Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Переходные и непереходные глаголы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 6 классе о правилах использования переходных и непереходных глаголов в устной и письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

г.Сарова Нижегородской области

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

«Переходные и непереходные глаголы»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Воскобойник Елена Борисовна

г. Саров

 2013

Урок русского языка в 6 классе на тему «Переходные и непереходные глаголы»

Класс: 6

Тема урока: «Переходные и непереходные глаголы».

Тип урока: объяснение нового материала.

Место в системе уроков: первый урок по теме «Переходные и непереходные глаголы».

Цели урока.

Образовательные:

  1. Дать понятие о критериях переходности и непереходности глаголов.
  2. Научить различать переходные и непереходные глаголы.
  3. Научить использовать переходные и непереходные глаголы в устной и письменной речи.

Развивающие:

  1. Формирование познавательного интереса к русскому языку к русскому языку на основе соединения теоретического материала с пониманием его практического применения, соединения грамматического материала с основами культуры речи.
  2. Формирование умственных, учебных действий:

Анализа и синтеза - при анализе правильности построения высказываний, при анализе опорной схемы устного ответа и алгоритма действия, при анализе правописания слов.

Сравнения – через сравнение критериев переходности и непереходности глагола.

Обобщения и систематизации – при составлении устных ответов, через запоминание критериев переходности глагола, постановку вопросов по изучаемой теме, формулирование выводов по данной теме.

  1. Развитие действий контроля и самоконтроля:

- пошаговый контроль при отработке правила с помощью опорной схемы;

- организация действий взаимоконтроля (работа в парах);

- выполнение упражнений на закрепление;

- формирование навыка различения переходных и непереходных глаголов.

4. Развитие сенсорной сферы:

- восприятия: слухового и зрительного;

- памяти: словесно-логической, эмоциональной, наглядно-образной, моторной, долговременной, оперативной;

- внимания: произвольного, непроизвольного, целенаправленного, организованного;

- воображения: воссоздающего, творческого.

5. Развития речи:

- обогащения и осложнение смысловых функций речи как основного инструмента обучения;

- развитие коммуникативных умений и навыков;

- обогащение словарного запаса учащихся;

- развитие монологической речи;

- расширение кругозора учащихся;

- овладение изобразительно-выразительными средствами языка.

6. Воспитательные:

- воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, добросовестности, ответственности;

- воспитание товарищества, гуманности, доброты и деликатности, способности к взаимовыручке;

- воспитание чувства долга, ответственности перед коллективом, чувства сопереживания, умения радоваться успехам других, максимальной работоспособности;

- воспитание бережного отношения к родному языку, патриотизма.

Оборудование: наглядное пособие – таблица схемы устного ответа.

Раздаточный материал: приложения к учебному материалу урока, личный лист самооценки учащихся.

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Психологическая подготовка к изучению новой темы.
  3. Сообщение темы, постановка целей и задач.
  4. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.
  5. Первичное закрепление знаний. Применение знаний на новом языковом материале.
  6. Пауза отдыха.
  7. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретённых знаний и умений.
  8. Подведение итогов урока.
  9. Задание на дом.

     

Диагностика ЗУН.

     Знать критерии переходности глагола.

     Уметь различать переходные и непереходные глаголы.

     Уметь самостоятельно находить переходные и непереходные глаголы.

     Уметь правильно употреблять переходные и непереходные глаголы в

     устной и письменной речи.

      Метод частично-поисковый (учащиеся приобретают новые знания,

      оперируя имеющимися), параллельно использован репродуктивный

      метод как вспомогательный, ориентированный на третью группу

      учащихся.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обоснование

I.   Оргмомент

   2 мин.

Явка на урок, готовность рабочих мест, санитарное состояние класса, настроение учеников. Эти вопросы учитель обязан не оставить без внимания. 

Дежурные помогают решать на перемене организационные вопросы. Рапорт учителю о готовности класса начать учебную деятельность.

Мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке.

II. Познавательная мотивация.

Психологическая подготовка к изучению новой темы

   3 мин.

Учитель обращает внимание учащихся на следующие высказывания:

Его нет дома, пошёл гулять собаку.

Няня гуляет ребёнка только по будним дням.

- Возможно ли таким образом построить данные высказывания?

-  Какие слова «режут» слух?

- Какие ошибки вы видите в употреблении глаголов?

- Как исправить эти ошибки?

- В данном случае правильность построения высказывания была нарушена, т. к  говорящий пренебрёг одной из важнейших категорий глагола – категорией переходности, употребив в данной категории непереходные глаголы

Тема нашего урока: «Переходные и непереходные глаголы».

Цели урока: на уроке вы должны узнать о критериях переходности  - непереходности глаголов, научиться различать переходные и непереходные глаголы, правильно употреблять винительный и родительный падежи; использовать данные знания, умения, навыки в учебной деятельности, в речевой практике, повторить ранее изученный грамматический материал.

Учащиеся работают с предложениями устно.

- Таким образом построить данные высказывания нельзя.

- Глаголы «гулять», «гуляет».

- Данные глаголы не сочетаются с существительными в винительном падеже  без предлога.

- Поставить существительное при глаголе в нужном падеже.

Учащиеся записывают в тетради тему урока.

Создание проблемной ситуации, установка на запоминание и практическое применение новых знаний.

III. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.

7 мин.

- Каково может быть значение данной темы в учебном материале раздела «Глагол»?

Работа с учебником. Наблюдения стр. 198, параграф 82.

                                     

Вопросно-ответная беседа.

- Что обозначают данные глаголы?

Наблюдения  на стр. 199.

Выявление второго и третьего критериев переходности глаголов.

Высказывания с переходными глаголами могут быть утвердительными и отрицательными. Во втором случае перед глаголом ставится отрицательная частица НЕ. Что происходит с формой существительного? В каком падеже оно должно стоять при отрицании? Проанализируем примеры, сделаем вывод.

Часто в магазине мы можем слышать такие просьбы: «Взвесьте мне, пожалуйста, сахара! Отрежьте сыра!» Что значит форма родительного падежа сахара, сыра? Это значение родительного падежа носит название «родительной части».

Проанализируем примеры в учебнике, сделаем вывод.

Итак, назовём три критерия переходности глаголов.

Вернёмся к нашим предложениям. Сформулируем высказывания

Его нет дома, пошёл гулять с собакой.

Няня гуляет с ребёнком во дворе.

Глагол «гулять» - непереходный, т.к. не отвечает трём критериям переходности. Не может быть употреблён в значении переходного глагола.

- Знание этой темы поможет нам в умении, грамотно употребляя формы глагола, составлять высказывания и употреблять их в речи.

Учащиеся работают с текстом стихотворения «Мастер» Н.Саконской, выявляя глаголы, которые сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога, определяя, каким членом предложения является это существительное, выписывая словосочетания « гл. + сущ в вин. пад. без предл.».

Сложил (что?) пожитки (вин. п.)

приладил (что?) доску (вин. п.)

взял (что?) пилу (вин.п.)

отхватывать (что?) бруски (вин.п.)

ВЫВОД: данные глаголы сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, обозначают действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога. Это первый критерий переходности.

Остальные глаголы являются непереходными.

Дополнение (существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже:

  1. при отрицании;

  1. при указании на часть предмета.

Глагол является переходным, во-первых, если при нём есть или может быть дополнение, выраженное сущ., мест., числ. в вин. п. без предлога;

во-вторых, если при таком глаголе есть отрицание и дополнение, выраженное сущ. или мест. в род. пад. без предлога;

в-третьих, если при таком глаголе дополнение, выраженное сущ. в род.п. без предлога, указывает на часть предмета.

Вводятся языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия. Анализируется формулировка понятия, данная в учебнике. Наблюдения проводятся на материале связных текстов.

IV. Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на новом языковом материале.

10 мин.

Выполнение аналитических упражнений, построение устных рассуждений. Упр.475 (выборочно)

Проверяя задание на доске, учащиеся сами оценивают ответ, задают дополнительные вопросы по изученной теме.

На доске работают два человека.

Класс получает усложнённое задание: самим подобрать дополнения, не пользуясь материалом для справок.

Дополнительное задание: составить простое предложение с одним из словосочетаний.

Данный этап позволяет выявить первичный уровень закрепления знаний, проверить умение учащихся логически рассуждать в соответствии с приобретёнными умениями различать переходные и непереходные глаголы.

V. Пауза отдыха.

1мин.

Учащиеся разминаются.

Проявление внимания к здоровью детей, их работоспособности.

VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретённых знаний и умений.

20 мин.

Работа с дидактическим материалом по данной теме. (Приложение к уроку)

Виды контроля и фиксации знаний:

  1. В парах взаимопроверка.
  2. Сигнальные карточки: справились – зелёная, не справились – красная.
  3. Ключ. Самопроверка.
  4. Ключ и сигнальные карточки.

  1. «Дополнения без управления». Подобрать к данным дополнениям глаголы, определить их переходность или непереходность.

3.«Сам себе редактор». Найдите и исправьте ошибки, допущенные при употреблении   глаголов. Запиши предложения в исправленном виде.

2.«Ты узнаешь его по признакам…». Найдите по данным морфологическим признакам глаголы, подчеркните их как члены предложения. Выпишите в соответствии с каждой группой морфологических признаков.

4. Тестовые задания по вариантам.

Задания 1,2.3 разноуровневые

Овладение способами действия по правилу, алгоритмическими предписаниями, инструкциями. Выполнение аналитико-синтетических упражнений частично-поискового типа.

  1. Проверяется усвоение критериев переходности глагола.
  2. Проверяется усвоение умения выделять переходные и непереходные глаголы в предложениях; введение категории переходности и непереходности в ряд морфологических признаков глагола.
  3. Развитие речевых навыков учащихся, привитие норм правильной речи.
  4. Обобщение изученного . Итоговое закрепление приобретённых ЗУН.

Оформление знаний, полученных на уроке, в виде устных и письменных заданий, повторение алгоритмов действия по распознаванию понятия по применению правила.

Формулирование задач выполнения дифференцированных упражнений, сопутствующие комментарии.

VII. Подведение итогов урока.

3 мин.

- Какова была цель урока? Добились мы результатов? Что узнали, чему научились?

Учащиеся заполняют листы самооценки результативности деятельности на уроке.

Выводы, оценка деятельности

VIII. Задание на дом.

1 мин.

Комментарии, пояснения по выполнению домашнего задания

Задают уточняющие вопросы по домашнему заданию

Задание на конструирование собственного текста в письменной форме с включением изученного грамматического факта.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  Ф.И.ученика________________

Приложение №1. «Дополнения без управления».

(Первый уровень). Задание: подберите к данным дополнениям глаголы. Определите, переходными или непереходными они являются.

(Второй уровень). Задание: подберите к данным дополнениям глаголы. Определите, переходными или непереходными они являются. Укажите их вид и спряжение.

________________                                         __________________

________________        шесть                       __________________  сахара

________________                                         __________________

________________

________________         у дома

________________

Приложение №2. «Ты узнаешь его по признакам…»

(Первый уровень). Задание: найдите по данным морфологическим признакам в тексте глаголы, подчеркните их как члены предложения. Выпишите в соответствии с каждой группой морфологических признаков.

(Второй уровень). Задание: найдите по данным морфологическим признакам в тексте глаголы, подчеркните их как члены предложения. Выпишите в соответствии с каждой группой морфологических признаков. Составьте схему третьего предложения.

  Листок травы-росянки внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его. Сорвёшь такую чашечку и пригубишь росинку. Росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

                                                                                                 (Л.Толстой)

1) несовершенного вида, непереходный, I спряжения, настоящего времени, 3-го лица, мн. числа __________________________________________________

2) совершенного вида, переходный, II спряжения, будущего времени, 2-го лица, ед. числа   ____________________________________________________

____________________ ( схема предложения)

Приложение №3. «Сам себе редактор».

(Первый уровень). Задание: найдите ошибки, допущенные при употреблении глаголов. Запишите предложения в исправленном виде, заменив непереходные глаголы переходными.

Ты куда машину едешь? Там же яма!

__________________________________________________________________

Если ты сам трусишь, то меня-то зачем трусить?

__________________________________________________________________

(Второй уровень). Задание: найдите ошибки, допущенные при употреблении глаголов в данном стихотворении. Попробуйте исправить их, сохранив стихотворную форму.

Александр Введенский «Приглашение меня подумать».___________________

Нас кругом сияет день,                         __________________________________

Под нами камень, под нами пень.

Нас кругом трепещут птицы                __________________________________

И ходят синие девицы.

Приложение №4.  Тест по теме «Переходные и непереходные глаголы»

                                                I вариант.

1. Какое утверждение является неверным?

А. Переходные глаголы сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога.

Б. Непереходные глаголы могут употребляться в значении переходных. При этом правильность построения высказывания не нарушается.

В. Дополнение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже: 1) при отрицании; 2) при указании на часть предмета.

2. Найди строку, в которой даны только переходные глаголы.

А. Строить, дышать, думать.

Б. Плыть, гулять, бежать.

В. Читать, рассказывать, писать.

3.Найди строку, в которой даны словосочетания с непереходными глаголами.

А. Любить жизнь, прыгать через забор.

Б. Отрезать масла, вычесть пять.

В. Думать о лете, гордиться собой.

  1. Найди предложение с переходным глаголом.

А. В тумане он не разглядел маяка.

Б. Мы улыбались и радовались жизни.

В. Я завидовал ему «белой» завистью.

5. Найди предложение, в котором непереходный глагол употребляется в значении переходного.

А. Расхохотаться можно и от неожиданности.

Б. Было до того смешно, что я расхохотался.

В. Представляешь, он сидит каменный, а я его расхохотал.

Приложение №4. Тест по теме «Переходные и непереходные глаголы».

                                               II вариант.

1. Какое утверждение является неверным?

А. Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит или может переходить на другой предмет, название которого ставится в винительном падеже без предлога.

Б. Непереходные глаголы не могут употребляться в значении переходных, так как при этом нарушается правильность построения высказывания.

В. Дополнение при переходном глаголе может стоять в дательном падеже: 1) при отрицании; 2) при указании на часть предмета.

2. Найди строку, в которой даны только переходные глаголы.

А. Бегать, тренироваться, читать.

Б. Видеть, ощущать, чувствовать.

В. Торопиться, увлекаться, возвращаться.

3.Найди строку, в которой даны словосочетания с непереходными глаголами.

А. Путешествовать с другом, плавать под водой.

Б. Читать книгу, прибавить четыре.

В. Гулять с собакой, добавить соли.

4. Найди предложение с переходным глаголом.

А. В кружке мы занимались рукоделием.

Б. Спокойное море не предвещало шторма.

В. Вскоре он увлёкся чтением.

5. Найди предложение, в котором непереходный глагол употребляется в значении переходного.

А. Родители вчера уехали в отпуск.

Б. Поэт не по собственной воле уехал из страны.

В. Его самым грубым образом уехали, пригрозив арестом.

Лист самооценки результативности деятельности на уроке

Ф.И.ученика__________________________________________

Результативность моей деятельности в течение урока на данных его этапах я оцениваю так (в баллах от 0 до 5):

  1. Знакомство с новым материалом____
  2. Применение новых знаний, работа с учебником______
  3. Закрепление знаний. Работа с приложением №1 «Дополнение без управления»_____
  4. Работа с приложением №2 «Ты узнаешь его по признакам»_____
  5. Работа с приложением №3 «Сам себе редактор»_____
  6. Работа с приложением №4. Тестовые задания_________

Какой этап понравился больше (+)                         вызвал затруднения (-):

1. Знакомство с новым материалом___                  ___

2. Работа с учебником                     ____                 ___

3. «Дополнение без управления»____                     ___

4. «Ты узнаешь его по признакам»___                    ___

5. «Сам себе редактор»                   ___                     ___

6. Тестовые задания                        ___                     ___

Итоговая оценка моей деятельности на уроке______

Самоанализ урока

В классе по списку 21 человек. Это дружный, сплочённый коллектив, отличительными особенностями которого являются доброжелательное, заинтересованное отношение к предмету, готовность выполнять требования учителя, умение работать в обстановке сотрудничества и взаимопомощи.

В целом, для ребят характерен высокий уровень слуховой и зрительной памяти, хорошо развита долговременная. У большинства на высоком уровне сформировано произвольное запоминание, они обладают способностью переключаться с одного вида деятельности на другой. Учащиеся проявляют активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.

Условно класс можно разделить на три группы. Первая группа (7 человек) – дети с хорошо развитой познавательной мотивацией. Их отличает высокий уровень словесно-логического мышления, а также высокий уровень активности, самостоятельности в учебной деятельности. Они хорошо владеют навыками мыслительных операций анализа и синтеза, способны к длительному сосредоточению внимания, активны на всех этапах урока. Ученики грамотны, богатый словарный запас используют как в письменной, так и в устной речи. Дети владеют навыками установления причинно-следственных отношений между изучаемыми понятиями, самостоятельно делают выводы и обобщения, могут выделять существенные признаки, классифицировать материал. Ребята обладают высоким уровнем переключения внимания, способны запомнить большой объём информации, долговременная память развита хорошо.

Учащиеся любят задания творческого характера, способны выполнять упражнения повышенной сложности, требующие самостоятельных логических рассуждений. У всех учащихся этой группы вполне адекватная оценка собственной деятельности, поэтому для них особенно важен этап взаимопроверки в учебной деятельности.

На уроке данные психологические особенности детей были учтены при планировании работы по организации познавательной мотивации в начале урока в форме побудительной работы познавательно-поискового типа, в ходе которой учащиеся, оперируя имеющимися знаниями, становятся перед неизвестными фактами, создающими проблемную ситуацию; констатирующий вид работы познавательно-поискового типа, предусматривающий познание и описание новых фактов и явлений, а также логически-поисковые задания, ведущие к приобретению и углублению знаний на основе анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, систематизации и обобщения.

Все упражнения по закреплению вновь приобретённых знаний, умений и навыков для этой группы детей содержат дополнительные задания (второй уровень). С учётом способностей детей было составлено дифференцированное домашнее задание творческого характера. В ходе урока им была предоставлена возможность оценки деятельности одноклассника с обоснованием данной, а также возможность выполнить функции консультанта.

Вторая группа (9 человек) – дети, у которых ведущей мотивацией является как познавательная, так и родительского и учительского одобрения. Ведущим является наглядно-образный тип мышления. Ребята трудолюбивы, усидчивы, добросовестны и ответственны. Обладают относительным уровнем познания и самостоятельности в учебной деятельности. Работоспособность на уроке неплохая: могут сосредоточенно работать в течение 30 минут урока. Однако поскольку ведущим типом мышления является образное, тесно связанное с эмоциональной сферой, глубокое восприятие учебного материала происходит лишь при наличии устойчивого интереса к предмету изучения. Речь и все виды памяти развиты в пределах возрастной нормы. Но способность к операциям анализа и синтеза сформированы недостаточно, ребята не всегда могут выделить главное, существенное. Иногда могут не увидеть особенности задания, с трудом концентрируют внимание на сложном для восприятия упражнении, что приводит порой к пассивности на уроке. Операция абстрагирования развита не в полном объёме. У ребят данной группы лучше сформирована долговременная механическая память, а также характерен неплохой уровень произвольного внимания.

Данных учащихся необходимо побуждать к активной деятельности на уроке, используя игровые моменты, яркие, образные примеры, повышающие работоспособность, а также разнообразные формы алгоритмов, облегчающих запоминание материала.

Данные психологические особенности учащихся учитывались при организации работы по составлению алгоритма действия, использования при закреплении вновь приобретённых знаний опорной схемы; на их возможности ориентирован и второй уровень заданий познавательно-поискового типа, а также итоговая самооценка результативности деятельности на уроке.

Третья группа (5 человек) требует особого внимания учителя. Это дети с хроническими заболеваниями. Для учащихся характерна быстрая утомляемость. Дети не всегда могут концентрировать внимание на заданиях, требующих длительной сосредоточенности, часто отвлекаются, затрудняются при выполнении задания без опоры на образец.

 

Слуховая и моторная память развиты на среднем уровне. Словарный запас беден, поэтому учащиеся подчас с трудом выражают собственные мысли. Слабо развиты мыслительные операции анализа и синтеза, обобщения. Процесс написания опережает процесс обдумывания, что приводит к трудностям при объяснении выбора ответа.

Дети имеют сниженную активность на уроке, их необходимо побуждать к деятельности, вовлекая в групповые формы работы, предлагая индивидуальные задания. Ребятам из этой группы, как правило, даётся достаточно времени на обдумывание и подготовку ответа, формируется уверенность в собственных силах не только оценкой, но и похвалой.

В соответствии с психологическими особенностями учащихся третьей группы на уроке были предусмотрены следующие методические приёмы: первый уровень знаний частично-поискового типа, возможность первичного закрепления вновь приобретённых знаний в соответствии с образцом (репродуктивный метод), использование алгоритма действия и опорной схемы, вовлечение в групповую форму работы, самооценка результативности собственной деятельности на уроке, что в отношении детей из данной группы благотворно может сказаться на осознании ими одинаковых возможностей в сравнении со всеми остальными учащимися.

Таким образом, исходя из наблюдений за классом, можно сделать следующие выводы. Все ребята в своей деятельности ориентируются на учителя, продуктивность результатов выполняемой работы. Дети имеют хорошо выраженное чувство собственного достоинства, не лишены артистизма, умеют управлять собой. На уроках успешно демонстрируют свои знания, задействовав в процессе обучения знания других учебных предметов.

Работа с классом будет продолжена по следующим направлениям:

  1. Развитие познавательной деятельности.
  2. Умение осуществлять разноплановую интеллектуальную деятельность.
  3. Целеполагание, планирование использования логических средств, операций.
  4. Развитие речи как основного инструмента в обучении.
  5. Формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи, поддержки.
  6. Работа над стремлением добиваться успеха в учебной деятельности.

        Список использованной литературы

Учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений/ [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.] – М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: « Значение глагола в речи»

Конспект урока по русскому языку в 8 классе                     « Значение глагола в речи»...

конспект урока по русскому языку "Переходные и непереходные глаголы"

Данный конспект подходит для изучения темы "Переходные и непереходные глаголы" как в 5, так и 6 классе (в зависимости от программы). Урок содержит проблемно-диалоговую структуру, соответстсвует новым ...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Глагол как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол как часть речиЦели деятельности учителя: формирование представления у обучающихся о новой части речи – глаголе, о существенных признаках глагола; формир...