Приложения к уроку "Путешествие в город Местоимёнск"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме

Анисимова Ольга Викторовна

Так как урок-повторение "Путешествие в город Местоимёнск"(6 класс) имеет большой объём, выставляю приложения отдельно, видеоролик "В подводном царстве" тоже можно найти на сайте. Здесь же загружены маршрутные листы на 4 группы, презентация к уроку. Остальные материалы к уроку описаны и легко заменяемы. Можно обратиться к автору - вышлю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             «Мой университет – www.moi-amour.ru»

Маршрутный лист группы №1.

Фамилия (оценка)

Оценка

учащегося

Должность

Баллы группы

1

капитан

2

Старший помощник капитана

3

Штурман

4

Впередсмотрящий

5

Рулевой

6

Матрос

7

Матрос

 Задача капитана – следить, чтобы работали все! Он назначает того, кто отвечает в очередном задании.

За громкие разговоры – минус один балл за каждое замечание. Не подводить товарищей! Работать! В конце урока подводим итоги, выставляем оценки. Решающий голос за капитаном.

 Задание №1 всем группам: выпишите, не повторяя, все местоимения с предлогами, определить разряд,  сгруппировав их.                                                                                                                     Кто устал от нудных правил,
От ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?
У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для тебя ученье горе,
Двойку ты схватил опять?
 

Вмиг исчезнут огорченья,

Станешь грамотно писать.

От уроков, без сомненья,

Будешь радость получать.

Сделать лёгким всё, что сложно, -

Это главное для всех.

Всё реально, всё возможно.

Верь в себя, придёт успех.

Задание №2. Исправь ошибки в употреблении вопросительных местоимений.

  • Чего ты делаешь сегодня вечером?
  • Сколько много интересного вокруг?
  • Какие твои планы на завтра?
  • С какого ты года рождения?
  • Сколько время?

Задание №3 (Проверка ДЗ, индивидуального для группы)

Выступление в конференц-зале.

Наша группа в ходе плавания провела эксперимент и хочет выступить с ознакомлением по итогам эксперимента.

Мы выдвинули предположение: местоимения имеют те же синтаксические свойства, что и части речи, с которыми они соотносятся. Проверим его экспериментально. Возьмем повествовательное предложение и будем заменять различные его члены местоимениями: (далее каждая строка произносится поочерёдно, получается как стихотворение. Ученик, называя местоимение, показывает написанный на листке разряд):                                      Пушистая кошка мурлычет на крыльце.
Какая кошка мурлычет на крыльце?
Такая кошка мурлычет на крыльце.
Какая-то кошка мурлычет на крыльце.
Всякая кошка мурлычет на крыльце.
Никакая кошка не мурлычет на крыльце.

Кто мурлычет на крыльце?
Она мурлычет на крыльце.
Кто-то мурлычет на крыльце.
Все мурлычут на крыльце.
Никто не мурлычет на крыльце.
Некому мурлыкать на крыльце.

Пушистая кошка мурлычет где?
Пушистая кошка мурлычет где-то.
Пушистая кошка мурлычет
там.
Пушистая кошка мурлычет везде.
Пушистая кошка не мурлычет нигде.
Пушистой кошке мурлыкать негде.

Как видим, личные и указательные местоимения свободно заменяют любой член предложения, не нарушая при этом его грамматическую структуру. Обобщительные местоимения также легко вписываются в предложение, за исключением местоимения все, которое требует при себе множественного числа (все мурлычут). Вопросительные местоимения делают предложение вопросительным, также не меняя его структуру. А вот с отрицательными все сложнее. Никакой, никто и нигде требуют также отрицания при сказуемом (не мурлычет), а некому и негде коренным образом меняют структуру предложения, делая его безличным, что и послужило основным доводом для выделения их в свой разряд, наряду со смысловым отличием от обычных отрицательных местоимений.

Маршрутный лист группы №2.

Фамилия (оценка)

Оценка

учащегося

Должность

Баллы группы

1

капитан

2

Старший помощник капитана

3

Штурман

4

Впередсмотрящий

5

Рулевой

6

Матрос

7

Матрос

Задача капитана – следить, чтобы работали все! Он назначает того, кто отвечает в очередном задании.

За громкие разговоры – минус один балл за каждое замечание. Не подводить товарищей! Работать! В конце урока подводим итоги, выставляем оценки. Решающий голос за капитаном.

Задание №1 всем группам: выпишите, не повторяя, все местоимения с предлогами, определить разряд,  сгруппировав их.    

 Кто устал от нудных правил,
От ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?
У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для тебя ученье горе,
Двойку ты схватил опять?
 

Вмиг исчезнут огорченья,

Станешь грамотно писать.

От уроков, без сомненья,

Будешь радость получать.

Сделать лёгким всё, что сложно, -

Это главное для всех.

Всё реально, всё возможно.

Верь в себя, придёт успех.

Задание №2. Исправь ошибки в употреблении вопросительных местоимений.

  • Чего ты делаешь сегодня вечером?
  • Сколько много интересного вокруг?
  • Какие твои планы на завтра?
  • С какого ты года рождения?
  • Сколько время?

Задание №3 (Проверка ДЗ, индивидуального для группы)

 Примите и наш небольшой вклад в изучение местоимений.

Известный советский лингвист А. А. Реформатский образно писал о местоимениях: «Местоимения удобны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета...» Они, «как запасные игроки» на футбольном поле или «дублеры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова»  К примеру, прослушайте следующее стихотворение поэта Б. Заходера: (читается наизусть по несколько строк каждым членом группы, получается групповой чтение с комментарием)

ВИННИ-ПУХ И МЕСТОИМЕНИЯhttp://school1416.ru/images/www.school1416hd09/www.school1416hd09-27.png

На днях, не знаю сам зачем,

Зашел я в незнакомый дом,

Мне захотелось

Кое с Кем Потолковать о том о сем.

Я рассказал им, что, когда

И почему и отчего,

Сказал, откуда и куда,

И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему!

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то «ах», то «эх»,

И «так сказать», и «будь здоров»,

И «ну и ну», и «просто смех»!

Когда ж закончил я рассказ,

То Кое-Кто спросил: «И все?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то ни се!»

Спрашивается, в чем же ошибка Винни-Пуха, который так подробно, так эмоционально рассказывал о своих похождениях, но остался непонятым?

— Содержание песенки непонятно потому, что неизвестно, с кем разговаривал Винни-Пух, о чем, что было раньше, что потом. Он употребляет слова  что, когда, им, кого, которые не разъясняются.

— Нам  знакомы эти слова, здесь есть много местоимений, но Винни Пух забыл, что местоимения не говорят о конкретных предметах, а только указывают на них, на лица, события и их признаки, а конкретный смысл становится ясным или из ситуации, или из предшествующего контекста.

Маршрутный лист группы №3.

Фамилия (оценка)

Оценка

учащегося

Должность

Баллы группы

1

капитан

2

Старший помощник капитана

3

Штурман

4

Впередсмотрящий

5

Рулевой

6

Матрос

7

Матрос

Задача капитана – следить, чтобы работали все! Он назначает того, кто отвечает в очередном задании.

За громкие разговоры – минус один балл за каждое замечание. Не подводить товарищей! Работать! В конце урока подводим итоги, выставляем оценки. Решающий голос за капитаном.

 Задание №1 всем группам: выпишите, не повторяя, все местоимения с предлогами, определить разряд,  сгруппировав их.    

 Кто устал от нудных правил,
От ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?
У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для тебя ученье горе,
Двойку ты схватил опять?
 

Вмиг исчезнут огорченья,

Станешь грамотно писать.

От уроков, без сомненья,

Будешь радость получать.

Сделать лёгким всё, что сложно, -

Это главное для всех.

Всё реально, всё возможно.

Верь в себя, придёт успех.

Задание №2. Исправь ошибки в употреблении вопросительных местоимений.

  • Чего ты делаешь сегодня вечером?
  • Сколько много интересного вокруг?
  • Какие твои планы на завтра?
  • С какого ты года рождения?
  • Сколько время?

Задание №3 (Проверка ДЗ, индивидуального для группы)

Наш вклад в изучение местоимений не настолько глубок, но тоже по-своему интересен. (Текст делится на несколько человек по смыслу)

      ТЫ И ВЕЖЛИВОЕ  ВЫ

В употреблении 2-го лица местоимения, обращенного к собеседнику, в русском языке есть такая особенность: к старшим по возрасту и по положению и к незнакомым людям нужно обращаться на «Вы». Таковы этические нормы, сложившиеся в нашем обществе, обусловленные социальным и семейным укладом, культурными традициями.

В царской России к барину нужно было обращаться на «вы», а он к своим крестьянам, независимо от возраста, обращался на «ты». В армии офицерам говорили «вы», а солдатам — «ты». Поэтому первым приказом по армии после Великой Октябрьской революции был приказ об обращении к солдатам на «вы».

Известны даже трагические последствия грубого обращения на «ты». Об этом рассказывает писатель В. Н. Иванов в книге «Александр Пушкин и его время»:

«30 октября 1830 года в «Литературной газете» появилось такое сообщение:

Вот четыре строчки Казимира де Виня для памятника, который предполагается воздвигнуть в Париже жертвам Июльской революции:

Ответь мне, Франция, как звали тех героев?

Имен их здесь на памятнике нет!

«Свободной ставши вмиг —

 спросить их не успела!»

Маршрутный лист группы №4.

Фамилия (оценка)

Оценка

учащегося

Должность

Баллы группы

1

капитан

2

Старший помощник капитана

3

Штурман

4

Впередсмотрящий

5

Рулевой

6

Матрос

 Задача капитана – следить, чтобы работали все! Он назначает того, кто отвечает в очередном задании.

За громкие разговоры – минус один балл за каждое замечание. Не подводить товарищей! Работать! В конце урока подводим итоги, выставляем оценки. Решающий голос за капитаном.

Задание №1 всем группам: выпишите, не повторяя, все местоимения с предлогами, определить разряд,  сгруппировав их.    

 Кто устал от нудных правил,
От ученья занемог?
Кто себя с трудом заставил
Скучный выучить урок?
У кого ошибок море
И в пометах вся тетрадь?
Для тебя ученье горе,
Двойку ты схватил опять?
 

Вмиг исчезнут огорченья,

Станешь грамотно писать.

От уроков, без сомненья,

Будешь радость получать.

Сделать лёгким всё, что сложно, -

Это главное для всех.

Всё реально, всё возможно.

Верь в себя, придёт успех.

Задание №2. Исправь ошибки в употреблении вопросительных местоимений.

  • Чего ты делаешь сегодня вечером?
  • Сколько много интересного вокруг?
  • Какие твои планы на завтра?
  • С какого ты года рождения?
  • Сколько время?

Задание №3 (Проверка ДЗ, индивидуального для группы)

Наш «улов» ещё скромнее, но тоже интересен. Послушайте интересные факты о местоимениях.

Мы знаем, что все языки мира взаимосвязаны. Значит, законы одного языка могут распространяться на законы другого. Примерьте эти знания к следующему сообщению.

Сколько разных слов могут использовать вьетнамцы для обозначения первого лица?

Во вьетнамском языке существует восемь местоимений для первого лица в единственном числе, в то время как мы обходимся одним словом «я». Употребление этих местоимений зависит от пола и социального положения себя и своего собеседника. Кроме того, в повседневной речи вьетнамцы гораздо чаще называют себя или собеседника терминами родства, которых не меньше двадцати. Их использование также связано с большим количеством тонкостей, зависящих от пола, возраста и социального статуса, а некорректное употребление может быть воспринято как оскорбление. Например, люди, любящие друг друга, называют друг друга «младшая сестра» и «старший брат».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Мой университет - www.moi-amour.ru"

Слайд 2

Путешествие в город Местоимёнск

Слайд 3

Мы вышли в океан за сутки до рассвета… Какой меридиан, которая планета, Лагуны и форты, заметки на манжетах?!. Не зная широты, мы знали лишь, что где-то Что где-то между радостью и болью, Что где-то меж реальности и сна, И где-то меж фатальности и воли Находится чудесная страна, Где жители не знают о разлуке, Где жителям неведома печаль, Где музыка не делится на звуки, Где времени и нету, и не жаль. И точка задана, забудь о возвращении, И только тишина - источник освещения, И, зная о морях по книгам и макетам, Мы верили, что мы откроем что-то где-то…

Слайд 4

Удачи! Знания Вам в помощь! Пока Вы вместе – Вы непобедимы!

Слайд 5

Задание №1. Проверь себя! Для тебя, ты – личные ; мой – притяжательные , вся, всё, всех – определительные , это – указательные , (в) себя - возвратное , кто, кого – вопросительное , что – относительное .

Слайд 8

Задание №2. Исправь ошибки в употреблении вопросительных местоимений. Чего ты делаешь сегодня вечером? Сколько много интересного вокруг? Какие твои планы на завтра? С какого ты года рождения? Сколько время?

Слайд 9

Проверь себя! Что ты делаешь сегодня вечером? Как много интересного вокруг! Каковы твои планы на завтра? Какого ты года рождения? Который час?

Слайд 12

Видеоролик «Подводный мир»

Слайд 13

Домашнее задание по выбору: - написать грамматическую сказку «Путешествие в город местоимений» (можно работать в группе 2-3 человека); - проиллюстрируйте наше замечательное путешествие в город Местоимёнск .

Слайд 14

"Мой университет - www.moi - amour.ru"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в город Местоимёнск (комплексный урок систематизации, повторения и обобщения знаний, умений и навыков по теме «Местоимение как часть речи»)

Данный урок, построенный на использовании в течение всего времени активных методов обучения, связан с предыдущими уроками как урок повторения и обобщения знаний теории по теме «Местоимение как часть р...

Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…

Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…Для Череповца война началась так же неожиданно, как и для всей страны. Ещё 22 июня го...

Приложение к уроку "Город, где живут морфемы"

приложение  содержит дидактический текстовый материал к уроку "Город, где живут морфемы" ....

приложения к программе ДОО Город мастеров

В приложения программы ДОО "Город мастеров" входят: устав детского объединения, модель самоуправления в детском объединении, договора о сотрудничетве д.о.о с администрацией школы,администрац...

Открытый урок русского языка ."Правописание приставок пре-, при- " в 6 классе Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3

Конспект урока открытия новых знаний "Правописание приставок пре-, при-" 6 класс. Для отработки навыков правописания приставок используются  следующие  задания : создание самоинстр...

Приложение "Архитектура современного города"

В данном документе представлены доп. материалы к уроку "Архитектура современного города"...