Переходные глаголы
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
В данной разработке и презентации уеники получат дополнительную информаию по теме переходные глаголы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perekhodnye_glagoly.zip | 985.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по русскому языку и литературе в 7 классе
для школ с узбекским и другими языками обучения
на тему: «Как сказать о действии, которое переходит на другой предмет?»
Изучение переходных глаголов
«Как отмечают Новый год в разных странах»
Разработала учитель русского языка и литературы школы№62 Янгиюльского района Ташкентской области
Байматова Дилбар Солиевна
Класс: 7
Тема: «Как сказать о действии, которое переходит на другой предмет?»
Название урока: «Как отмечают Новый год в разных странах»
Цели:
Обучающие: познакомить учащихся переходными глаголами; сочетаниями переходный глагол + существительное в винительном падеже без предлога;
Развивающие: отработать навыки устной и письменной речи учащихся, обогатить словарный запас; научить правильно, излагать свою мысль, отстаивать свою точку зрения; развивать мышление и память учащихся;
Воспитательные: воспитать культуру поведения учащихся, прививать любовь к природе; умение анализировать и сравнивать;
Тип урока: Объяснение нового материала
Метод: Беседа, анализ текста, работа в группах, метод З-Х-У; письменные и устные задания; применение технологии «Веер»;
Ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайды, цветные картинки по теме, раздаточные материалы;
Ход урока
Структура урока:
1 | Организационный момент | 3 минуты |
2 | Опрос пройденного материала | 7 минут |
3 | Объяснение нового материала | 13 минут |
4 | Закрепление | 15 минут |
5 | Подведение итогов | 5 минут |
6 | Задание на дом | 2 минуты |
- Объявление темы и целей урока, проверка готовности класса к уроку.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы давно уже не мыслим Новый год без новогодней елки и подарки, который нам приносит Дед Мороз. Это является необходимым и обязательным атрибутом праздника, а украшение елки стало приятной традицией во многих семьях. Однако далеко не все знают, откуда пошел такой обычай. Давайте, вспомним, что вы знаете о праздновании Нового года? Сейчас мы с вами заполним 2 столбика таблицы, а в конце урока заполним последний столбик.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Ёлка Игрушки Праздник Дед Мороз Снегурочка Подарки | Как встречают Новый год в разных странах? С какого года начали украшать ёлку? |
Учитель: Мне очень приятно, что наш урок совпал с Новогодними праздниками. Сегодня, мои милые друзья, вы узнаете об истории Нового года. Выполните несколько заданий, узнаете о переходных глаголах.
- Опрос пройденного материала.
На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как указать на лицо, предмет и признак?(использование указательных местоимений)
Давайте, вспомним правила прошлого урока. На экране проецируется слайд№6
Кто? | Что? | Какой?(-ая,-ое,-ие); Каков?(-а,-о,-ы) |
Это тигр | Это лес | Этот, эта, это, эти; |
Это кошкА | Это горА | Тот, та, то, те; |
Это животнОЕ | Это озерО | Такой, такая, такое, такие; |
Это хишникИ | Это скалЫ | Таков, такова, таково, таковы; |
Блиц – опрос «Проверь себя» (слайд№7)
- Лев и тигр – это …? (дикие кошки)
- Шкура льва, какого цвета? (песочного)
- Тигр какой? (полосатый)
- Укажи отрицательные местоимения (никто, ничто)
А) некто, нечто; Б) никто, ничто;
6. В каком варианте местоимение переведено правильно?
А) этот – bu, shu, ushbu; Б) столько – shunaqa;
- Какой тигр полосатый? Этот тигр полосатый.
- Какая кошка похожа на тигра? Та кошка похожа на тигра.
Давайте, сделаем вывод: Местоимение это указывает на предмет. Оно не изменяется по родам, числам и падежам. Местоимения этот, эта, это, эти, такой, таков указывают на признак предмета. На экране проецируется слайд№8
- Объяснение нового материала.
Вступительное слово учителя. Сегодня ребята мы с вами заочно отправимся в путешествие, в сказочную страну, которая называется «Новый год». Вы сегодня узнаете о том, как встречают Новый год в других странах. А также познакомитесь с грамматическим материалом. Всё что будет говориться и выполнятся на уроке взаимосвязано. Я попрошу вас внимательно проследить за информацией.
Учитель:
Формулировка правила и темы урока.
На экране проецируется понятия «переходные» и «непереходные» глаголы.
O’timli va o’timsiz fe’llar
Оформим графически это правило.
Переходные глаголы сочетаются с именем существительным, числительным, местоимением в винительном падеже без предлога:
оставить (что?) яблоки;
приглашать (кого?) гостей;
несет (что?) мешок;
носить (что?) шапку;
ждут (кого?) Деда Мороза;
Непереходные глаголы – остальные:
Строить (где?) в лесу,
Вылить (куда?) в кастрюлю.
Слайд№9
Переходные глаголы - действие, направленное на другой объект: (действие, которое переходит на другой предмет) boshqa predmetga o’tgan ish-harakati
А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас
Устное выполнение упражнения№106. Несколько учеников читают текст. Слайд№10
Как встречают Новый год в разных странах
В Италии, как только часы пробьют 12 ударов, из окон выбрасывают старые вещи. Итальянцы уверены, если в полночь они выбросят старые вещи, то в Новом году обязательно купят новые вещи. Дети перед сном оставляют у камина свои носки. Утром они в носках находят подарки, которые приносит фея Бефане.
В России перед Новым годом украшают ёлку, приглашают гостей, дарят подарки друзьям и близким. А дети ждут Деда Мороза. Они верят, что Дед Мороз оставит подарки под ёлкой.
Во Франции тоже есть свой Дед Мороз – Пер Ноэль. Он приходит к детям в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмачках.
В Испании, пока часы бьют 12 раз, принято съедать 12 виноградин. Если человек успеет съесть все виноградины, он будет счастлив и богат весь год.
Задание№1 выпишите из текста выделенные словосочетания. Слайд№11
Выбрасывают вещи
купят вещи
оставляют носки
находят подарки
украшают ёлку
приглашают гостей
дарят подарки,
ждут Деда Мороза
оставит подарки
съесть виноградины...
- Закрепление
Учитель:
А теперь ребята я попрошу ваше внимание на экран. На экране проецируется дополнительная информация о праздновании Нового года. Показ слайдов. Ученики знакомятся с текстом, читают по цепочке текст и находят переходных глаголов, задают вопросы и определяют падеж существительных.
- Самым первым Дедом Морозом был Святой Николай. Уходя, он оставил приютившей его бедной семье золотые яблоки в башмачке перед камином.
- Немецкие дети, сломав какую-нибудь игрушку, складывали обломки в камин, а вину сваливали на господина Ниманда ("НИКТО") - прообраза Деда Мороза.
Этот бородатый старик носит меховую шапку и тёплый дорожный плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей.
- В Италии, кроме Деда Мороза - Баббо Натале, к послушным детям приходит добрая Фея Бефана. Она прилетает через дымоход и дарит детям подарки. Шалунам достается уголёк от злой волшебницы Бефаны.
- Словарная работа Слайд№22
Обломки - siniqlar
Камин – o’choqsimon uy pechkasi
Посох – hassa
Башмак – boshmoqlar (oyoq-kiyim)
Святой -
Фея - pari
Шалун – to’polonchi
уголь - komir
Задание№2. Спишите, вставив вместо вопросов подходящие существительные из текста
Складывать (что?) обломки
Носить (что?) шапку, плащ
Дарить (что?) подарки
носят (что?) колпачки, одежду
оставляют (что?) молоко и печенье.
Ждать (кого?) Деда Мороза
любят (что?) вкусненькое Слайд№23
Задание№3 Игра «А верите ли вы …?» Работа в парах. На экран проецируются утверждения. Если пары согласны с тем или иным утверждением, отвечают «ДА», если не согласны отвечают «НЕТ» и сравнивают правильные ответы. Данное задание развивает мышление, эрудицию, расширяет кругозор. Показ слайдов№24-27
Задание №4 «Чем же украшают ёлку?» Что лишнее? Почему? Работа в группах. Слайд№28
Применение технологии «Веер». Каждой группе раздается материал с заданием и объясняется правила заполнения таблицы. Группы записывают «положительные» и «отрицательные стороны» празднования Нового года и украшения ёлки, записывают правила безопасности, делают выводы и презентуют. Слайд№29
Заполнение 3 столбца «Что я узнал?»
- Что нового вы узнали на уроке?
- Узнали о переходных глаголах
- Как встречают Новый год в Италии
- Почему Итальянцы выбрасывают из окон старые вещи
- Кого ждут итальянские дети? Где они находят подарки
- Как встречают Новый год в России
- Кого ждут российские дети
- Кого ждут французские дети
- Как встречают Новый год в Испании
- Узнали о правилах безопасности.
- О положительных и отрицательных сторонах празднования Нового года
- Подведение итогов. Объявление баллов, оценивание работы групп, выставление оценок в дневниках.
- Объяснение домашнего задания. Упражнение №113, стр. 41
P.S. Каждое задание выполняется чётко по регламенту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Переходные и непереходные глаголы". 6 класс
Урок с мультимедийной презентацией....
Урок русского языка в 5 классе по теме "Глаголы переходные и непереходные"
Документ содержит сценарий урока с использованием технологий на основе ФГОС...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Глаголы переходные и непереходные"
Презентация содержит материалы к уроку по теме "Глаголы переходные и непереходные"...
Презентация к уроку по теме "Переходные и непереходные глаголы"
Презентация содержит как теоретический, так и практический материал по теме "Переходные и непереходные глаголы". Дидактический материал подобобран из сказки-были М.М.Пришвина "Кладовая солнца"....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Переходные и непереходные глаголы"
Конспект урока русского языка в 6 классе о правилах использования переходных и непереходных глаголов в устной и письменной речи....
Тест по русскому языку в 6 классе по теме "Переходные и непереходные глаголы"(2 варианта).
Данный материал содержит два варианта теста по теме "Переходные и непереходные глаголы".Каждый вариант имеет 6 заданий разного уровня сложности - от выбора варианта ответа до заполнения небольшой табл...