Новая форма проведения заседания методического объединения учителей русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку на тему

Сорокина Ирина Тимофеевна

В предлагаемом сценарии совместного заседания учителей рксского языка, литературы и истории можно наглядно увидеть новую форму проведения заседания методического объединения. Заседание методического объединения проходило по теме, особенно актуальной в наши дни: "Организация исследовательской деятельности учащихся. Условия успешности", мы предлагаем провести его в форме круглого стола, где каждый из участников диалога выскажет свою точку зрения. Считаем такую форму проведения заседания методического объединения учителей наиболее продуктивной в методической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности школьников.

 Условия успешности.

Методический диалог МО учителей гуманитарных дисциплин

Сорокина И.Т.: Мы проводим интегрированное занятие МО учителей гуманитарных дисциплин и поразмышляем  том, как на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности реализуются творческие способности одаренных детей.

 Тема нашего заседания:                          

 «Организация исследовательской деятельности школьников.

Условия успешности» (слайд 1)

Какие вопросы вы могли бы сформулировать по данной теме?

1) Как происходит научное открытие? Случайно или закономерно его появление?

2) Любой ли ребенок может быть исследователем? Что может исследовать ученик среднего звена или старшей школы?

3) Каковы этапы и особенности работы над исследованием? Как сделать такую работу востребованной и успешной?

4) Как выбрать тему? Что она дает ученику? Учителю? С чего начать?..

 Сорокина И.Т:

Это лишь немногие вопросы, которые встают перед любым исследователем.

Вспомним слова Пифагора: «Прежде старайся исследовать вещи, находящиеся вблизи тебя, затем те, которые удалены от твоего зрения». Действительно, ребенок с самого рождения готов к исследовательской деятельности. Он познает мир, исследуя. Но это спонтанное исследование. А что представляет собой научное исследование?

Диденко  С. Н.:

Научное исследование, в отличие от спонтанного – это организованная работа, результат которой имеет практическую пользу не только для самих участников деятельности, но и для всего общества.

Когда одни учащиеся видят успех других на ниве исследовательской деятельности, у первых возникает желание тоже поучаствовать в исследовании. Но нередко случается так, что учащийся желает, тема есть, а работы нет. Какова же формула успеха? Как сделать так, чтобы выполненная работа приносила удовлетворение и учащемуся, ее автору, и руководителю?

Безусловно, с каждым школьником своя последовательность вопросов и их иерархия. Старшеклассник более самостоятелен. Ученик среднего звена сам ответит на вопросы «Что?», «Зачем?», «Что делать?», а вот с вопросами «Как?», «Кому это нужно?» ему придется помочь.

Сорокина И.Т: Самый важный вопрос при выборе темы исследования – ее актуальность.

Проненко В. М.:

.

Думаем, актуальна та тема, которая предполагает наличие определенного поля деятельности. Даже в рамках уже хорошо изученной в науке темы следует найти ту нишу, тот материал, который сможет занять ваше исследование. Работа подобного рода предполагает определенный синтез – совмещение различных дисциплин, теории и практики, взаимодействие гипотезы и эксперимента… Существенную роль играет и так называемый эгофактор – ученик должен  понимать, что и зачем он делает, испытывать внутреннюю мотивацию и быть заинтересованным в выбранной теме не меньше, чем вы.

 Уже в среднем звене необходимо выяснить круг интересов, возможности, а также интеллектуальные особенности ученика, желающего заниматься исследовательской деятельностью.

Иванова И. В.:

В методике школьной исследовательской работы существуют несколько правил выбора темы предполагаемого исследования. Среди них наиболее значимы следующие:

 - тема должна быть оригинальна и правильно сформулирована;

 - тема должна быть выполнима, выбрана в соответствии с возрастными  умственными способностями школьника;

 - тема должна быть интересна ребенку;

Например, возьмем такие темы по краеведению и этнографии:

1. Русская народная кукла

2. Обычаи и традиции Белгородской земли

3. Мифология народного быта

 Если мы посмотрим на формулировку тем, то увидим, что с точки зрения грамотности все они сформулированы верно. А вот с точки зрения прогнозируемой успешности исследования – нет.

Так, например, во второй и третьей теме слишком   общая формулировка, не указаны основные предметы, по которым будет проводиться исследование, темы эти достаточно полно исследованы в краеведении, поэтому в данном случае необходимо конкретизация.

Наиболее удачно сформулирована, на наш взгляд, первая тема (презентация работы)

Немаловажный вопрос при выборе темы исследования – ее актуальность

Сорокина И.Т: В.И. Орлова поделится опытом исследовательской деятельности во внеклассной работе.

ОРЛОВА В.И. (по своей теме) 4 мин

Корнейко Е. –этапы – 6минут.

Так как  исследовательская деятельность  - это тоже деятельность, то она имеет свои этапы.  


1) Обоснование актуальности выбранной темы (важность, значительность чего-либо в настоящее время, современность, злободневность). На какой вопрос мы ищем ответ на данном этапе? –

2) Постановка цели и конкретных задач исследования – Какой результат мы хотим получить?

3) Определение объекта и предмета исследования  - Что мы будем изучать и с какой стороны? (Основным отличием предмета исследования от объекта исследований является то, что предмет исследования является частью объекта исследования. То есть под предметом исследования понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта).

4) Выбор методов исследования (Способ применения старого знания для получения нового знания). Как и при помощи чего можно достичь цель?

5) Описание процесса исследования

6) Формулирование выводов

  Безусловно, с каждым школьником своя последовательность вопросов и их иерархия. Старшеклассник более самостоятелен. Ученик среднего звена сам ответит на вопросы «Что?», «Зачем?», «Что делать?», а вот с вопросами «Как?», «Кому это нужно?» ему придется помочь.

На конкурсе исследовательских работ, который состоится сегодня, участница научного общества гимназиста  «Юный филолог» представит результаты работы по теме «Материалы к словарю этнохоронимов Белгородского района».

 -Какие цель и задачу вы бы сформулировали в начале исследования?

Целью данной исследовательской работы стало рассмотрение белгородских этнохоронимов. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

-рассмотреть понятие «этнохороним»;

- изучить основные модели образования этнохоронимов;

-собрать, проанализировать структуру языковых единиц (этнохоронимы в форме мужского рода единственного и множественного числа) и классифицировать их.

 - Что стало объектом и предметом исследования?

Объектом  исследования стали названия жителей населенных пунктов Белгородского района и города Белгорода в форме мужского рода единственного и множественного числа, т.е. этнохоронимы, а предметом -  особенности образования данных лингвистических единиц.

 -Какие методы исследования вы бы предложили школьнику?

В ходе исследования применялись различные методы (анкетирование, работа с Интернет-ресурсами и др.). Основным для данной работы является метод лингвистического описания, представленный рядом конкретных приёмов (сбор, анализ, классификация материала).

Следует отметить, что юной исследовательнице удалось достичь цели – создать  пусть не исчерпывающий, но словарь этнохоронимов Белгородского района

Отделение «Юный филолог» школьного научного общества в Майской гимназии начало функционировать с сентября 2004/2005 уч. года. Автор программы  -   Т.Ф.Новикова, профессор, доктор педагогических наук.

Одной из целей работы филологического отделения школьного научного общества, которая на начальном этапе лучше осознается школьниками,  - обозначение круга   актуальных для современного этапа развития
филологической науки проблем. А проблемы (и, следовательно, тематика работ) достаточно разнообразны:

  1. в области анализа художественного текста интересной для школьников представляется проблема интертекстуальности (работа Татьяны Хайрулиной «Интертекстуальность в стихотворениях Бориса Пастернака «Никого не будет в доме…» и Натальи Крандиевской-Толстой «Сумерки» стала призёром регионального этапа всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «Меня оценят в XXI веке» в 2012г.

  1. Актуальным направлением следует признать и исследование языковых особенностей произведений белгородских писателей и поэтов.  Юные исследователи доказывают, что творчество современных белгородских писателей  не оторвано от общелитературного процесса,  а находится в его рамках, например, исследования по темам «Венок сонетов в творчестве Т.И.Олейниковой» (на примере стихотворения «Молитва»)» или «Тема осени в творчестве белгородских писателей». Первая из вышеназванных работ стала победителем муниципального этапа научно-исследовательской  конференции школьников «Открытие» в 2012.

  1. Но наибольшей популярностью среди юных ученых пользуются ономастические темы. Маскаева Оля рассмотрела имена, носителями которых являются обучающиеся МОУ «Майская гимназия» (2011-2012 уч.г.) и младенцы, родившиеся в  Белгородском районе в 2011 году и сделала вывод о самых популярных именах гимназии, а предметом исследования Корниенко Анастасии и Казаковой Дианы стали фамилии обучающихся 8 классов. Одноклассники, принявшие участие в эксперименте, признались, что сами заинтересовались историей своей фамилии.

  1. Топонимический материал также представляет безусловный интерес для школьников, потому что позволяет продемонстрировать им истину, что язык действительно вокруг нас. Некоторые  топонимические единицы достаточно редко становятся  объектом внимания лингвистов и краеведов.

К числу малоизученных  топонимических единиц относятся и перифразы -  Попова Анастасия, победительница муниципального этапа и призёр регионального этапа XI Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке».

Шахбазян Анна с исследованием «О белгородских токонцептах»  стала  победителем муниципального этапа научно-исследовательской  конференции  школьников «Открытие».

А другая работа Маскаевой  Ольги по теме «Белгородские эргонимы»  была удостоена 1 места на муниципальном этапе форума научной молодёжи «Шаг в будущее».

В заключении хочу пожелать всем присутствующим заниматься педагогической деятельностью под девизом юных филологов: Во всем мне хочется дойти до самой сути…

Ведущий:

Как видим, в исследовательской работе трудно поставить точку. А надо ли? Ведь, как говорил Сократ, «Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!».

Спасибо за работу. Хочется пожелать всем творческих успехов, удачных открытий.

Рефлексия: «Методический портфель»: Что бы вы положили в свой методический портфель, уходя с сегодняшнего заседания методического объединения?

А вы, уважаемые гости?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование заседаний методического объединения учителей русского языка и литературы

Утверждение рабочих программ по предметам  на 2013-2014 учебный  год...

ПРОТОКОЛ заседания методического объединения учителей русского языка и литературы

протокол заседания методического объединения учителей русского языка и литературы средней школы имени Абая. Протокол написан в развернутом виде с соблюдением всех правил....

План заседания методического объединения учителей русского языка и литературы Неклиновского района. 24.04. 2014г.

Тема: «Актуальные вопросы проведения итоговой аттестации обучаемых по русскому языку в форме и по материалам ГИА»1.     Приветственное слово начальника Управления образованием Некл...

План заседания методического объединения учителей русского языка и литературы Неклиновского района. 24.04. 2014г.

Тема: «Актуальные вопросы проведения итоговой аттестации обучаемых по русскому языку в форме и по материалам ГИА»1.     Приветственное слово начальника Управления образованием Некл...

Протокол заседания методического объединения учителей русского языка и литературы ГБОУ ИТШ

Протокол первого заседания МО учителей русского языка и литературы после объединения в комплекс....

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...