Рабочая программа. Русский язык. 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rya_6_klass.doc | 417 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе:
- программы общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. – 11-е изд., М.: Просвещение, 2010. – 46 с. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.
- примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений Государственного стандарта общего образования (2004);
- инструктивно-методического письма Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании предметов «Русский язык» и «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году».
Обоснование рабочей программы:
Областным базисным учебным планом и учебным планом МОУ Кизильская СОШ № 2 предусмотрено 35 учебных недель в 6 классе из расчёта 6 часов в неделю, что предполагает 210 часов в учебном году. Часы программы полностью реализованы в календарно-тематическом планировании и отражены в учебно-календарном плане.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: титульный лист, пояснительную записку, учебно-календарный план, календарно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку в 6 классе; содержание программы, формы и сроки проведения контрольных работ, перечень учебно-методических средств обучения.
Программа предусматривает проведение контрольных письменных работ:
контрольных диктантов – 9;
контрольных тестирований – 9;
изложений – 2;
сочинений – 11.
Рабочая программа включает 32 урока развития речи.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребенка. Это проявляется, прежде всего, в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка.
Рабочая программа предусматривает формирование навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей, информационной переработки текстов, поиска информации в различных источниках.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Основной формой организацией учебного процесса является урок.
В целом программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Требования к уровню подготовки учащихся
по русскому языку за курс 6 класс
1. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
2. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить словообразовательный разбор слова с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом). Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме. Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Учебно-календарный план
№ п/п | Раздел программы | Количество часов по программе |
1. | Русский язык – один из развитых языков мира | 1 |
2. | Повторение пройденного в 5 классе | 16 |
3. | Лексика и фразеология. | 18 |
4. | Словообразование и орфография. | 23 |
5. | Имя существительное | 23 |
6. | Имя прилагательное | 30 |
7. | Имя числительное | 23 |
8. | Местоимение | 27 |
9. | Глагол | 30 |
11. | Повторение и систематизация пройденного в VI классе | 19 |
ИТОГО: | 210 |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля, измерители | Дата проведения | |
Факт. | План. | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 | Вводный урок | Знать содержание и структуру учебного пособия, основные средства художественной изобразительности | Беседа, работа с учебником | ||
Повторение изученного в 5 классе | |||||||
2 | Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография. | 1 | Урок повторения и обобщения | Знать фонетические единицы языка, порядок фонетического разбора слова. Уметь производить фонетический разбор слова. | Фонетичес-кий разбор | ||
3 | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. | 1 | Урок повторения и обобщения | Знать морфемы в слове, порядок морфемного разбора. Уметь выполнять морфемный разбор слова. | Морфем-ный разбор | ||
4 | Орфограммы в приставках и в корнях слов. | 1 | Урок повторения и обобщения | Знать основные понятия темы. Уметь производить морфемный разбор слова; классифицировать орфограммы и применять алгоритм выбора верного написания | Тренировочные упражнения | ||
5 | Части речи. Морфологический разбор слов. | 1 | Урок повторения и обобщения | Знать, как определить часть речи; морфоло-гические признаки частей речи. Уметь правильно определять части речи и их морфологические и синтаксические признаки. | Морфологический разбор | ||
6 | Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | Урок повторения и обобщения | Знать условия выбора орфограммы. Уметь выбирать орфограмму в зависимости от склонения и спряжения слова; определять тип и стиль речи. | Работа с текстом учебника | ||
7 | Р/р. Сочинение на тему «Памятный день летних каникул». | 1 | Урок развития речи | Знать структуру написания сочинения, особенности повествования. | Творческая работа | ||
8 | Словосочетание. | 1 | Урок повторения и обобщения | Знать состав словосочетания; отличие простого и сложного предложения. Уметь отличать простые и сложные предложения; вычленять словосочетания; правильно ставить знаки препинания; выполнять синтаксический разбор словосочетания и предложения. | Синтаксический разбор | ||
9 | Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. | 1 | Урок повторения и обобщения | Знать состав словосочетания; отличие простого и сложного предложения. Уметь отличать простые и сложные предложения; вычленять словосочетания; правильно ставить знаки препинания; выполнять синтаксический разбор словосочетания и предложения. | Задания в печатной тетради | ||
10 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. | 1 | Урок повторения и обобщения | Знать отличие простого предложения от слож-ного. Уметь отличать простые предложения от сложных, правильно ставить знаки препинания в сложном предложении. | Синтаксический разбор | ||
11 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | 1 | Урок повторения и обобщения | Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора. Уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разборы. | Синтаксический и пунктуационный разбор | ||
12 | Прямая речь. Диалог. Разделительные знаки и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | Урок повторения и обобщения | Знать особенности построения предложений с прямой речью и диалогом. Уметь правильно оформлять предложения с прямой речью и диалогом | Тест | ||
13 | Р/р. Текст. | 1 | Урок развития речи | Знать признаки текста. Уметь доказать, что представленный набор предложений – текст; уметь составлять собсвенный текст на заданную тему. | Творческая работа | ||
14 | Р/р. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. | 1 | Урок развития речи | Знать признаки и особенности официально-делового стиля. Уметь составлять тексты в официально-деловом стиле. | Творческая работа | ||
15 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5 классе» | 1 | Урок контроля | Проверка уровня знаний, умений и навыков учащихся по теме. | Диктант | ||
16 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками, словарный диктант | ||
Лексика и фразеология | |||||||
17 | Повторение изученного по лексике в 5 классе | 1 | Урок повторения и обобщения | Знать основные единицы языка и его словарный состав. Уметь разными способами определять лексическое значение слова. | Словарный диктант | ||
18 | Лексикография. Словари | 1 | Урок сообщения новых знаний | Знать что изучает лексикография. Уметь пользоваться словарями | Работа со словарями. Практикум | ||
19-20 | Р/р. Сочинение-описание картины (А.М. Герасимов. «После дождя») | 2 | Урок развития речи | Знать особенности описания картины. Уметь описывать увиденное на картине, используя дополнительный материал. | Творческая работа | ||
21 | Общеупотребительные слова. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать различие слов русского языка по сфере употребления. Уметь пользоваться толковым словарем, определять уместность употребления слов. | Анализ текста | ||
22 | Профессионализмы. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать о профессиональных словах; сфере их употребления. Знать нормы употребления профессиональной лексики. Уметь находить профессионализмы в тексте, объяснять умест-ность их употребления в речи. | Самост. работа | ||
23 | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать о диалектизмах; сфере их употребления. Знать нормы употребления диалектной лексики. Уметь находить диалектизмы в тексте, объяснять уместность их употребления в речи. | Работа с учебником | |||
24-25 | Р/р. Сжатое изложение по тексту М.Булатова и В. Порудоминского (упр. 119) | 2 | Урок развития речи | Знать приемы компрессии текста. Уметь применять их на практике. | Изложение | ||
26 | Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать о жаргонизмах в русском языке и сфере их употребления, особенности эмоционально окрашенных слов и сфере их употребления Уметь распознавать жаргонизмы в речи, отличать эмоционально-окрашенные слова и использовать их в своей речи, избегая смешения стилей. | Тест | ||
27 | Устаревшие слова. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать о причинах выхода слов из активного употребления. Уметь находить устаревшие слова и правильно использовать их в речи. | Объяснит. диктант | ||
28 | Неологизмы. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать причины появления неологизмов в речи. Уметь пользоваться словарем. | Самост. работа | ||
29 | Исконно русские и заимствованные слова. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать о заимствованных словах в русском языке. Уметь пользоваться словарем иностранных слов . | Самост. работа | ||
30 | Фразеологизмы | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать, что такое фразеологизмы, их роли в обогащении речи. Уметь употреблять фразеологизмы в речи. | Объяснителдиктант | ||
31 | Повторение по теме «Лексика. Фразеология. Культура речи» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Повторение и обобщение знаний, умений и навыков по теме «Лексика». | Тренировочные упражнения | ||
32 | Тест по теме «Лексика» | 1 | Урок контроля | Знать основные лексические понятия; владеть навыками самоконтроля и самостоятельной работы | Тест | ||
33 | Контрольный диктант по теме «Лексика» | 1 | Урок контроля | Владеть орфографическими и пунктуационными правилами. Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты деятельности | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||
Словообразование и орфография | |||||||
34-37 | Словообразование и орфография. Повторение изученного в 5 классе. | 3 | Урок повторения и обобщения | Знать понятие морфема, способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий; различать нулевое окончание; знать о лексическом значении корня и закрепленности его в корне; иметь представление о корневой омонимии, паронимах. Уметь различать однокоренные слова и формы слова; производить морфемный разбор | Работа с текстом, беседа. | ||
38 | Р/р. Описание интерьера. | 1 | Урок развития речи | Знать понятие интерьер; знать об описании как смысловом типе текста; структуру описания помещения. Уметь описывать и различать описание в художественном и официально-деловом стилях: самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. | Работа с текстом, беседа. | ||
39-40 | Основные способы образования слов в русском языке | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать основные способы образования слов в русском языке. Уметь определять способ образования слова. | Самост. работа | ||
41 | Этимология и этимологический разбор слов | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать, что такое этимология. Уметь работать с этимологическим словарем, определять способ образования слова. | Этимологический разбор | ||
42 | Р/р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | 1 | Урок развития речи | Учиться систематизировать материалы к сочинению с помощью составления сложного плана. | Творческая работа | ||
43 | Буквы О и А в корне –КОС-КАС- | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать условия выбора написания корней –кос- - -кас-. Уметь правильно писать слова с данной орфограммой. | Объяснит. диктант | ||
44 | Буквы О и А в корне –ГОР-ГАР- | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать лексическое значение корня –гор- - -гар-; условия выбора написания корней –гор- -гар-. Уметь правильно писать данные корни с чередованием. | Тест | ||
45 | Буквы Ы и И после приставок | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать условия выбора букв и и ы после приставок. Уметь правильно писать слова с данной орфограммой. | Самост. работа | ||
46-47 | Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать условия выбора написания приставок пре- и при ; о зависимости написания данных приставок от их значения. Уметь правильно писать слова с приставками пре- и при, определять их значение. | Объяснит. диктант | ||
48 | Закрепление изученного материала по теме « Гласные в приставках пре – при». Трудные случаи | 1 | Урок закрепления изученного | Лингвис. разбор | |||
49 | Соединительные О и Е в сложных словах | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных. Уметь верно выбирать соединительные гласные о и е в сложных словах. | Самост. работа | ||
50 | Сложносокращенные слова | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать, что такое сложносокращенные слова и о разновидностях этих слов по способу их образования. Уметь определять лексическое значение сложносокращенных слов; определять род сложносокращенных слов и употреблять их с именами прилагательными и глаголами прошедшего времени. | Лингвис. разбор | ||
51 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать о различении морфемного и словообразовательного разборов. Уметь производить данные виды разборов. | Лингвис. разбор | ||
52-53 | Повторение по теме «Словообразование» и «Орфография» | 1 | Урок повторения и обобщения | Знать способы образования слов в русском языке; Уметь определять способ образования слова; производить морфемный и словообразовательный разборы; | Самост. работа | ||
54 | Контрольное тестирование по теме «Словообразование и орфография» | Урок контроля | Проверка качества усвоения материала по теме «Словообразование». | Тест | |||
55 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Урок контроля | Владеть орфографическими и пунктуационными правилами. Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты деятельности | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||
56-57 | Р/р. Написание сочинения-описания изображенного на картине (Т.Н.Яблонская. «Утро»). | 2 | Урок развития речи | Знать структуру описания в художественном стиле по картине. Уметь составлять текст-описание по картине; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст | Творческая работа | ||
58 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Урок коррекции знаний | Уметь анализировать правописание слов с ошибками. | Работа над ошибками | |||
Морфология и орфография | |||||||
59-60 | Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе | 2 | Урок повторения и обобщения | Знать материал 5 класса по теме «Имя существительное». Расширить представление учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоцио-нально-выразительной роли имени существи-тельного в речи. | Письмо другу. Работа с учебником. Беседа. | ||
61 | Повторение. Склонение имен существительных. Падежные окончания существительных на ия, - ие, - ий. | 1 | Урок повторения и обобщения | Знать правильное определение падежа; склонение существительных на ия, - ие, - ий; морфемный состав данных существительных. Уметь ставить падежный вопрос к существительному; правильно употреблять предлоги с падежами. | Упражнения, тренинг | ||
62-63 | Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать, какие существительные называют разносклоняемыми, сами разносклоняемые существительные; Уметь склонять существительные на –мя; обосновывать выбор гласной в окончаниях этих существительных. Знать условия написания суффикса –ен- существительных на –мя. Уметь правильно писать суффикс существительных на –мя. | Объяснительный диктант, тренировочные упражнения. | ||
64-66 | Несклоняемые имена существительные | 3 | Урок усвоения новых знаний | Знать о несклоняемых именах существительных; употреблении их в косвенных падежах. Уметь правильно употреблять несклоняемые существительные в косвенных падежах. | Практикум, упражнения | ||
67 | Имена существительные общего рода | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать об именах существительных общего рода. Уметь определять род данных слов и употреблять их в речи. | Практикум, упражнения | ||
68 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать план морфологического разбора имени существительного. Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного | Практикум, упражнения в печатной тетради | ||
69 | Р/р. Сочинение-описание по личным впечатлениям | 1 | Урок развития речи | Уметь четко и ясно излагать свои мысли. | Творческая работа | ||
70-71 | НЕ с существительными | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с существительными. Уметь различать не- приставку, частицу и часть корня. | Практикум, упражнения в печатной тетради | ||
72-73 | Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК (-ЩИК) | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать способ действия при выборе написания суффиксов -чик и –щик.. Уметь применять правило при выборе написания суффиксов -чик и –щик. | Практикум, упражнения в печатной тетради | ||
74 | Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать об образовании существительных с помощью суффиксов–ек и –ик, о способе действия при выборе их написания. Уметь владеть способом действия при выборе написания суффиксов–ек и –ик | Практикум, упражнения в печатной тетради | ||
75 | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать правило правописания о-е после шипящих в суффиксах существительных. Уметь применять данное правило на практике. | Практикум, упражнения в печатной тетради | ||
76-77 | Повторение по теме «Имя существительное». | 2 | Урок обобщения и повторения | Знать материал по теме «Имя существительное» Уметь применять правила правописания существительных. | Упражнения, тест, контрольные вопросы (с. 159). | ||
78 | Тест по теме «Имя существительное» | 1 | Урок контроля | Проверка качества усвоения материала по теме «Имя существительное». | Тест | ||
79 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» | 1 | Урок контроля | Проверка качества усвоения материала по теме «Имя существительное». | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||
80 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками, словарный диктант | ||
Имя прилагательное | |||||||
81-82 | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» | Урок обобщения и повторения | Знать изученный в 5 классе материал по теме «Имя существительное». Уметь употреблять имена прилагательные в речи. | Тест | |||
83 | Повторение изученного материала в 5 классе по теме «Имя прилагательное» | 1 | Урок обобщения и повторения | Работа по карточкам | |||
84 | Р/р. Описание природы | 1 | Урок развития речи | Знать особенности составления текстов описания. Уметь описывать природу по личным впеча-тлениям. | Творческая работа | ||
85-86 | Степени сравнения имен прилагательных | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать о степенях сравнения имен прилагательных, как они образуются, когда употребляются. Уметь находить прилагательные в сравнительной степени, определять их роль в предложении. | Лингвис. разбор | ||
87 | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать о делении прилагательных на три разряда; о признаках качественных прила-гательных. Уметь находить качественные прилагательные, определять их синтаксическую роль. | Устный опрос | ||
88 | Относительные прилагательные | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать определение относительных прилага-тельных; их значения, грамматические приз-наки. Уметь различать качественные и относи-тельные прилагательные. | Лингвис. разбор | ||
89 | Притяжательные прилагательные с суффиксом - ий | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать, что обозначают, на какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные. Уметь правильно писать и употреблять в речи притяжательные прилагательные. | Самост. работа | ||
90 | Притяжательные прилагательные с суффиксом – ин (-ын), -ов (-ев). | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать, что обозначают, на какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные. Уметь правильно писать и употреблять в речи притяжательные прилагательные. | Самост. работа | ||
91 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать, как морфологически разбирается имя прилагательное. Уметь определять морфологи-ческие признаки имени прилагательного. | Лингвис. разбор | ||
92-93 | НЕ с прилагательными | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать условия выбора написания не с именами прилагательными. Уметь правильно применять правило написания не с именами прилагательными. | Объяснит. диктант | ||
94 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать условия выбора о и е в суффиксах прилагательных после шипящих и ц. Уметь сопоставлять правила правописания букв О и Е после шипящих в корне, суффиксах и окончаниях слов разных частей речи. | Словарный диктант | ||
95 | Р/р. Сочинение-описание при-роды по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» | 1 | Урок развития речи | Знать особенности составления текстов описания по картине. Уметь писать сочинение по картине. | Творческая работа | ||
96-97 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. Образование прилагательных с помощью суффиксов – н-, -онн-, -енн-. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать условия образования прилагательных при помощи суффиксов –н-, -онн-, -енн-. Уметь обнаруживать орфограмму | Объясните-льный диктант | ||
98-99 | Образование прилагательных с помощью суффиксов – ин-, -ан-, -ян-. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать условия образования прилагательных при помощи суффиксов –ин-, -ан-, -ян-. Уметь обнаруживать орфограмму | Упражнения, тренинг | ||
100-101 | Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК- и суффиксов прилагательных –К- и –СК- | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать об образовании с помощью суффикса –к- качественных прилагательных и с помощью суффикса –ск- относительных прилагательных. Уметь различать на письме данные суффиксы. | Самост. работа | ||
102-103 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать условия выбора употребления дефиса в сложных прилагательных, различение слитного и раздельного написания слов. Уметь правильно писать сложные прилагательные. | Объяснит. диктант | ||
105-106 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Знать материал по теме «Имя прилагательное» Уметь пользоваться правилами правописания имен прилагательных. | Тренинг, упражнения, беседа | ||
107-108 | Р/р. Сочинение-описание «Произведения народного промысла» | 2 | Урок развития речи | Уметь составлять сочинение на заданную тему. | Творческая работа | ||
109 | Тестирование | 1 | Урок-контроль | Знать правила написания основных орфограмм; уметь использовать полученные знания по теме; владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля | Тест | ||
110 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» | 1 | Урок контроля | Владеть орфографическими и пунктуационными правилами. Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты деятельности | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||
111 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками, словарный диктант | ||
Имя числительное | |||||||
112-113 | Имя числительное как часть речи | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать о признаках числительного как части речи. Уметь находить числительные в тексте; различать количественные и порядковые числительные. | Самост. работа | ||
114 | Простые, сложные и составные числительные | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать об обозначении чисел одним и несколькими словами. Уметь различать простые и составные числительные. | Устный опрос | ||
115 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать условия выбора написания мягкого знака на конце и в середине числительных. Уметь правильно применять правило при написании числительных | Объяснит. диктант | ||
116 | Разряды количественных числительных | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). Уметь определять разряд количественных числительных. | Лингвис. разбор | ||
117-118 | Числительные, обозначающие целые числа | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать числительные, обозначающие целые числа. Уметь находить их в тексте. | Самост. работа | ||
119-120 | Р/р. Выборочное изложение «Митраша» с использованием числительных (по повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца», упр. 366) | 2 | Урок развития речи | Знать особенности выборочного изложения и особенности работы над ним. Уметь выбрать и организовать материал к выборочному изло-жению; создавать текст на основе услышанного или прочитанного. | Творческая работа | ||
121 | Дробные числительные | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать о функции и составе дробных числи-тельных, особенностях их склонения. Уметь правильно употреблять в речи дробные числительные. | Устный опрос | ||
122-123 | Собирательные числительные | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать о значении собирательных числи-тельных; их образовании; особенностях сочетания с существительными. Уметь правильно употреблять в речи собирательные числительные. | Работа по карточкам | ||
124-125 | Порядковые числительные | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать об изменении порядковых числит-ельных, согласовании их с существительными, синтаксической роли в предложении, назна-чении в речи. Уметь разграничивать поряд-ковые и количественные числительные, исполь-зовать их в речи. | Самост. работа | ||
126 | Морфологический разбор имени числительного | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать план разбора имени числительного; морфологические признаки и синтаксические функции имени числительного. Уметь определять морфологические признаки имени числительного и производить его морфологический разбор | Лингвис. разбор | ||
127-128 | Повторение по теме «Имя числительное» | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Знать все орфограммы и морфологические признаки имени числительного; правила склонения и употребления числительных в речи. Уметь правильно писать и склонять имена числительные; правильно употреблять их в речи. | Тест | ||
129 | Тестирование | 1 | Урок-контроль | Знать правила написания основных орфограмм; уметь использовать полученные знания по теме; владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля | Тест | ||
130 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное» | 1 | Урок контроля | Владеть орфографическими и пунктуационными правилами. Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты деятельности | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||
131 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками, словарный диктант | ||
132 | Анализ домашних сочинений на тему «Берегите природу!» | 1 | Урок развития речи | Знать признаки текста, его стилистические особенности. Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками; редактировать текст не только собственного сочинения, но и другого автора | Словарный диктант | ||
133-134 | Резервные уроки | ||||||
Местоимения | |||||||
135-136 | Местоимение как часть речи | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать сведения о местоимении как части речи. Уметь находить местоимения в тексте, определять их роль, правильно употреблять в речи. | Устный опрос | ||
137-138 | Личные местоимения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать разряды местоимений; личные местоимения и особенности их склонения. Уметь правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать местоимения с предлогами. | Самост. работа | ||
139 | Возвратное местоимение СЕБЯ | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать о лексическом значении местоимения и особенностях его склонения. Уметь употреблять местоимение себя в нужной форме. | Словарная работа | ||
140 | Р/р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица | 1 | Урок развития речи | Знать особенности типа текста повествования. Уметь составлять собственный рассказ на заданную тему по рисункам. | Творческая работа | ||
141 | Вопросительные местоимения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать вопросительные местоимения, их роль в речи. Уметь употреблять вопросительные местоимения с учетом особенностей склонения, интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями. | Объяснит. диктант | ||
142 | Относительные местоимения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать относительные местоимения, их употребление в речи. Уметь различать относительные и вопросительные местоимения; находить относительные местоимения в сложных предложениях. | Самост. работа | ||
143-144 | Неопределенные местоимения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать об отличительных признаках неопределенных местоимений; образовании и написании неопределенных местоимений. Уметь находить неопределенные местоимения; определять их синтаксическую роль, правильно писать не с ними и правильно писать их через дефис. | Тест | ||
145-146 | Отрицательные местоимения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать, как образуются отрицательные местоимения; как они изменяются. Уметь распознавать приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами. | Лингвис. разбор | ||
147-148 | Притяжательные местоимения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать притяжательные местоимения; об особенностях их склонения. Уметь различать личные и притяжательные местоимения; употреблять личные местоимения в значении притяжательных. | Устный опрос | ||
149-150 | Р/р. Написание сочинения-рассуждения (по упр. 436) | 2 | Урок развития речи | Знать особенности сочинения-рассуждения как литературного жанра; три части рассуждения. Уметь писать сочинение-рассуждение на заданную тему. | Творческая работа | ||
151-152 | Указательные местоимения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать об указательных местоимениях: их значении и употреблении в речи. Уметь находить в тексте указательные местоимения; использовать их в речи как средство связи предложений в тексте. | Лингвис. разбор | ||
153 | Определительные местоимения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать об определительных местоимениях, их значении, употреблении в речи. Уметь находить в тексте определительные местоимения, использовать их в речи. | Объяснит диктант | ||
154 | Рецензирование сочинений | 1 | Урок развития речи | Знать признаки текста-рассуждения, его стилистические особенности. Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками; редактировать текст не только собственного сочинения, но и другого автора | |||
155 | Морфологический разбор местоимения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать план разбора местоимения; Уметь определять морфологические признаки местоимения и производить его морфологический разбор | Лингвис. разбор | ||
156-157 | Р/р. Сочинение-рассказ по воображению или по картине (Е.В. Сыромятникова. «Первые зрители»), упр. 450 | 2 | Урок развития речи | Знать особенности типа текста повествования. Уметь составлять собственный рассказ на заданную тему. | Творческая работа | ||
158-159 | Обобщение по теме «Местоимение» | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Знать материал по теме «Местоимение». Уметь употреблять местоимения в устной и письменной речи. | Ответы на вопросы | ||
160 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение» | 1 | Урок контроля | Владеть орфографическими и пунктуационными правилами. Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты деятельности | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||
161 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками, словарный диктант | ||
Глагол | |||||||
162-163 | Повторение изученного материала в 5 классе по теме «Глагол» | Урок повторения и обобщения | Знать грамматические признаки глагола, его синтаксическую роль. Уметь правильно писать безударные окончания глаголов; определять синтаксическую роль глагола. | Лингвис. разбор | |||
164 | Инфинитив. Спряжение глаголов | 1 | Урок повторения и обобщения | Знать понятие инфинитива; суффиксы инфинитива. Уметь находить инфинитив по личной форме глагола, грамотно писать глаголы с мягким знаком на конце после шипящих; уметь составлять памятки, типичным языковым средством которых является инфинитив; по инфинитиву определять спряжение глагола, грамотно писать безударные личные окончания глаголов. | Практикум, упражнения в печатной тетради | ||
165 | Правописание корней с чередованием | 1 | Урок повторения и обобщения | Знать понятие форма слова; способы образования форм слов различных частей речи, чередования гласных звуков в корне как один из показателей изменения вида. Уметь грамотно писать корни с чередованием; отличать слова с ложным чередованием | Практикум, упражнения в печатной тетради | ||
166 | Р/р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включе-нием части готового текста (упр. 465) | 1 | Урок развития речи | Знать особенности типа текста повествования. Уметь составлять собственный рассказ на заданную тему. | Творческая работа | ||
167-168 | Разноспрягаемые глаголы | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать о разноспрягаемых глаголах. Уметь правильно писать окончания данных глаголов, употреблять их, соблюдая нормы. | Устный опрос | ||
169-170 | Глаголы переходные и непереходные | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать о переходных и непереходных глаголах. Уметь различать переходные и непереходные глаголы. | Объяснит. диктант | ||
171 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | Урок усвоения новых знаний | Знать о наклонениях глагола; изменении глаголов в изъявительном наклонении. Уметь различать наклонения глаголов; правильно писать и употреблять глаголы в изъявительном наклонении. | Самост. работа | |||
172-173 | Р/р. Изложение, близкое к тексту «Витькина гайка» | 2 | Урок развития речи | Знать, как работать над подробным изложением. Уметь подробно излагать прослушанный текст. | Изложение | ||
174-175 | Условное наклонение | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать, как образуются и изменяются глаголы условного наклонения, что обозначают. Уметь находить глаголы в условном наклонении; различать формы изъявительного и условного наклонения. | Лингвис. разбор | ||
176-177 | Повелительное наклонение | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать, как образуются и изменяются глаголы в повелительном наклонении. Уметь находить глаголы в повелительном наклонении; образо-вывать формы повелительного наклонения; правильно писать формы повелительного накл-нения; употреблять их в речи. | Самост. работа | ||
178 | Различие глаголов в повелительном наклонении и глаголов в форме будущего времени | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать, чем различаются глаголы изъявительного и повелительного наклонения. Уметь различать глаголы изъявительного и повелительного наклонений; различать глаголы повелительного наклонения в текстах официально-делового стиля; правильно писать глаголы по 2-м лице множественного числа в изъявительном и повелительном наклонении | Творческая работа | ||
179-180 | Употребление наклонений | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать о различных способах выражения в языке просьбы, приказания с помощью разных наклонений глагола. Уметь пользоваться в речи этими способами. | Устный опрос | ||
181-182 | Безличные глаголы | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать о безличных глаголах, их лексическом значении, форме употребления. Уметь отличать безличные глаголы от личных; употреблять безличные глаголы в речи. | Лингвис. разбор | ||
183 | Морфологический разбор глагола | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать порядок морфологического разбора глагола, его грамматические признаки. Уметь правильно определять морфологические признаки глагола. | Лингвис. разбор | ||
184-185 | Р/р. Написание рассказа на основе услышанного | 2 | Урок развития речи | Знать особенности типа текста повествования. Уметь составлять собственный рассказ на заданную тему | Творческая работа | ||
186-187 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | 2 | Урок усвоения новых знаний | Знать способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов. Уметь владеть способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов. | Объяснит. диктант | ||
188-189 | Повторение по теме «Глагол» | 2 | Урок закрепления изученного | Знать весь материал по изученной теме. Уметь применять теоретический материал на практике. | Устный опрос | ||
190 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | Урок контроля | Контроль знаний, умений и навыков учащихся по изученному материалу. | Диктант | ||
191 | Работа над ошибками, допущенными учащимися в контрольном диктанте | 1 | Урок коррекции знаний | Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольной работе с целью ликвидации пробелов в знаниях. | Работа над ошибками | ||
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах | |||||||
192 | Разделы науки о языке | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Знать разделы науки о языке; знать самостоятельные части речи. Уметь опознавать изученные части речи в тексте. | Анализ текста | ||
193-194 | Орфография. Орфографический разбор. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Знать определение орфографии как раздела науки о языке; Уметь рассказывать об основных орфографических понятиях в форме научного описания. | Лингвис. разбор | ||
195-196 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Знать правила пунктуации. Уметь употреблять правила пунктуации. | Пунктуационный разбор | ||
197-198 | Лексика и фразеология | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Знать основные группы слов. Уметь определять лексическое значение слова; пользоваться словарями. | Самост. работа | ||
199-200 | Словообразование. Морфемный разбор. Словообразовательный разбор | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Знать основные способы словообразования в русском языке. Уметь понимать взаимосвязь морфемики и словообразования. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы. | Моремный разбор Словообра-зовательный разбор | ||
201-202 | Морфология. Морфологический разбор слова. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Знать морфологические признаки изученных частей речи, порядок морфологического разбора слов. Уметь выполнять морфологический разбор частей речи. | Морфологический разбор | ||
203-204 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 2 | Повторительно-обобщающий урок | Знать основные синтаксические единицы русского языка, порядок синтаксического разбора словосочетания и предложения. Уметь производить синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений. | Синтаксич. разбор | ||
205-206 | Сочинения на самостоятельно выбранную тему | 2 | Урок развития речи | Знать признаки текста, особенности текста-рассказа, композиционные признаки Уметь составлять план сочинения, определять его тему, идею; создавать собственный текст заданного типа | Творческая работа | ||
207 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного». | Урок контроля | Контроль и проверка знаний и умений учащихся | Диктант | |||
208 | Анализ контрольного диктанта. | Урок коррекции знаний | Уметь выполнять работу над ошибками | Работа над ошибками | |||
209-210 | Обобщающее повторение. | Повторительно-обобщающий урок | Уметь применять полученные знания на практике | Лингвист. разборы |
Содержание программы
6 КЛАСС
(210 ч.)
Русский язык – один из развитых языков мира
(1 ч.)
Повторение пройденного в 5 классе
(16 ч.)
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(18 ч.)
I. Повторение пройденного по лексике в V классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
(23 ч.)
I. Повторение пройденного по морфемике в V классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) — приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращённых слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор- - -гар-, -кос- - кас. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
II. Умение согласовывать со сложносокращёнными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Имя существительное
(23 ч.)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имён существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы o и e после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).
Умение определять значения суффиксов имён существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное
(30 ч.)
I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имён прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы o и e после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в Суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали, Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное
(23 ч.)
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имён числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление-призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение
(27 ч.)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол
(30 ч.)
I. Повторение пройденного о глаголе в V классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределённую форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО
В 6 КЛАССЕ
(19 ч.)
Сочинение на выбранную тему.
Формы и сроки проведения контрольных работ
№ п/п | Форма контроля | Сроки проведения контрольных работ | |||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||
1. | Диктант |
|
|
|
|
2. | Тестирование |
|
|
|
|
3. | Сочинение | 1.«Памятный день каникул» (урок 7). 2. Сочинение-описание картины А.М. Герасимова «После дождя» (Урок 19, (Урок 19, 20). | 1. Сочинение-описание по личным впечатлениям (Урок 69). 2. Сочинение-описание природы по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» (Урок 95). | 1. Сочинение на тему «Берегите природу» (Урок 132). 2. Сочинение-рассуждение (Урок 149, 150) 3. Сочинение-рассуждение по картине «Первые зрители» | 1. Рассказ на основе услышанного (Урок 184-185) 2. Сочинение на самостоятельно выбранную тему (Урок 205-206) |
4. | Изложение |
|
|
|
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература:
Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. в 2 ч. / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 3-е изд. – М.:. Просвещение, 2014.
Дополнительная литература:
1. Дидактический материал по русскому языку: разрезные карточки для индивидуальной работы. 6 класс / сост. Л.Н. Ситникова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 141 с.
2. Ерохина, Е.Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам / Е.Л. Ерохина. – 3-е изд. , перераб. и доп. – М.:. Издательство «Экзамен», 2014. – 95 с.
3. Ефремова, Е.А. Русский язык. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций / Е.А. Ефремова. – М.: Просвещение, 2014. – 79 с.
3. Селезнёва, Е.В. Диктанты по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.; науч. ред. Н.М. Шанский «Русский язык. 6 класс» / Е.В. Селезнёва. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 127.
4. Скорая помощь по русскому языку. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В.Д. Янченко, Л.Г. Латфуллина, А.А. Скугаревская. – М.: Просвещение, 2014. – 80 с.
5. Скорая помощь по русскому языку. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В.Д. Янченко, Л.Г. Латфуллина, А.А. Скугаревская. – М.: Просвещение, 2014. – 78 с.
Приложение
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе»
В августе в окрестных лесах появляется много грибов. Собираемся и идем в лес.
За деревней расстилаются широкие поля. По тропинке направляемся к дальней роще. Здесь всегда много грибов. Из – под листика виднеется шляпка сыроежки, но мы решаем собирать только «благородные» грибы: белые, подосиновики и подберезовики. Ребята расходятся по лесу, и далеко раздаются их голоса.
Вот у березки два крепких боровика. Они плотно прижались друг к другу. Аккуратно срезаю их и очищаю от земли. Лисички! Целая семейка разрослась у осинки. И они попадают в корзинку.
День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца. Уже не слышишь звонкого пения птиц. Они готовятся к отлету на юг. (104 слова)
Грамматическое задание
1. Выполнить морфемный разбор слов: собираемся, подберезовики.
2. Сделать синтаксический разбор предложения: День выдался теплый, и лес освещают яркие лучи солнца.
Контрольный диктант по теме «Словообразование и орфография»
Леса в Мещере глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираясь сквозь заросли кустов, по дорогам к дальнему озеру.
Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.
Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца еще касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе еще тлеет зорька.
Вот и озеро. Здесь под березой расположились знакомые рыбаки. Их лиц не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет.
(По К. Паустовскому.) (100 слов)
Грамматическое задание
1. Выписать слова с чередующимися гласными в корне слова, обозначить условия написания орфограмм.
2. Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слов: рыбаки, у подножия.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Русская зима
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветвях ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.
(По И. Соколову – Микитову.) (112 слов)
Грамматическое задание
1. Выполнить морфологический разбор слов: землю, жизнью.
2. Выполнить синтаксический разбор предложения: Хороши снежные зимы в России!
Контрольный диктант по теме «Имя числительное»
Люди всегда стремились разгадать тайну глубин нашей планеты. Что находится в центе Земли? Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов? Где встречаются полезные ископаемые? Движутся материки или стоят на месте? Почему одни участки суши поднимаются, а другие опускаются? Каков возраст нашей планеты? Какой была Земля миллионы лет назад?
Выяснить это не так просто. А если прорубить скважину к центру Земли? Глубинное бурение – один из методов изучения земных недр. Он позволяет многое узнать о строении нашей планеты. Самая глубокая скважина не превышает 15 километров, а расстояние от поверхности до центра Земли 6370 километров.
И все – таки с помощью бурения ученые установили, что при приближении к центру Земли температура повышается. В среднем на каждые сто метров глубины она возрастает на три градуса.
(Из книги «Почемучка».) (120 слов)
Грамматическое задание
1. Выписать из текста числительные, указать разряд.
2. Выполнить морфологический разбор любого числительного.
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Ноябрь – предзимний месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой.
Ноябрь – начало ненастий. Еще моросят по России затяжные дожди, но уже время от времени кружится в воздухе белый снежок.
Снег пятнами ложится в долине, украшает деревья, кусты на берегах речонок, на склонах оврагов.
На окраине деревни пируют дрозды. Они приютились на рябине и перелетают с ветки на ветку, обирают с нее спелые ягоды.
Принялся за обновки заяц. Белеет зайчонок с ног, меняет шубку под цвет снега. Так его труднее заметить.
Всё крепче забирает зима, все чаще непогода. Крутится поземка, переползает через дороги, овраги, покрывает неровности земли. Дни прибавляются, а рассвет с сумерками в полдень встречаются. Природа замирает в ожидании зимы.
(По А. Стрижову.) (109 слов)
Грамматическое задание
1. Выполнить морфологический разбор любого глагола из текста.
2. В тексте над глаголами указать время и спряжение.
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного»
Лес
Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины тихонько лепечут над вами. Висячие ветви берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит подле красивой липы. Вы едете по узкой дорожке. Большие желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг слетаются. Мошки вьются столбом, светлеют в тени, темнеют на солнце.
Вы въезжаете дальше в лес. Неизъяснимая тишина западает в душу, а вокруг так дремотно и тихо. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву местами растет высокая трава. В придорожной траве стоят грибы под своими масляными шляпками.
А как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь сучья деревьев мирно белеет небо. На липах висят последние зеленые листики. Высокие сухие былинки тихонько шевелятся. Длинные нити блестят на побледневшей траве. Спокойно дышит грудь.
(По И.С. Тургеневу.) (125 слов)
Грамматическое задание
1. Фонетический разбор слова: осенью.
2. Морфологический разбор: в лес.
3. Синтаксический разбор: Длинные нити блестят на побледневшей траве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.
Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...
Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.
Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....
Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...