых согласных звуков (стилистический приём), звукопись.

-   Какова роль наречий «раньше» (радость духа) и «потом» (тема горя, боли)? Эти слова стоят первыми в I  и  II строфах, они подчёркивают разницу во времени.

-  Какова роль прилагательного «чёрный» в последней строфе? Подберём синонимы: страшный, печальный, напоминающий о каком-то горе, потере, разлуке (сравни: чёрная тоска, чёрный декабрь; чёрный день – фразеологизм – отложить деньги на чёрный день).

-  Какова роль глаголов – синонимов «пропал, сгинул»? ( Градация - усиление горя, потери).

-  Почему только в последней строфе (последние 2 строчки) глаголы-сказуемые стоят в настоящем времени? (они указывают на продолжительность действия, на его постоянство).

-   «Кричит», «молчит» - чем являются эти глаголы в тексте? (антонимами).

 Лингвистический эксперимент: попробуйте переставить глагол на 2 место. 

Как выразительнее? (Душа кричит от боли // Кричит душа от боли). Инверсия

-  Определить стихотворный размер (хорей)

-   Какие части стихотворения связаны на основе контраста? (1-3,1-2) Сходства? (2-3)

-   Какую стилистическую фигуру использует поэт? (И кричит моя душа от боли// И молчит мой чёрный телефон  -  синтаксический параллелизм)

-  Найдите и выпишите сравнения  (Сравнение - приём  создания выразительности): звонкий, точно птица; как родник, как дальнее рыданье, как прощанье).

-   Существует мнение, что «голос», интонация – это «мелодия души». Вспомните строки А.С.Пушкина «Звучал мне долго голос нежный». Как эта тема воплощена в стихотворении Н.Заболоцкого?

-  Какова тема, идея  стихотворения?  Тема – то, о чём рассказывается в произведении.

    Идея – главные мысли произведения, то, чему учит нас  оно.

-  О какой любви? Сколько лирических героев в нём? (он и она)

-  Что можно сказать  об их взаимоотношениях?

  Любовь бывает разная: глубокая, чистая, ответная и безответная, нежная, пылкая, любовь к женщине, мужчине, матери, детям, природе, к Родине, к Богу, счастливая и несчастная, любовь – страдание, любовь – радость и т.д.

Но она всегда возвышает человека, делает его лучше. Любовь – это начало и  конец нашего существования. Без любви нет жизни. Всё начинается с любви. Любовь спасёт мир (считал Ф.М.Достоевский).

5. Подведение итогов и рефлексия.

6. Дома: проанализировать  любимое  стихотворение о любви по плану:

План анализа стихотворения

1.Когда и кем написано стихотворение?

2.Выразительное чтение его.

3.Тема, герои, название.

4.Характеристика лирического героя, его внутреннего мира (мысли, чувства, переживания).

5.Какие строки вам кажутся наиболее значительными? Какие чувства они выражают?

6.Особенности построения (композиции) текста.

7.Язык, художественно-изобразительные средства (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение,  антитеза, гипербола и др.)

8. Стихотворный размер, интонация. Рифма, звукопись.

9. В чём заключается идейный смысл стихотворения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"

Тема: «С чего начинается Родина?»  (интегрированный урок на основе краеведческого материала;    урок   сотворчества)     Цели:1.Отработ...

Воспитание любви к родному краю на уроках русского языка в 7 классе.

Работа над орфографической грамотностью - одна из самых трудных задач, стоящих перед каждым учителем русского языка.    Ни для кого не секрет, что процесс овладения русским языком...

формирование любви к родному краю на уроках русского языка

Небольшая статья учителя о формировании патриотизма в 8 классе...

Доклад на тему "Воспитание любви к природе на уроках русского языка"

Воспитывать у учащихся любовь к природе, гуманных качеств личности, сделать школьников активными участниками охраны природы, посеять в их сознании зерна хозяйственности. Дети – будущее нашей Род...

Урок русского языка в 10 классе "Всё начинается с любви"

Комплексный анализ текста в старших классах...

Урок литературы 8 класс "Всё начинается с любви..." (по произведениям А.И.Куприна "Куст сирени", А.П.Чехова "О любви", И.А.Бунина "Кавказ")

Урок - семинар с применением проблемно-диалогической, личностно-ориентированной и исследовательской технологий....