Урок "Обобщение изученного по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок русского языка в 7 классе. Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя числительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obobshchenie_izuchennogo_po_teme_imya_chislitelnoe.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение изученного по теме «Имя числительное»

Цель: Обеспечить организацию деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов их применения при решении практических задач по теме “Имя числительное”.

Оборудование:

1) таблица со словарной работой;

2) раздаточный материал (распечатан на каждого ученика).

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

II. Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня у нас заключительный урок по теме “Имя числительное”. Наша задача – обобщить и систематизировать все, что вы знаете о числительном, а также проверить, умеете ли вы применять на практике свои знания о склонении числительных, правильно ли вы употребляете числительные с другими частями речи, соблюдаете ли нормы произношения. А также я хочу пригласить вас совершить заочную экскурсию в прошлое и настоящее нашего края – Курской области, которой в этом году исполнится 68 лет со дня образования Мы перелистаем героические страницы истории Курской области, затронем ее современные проблемы. А заодно вы убедитесь, какая это важная часть речи – имя числительное.

III. Проверочная работа (тестирование).

Цель: проверить осознанность знаний определений и правил по теме “Имя числительное”.

Сейчас проверим, насколько хорошо вы усвоили теоретические знания по изученной теме. С этой целью я предлагаю вам тестовые задания. (См. в книге: Т.А. Костяева. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 6 класс. М., “Просвещение”, 1997.)

Тест для проверки осознанности знаний определений и правил

1. Имя числительное – это часть речи, которая обозначает:

а) предмет;
б) количество предметов, число, порядок предметов при счете;
в) признак предмета;

2. Имена числительные делятся на:

а) качественные и относительные;
б) собственные и нарицательные;
в) количественные и порядковые.

3. Составные числительные – это числительные, состоящие из:

а) одного слова с двумя корнями;
б) двух или более слов.

4. Мягкий знак пишется:

а) на конце всех числительных;
б) на конце числительных от
пяти до двадцати и в числительном тридцать;
в) в именительном и винительном падежах числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня.

5. У количественных числительных есть разряды:

а) обозначающие целые числа;
б) собирательные;
в) обозначающие порядок предметов при счете;
г) обозначающие дробные числа.

6. При склонении дробных числительных:

а) склоняются обе части как числительные;
б) склоняются обе части как прилагательные;
в) первая часть склоняется как числительное, вторая – как прилагательное во множественном числе.

7. Собирательные числительные сочетаются:

а) со всеми существительными;
б) с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детенышей животных;
в) с существительными, употребляющимися только во множественном числе.

8. Порядковые числительные обозначают:

а) количество предметов;
б) порядок предметов при счете;
в) несколько предметов как одно целое.

9. Порядковые числительные изменяются:

а) по падежам, родам и числам;
б) по лицам и числам;
в) не изменяются.

10. В составных порядковых числительных:

а) склоняется только последнее слово;
б) склоняются все слова;
в) ни одно слово не склоняется.

IV. Словарно-орфографическая диктовка.

Повторим правописание слов, с которыми вы знакомились, изучая тему “Имя числительное”.

Миллион, миллиард, километр, гектар, центнер, тонна, процент, территория, одиннадцать, двести, триста, четыреста, бассейн.

Работа в парах.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте написание этих слов друг у другу, оцените работу своего товарища.

V. Словарная работа.

Сейчас я хочу познакомить вас с правописанием и значением слов, которые встретятся на уроке как в текстах, так и в отдельных предложениях. Эти слова обозначают названия территориальных единиц, на которые делится государство. Регион, область, район – это названия современных территориальных единиц.

регион

область

район

Составьте предложения со словами второго столбика, употребив числительные.

VI. Индивидуальные задания по карточкам у доски.

Карточка № 1

Первые православные храмы по…вились на Курской земле в 992 году.

  1. Выполнить синтаксический разбор предложения.
  2. Числительное 992 разобрать морфологически.

Карточка № 2

Курская область была образована 13 июня 1934 года . В ее состав входит 28 районов, 10 городов, 23 поселка городского типа. Население област… сост…вляет  1 ми (л, лл)ион 323 тысяч  человек.

  1. Объяснить постановку пропущенной запятой, объяснить пропущенные орфограммы.
  2. Записать имена числительные словами, распределив их на два столбика: количественные/порядковые.

VII. Комментируемое письмо.

Цель: повторить постановку тире между подлежащим и сказуемым.

Объясните правописание числительных, постановку знаков препинания, составьте схемы предложений.

  1. Город Курск – экономический и культурный центр Курской области.
  2. Семью восемь – пятьдесят шесть.
  3. Длина реки Сейм – 748 км.

Далее заслушиваются ответы учеников, выполняющих индивидуальные задания у доски.

VIII. Исправление недочетов в употреблении имен числительных. (На парте у каждого ученика имеется раздаточный материал.)

Цель: проверить умение находить недочеты в употреблении имен числительных, исправлять эти недочеты, правильно употреблять числительные.

А теперь проверим, умеете ли вы правильно употреблять имена числительные. Я предлагаю вам следующее задание: отредактируйте предложения, в которых есть ошибки в употреблении числительных. Объясните, в чем причина этих ошибок. Задания выполняем устно.

1) По обеим берегам Сейма растут сосны.

2) В тысяча семьсот девятого года в Рыльске останавливался Петр 1.

3) За последние восемь лет в Курскую область для постоянного проживания приехали более двести восемьдесят тысяч человек.

IX. Физкультминутка.

Давайте немного отдохнем. Проводим физкультминутку.

Раз, два, три, четыре, пять - (дети маршируют)
Все умеем мы считать! (сгибают пальцы)
Шесть, семь, восемь - (наклоны в стороны)
О числительном мы спросим, (махи руками)
Как читать и как писать, (кисти рук на плечах, круговые движения)
Документы заполнять! (вращения кистями)
Девять, десять – не зевай: (наклоны головы вперед – назад)
С нами правила повторяй! (наклоны головы вправо – влево)

X. Работа с текстом. (На парте у каждого ученика имеется раздаточный материал.)

Курская область – составная часть Центрально-Черноземного региона Российской Федерации. Она была образована 13 июня 1934 года. В состав Курской области входят 28 районов, 10 городов, 23 поселка городского типа. Численность населения –  1 миллион 323 тысячи  человек. 1/3 часть населения проживает в сельской местности.

Площадь составляет 29,8 тысяч квадратных километров.  Протяженность ее границ – 1250 километров. Через Курск проходят важнейшие авто – и железнодорожные магистрали межгосударственного значения, соединяющие Москву с южными районами России, а также с Украиной.

Задания: 

  1. Выразительно прочитайте текст.
  2. Докажите, что это текст, а не отдельные предложения.
  3. Определите тему текста.
  4. Определите стиль текста и тип речи.
  5. Какова роль числительных в тексте?
  6. Запишите числительные словами, объясните их правописание.
  7. Сделайте морфологический разбор одного числительного (по выбору учащихся).

XI. Дифференцированные задания. (На парте у каждого ученика имеется раздаточный материал.)

Обратимся к славному героическому прошлому нашего родного края. Вспомните уроки истории, заседания краеведческого кружка, который вы посещаете, и ответьте на вопросы:

1) О чем вам говорит дата 1943 год?

2) Какое отношение эта дата имеет к Курску?

(Летом 1943 года произошла Курская битва, советские войска освободили территорию нашей области от немецких оккупантов. 5 августа 1943 года освобожден город Курск, и в Москве в честь этого события был дан первый салют.)

Спасибо за исторический комментарий. А теперь я предлагаю вам дифференцированные задания. Выберите для себя такое задание, с которым вы сможете успешно справиться.

“3” Согласуйте имена числительные с существительными. Числительные запишите словами. Обозначьте падеж.

Из 120 орудий.

12 артиллерийскими залпами.

К 5 августа 1943 года.

После 49 дней.

“4” Ответьте письменно на данные вопросы, указывая дату.

  1. Когда был дан первый салют в Москве?
  2. Сколько дней длилась Курская битва?
  3. Когда наша страна будет отмечать 70-летие Курской битвы?

Для справок: 5 августа 2013 года; 5 августа 1943 года; 49 дней.

“5” Напишите сочинение-миниатюру на тему “Первый салют в Москве”, используя при этом опорные слова.

5 августа 1943 года; впервые; 120 орудий; 12 артиллерийских залпов; знаменательная победа.

Образцы ученических сочинений:

Пятого августа тысяча девятьсот сорок третьего года после ожесточенных боев советские войска освободили город Курск от немецких захватчиков. В честь знаменательной победы впервые в истории Великой Отечественной войны вечером пятого августа в Москве был дан салют двенадцатью артиллерийскими залпами из ста двадцати орудий.

Пятое августа тысяча девятьсот сорок третьего года – знаменательная дата. В этот день советские солдаты освободили город Курск от немецких оккупантов. В честь великой победы в Москве впервые был дан салют. Вечернее небо столицы озарилось миллионами разноцветных огней. Двенадцатью залпами из ста двадцати орудий страна славила своих героев. Курск стал городом первого салюта.

XII. “Конкурс на замещение вакантной должности телевизионного обозревателя новостей” (3 человека).

Ученики читают небольшие тексты, содержащие информацию о социальном развитии Курска за последнее десятилетие. Их задача – соблюдение грамматических и орфоэпических норм.

Роль жюри играет класс.

XIII. Итог урока. 

  1. Какую роль играет в речи имя числительное?
  2. Зачем нужно изучать имя числительное?
  3. Помогли ли вам имена числительные лучше узнать историю родного края?

XIV. Домашнее задание.

“3” упр. 388: списать 3-й абзац, заменяя числа словами;

“4” и “5” упр. 389.

(Задания даются по учебнику: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М., “Просвещение”, 2007.)

XV. Рефлексия.

Прошу вас поделиться своими впечатлениями об уроке. Прикрепите клейкие квадратики к предложению, которое соответствует тому, насколько хорошо вы усвоили тему “Имя числительное”. (Предложения записаны на листе ватмана, который прикреплен на двери класса.)

Тема усвоена полностью.

Требуется повторить.

Тема не усвоена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по теме «Повторение изученного об имени числительном»

Форма проведения: урок – игра «Путешествие трёх кораблей в бухту Имя числительное»  Целеполагание:закрепить и обобщить изученное о числительном; развивать навыки монологической речи; со...

Изучение простых порядковых числительных

Изучение имени числительного в школе представляет особое явление в методике русского языка. Интерес к данной теме заключается в том, что многие обучающиеся сталкиваются с рядом трудностей при изучении...

Открытый урок по теме: "Систематизация и обобщение изученного материала о числительном»

Закрепление изученного материала о числительном. Частотность употребления имени числительного. Выработка навыка выразительного чтения. Работа над орфографической и пунктуационной зоркостью....

«Применение модульной технологии обучения» при изучении темы « Имя числительное» в 6 классе

             Изучение имени числительного в школе имеет свои особенности, свою специфику. Эти особенности связаны как с характером самого предмета изучения чи...

Повторение изученного по теме "Числительное"

Тип урока: повторительно-обобщающий. Форма проведения: урок-путешествие. Оборудование: компьютер, карточки, цветик-семицветик с заданиями, смайлики. Цели:1)повторение изученного в разделе «Имя числ...

Развитие речи при изучении темы " Имя числительное"

Данные устные упражнения помогают  правильно читать числительные, стоящие в косвенных падежах...

Самостоятельное изучение темы "Виды числительных по строению"

Самостоятельное изучение темы "Виды числительных по строению" 6 класс для дистанционного обучения...