«ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ГЛАГОЛУ»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Похвальное слово глаголу».
Цели:
1) создать на уроке ситуацию, при которой учащиеся убедятся в «оживляющей» текст динамической функции глагола;
2) сопоставляя глагольные и безглагольные тексты, подвести учащихся к выводу, что «застывший» мир могут «оживлять» и существительные, но только отглагольные;
3) выявить изобразительно-выразительные «возможности» глагола в художественном тексте;
4) развивать общеучебные умения и навыки: сомневаться в истинности чьего-либо утверждения; отстаивать свою позицию, находя веские аргументы для этого; тактично выражать свое несогласие с другими участниками диалога, в том числе и с авторами учебника.
Ход урока
Глагол – самая огнедышащая,
самая живая часть речи.
В глаголе струится самая алая,
самая свежая... кровь языка.
Алексей Югов
Гудят глаголы, как деревья,
промерзшие и в хлопьях птиц!
Виктор Соснора
Ход урока.
1. Повторение. Беседа по вопросам учебника
Что такое часть речи?
Что объединяет слова, принадлежащие к одной части речи? (Части речи – это грамматические классы слов. Принадлежность слова к той или иной части речи определяется набором его грамматических форм.)
Какие грамматические формы вы знаете у прилагательного и какие у глагола?
Есть ли у прилагательного и у глагола общие грамматические значения?
Какие грамматические формы есть только у глагола в отличие от других частей речи?
2. Сообщение темы урока – «Похвальное слово глаголу».
3. Как вы понимаете эпиграф к уроку?
Мнения учащихся. Попытка разобраться в смысле эпиграфов к уроку.
1. Прочитайте текст
Читаем первую часть текста:
Жаркое южное утро. Порт на берегу Средиземного моря. Величественные громады пароходов с множеством труб, разноцветных флагов. Толпы пассажиров, пестрота одежд, носильщики с тележками, продавцы бутербродов и фруктов, разносчики мороженого.
- Из слов каких частей речи состоит этот текст? Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен, статичен?
Читаем вторую часть:
Наступило жаркое южное утро. В порту на берегу Средиземного моря величественно замерли громады пароходов. Дымят трубы, хлопают на ветру разноцветные флаги. Повсюду толпятся пассажиры, снуют носильщики, многоголосо кричат продавцы бутербродов и фруктов, суетятся разносчики мороженого.
- Как изменился текст и что изменило его? Почему неподвижная картинка ожила и даже как бы зазвучала? С помощью слов какой части речи это произошло?
2. Позволим себе усомниться в том, что только глаголы – «оживители» действия?
Читаем стихотворение А.Фета.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Проанализируем содержание стихотворения.
- Какое впечатление остается от прочитанного? Что мы видим?
- Это Белая равнина – мы смотрим прямо перед собой; Полная луна – наш взгляд скользит вверх; Свет небес высоких – поле зрения расширяется, в нем уже не только луна, но и простор безоблачного неба. И блестящий снег – наш взгляд скользит обратно вниз; И саней далеких одинокий бег – поле зрения опять сужается, в белом пространстве взгляд останавливается на одной темной точке.
«Выше – шире – ниже – уже: вот четкий ритм, в котором мы воспринимаем пространство этого стихотворения. И он не произволен, а задан автором: слова ...равнина, ...высоких, ...далеких – это ширина, вышина и глубина, все три измерения пространства». (М.Гаспаров. Фет безглагольный)
- Какое слово сводит и ширь, и высь, и даль нарисованного пространства воедино, «к одному знаменателю»? (Бег.)
- Что оно обозначает? (Движение: неподвижный мир оживает, приходит в движение.)
- Откуда движение? Ведь глаголов-то нет! (Но здесь есть отглагольное существительное бег, уже сама основа его говорит о действии, движении, вот и эта неподвижная картина ожила!)
- Картина, нарисованная без глагола, как мы убедились, статична, неизменна, неподвижна, она существует как бы вне времени. Глагол вносит движение, динамику, время в эту картину.
Вы согласны, что нарисованная А.Фетом картина действительно неподвижна, существует вне времени?
(Действительно, грамматического показателя времени, который всегда выражен глаголом, здесь нет. Но движение, динамика выражены лексически – отглагольным существительным бег.)
То есть главный «показатель» движения – все-таки глагол, но и отглагольные существительные спосрбны передавать движение.
Картина, нарисованная без глагола, неподвижна, статична. Но она может стать подвижной и без глагола. Это движение вносят отглагольные существительные, как мы и убедились в этом на примере стихотворения А.Фета. Благодаря одному отглагольному существительному бег «окаменевшая» чудная картина ожила.
- Прочитать стихотворение А.Фета «Шепот, робкое дыханье…»
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья...
- Статична или динамична картина, изображенная в этих первых четырех строках другого стихотворения А.Фета? Почему? В «Школьном словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова сказано, что глагол шептать образован от существительного шепот с помощью суффиксального дериватора -а-. Согласны ли вы с такой словообразовательной моделью? Можете ли вы привести примеры подобных (достаточно спорных) случаев словообразования?
- Читаем отрывок из стихотворения А.Пушкина «Обвал».
Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной кричат орлы,
И ропщет бор,
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
Оттоль сорвался раз обвал,
И с тяжким грохотом упал,
И всю теснину между скал
Загородил,
И Терека могучий вал
Остановил.
- Назовите в этом тексте все глаголы и глагольные формы.
- Какова их роль в тексте?
- Кто «услышал» шум валов, грохот обвала? Как поэт передает эти звуки? Как называется этот прием? (Ребята говорят об аллитерации, при этом обращают внимание и на то, что этот прием также использован в одном из эпиграфов к уроку – гудят глаголы.
Выводы из этой части урока.
- Как «оживить» неподвижную картинку в тексте?
- Почему иногда и существительным это под силу?
- Докажите, что без глагола нет общения.
- Что может глагол?
- Глагол может выполнять рол тропов.
- На чем основаны тропы и какой образ они создают? (Устно.)
- Глаголы – двигатели сюжета.
- Прочитаем отрывок из стихотворения К.Ваншенкина «Пурга»:
Я валенки обую,
Я знаю, что к чему,
В рань ярко-голубую
Я двери отожму.
- Почему глагол отжать наиболее здесь приемлем?
(Метель отбушевала, небо прояснилось. Но вход занесен. Выбран единственно возможный глагол: снежный пласт, накопившийся у порога, необходимо отжать!)
В стихотворении «Кокчетав» И.Сельвинский так передает движение змеи:
Гадюка льется в норку пестряка...
- Какое значение приобретает глагол льется в этом контексте?
Приведите пример предложения, в котором глагол льется утратил бы свою поэтическую выразительность? (Я еще вопрос до конца не договорил, как один из моих «орлов» радостно выкрикнул: «Вода льется!»...)
- А.Межиров в стихотворении «Воскресное воспоминание» пишет:
Отец, уже немолодой,
Парами банными объятый,
Впрок запасается водой,
Кидает кипяток в ушаты...
- Какой образ создается благодаря глаголу кидает? (Ощущение мгновенно и тяжко падающей воды.)
- Есть ли у глагола многозначность? Докажите, используя следующие отрывки.
Прочитайте отрывки из стихов русских поэтов, в которых использована многозначность слова, разберитесь с возникшей двусмысленностью.
Б.Пастернак так шутливо урезонивает свою подругу:
Брось, к чему швырять тарелки,
Бить тревогу, бить стаканы?
Его же обращение к великой актрисе А.Тарасовой:
Сколько надо отваги,
Чтоб играть на века,
Как играют овраги,
Как играет река,
Как играют алмазы,
Как играет вино,
Как играть без отказа
Иногда суждено.
Исследуя поведение многозначных глаголов, вспомните, что называют каламбуром.
Девушки на улице смеются,
Увидав любимца своего,
Что вокруг него подруги вьются,
Вьются, словно волосы его.
(Я.Смеляков)
Ванну, хозяин, прими, но принимай и гостей.
(О.Мандельштам)
Разговор зашел, как гость.
(Б.Слуцкий)
Он смахивал снежок с пальто.
И смахивал на Буратино.
(Т.Бек)
Не сложить для тебя мне рифмованных строчек,
Остается мне голову только сложить.
(П.Антокольский)
- Сделайте вывод.
Задание на дом на выбор:
Задание 1. Запишите предложение из «Золотой розы» К.Г. Паустовского. (Вновь обратим внимание на аллитерацию.)
Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.
Задание 2.Посмотрите, как много действий может совершать один предмет. Предлагаю записать все мыслимые и немыслимые действия, которые может совершать родник. Кто быстрей, кто больше?
Ответы:
Родник бурлит, дрожит, течет, топит (ого!), сносит, бежит, льется, бьет, брызжет, шумит, блестит, переливается, охлаждает, пугает (не иначе как ледяной водой!), спасает (от жажды?), радует, поет, гремит, играет, размывает, грустит (оттого, что никто не подходит, или оттого, что пересыхает?), смеется, веселится, отражает (и небо, и тебя), рассказывает, шепчет, сверкает!
Задание 3. Придумайте предложения (можно и в стихах), где обыгрывалась бы многозначность глаголов, например, глаголов потекло, пролетело.
Ответы:
Время потекло, как молоко из цистерны, со скоростью 100 километров в час.
Горе потекло, как ручей с горки.
Время пролетело, как самолет.
Время потекло, как из носа кровь. (Интересно: как это?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок "Похвальное слово глаголу"
Данную методическую разработку можно испльзовать в 5 классе после изучения темы "Глагол" в качестве обобщающего урока. Разнообразные задания помогут учащимся закрепить и обобщить полученные знан...
Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...
Похвальное слово инклюзии, или речь в защиту самого себя Н.Н. Малофеев Институт коррекционной педагогики РАО, Москва
Н.Н. МалофеевИнститут коррекционной педагогики РАО, Москва...
Похвальное слово о казаках. Презентация.
Презентация к классному часу....
Похвальное слово эпохе.
слово эпохе...
Презентация осеннего праздника "Царица овощей: похвальное слово капусте"
Данная презентация была подготовлена специально для проведения осеннего праздника, который был посвящен капусте. Праздник проводился для учащихся начального и среднего звена....
Похвальное Слово Басне
Похвальное Слово сочинила моя команда "Рыцарей без страха и упрека" к Районному литературному Фестивалю....