Алгоритм определения способа образования слова.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (6 класс) на тему
Материалы, необходимые для изучения раздела "Словообразование" в 6-11 классах.Незаменим при комплексном повторении и подготовке к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_opredeleniya_sposoba_obrazovaniya_slova.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм определения способа образования слова
1.Надо растолковать лексическое значение слова и определить исходное слово.
2. Определите , с помощью чего и каким способом образовано слово.
СПРАВКА.
Способы словообразования | Описание и примеры |
1.Приставочный | К исходному слову присоединяется приставка. Этим способом образуются многие части речи (друг-недруг,большой-небольшой,всюду-повсюду), но чаще всего глаголы: Петь-запеть;остановить-приостановить |
2.Суффиксальный | Новое слово образуется путем присоединения суффикса к основе исходного. При этом образуется слово другой части речи. Дельфин-дельфиний, уверенный-уверенность,прополоть-прополка |
3.Приставочно-суффиксальный | Новое слово образутся путем присоединения приставки и суффикса одновременно. Подбородок,по-русски,размечтаться. |
«4.Бессуфиксный | Этим способом образуются только существительные от глаголов (пррубить-прорубь,заходить-заход) или прилагательных (глухой –глушь, синий-синь) |
5.Сложение(неморфемный способ) | В таких словах должно быть не менее двух корней. |
6.Переход слов одной части речи в другую(неморфемный способ) | Особенно продуктивен способ для существительных, которые образовались переходом из других частей речи. Учительская,гостиная, курящие,раненые. |
Лингвистическое сочинение.
Образец сочинения. Из предложения надо выписать слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
Глаза его были открыты, но взор бродил где-там, по далеким рейдам, бухтам и гаваням, натыкался на крепостные стены и прибрежные рифы.
Сначала выделим все слова, которые потенциально могут служить ответом. В данном случае это все слова с приставками: взор, открыты, натыкался,прибрежные.Определим исходные слова и способ образования.
Существительное «взор» образовано от глагола «взирать» бессуффиксным способом
(от основы отсекается суффикс А).
Краткая форма причастия открыты образована от полной- открытые.
Глагол «натыкаться» образован от глагола «наткнуться» с помощью суффикса А суффиксальным способом.
Наконец, прилагательное «прибрежные» с лексическим значением «находящиеся около берега» образовано от существительного «берег» с помощью приставки « при» и суффикса «н».
Таким образом, слово «прибрежные» образовано указанным способом.
Определения способа образования слова
Напишите лингвистическое сочинение –рассуждение.
1 вариант: Есть ли в данном предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом?
Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. Да мало ли еще что. Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привез.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2 вариант: Есть ли в данном предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом?
Под елочкой такое не хочется петь. Все это написано не от души, а для промоушина.Как тяжкая трудовая повинность.А Рождество и Новый год слишком человечные праздники, чтобы петь на них песни, написанные ради места под солнцем шоу-бизнеса, а не от полноты переполняющих чувств. Поэтому петь мы с вами будем милую ,бесхитростную «В лесу родилась елочка», хотя никто из нас не знает ни авторов, ни первых исполнителей этих шлягеров.
____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 1. Распределите слова на две группы: 1) с одним суффиксом, 2) с двумя суффиксами.
Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный, букварный, пожарный, звонарный, базарный.
Два ^ | Один ^ |
Задание 2.Выделите суффиксы. Определите их значение в словах каждого ряда.
1.Языкастый, мордастый, глазастый, головастый.
2.Практикант, квартирант, магистрант.
3.Патриотизм, анархизм, идеализм.
4.Оленина, осетрина, кабанина.
5.Крестьянство, братство, студенчество.
Задание 3.Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.
1.Заразить- ...............- обеззараживать
2.Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление
3.Два- ......................-двойной- двояко
4. Густой-густо-...........................-густонаселенность
5.Бодрый- бодрить-......................приободрить
6.Блок-блокировать_........................блокировочный
7.Долгий-............-дольше-подольше
8.Наставить-наставник-..............- по-наставнически
9.Новый-..............- обновка
10.Основа-основать-.............-обоснование
Задание 4. (На дом!) Составьте сл\сч прил.+сущ. со следующими словами.
Букварный-буквальный,волновой-волнистый,вражий-вражеский, гармоничный- гармонический, глиняный- глинистый, голосовой-голосистый, органичный-органический.
Задание 1. Выделите суффиксы в словах. Сколько их в слове : два или один?
Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный, букварный, пожарный, звонарный, базарный.
Задание 2.Выделите суффиксы. Определите их значение в словах каждого ряда.
1.Языкастый, мордастый, глазастый, головастый.
2.Практикант, квартирант, магистрант.
3.Патриотизм, анархизм, идеализм.
4.Оленина, осетрина, кабанина.
5.Крестьянство, братство, студенчество.
Задание 3.Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.
1.Заразить- ...............- обеззараживать
2.Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление
3.Два- ......................-двойной- двояко
4. Густой-густо-...........................-густонаселенность
5.Бодрый- бодрить-......................приободрить
6.Блок-блокировать_........................блокировочный
7.Долгий-............-дольше-подольше
8.Наставить-наставник-..............- по-наставнически
9.Новый-обновить-..............- обновка
10.Основа-основать-.............-обоснование
Задание 1. Выделите суффиксы в словах. Сколько их в слове : два или один?
Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный,
букварный, пожарный, звонарный, базарный.
Задание 2. Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.
Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление
Бодрый- бодрить-...................-приободрить
Основа-основать-.............-обоснование
____________________________________________________________________
Задание 1. Выделите суффиксы в словах. Сколько их в слове : два или один?
Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный,
букварный, пожарный, звонарный, базарный.
Задание 2. Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.
Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление
Бодрый- бодрить-...................-приободрить
Основа-основать-.............-обоснование
____________________________________________________________________
Задание 1. Выделите суффиксы в словах. Сколько их в слове : два или один?
Товарный, словарный, фонарный, янтарный, бунтарный, ударный,
букварный, пожарный, звонарный, базарный.
Задание 2. Восполните пробелы в словообразовательной цепочке.
Дешевый-дешеветь-.......................- удешевление
Бодрый- бодрить-...................-приободрить
Основа-основать-.............-обоснование
____________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока, построенный по модульному принципу "Приставочный и суффиксальный способы образования слов"
Интегрирующая дидактическая цель: дать представление о механизмах образования слова, познакомить с приставочным и суффиксальным способами образования слов. Целевой план действий для учащихся:·...
Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс
Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...
Способы образования слов в русском языке
Урок закрепления знаний по теме "Способы образования слов"....
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...
Презентация "Основные способы образования слов в русском языке"
Презентация состоит из двух частей: первая содержит основной теоретический материал по теме "Способы образования слов в русском языке", вторая - тематический интерактивный тест для закрепления. П...
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Морфологический способ образования слов"
учебная презентация может быть использована не только на уроках в 6 классе...
Состав слова. Приставочный способ образования слов.
Презентация по теме "Приставки. Приставочный способ образования слов" содержит повторение материала о родственных словах и корне слова, необходимых для понимания темы. Так же даны упра...