Анализ текста произведения М. Пришвина «Золотой луг»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Анализ текста произведения М. Пришвина «Золотой луг»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноануйская основная общеобразовательная школа»
Солонешенского района Алтайского края
Комплексный анализ текста. М. Пришвин. «Золотой луг»
подготовила учитель
русского языка и
литературы
Максимова Любовь Федоровна
с.Солонешное
2014
Цель: создать условия для обучения школьников правилам, технологии построения текста на примере классики путем комплексного анализа текста.
Ход урока
Вступительное слово учителя об авторе:
Михаил Михайлович Пришвин (1873 - 1954) - писатель (прозаик, публицист).
Родился Михаил в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он истратил.
Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он стал обучаться в Елецкой гимназии. Но через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями Михаил тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет в биографии Пришвина образование было продолжено в Рижском политехническом институте. В студенческие годы Михаилу стали близки идеи марксизма, за что он поплатился арестом и заключением на год в тюрьму.
С 1900 по 1902 год в биографии М. Пришвина проходило обучение в университете Лейпцига. Там он получал специальность агронома. Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году стал писать.
Он стал бродить по лесам, много путешествовать, собирать фольклор. В 1906 году в биографии Михаила Пришвина впервые был опубликован его рассказ - «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя. Следующими книгами Пришвина были: «Календарь природы» (1935), «Кащеева цепь», «Дорогие звери», повесть «Женьшень» и многие другие. Также высоко ценятся его дневники.
Анализ текста. М. Пришвин. «Золотой луг»
Тема | Признаки хорошо известного всем одуванчика |
Идея | В природе все неслучайно, все разумно, нужно быть только к ней внимательным, наблюдать ее терпеливо и неспешно размышлять над тем, что удалось увидеть. |
Тип речи | Описание |
Стиль | Это художественный стиль речи. Сообщаются личные детские впечатления от цветов, детские эмоции от давней встречи с «этими неинтересными цветами». |
Какие признаки описываются? | Порядок указания признаков основывается на хронологии знакомства с одуванчиком: вот первые впечатления от цветка (пригоден для забавы), вот последующие, которые вызывают у детей изумление и признание. |
Как построено описание? | Все описание построено на противопоставлении поверхностного знакомства с цветком и последующего, своими силами добытого знания о разумной организации жизни одуванчиков. Чувство противопоставления у читателя возникает еще в начале первого абзаца, когда было отмечено, что одуванчик — просто забава. И вскоре оно оформляется, безусловно, когда появляется противительный союз: «Но раз мне удалось...» |
Как меняется отношение к цветку? Как связывается начало и конец текста? | Отношение к цветку меняется, и прежнее определение неинтересный цветок уступает совсем иному мнению «Одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов». Так сомкнулись начало и конец рассказа,- так текст стал законченным. |
Как вы понимаете выражение идем на промысел; он впереди, я — в пяту? | |
Почему сказано цветущих («...от множества цветущих одуванчиков»)? Может быть, это слово лишнее? | |
Нужно ли было говорить отыскал одуванчик? Ведь на лугу было множество одуванчиков. | |
Почему автор говорит раскрывает свои ладони? Разве у одуванчика есть ладони? | |
Свое наблюдение автор называет открытием. Прав ли он? | |
Задание на дом на выбор:
- Написать анализ текста М. Пришвина «Золотой луг»
- Создать свою миниатюру.
Литература
- Никитина Е.И. Журнал «Русский язык в школе» №4- 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца»
Тема: «НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока: комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их...
«Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца»
«НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока:комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их поведение в...
Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"
В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

Анализ текста произведения М. Пришвина «Говорящий грач»
Анализ текста произведения М. Пришвина «Говорящий грач»...

Анализ текста произведения К. Паустовского «Ласточка»
Анализ текста произведения К. Паустовского «Ласточка»...

Анализ произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"
Анализ произведения М.Пришвина "Кладовая солнца"...