Расширение и систематизация научных знаний о языке, осознание его уровней и единиц. Методическая разработка.
методическая разработка по русскому языку по теме
Данная методическая работа была представлена на Всероссийской заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы филологического образования в условиях реализации ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasshirenie_i_sistematizatsiya_nauchnykh_znaniy_o_yazyke.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОУ СПО «Рыльский социально-педагогический колледж»
Курской области
Методическая разработка
учебного занятия
По дисциплине: Русский язык
Раздел: Синтаксис и пунктуация
Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.
Специальность: 050141 «Физическая культура» Курс: 1
Составитель:
Полетаева Т.Н.
2013г.
ОБОУ СПО «Рыльский социально-педагогический колледж»
Курской области
Расширение и систематизация научных знаний о языке, осознание его уровней и единиц
(Всероссийская заочная научно-практическая конференция «проблемы и перспективы филологического образования в условиях реализации ФГОС)
Составитель:
Полетаева Т.Н.
2014г.
Расширение и систематизация научных знаний о языке, осознание его уровней и единиц
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования.
Одним из требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования в области русского языка является расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и категорий языка.
Известно, что одной из основных задач, способствующих повышению качества образования и воспитания, является обеспечение более высокого научного уровня преподавания, прочное овладение основами наук. Для решения этой задачи в процессе обучения русскому языку необходимо максимально использовать возможности, заключенные в содержание предмета, в дидактических материалах, а также в организации деятельности обучающихся на уроке.
К факторам, способствующим расширению и систематизации научных знаний следует отнести фактор использования потенциальных возможностей текстового материала, предложенного для анализа на уроках русского языка. Можно выделить такие приемы работы с текстом:
- составление плана;
- тезирование;
- составление сводной таблицы;
- комментирование;
- составление аннотации учебного материала.
Одним из интересных и плодотворных путей усвоения научных знаний является алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму.
Современная программа ориентирует учителя на усиление практической направленности преподавания русского языка, что обеспечивает системно-деятельностный подход. Это предполагает вооружение обучающихся глубокими и прочными знаниями: усвоение теории в результате языкового анализа, в процессе применения языковой теории для следования нормам русского языка в собственной речи.
На современном уроке русского языка усвоение теоретических сведений происходит в результате правильных действий с языковым материалом. Усвоение теории обеспечивает умение правильно действовать, при этом используется в обучении исследовательский подход, смысл которого заключается в том, что обучающиеся получают знания не в готовом виде, а добывают их в процессе своего труда. Именно такой урок нужен ученику. Важно, чтобы знание о незнании воспринималось учащимися как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания. В процессе систематической деятельности на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Обучающиеся учатся фиксировать затруднения в своей деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель соей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. А при открытии нового знания, на этапе закрепления, учатся сравнивать, анализировать, делать выводы, формулировать свое мнение и позицию. Подобные приемы способствуют расширению, углублению, систематизации научных знаний о языке.
Нельзя не согласиться с мнением учителей, методистов русского языка, что в основной образовательной программе нет усложненного и второстепенного материала. В современной методике сложился иной путь для реализации принципа развивающего повторения. В соответствии с данными педагогической психологии многие разделы русского языка строятся на основе знаний общего и абстрактного характера; изучаемые понятия даются вначале в общем виде, а затем в процессе дальнейшей работы эти общие понятия конкретизируются, раскрываются все новые их признаки. Учащиеся должны усвоить в процессе изучения русского языка, что в языке все взаимосвязано и взаимообусловлено. Для осознания системности языка, взаимосвязи его единиц достаточно познакомить обучающихся с тем, что язык состоит из единиц, на которые он членится: единицы языка служат строевыми элементами для единиц высшего порядка (звуки для морфем и слов, слова – для словосочетаний и предложений, предложения – для текста); единицы языка имеют свои правила сочетаемости.
С единицами языка, их функциями и значениями обучающиеся знакомятся последовательно в процессе исследования языкового материала. Практические навыки опираются на знание о языке. Например, чтобы научиться различать на письме гласные в личных окончаниях глагола, необходимо знать о глаголе следующее: вид, время, лицо, спряжение, а также уметь определять спряжение, находить неопределенную форму глаголо того же вида, знать глаголы-исключения.
Данный пример иллюстрирует взаимосвязь изучения языковой теории и формирования практических умений. Следует помнить, что любой опыт имеет практическую значимость и актуален при формировании у учащихся системы научных знаний.
Опыт показывает, что глубокое и серьезное изучение включенных в программу общих сведений о языке доступно обучающимся, вызывает у них интерес и активность; способствует формированию и развитию у них научных представлений о человеке, обществе и языке.
Литература
1.Федеральный закон «Об образовании в РФ».
2. Фундаментальное ядро содержания общего образования/Российская Академия наук, Российская Академия образования, под редакцией Козлова В.В., Кондакова А.М. – М.: Просвещение, 2011.
3. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. М.: Просвещение, 2010.
4. Петерсон Л.Г., Агагов Ю.В., Куйбышева М.А, Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М.: Школа 200.., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в коррекционной школе 8 вида (методическая разработка)
Работа с орфограммами очень сложна для детей с ограниченными возможностями, но проведение систематической индивидуальной работы над ошибками, повышает грамотность умственно отсталых учащих...
Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в коррекционной школе 8 вида (методическая разработка)
Работа с орфограммами очень сложна для детей с ограниченными возможностями, но проведение систематической индивидуальной работы над ошибками, повышает грамотность умственно отсталых учащих...
Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в коррекционной школе 8 вида (методическая разработка)
Работа с орфограммами очень сложна для детей с ограниченными возможностями, но проведение систематической индивидуальной работы над ошибками, повышает грамотность умственно отсталых учащих...
Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в коррекционной школе 8 вида (методическая разработка)
Работа с орфограммами очень сложна для детей с ограниченными возможностями, но проведение систематической индивидуальной работы над ошибками, повышает грамотность умственно отсталых учащих...
Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в коррекционной школе 8 вида (методическая разработка)
Работа с орфограммами очень сложна для детей с ограниченными возможностями, но проведение систематической индивидуальной работы над ошибками, повышает грамотность умственно отсталых учащих...
Организация индивидуальной работы над ошибками по русскому языку в коррекционной школе 8 вида (методическая разработка)
Работа с орфограммами очень сложна для детей с ограниченными возможностями, но проведение систематической индивидуальной работы над ошибками, повышает грамотность умственно отсталых учащих...
Урок английского языка по теме "День Святого Валентина". Методическая разработка.
Данный материал может быть полезен учителям английского языка 6-8 классов, а также для проведения внеклассного мероприятия....