Путешествие по стране Лексика.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок-путешествие по загадочной стране Лексика. Цель путешествия: повторить и обобщить знания уч-ся по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-путешествие по теме "Лексика". | 132 КБ |
Презентация. Часть 1 | 2.68 МБ |
Часть 2 | 2.67 МБ |
Часть 3 | 2.68 МБ |
Часть 4 | 1.81 МБ |
Чаксть 5 | 2.52 МБ |
Часть 6 | 2.12 МБ |
Часть 7. | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык,5 класс
Путешествие по стране Лексика Слайд 1-2
Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав,- в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
К.Г.Паустовский.
Тип урока: обобщение и систематизация полученных знаний Слайд 3
Цель:
- обобщить знания уч-ся о лексических разрядах слов;
- закрепить навыки работы с толковыми словарями, находить справки в толковом словаре при определении лексического значения слова.
Задачи:
- образовательная: повторить и закрепить теоретические и практические знания учащихся по теме «Лексика»;
- развивающая: формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; обогащение словарного состава уч-ся
- воспитывающая: воспитание потребности пользоваться толковым словарем и др. словарями.
Методы : словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Методические приемы: проблемные вопросы, практические упражнения. Педагогические технологии: технология проблемного обучения, элементы игровой
технологии, здоровьесберегающая технология.
Оборудование: карта страны, раздаточный материал, презентация
Ход урока
Учитель: Слайд 4
Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Урок-путешествие по загадочной стране Лексика. Цель нашего путешествия: проверить ваше умение ориентироваться на местности лингвистической страны. Сначала проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку, умение быстро работать.
Вопрос:
Что такое лексика? Ответ: Словарный запас языка.
Вопрос:
Для чего каждому человеку нужно знать язык?
Ответ: Язык нужно знать для общения, для обмена знаниями, для выражении я чувств. Человек не может не общаться, а делает это он с помощью слов, составляя из них предложения, тексты.
Учитель:
Сколько, по-вашему, слов в русском языке? Где об этом можно узнать?
Количество слов в русском языке постоянно меняется, поэтомку назвать точное число слов невозможно. «Собраны» слова в словарях.
Словарь А.С.Пушкина 21 тыс.слов
Студента 7-8 тыс.слов
Ученика 3-4 тыс. слов
Перед вами лингвистическая карта. Это карта страны Лексика. Как и на любой другой карте, здесь есть территориальное деление, мы исследуем некоторые из этих территорий. Воды Великого океана омывают нашу страну, достичь ее берегов возможно лишь морским путем.
Послушайте стихотворение А.С.Пушкина и ответьте на вопрос: «Почему бежало судно, а пристать велят кораблю?»
Ветер весело шумит, Слайд 5
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна…
И знакомая страна
Вот уж издали видна…
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Ответ: Судно и корабль – это синонимы.
Синонимы – это …
Учитель: Слайд 6
Вы вступите на землю этой страны, если правильно выполните задание.
Загадка. Шел, шел долговяз, в сыру землю(1) увяз. Ответ: дождь.
Автор и название сказки. Мать с младенцем спасена, землю(2) чувствует она.
Ответ: Автор А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»
Земля(3) вращается вокруг Солнца. Береги родную землю(4). Слайд 7
Определите сколько значений у слова «земля». Вам поможет толковый словарь.
Ответ: 1.Почва. 2. Суша. 3. Планета. 4. Страна.
Вопрос:
Как называются такие слова? Слайд 8
Ответ: Многозначные слова, но есть и однозначные. Многозначные слова имеют несколько лексических значений. Однозначные слова обозначают только один предмет, один признак, одно действие.
Учтиель: Рядом с деревней Многозначных и однозначных слов находится озеро Профессиональных слов. Какие слова мы называем профессиональными?
Ответ: …………………….. Слайд 9-10
Дома вы должны были, зная профессию своих родителей, подготовить такие слова. (Ответы уч-ся).
Учитель:
А теперь новое испытание. Вот какая-то записка. Прочитаем ее. Слайд 11
« Дорогие путешественники! Приветствуем Вас на нашей станции! Предлагаем выяснить значение слова «язык» в следующих предложениях. В каком значении это слово употреблено? Если Вы это правильно сделаете, то назовете станцию, на которую прибыли».
Язык, доставленный разведчиком, сообщил важные сведения о наступлении врага.
Мама посоветовала мне прикусить язык.
Маша больно прикусила язык.
При желании язык до Киева доведет.
Ответ: Слово «язык» многозначно, в 3-м предложении оно употреблено в прямом значении, а в остальных в переносном.
Учитель:
Мы прибыли в деревню слов Прямого и переносного значения. Слайд 12
Вопрос:
Что дает нам знание слов прямого и переносного значения?
Ответ: Возможность сделать нашу речь выразительной. Этим свойством пользуются писатели и поэты.
Учитель:
А какие слова делают выразительными следующие строки:
Горит восток зарею новой… А.С.Пушкин
В саду горит костер рябины красной С.Есенин
Отговорила роща золотая С.Есенин
Ответ: Горит костер, горит восток, отговорила роща – слова употреблены в переносном значении. Они делают высказывания образными.
Учитель:
Отгадайте загадку.
Как называются такие слова? Слайд 13 Какое явление языка использовано?
Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на елке,
А называются…
Ответ: иголки. Это явление омонимии. Иголки у ежа и иголки для шитья – это слова омонимы.
Омонимы – это …
Учитель:
Мы находились в городе Омонимов Слайд 14
Оставим этот веселый городок и продолжим путешествие. Перед нами мост Диалектных слов, чтобы его перейти, надо вспомнить, какие слова мы называем диалектными.
Ответ:
Диалектные слова – это…
У многих из вас в деревне есть бабушки. Они живут в разных областях нашей страны. Вспомните, какие слова вы могли бы назвать диалектными… Слайд 15
Учитель:
Мы перешли мост, но название деревни вы узнаете после выполнения задания.
Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов, если их прочитать по вертикали, составят еще слово (название поселка). Слайд 16-17
Ответ:
Широкий – узкий
Твердый – мягкий
Старый – новый
Скучный- интересный
Бесполезный – ценный
Неряшливый – Аккуратный
Это антонимы – слова…
Учитель:
Правильно. Мы в поселке Антонимов. Впереди нас ждет еще один город. Чтобы познакомиться с его жителями, мы должны ответить на хитрые вопросы. Слайд 18-19
Ответ: Устаревшие слова в зависимости от причин их устаревания делятся на историзмы и архаимы.
Историзмы – это названия предметов и явлений, которые исчезли из жизни в процессе исторического развития. Такие слова не имеют синонимов и используются в литературе для называния понятий той эпохи, о которой идет речь: щеки (ланиты)
Архаизмы – это устаревшие и вышедшие из употребления слова, которые имеют синонимы в современном языке: глас (голос)
Учитель:
Перед нами город Устаревших слов. Слайд 20 Наше путешествие подходит к концу. Выполнив задания, мы по реке Фразеологизмов доберемся до острова Неологизмов.
Вспомните, что мы называем фразеологизмами? Слайд 21-22
Ответ: Фразеологизмы – это…
Задание. Объясните значение данных фразеологизмов.
Учитель:
Итак, мы на острове Неологизмов.
Вспомните, какие слова мы называем неологизмами? Слайд 23
Ответ: Неологизмы – это…
Нам осталось подвести итоги (уч-ся самостоятельно работают в тетрадях).
Слайд 24 - 28
Задание №1.
-Где Вы были?
- У лисички.
- Что Вы ели там ?
- Лисички.
Как называются такие слова? Ответ: омонимы.
Задание №2.
Вставьте вместо точек глаголы, избегайте повторов.
- Ты взял у сестры куклу?
- Да, - ….я тихо. Ответ: ответил
- Ты украл ее.
- Нет, - ……я. Ответ: сказал
- Как нет!-…… вдруг отец. Ответ: спросил, воскликнул
Задание №3.
Закончите предложения.
Простое слово промежуток,
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт
Мы называем все ……1
На время что-то прекратив,
Мы объявляем ……..2
В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим ……3
После урока непременно
Нужна ребятам…….4
Ответ: 1.антракт, 2.перерыв, 3.передышка,4. перемена. Это синонимы.
Задание №4
Подберите синоним и антоним
Ответ:
Веселый смешной грустный
Огромный большой маленький
Мужественный храбрый трусливый
Наше необыкновенное путешествие закончилось.
Дом. задание: составьте кроссворд по теме «Лексика».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Путешествие по стране Лексика Урок - обобщение 5 класс
Цели: обобщить знания уч-ся, полученные при изучении темы «Лексика»; закрепить навыки работы с толковыми словарями, находить справки в толковом словаре при определении лексического значения слова . Задачи: в игровой форме повторить тему «Лексика», закрепить изученный материал; способствовать обогащению словарного запаса уч-ся; формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; воспитание потребности пользоваться толковыми словарями; способствовать развитию смекалки, логического мышления ,внимания, воображения уч-ся. Методы и приемы : словесно-наглядный, репродуктивный, практическая работа Формы работы : коллективная, индивидуальная самостоятельная Оборудование : карта страны, раздаточный материал, презентация
Карта страны Лексика Берег Синонимов Город Архаизмов Город Омонимов Село Антонимов Деревня Прямого и переносного значения слов Деревня Многозначных и однозначных слов Остров Неологизмом Река фразеологизмов
Ветер весело шумит, Судно весело бежит Мимо острова Буяна… И знакомая страна Вот уж издали видна… Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят. Судно и корабль – это синонимы
Синонимы Берег Синонимов Синонимы – это слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.
1. Шел,шел долговяз, в сыру землю увяз . 2. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. 3.Земля вращается вокруг Солнца. 4. Береги родную землю. 1.Почва. 2. Суша. 3. Планета. 4. Страна. Сколько значений у слова «земля» ?
Однозначные слова Многозначные слова Имеют несколько лексических значений: земля – планета, суша, край, почва, участок; «В море суши полоса называется «коса», а у девушки коса цвета спелого овса. На траве лежит роса, косит травушку коса. У меня один вопрос: сколько есть на свете кос?» обозначают только один предмет, один признак, одно действие: алфавит, буква, портфель, книга, тетрадь, библиотека, мама, папа, девочка, мальчик.
О д нозначные и многозначные слова Деревня многозначных и однозначных слов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дорогие путешественники! Предлагаем Вам выяснить значение слова «язык» в следующих предложениях : 1 . Язык , доставленный разведчиком, сообщил важные сведения о наступлении врага. 2. Мама посоветовала мне прикусить язык. 3 .Маша больно прикусила язык. 4. При желании язык до Киева доведет. Если Вы правильно определите, то узнаете название деревни, в которую прибыли.
Омонимы Деревня слов прямого и переносного значения
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Город Омонимов Омонимы – это слова, далекие по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.
Диалектные слова - это слова, употребляемые жителями той или иной местности.
Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов составят еще одно слово . Широкий Твердый Старый Скучный Бесполезный Неряшливый У зкий М ягкий Н овый И нтересный Ц енный А ккуратный
Поселок антонимов Антонимы – слова, принадлежащие одной части речи, разные по звучанию и написанию и имеющие противоположные значения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Архаизмы – это устаревшие и вышедшие из употребления слова, которые имеют синонимы в современном языке: глас (голос) Историзмы – это названия предметов и явлений, которые исчезли из жизни в процессе исторического развития. Такие слова не имеют синонимов и используются в литературе для называния понятий той эпохи, о которой идет речь: щеки (ланиты) Устаревшие слова в зависимости от причин их устаревания делятся на
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Объясните значение этих фразеологизмов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
-Где Вы были? - У лисички . - Что Вы ели там ? - Лисички. Как называются такие слова? Задание №1 Омонимы
Задание №2 Вставьте вместо точек глаголы, избегайте повторов. - Ты взял у сестры куклу? - Да, - …. я тихо. - Ты украл ее. - Нет, - …… я. - Как нет!-…… вдруг отец. ответил сказал спросил, воскликнул
Закончите предложения. Простое слово промежуток, В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт Мы называем все …… На время что-то прекратив, Мы объявляем …….. В борьбе, в труде устали слишком, Дают уставшим …… После урока непременно Нужна ребятам……. антракт перерыв передышка перемена это с И Н О Н И М ы Задание №3
Подберите синоним и антоним Веселый смешной грустный Огромный большой маленький Мужественный храбрый трусливый Задание №4
Дом. задание: составьте кроссворд по теме «Лексика». Учитель русского языка: Кочина О.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок -путешествие "В страну Лексики"
Урок обобщения....
"Путешествие в страну Лексики"
Данный урок предназначен для закрепления в 5 классе темы "Лексика". ...
Урок - путешествие по стране Лексике
Значение игры невозможно исчерпать развлекательным, рекреативным её приложением. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в воспитание, в твор...
Урок осетинского языка на тему "Путешествие в страну "Лексика"".
Целью этого урока является повторение темы "Лексика"; обогащзение словарного запаса учащихся; работа над развитием речи; воспитание любви к родному языку....
Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»
Конспект урока обобщения и систематизации изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...
Презентация к уроку русского языка на тему: "Путешествие по странам Лексика и Фразеология"
Данная презентация предначзначена для урока русского языка в 7 классе на тему: "Лексика и Фразеология" (обобщающий игровой урок). Конспект урока отдельно....
Путешествие в страну ЛЕКСИКА
Презентация к уроку русского языка по ФГОС...