Формирование УУД
методическая разработка по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Текст выступления учителя русского языка и литературы Голодяевой Ольги Владимировны на педагогическом совете по теме «Формирование УУД как фактор повышения качества образования».
Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования УУД на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
собственной мысли, а не памяти
Л.Н.Толстой
Критическое мышление - это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
РКМЧП учит учиться.
Учебный процесс интерактивен : учащиеся взаимодействуют друг с другом, с педагогом, что соответствует основным требованиям к образованию ФГОС ООО
В программе РКМЧП
определение критического мышления
состоит из 6 компонентов. Критический мыслитель:
- Формирует собственное мнение
- Совершает обдуманный выбор между различными мнениями
- Решает проблемы
- Аргументировано спорит
- Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение
- Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:
- Методы и приемы данной технологии на уроках русского языка и литературы. толстые и тонкие вопросы;
- фишбоун;
- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;
- мозговая атака;
- групповая дискуссия;
- чтение с остановками.
- вопросы Блума;
- кластеры;
- синквейн;
- диаманта;
- «продвинутая лекция»;
- эссе;
- стратегия ЗХУ;
- перепутанные логические цепочки и другие
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
Приём «Двойной дневник»
Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или Непонимание) | Комментарии. Что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала? |
Не могу я с тобой играть. Я не приручён. | Приручить – это значит подружиться |
Это давно забытое понятие. Оно означает: создать узы. | Семейные узы, родство, единство |
Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. | Подружиться – значит стать кому-то необходимым |
Нет таких магазинов, где торговали бы друзьями. | Друг нужен каждому, надо ценить то, что не куплено за деньги, а создано тобой или кем-то ещё |
Прием чтения с пометами «Инсерт»
Прием работы «Мудрые совы»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Приём «Фишбоун» Диаграмма рыбного скелета (fishbone diagram).
З | Х | У |
1.Жанр ода 2.Поэт Ломоносов | 1.Временные рамки 2. Особенности жанра 3. Других писателей-классицистов
| Третья графа заполняется по мере прослушивания лекции, самостоятельной работы с учебником |
Эссе: Кто виноват в смерти Муму?
- 1. Герасим?
- 2. Барыня?
- 3. Степан, передав приказ барыни?
- 4. Политическая ситуация?
- 5. Общественное мнение?
- 6. И.С.Тургенев?
Почему ты так считаешь, обоснуй свой ответ, оформи свои мысли в сочинении-эссе
- Диамант, даймонд, хайку, штрих.
Задания могут быть различными: составить синквейн, диамант, даймонд, хокку, штрих - определить тему синквейна (слово в первой строке), просмотрев имеющиеся строчки
- составить рассказ по готовому синквейну
- найти ошибку.
- СИНКВЕЙН ( с фр. «шесть строк» – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.
- Даймонд состоит из 7 строк.
Два существительных (первая и
последняя (строки) выражают два противоположных понятия.
Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.
Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.
Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.
Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке
- Прмер: Гипербола
- Огромная, наибольшая.
- Преувеличивает, преумножает, расширяет.
- Гулливера превращает в Мальчика с пальчика.
- Преуменьшает, умаляет, суживает.
- Крохотная, наименьшая
- Литота
- Схема хокку Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то
- Строчка 2: Какого?
- Строчка 3: Как?
Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением
- Пальма
- Гордая, упорная
- Стремящаяся, растущая, надеющаяся
- Воздух, солнце, свобода, вера
- Борющаяся, пробивающая, истерзанная
- Мёртвая, свободная
- Героиня
Штрихи
- 1-я строка. 1 существительное.
- 2-я строка. 2 прилагательных.
- 3-я строка. 3 причастия.
- 4-я строка. 4 глагола.
- 5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)
- 6-я строка.
Сложносочинённое или сложноподчинённое предложения по теме
Ромашка БлумаПростые вопросы. Это вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их целесообразно использовать при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т.д.
- Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказалИнтерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
- Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим. «Что произошло, если бы Герасим не утопил Муму?», «Что произошло бы, если бы Робинзон Крузо не встретился с Пятницей на острове?»
- Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
- Практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. «Есть ли место Маленькому принцу в современной жизни?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Итак, шесть лепестков — шесть типов вопросов.
Приём чтения с остановками
Библейская притча «Следы на песке».
- Предположите , о чем будет идти речь?
Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь.
- Какие события могут произойти в
описанной обстановке?
На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа
- Что вы почувствовали, прочитав эту
часть, какие ощущения у вас возникли?
Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.
- Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:
— Не ты ли говорил мне: если последую путём твоим, ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в тебе?
Господь отвечал:
- Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?
Господь отвечал:
— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена я нёс тебя на руках.
- Что будет с героем после событий рассказа
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся
Как классный руководитель 7 класса я третий год провожу работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...
«Формирование ОУУНов у студентов нового набора» Формирование ОУУНов у студентов -первокурсников
Формирование ОУУНов как одно из важнейших направлений в адаптации студентов к учебному процессу и в их профессиональной направленности.В презентации показаны приемы формирования таких навыков у ...
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...
«Формирование географической культуры. Пути, способы и методические проблемы формирования»
Формирование географической культуры учащихся - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую де...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.
Рабочие программы составлены по программе для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...
«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся
Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...