Путешествие по стране Лексика.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок-путешествие по загадочной стране Лексика. Цель путешествия: повторить и обобщить знания  уч-ся по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                         Русский язык,5 класс

 

                     Путешествие по стране  Лексика              Слайд 1-2

Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав,- в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

                                                                                                                    К.Г.Паустовский.

Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний                                  Слайд 3

Цель:

  • обобщить знания уч-ся о лексических разрядах слов;
  • закрепить навыки работы с толковыми словарями, находить справки в толковом  словаре при определении лексического значения слова.

Задачи:

  • образовательная: повторить и закрепить теоретические и практические знания учащихся по теме «Лексика»;
  • развивающая: формирование  умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; обогащение словарного состава уч-ся
  • воспитывающая: воспитание потребности пользоваться толковым словарем и др. словарями.

Методы : словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методические приемы:  проблемные вопросы,  практические упражнения.                        Педагогические  технологии: технология  проблемного обучения, элементы игровой

технологии,   здоровьесберегающая  технология.

Оборудование: карта страны, раздаточный материал, презентация

                                                    Ход урока

Учитель:                                                                                                                         Слайд 4

Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие по загадочной стране Лексика.  Цель нашего путешествия: проверить ваше умение ориентироваться на местности  лингвистической страны. Сначала проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку, умение быстро работать.

Вопрос:

Что такое лексика?                                                               Ответ: Словарный запас языка.

Вопрос:

Для чего каждому человеку нужно знать язык?

                                                                                                Ответ: Язык нужно знать для общения, для обмена знаниями, для выражении я чувств. Человек не может не общаться, а делает это он с помощью слов, составляя из них предложения, тексты.

Учитель:

Сколько,  по-вашему, слов в русском языке? Где об этом можно узнать?

Количество слов в русском языке постоянно меняется, поэтомку назвать точное число слов невозможно. «Собраны» слова в словарях.

Словарь А.С.Пушкина 21 тыс.слов

Студента 7-8 тыс.слов

Ученика 3-4 тыс. слов

Перед вами лингвистическая карта. Это карта страны Лексика. Как и на любой другой  карте, здесь есть территориальное деление,  мы исследуем некоторые из этих территорий. Воды Великого океана омывают нашу страну, достичь ее берегов возможно лишь морским путем.

Послушайте стихотворение А.С.Пушкина и ответьте на вопрос: «Почему бежало судно, а пристать велят кораблю?»

Ветер весело шумит,                                                                                                        Слайд 5

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна…

И знакомая страна

Вот уж издали видна…

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

                                                                                                                           

                                                                  Ответ: Судно и корабль – это  синонимы.

                                                                               Синонимы – это …

 Учитель:                                                                                                                       Слайд 6

Вы вступите на землю этой страны, если правильно  выполните задание.

 Загадка. Шел, шел  долговяз, в сыру землю(1) увяз.                                         Ответ: дождь.

 Автор и  название сказки. Мать с младенцем спасена, землю(2) чувствует она.

                                                           

                                                              Ответ: Автор А.С. Пушкин  «Сказка о царе Салтане …»

Земля(3) вращается вокруг Солнца. Береги родную землю(4).                                   Слайд 7

                                                                                         

Определите сколько значений у слова «земля». Вам поможет толковый словарь.

                                                                       

                                                               Ответ: 1.Почва. 2. Суша. 3. Планета. 4. Страна.

Вопрос:

Как называются такие слова?                                                                                         Слайд 8

         

                                                              Ответ: Многозначные слова, но есть и  однозначные.  Многозначные слова  имеют несколько лексических значений. Однозначные слова обозначают только один предмет, один признак, одно действие.

Учтиель:   Рядом с деревней Многозначных и однозначных слов находится озеро Профессиональных слов. Какие слова мы называем профессиональными?

                                                                  Ответ:   ……………………..                         Слайд 9-10

                                                                                                                                                                                                                            

Дома вы должны были, зная  профессию своих родителей,  подготовить такие слова. (Ответы уч-ся).

Учитель:

А теперь новое испытание. Вот какая-то записка. Прочитаем ее.                          Слайд 11

« Дорогие путешественники! Приветствуем Вас на нашей станции! Предлагаем выяснить значение слова «язык» в следующих предложениях. В каком значении это слово употреблено? Если Вы это правильно сделаете, то назовете станцию, на которую прибыли».

Язык, доставленный разведчиком, сообщил важные сведения о наступлении врага.

Мама посоветовала мне прикусить язык.

Маша больно прикусила язык.

При желании язык до Киева доведет.

                                                                                            Ответ: Слово «язык» многозначно, в 3-м предложении оно употреблено в прямом значении, а в остальных в переносном.

Учитель:

Мы прибыли в деревню слов Прямого  и переносного значения.                      Слайд 12

Вопрос:

Что дает нам знание слов прямого и переносного значения?

                                                                                                 

                                                                                             Ответ: Возможность сделать нашу речь выразительной. Этим свойством пользуются писатели и поэты.

Учитель:

А какие слова делают выразительными следующие строки:

Горит восток зарею новой… А.С.Пушкин

В саду горит костер рябины красной С.Есенин

Отговорила роща золотая С.Есенин

                                                                                            Ответ: Горит костер, горит восток, отговорила роща – слова употреблены в переносном значении. Они делают высказывания образными.

Учитель:

Отгадайте загадку.            

 Как называются такие слова?                                                                           Слайд 13       Какое явление языка использовано?

Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на елке,

А называются…                                                  

                                                                                             Ответ: иголки.  Это  явление омонимии. Иголки у ежа и иголки  для шитья – это слова омонимы.

Омонимы – это …

Учитель:

 Мы находились  в городе Омонимов                                                                     Слайд 14

 Оставим этот веселый городок и продолжим путешествие. Перед нами мост Диалектных слов, чтобы его перейти, надо вспомнить, какие слова мы называем диалектными.

                                                                                                     Ответ:

                                                                                                     Диалектные слова – это…

У многих  из вас  в деревне есть бабушки. Они живут в разных областях нашей страны. Вспомните, какие слова  вы могли бы назвать диалектными…                            Слайд 15

                                                                                                                                               

 Учитель:

Мы перешли мост, но название  деревни вы узнаете после выполнения задания.

Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят еще слово (название поселка).                                          Слайд 16-17

                                                                             

                                  Ответ:

Широкий –                 узкий

Твердый –                 мягкий

Старый –                   новый

Скучный-                   интересный

Бесполезный –         ценный

Неряшливый –         Аккуратный

Это антонимы – слова…

Учитель:

Правильно. Мы в поселке  Антонимов. Впереди нас ждет еще один город. Чтобы познакомиться с его жителями, мы должны ответить на хитрые вопросы.           Слайд 18-19 

                                                                                                Ответ: Устаревшие слова в зависимости от причин их устаревания делятся на историзмы и архаимы.

Историзмы – это названия предметов и явлений, которые исчезли из жизни в процессе исторического развития. Такие слова не имеют синонимов и используются в литературе для называния понятий той эпохи, о которой идет речь: щеки (ланиты) 

Архаизмы – это устаревшие и вышедшие из употребления слова, которые имеют синонимы в современном языке:  глас (голос)

Учитель:      

Перед нами город Устаревших слов.                                                                           Слайд 20                          Наше путешествие подходит к концу. Выполнив задания, мы  по  реке  Фразеологизмов доберемся  до острова Неологизмов.

Вспомните, что мы называем фразеологизмами?                                                    Слайд 21-22                         

                                                                                                     Ответ: Фразеологизмы – это…

Задание. Объясните значение данных  фразеологизмов.

Учитель:

Итак, мы на острове Неологизмов.

Вспомните, какие слова мы называем неологизмами?                                            Слайд 23                       

                                                                                                         Ответ: Неологизмы – это…

Нам осталось подвести итоги  (уч-ся самостоятельно работают в тетрадях).

                                                                                                                                     Слайд 24 - 28

Задание №1.

 -Где Вы были?
- У лисички.
- Что Вы ели там ?
- Лисички.

Как называются такие слова?      Ответ: омонимы.

Задание №2.

Вставьте вместо точек глаголы, избегайте повторов.

- Ты взял у сестры куклу?

- Да, - ….я тихо.                           Ответ:  ответил

- Ты украл ее.

- Нет, - ……я.                                Ответ: сказал

- Как нет!-…… вдруг отец.           Ответ: спросил, воскликнул

 Задание №3.

Закончите предложения.

Простое слово промежуток,

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт

Мы называем все ……1

На время что-то прекратив,

Мы объявляем ……..2

В борьбе, в труде устали слишком,

Дают уставшим ……3

После урока непременно

Нужна ребятам…….4

                             Ответ: 1.антракт, 2.перерыв, 3.передышка,4. перемена.  Это  синонимы.

 Задание №4

Подберите        синоним   и  антоним
   

                                       Ответ:

 Веселый              смешной      грустный

 Огромный           большой       маленький
Мужественный  
храбрый       трусливый

            Наше необыкновенное  путешествие закончилось.

 

         Дом. задание:  составьте кроссворд по теме «Лексика».

                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Для всего, что существует в природе,- воды, воздуха, неба, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав,- в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. К.Г.Паустовский.

Слайд 2

Путешествие по стране Лексика Урок - обобщение 5 класс

Слайд 3

Цели: обобщить знания уч-ся, полученные при изучении темы «Лексика»; закрепить навыки работы с толковыми словарями, находить справки в толковом словаре при определении лексического значения слова . Задачи: в игровой форме повторить тему «Лексика», закрепить изученный материал; способствовать обогащению словарного запаса уч-ся; формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; воспитание потребности пользоваться толковыми словарями; способствовать развитию смекалки, логического мышления ,внимания, воображения уч-ся. Методы и приемы : словесно-наглядный, репродуктивный, практическая работа Формы работы : коллективная, индивидуальная самостоятельная Оборудование : карта страны, раздаточный материал, презентация

Слайд 4

Карта страны Лексика Берег Синонимов Город Архаизмов Город Омонимов Село Антонимов Деревня Прямого и переносного значения слов Деревня Многозначных и однозначных слов Остров Неологизмом Река фразеологизмов

Слайд 5

Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна… И знакомая страна Вот уж издали видна… Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Судно и корабль – это синонимы

Слайд 6

Синонимы Берег Синонимов Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

Слайд 7

1. Шел,шел долговяз, в сыру землю увяз . 2. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. 3.Земля вращается вокруг Солнца. 4. Береги родную землю. 1.Почва. 2. Суша. 3. Планета. 4. Страна. Сколько значений у слова «земля» ?

Слайд 8

Однозначные слова Многозначные слова Имеют несколько лексических значений: земля – планета, суша, край, почва, участок; «В море суши полоса называется «коса», а у девушки коса цвета спелого овса. На траве лежит роса, косит травушку коса. У меня один вопрос: сколько есть на свете кос?» обозначают только один предмет, один признак, одно действие: алфавит, буква, портфель, книга, тетрадь, библиотека, мама, папа, девочка, мальчик.

Слайд 9

О д нозначные и многозначные слова Деревня многозначных и однозначных слов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональные слова – это слова, употребляемые в речи людей, объединенных какой-либо профессией, специальностью.

Слайд 2

Дорогие путешественники! Предлагаем Вам выяснить значение слова «язык» в следующих предложениях : 1 . Язык , доставленный разведчиком, сообщил важные сведения о наступлении врага. 2. Мама посоветовала мне прикусить язык. 3 .Маша больно прикусила язык. 4. При желании язык до Киева доведет. Если Вы правильно определите, то узнаете название деревни, в которую прибыли.

Слайд 3

Омонимы Деревня слов прямого и переносного значения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Они обычно для шитья; И у ежа их видел я; Бывают на сосне, на елке, А называются… Иголки у ежа и иголки для шитья – Отгадайте загадку. Какое явление языка использовано? иголки это омонимы

Слайд 2

Город Омонимов Омонимы – это слова, далекие по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

Слайд 3

Диалектные слова - это слова, употребляемые жителями той или иной местности.

Слайд 4

Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов составят еще одно слово . Широкий Твердый Старый Скучный Бесполезный Неряшливый У зкий М ягкий Н овый И нтересный Ц енный А ккуратный

Слайд 5

Поселок антонимов Антонимы – слова, принадлежащие одной части речи, разные по звучанию и написанию и имеющие противоположные значения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лоб чело Глаз око Щеки ланиты Губы уста Подберите к данным современным словам устаревшие названия и запишите получившиеся пары.

Слайд 2

Архаизмы – это устаревшие и вышедшие из употребления слова, которые имеют синонимы в современном языке: глас (голос) Историзмы – это названия предметов и явлений, которые исчезли из жизни в процессе исторического развития. Такие слова не имеют синонимов и используются в литературе для называния понятий той эпохи, о которой идет речь: щеки (ланиты) Устаревшие слова в зависимости от причин их устаревания делятся на


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, в которых одно слово нельзя заменить другим. Река фразеологизмов

Слайд 2

Объясните значение этих фразеологизмов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неологизмы - это новые слова (« нео » — новый,«логос» — слово (греч.) Появление их вызвано двумя причинами: во-первых, необходимо назвать новый предмет; во-вторых, потребностью дать новое, более удачное название того, что уже обозначено в языке. Эти слова являются неологизмами до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав языка. Остров неологизмов

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наше путешествие закончилось, осталось подвести итоги.

Слайд 2

-Где Вы были? - У лисички . - Что Вы ели там ? - Лисички. Как называются такие слова? Задание №1 Омонимы

Слайд 3

Задание №2 Вставьте вместо точек глаголы, избегайте повторов. - Ты взял у сестры куклу? - Да, - …. я тихо. - Ты украл ее. - Нет, - …… я. - Как нет!-…… вдруг отец. ответил сказал спросил, воскликнул

Слайд 4

Закончите предложения. Простое слово промежуток, В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт Мы называем все …… На время что-то прекратив, Мы объявляем …….. В борьбе, в труде устали слишком, Дают уставшим …… После урока непременно Нужна ребятам……. антракт перерыв передышка перемена это с И Н О Н И М ы Задание №3

Слайд 5

Подберите синоним и антоним Веселый смешной грустный Огромный большой маленький Мужественный храбрый трусливый Задание №4

Слайд 6

Дом. задание: составьте кроссворд по теме «Лексика». Учитель русского языка: Кочина О.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну Лексики"

Данный урок предназначен для закрепления в 5 классе темы "Лексика". ...

Урок - путешествие по стране Лексике

Значение игры невозможно исчерпать развлекательным, рекреативным её приложением. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в воспитание, в твор...

Урок осетинского языка на тему "Путешествие в страну "Лексика"".

Целью этого урока является повторение темы "Лексика";  обогащзение словарного запаса учащихся; работа над развитием речи; воспитание любви к родному языку....

Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»

Конспект урока обобщения и систематизации  изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...

Презентация к уроку русского языка на тему: "Путешествие по странам Лексика и Фразеология"

Данная презентация предначзначена для урока русского языка в 7 классе на тему: "Лексика и Фразеология" (обобщающий игровой урок). Конспект урока отдельно....

Путешествие в страну ЛЕКСИКА

Презентация к уроку русского языка по ФГОС...