Обобщающий урок в 6 классе на тему "Имя существительное "
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Обобщающий урок для учащихся 6 классов по программе Т.А. Ладыженской с использованием презентации-тренажера, презентации к уроку, заданий для интерактивной доски
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 90 КБ |
приложение 1 | 1.75 МБ |
приложение 2 | 351 КБ |
приложение 4 для notebook | 11.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 6 классе
учителя русского языка и литературы
ГБОУ школа №471
Выборгского района Санкт-Петербурга
Прониной Надежды Анатольевны
Тема урока: Имя существительное. Обобщение.
Место урока в системе уроков: урок обобщения и повторения материала в процессе изучения раздела «Морфология. Имя существительное»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.
Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка, об имени существительном как части речи;
2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку.
Форма урока: традиционная, с использованием мультимедийных презентаций, интерактивной доски
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой, использование ТСО.
Технология: технологии личностно-ориентированного образования,
компьютерные технологии,
технология вопросно-ответного единства и обратной связи
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.
Продолжительность урока: 45 минут
Возрастная категория: 6 класс
УУД:
- личностные (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения);
- регулятивные (контроль, коррекция, саморегуляция);
- познавательные (поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач);
- коммуникативные(планирование учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической формами речи).
УМК: Русский язык. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский] –М.: Просвещение, 2012.
Оборудование: персональный компьютер (программа PowerPoint), мультимедийный проектор, экран для проектора, интерактивная доска, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки с напечатанными буквами для проведения физкультминутки.
Приложение: диск с материалами по методическому и дидактическому обеспечению образовательных (педагогических) технологий
Примечание от автора:
Для удобства прочтения материалов урока некоторые примечания даны в основном тексте
Ход урока.
1. Организационный момент
- проверяется готовность к уроку;
- делается отметка в журнале об отсутствующих.
2. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Сегодня мы с вами проводим один из завершающих уроков по теме «Имя существительное» (Приложение 1. Слайд 1)
Сейчас нам предстоит повторить и обобщить изученное о существительном как части речи. Мы уже систематизировали знания об орфограммах и способах образования имен существительных. Завтра будем работать над контрольным диктантом. Поэтому домашнее задание как раз и будет связано со всем этим материалом. Запишем его в дневник. Упр. 315 или 316 письменно 1 на выбор. Посмотрите и выберете, что вам важнее повторить к следующему уроку.
Итак, откроем тетради и запишем дату и тему нашего урока.
Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас неким открытием!
Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного. Основная цель нашего урока – повторить и обобщить изученное.
(Приложение 1. Слайд 2)
Сегодня на уроке мы будем затрагивать именно те моменты, которые, судя по анализу выполненных в ходе изучения темы заданий, стали для вас наиболее сложными и трудными.
3. Актуализация опорных знаний
Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока.
Учитель: Один из лингвистов говорил: «Существительное – дирижёр грамматического оркестра» В.Ветвицкий (Приложение 1. Слайд 3)
Работа с эпиграфом. - Что он хотел сказать этим эпиграфом? (ответы учеников)
Учитель: Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Более 40% всех слов в русском языке – имена существительные.
С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и многое другое. Мы тоже сегодня на уроке поработаем с пейзажными зарисовками, только зимними. Ведь за окнами самая настоящая русская зима!
Давайте проверим, насколько хорошо мы в начале урока сможем определить основные признаки имени существительного, произведя его морфологический разбор.
Работа 1 учащегося у доски с записанным заранее предложением для синтаксического и морфологического разбора:
Пуш…стые снеж…нки ост…рожно к…саются земл… _ и она одевает(?)ся в осл…пительный наря…
Задания: 1. найти изобразительные средства в данном предложении ( эпитеты: пушистые, ослепительный; метафора: земля одевается в наряд; олицетворение: снежинки касаются, земля одевается)
2. морфологический разбор существительного ЗЕМЛИ.
4. Практическая работа № 1
Цель этапа: проверка теоретических знаний об имени существительном.
Учитель: Так что же такое имя существительное? Давайте попробуем слепить снеговика. Почему снеговика? Потому что за каждый правильный ответ о существительном вы будете получать снежки, мы их слепим вместе и получится эта веселая зимняя фигура, часто стоящая в наших дворах в снежные дни.
Итак, начнем. Работать мы будем с тренажером. Если вы отвечаете правильно. То цвет облачка меняется на зеленый. А если нет – туча мрачнеет. (Приложение 2. Презентация – тренажер)
Дополнительные вопросы к слайдам тренажера:
Слайд № 3 (постоянные признаки - род)
- Что нового узнали о категории рода в 6 классе? (есть существительные общего рода)
- Какие существительные называются именами существительными общего рода?
Слайд № 4 (постоянные признаки - склонение)
- Сколько склонений у существительных в русском языке?
- Какие существительные мы называем разносклоняемыми?
- Какие существительные относятся к несклоняемым?
Слайд № 5 (непостоянные признаки – падеж, число)
- Назовите падежи с вопросами.
- Есть ли существительные только ед. числа или только мн. числа? Приведите примеры.
Слайд № 6 (вопросы существительного)
- Почему в каждом падеже 2 вопроса? (одуш. – неодуш.)
Учитель: Тучки с вашими правильными ответами просыпались снегопадом, и мы, слепив много снежков, получили замечательного снеговика! Теперь видно, какими морфологическими признаками обладает эта часть речи. (Приложение 1. Слайд 4)
- Посмотрите внимательно на слайд. О каком морфологическом признаке мы забыли поговорить? (собст. – нариц.)
5. Работа со схемой.
Учитель: Мы говорим о предметном значении существительного. Уточните, что именно
могут обозначать существительные? ( после ответов учащихся на слайде появляется схема) Приложение 1. Слайд 5
Учитель: Составим кластер. Это подобие кисти винограда. Как ягодки присоединяются к грозди, так и мы попробуем нанизать слова на предложенную схему, приводя примеры разных по значению существительных.
Совместными усилиями делается вывод о том, что при всём смысловом многообразии общее значение существительных – предметное.
6. Практическая работа № 2
Учитель: Теперь мы поработаем с некоторыми составляющими нашей схемы. Распределите существительные в соответствии с их значением, укажите склонение:
синева, катание, снегопад, озноб, прыжок, метель, туман, мороз, темнота, белизна, отдых, зима, радость.
Явления действительности | Признак как предмет | Действие как предмет |
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
(Приложение 1. Слайд № 6)
Взаимопроверка (по слайду 7. Приложение 1)
7. Практическая работа № 3
Учитель: А сейчас мы поработаем самостоятельно. У каждого на столе лежит карточка. (Приложение 3) Вы видите, что она промаркирована разным цветом. Это сделано целенаправленно. Каждый из вас, идя на урок, хочет получить хорошую оценку, поэтому я приготовила вам такие задания, чтобы ваше желание исполнилось, и вы легко справились с предложенной работой. В чистое поле большого цветного прямоугольника впишите, пожалуйста, свою фамилию и имя.
Выполнять задания мы будем постепенно. Сначала сделайте под номером 1.
Оно связано со знанием тем, изученных в 6 классе.
8. Работа с интерактивной доской. Приложение 4.
Учитель: Чтобы хорошо справиться со следующим заданием карточки, выполним задание. Мы помним, что имена существительные по родам не изменяются.
Род есть и у несклоняемых существительных. Это вызвало у вас много вопросов при изучении темы, посмотрим, что вы запомнили и чему научились.
Задание: найдите четвертое «лишнее».
1) Кафе, какаду, кашне, кино
2) Тюль, бюллетень, гроздь, рояль
3) Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь
9. Работа по карточкам. Задание №2 (Приложение №3)
Учитель: Теперь выполним самостоятельно задания под номером 2 с вашей карточки.
10. Физкультминутка.
Учитель: Повторим основные орфограммы, изученные в теме «Имя существительное»
Я говорю слова, а вы встаете со своих мест, если у вас на столе лежит карточка с нужной буквой: на празднике, у елки, снежок, в инее, со свечой, в ожидании. Одного ученика спрашивать объяснение орфограммы.
Учитель: Скажите, почему мне было легко проверить, кто допустил ошибку?
(Карточки на столах учеников лежали по очертанию написания соответствующих букв)
11. Работа с интерактивной доской. Приложение 4
Учитель: Выполним ещё одно задание на повторение орфограмм, знание которых пригодятся при работе с третьим заданием карточки и завтра на диктанте.
Задание: зайчонок пробежался по поляне и разбил комочки - слова. Поможем им снова соединиться. (Самостоятельно, потом к доске: существительные с суффиксами –чик-/ -щик- и –ек-/ -ик- )
Самопроверка.
12. Работа по карточкам Задание №3 ( Приложение №3)
13. Синтаксическая пятиминутка.
Задание 1: составьте новое предложение, взяв из данных нужные члены предложения:
1. Дети радовались первому снегу. (подлежащее)
2. Давно на площадях города стоят украшенные елки. (обстоятельство, выраженное наречием)
3. Взрослые и дети ждут новогодние подарки. (сказуемое)
4. До наступления праздника осталось совсем немного.(дополнение без предлога, выраженное существительным 2 склонения среднего рода)
5. Салат оливье - главное блюдо Нового года.(дополнение)
Приложение №1. СЛАЙД № 8
Дети давно ждут наступления Нового года.
Задание 2: запишите 2-3 предложения о приближающемся празднике. Подчеркните существительные как члены предложения. (зачитать 1-2 работы)
14. Подведение итогов урока.
Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.
Учитель: Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо усвоен материал по теме сегодняшнего урока.
У каждого на столе лежит карточка с утверждениями об имени существительном как о части речи. Ваша задача согласиться или нет с предложенной формулировкой. Если согласны, ставите 1, если нет – о.
(на доске: 1- согласен, 0 - не согласен) Не забудьте также подписать свои работы.
1. У имени существительного число и падеж – непостоянные признаки.
2. Существительные могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак.
3. Существительные изменяются по родам.
4. Имя существительное имеет два склонения.
5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.
6. Имена существительные на –а(-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода.
7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3 склонения.
8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения.
Самопроверка по ключу: (Ключ на доске)
1 – 1 5 - 1
2 – 1 6 - 1
3 – 0 7 - 0
4 – 0 8 – 1
Учитель: Если у вас получилось 5 правильных ответов, значит, вы хорошо поработали с этой частью речи и сегодня на уроке, и на всех других, когда изучалось существительное. 5 – любимая цифра учеников. Зачитаем правильные ответы.
15. Оценки за урок.
Учитель: Сегодня каждый получит оценку за урок, потому что вы работали и по карточкам, и устно, и некоторые у доски. Много комочков – плюсиков к основной оценке заработали. Укажите, сколько, записав рядом с вашей фамилией на карточке.
16. Заключительное слово
Учитель: Мы повторили и постарались систематизировать знания по теме: "Имя существительное», вспомнили его грамматические, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. Спасибо за урок! Приложение 1. СЛАЙД № 9
17. Анализ результативности урока.
Во время образовательного процесса на каждом его этапе использовались разные виды деятельности: рассказ учителя, с целью актуализации темы, фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.
Вышеназванному способствовали выбранные с учётом возрастных особенностей оптимальные средства инструментальной поддержки учебного процесса: раздаточные материалы, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Занятие отличало формирование ключевых компетенций в области изучения русского языка, что способствовало и развитию личностных качеств: коммуникативности, самостоятельности, взаимо и самооценке.
Так, анализ выполненных заданий дифференцированных карточек показал, что изученная тема было усвоено большей частью класса:7 пятерок, 16 четверок, 3 тройки. Основная часть ошибок была связана с ошибочным нахождением существительных общего рода (учащиеся перепутали их с разносклоняемыми существительными). Анализ домашних работ показал, что выбор был сделан в пользу задания, связанного с группировкой орфограммам.
Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации, презентации-тренажера, интерактивной доски с целью повышения качества образования, мотивации познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.
Содержание урока вполне соответствует теме, цели и задачам урока. Применяемые методы и приемы обучения соответствовали содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся.
Была применена здоровьесберегающая технология на этапе проведения физкультминутки, данный вид работы также позволил проверить, насколько хорошо дети усвоили изученные орфограммы.
Соблюдены были структурные компоненты урока:
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью учащихся к уроку, в ходе которого традиционно для моих уроков дается домашнее задание.
2. Устный опрос с использованием презентации - тренажера (повторение теоретического материала)
3. Актуализация изученного материала.
4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся посредством разнообразных заданий, в том числе работа на интерактивной доске.
5. Подведение итогов урока .
6. Оценки учащимся будут выставлены после проверки индивидуальных карточек и творческого задания (индивидуально)
Время на уроке использовалось рационально. Был создан благоприятный психологический фон, дети работали в атмосфере эмоционального комфорта, создавая себе ситуацию успеха.
Считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.
Задачи урока реализовывались:
1. образовательные - в работе по конструированию словосочетаний и предложений с несклоняемыми существительными , составлению предложений для определения синтаксической роли существительного;
2. развивающие - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме;
3. воспитательные - уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание ответов учеников, работу в парах.
Таким образом, считаю, что запланированные результаты были достигнуты, тема раскрыта.
Использованная литература
1. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/[М.Т. Баранов,
Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский] –М.: Просвещение, 2012.
2. Интернет-ресурсы: Учительский портал: www.uchportal.ru
3. Собственные методические разработки.
Приложение 3.
Карточка № 1 (сильные ученики, на «5»)
1. Подчеркните несклоняемые имена существительные:
время, кенгуру, мисс, шимпанзе, знамя, задира, стремя, метро, бремя, мадам, кофе, забияка, егоза, кино, сирота, пламя, город Сочи, лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, зазнайка, такси, пальто, темя.
2. Составьте и запишите предложения, связанные по смыслу, используя следующие словосочетания:
школьн.. кафе, горяч.. кофе, разварист.. пюре, овощн.. рагу, свеж.. безе.
3. Вставьте пропущенные буквы
Без..нтересный, из-за туч.., нога в стрем..н.., отр..сль, огонеч..к, (не)серьёзность, (не)былица, перевоз...ик, на лезви.., ш..рох, ц..ганёнок.
Карточка № 2 ( средние ученики, на «4»)
1. Подчеркните разносклоняемые имена существительные:
время, кенгуру, мисс, шимпанзе, знамя, задира, стремя, метро, бремя, мадам, забияка, егоза, кино, сирота, пламя, город Сочи, лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, пальто, темя..
2. Определите род несклоняемых имен существительных:
1) густонаселен... Сан-Франциско,
2) огромн... Гоби,
3) полноводн… Конго,
4) солнечн… Тбилиси,
5) глубок... Онтарио
3. Вставьте пропущенные буквы
Хвост..к, песоч..к, на бумаг.., груз..ик, р..стение, (не)друг, (не)правда, а лож..,
пул..мёт, ш..пот, на площад..,ц..пленок.
Карточка № 3 ( слабые ученики, на «3»)
1. Подчеркните имена существительные общего рода:
время, кенгуру, мисс, шимпанзе, знамя, задира, стремя, метро, забияка, бремя, мадам, кофе, егоза, кино, сирота, пламя, город Сочи, лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, зазнайка, такси, пальто, темя.
2. Род существительного. Найдите четвертое «лишнее».
1) Какао, пальто, шоссе, кофе
2) Носок, мозоль, георгин, помидор
3) Глупость, мудрость, печаль, голубь
3. Антидиктант
Среди предложенных вам слов есть слова, написанные правильно, а есть с ошибками. Вам нужно найти, исправить ошибки и объяснить орфограммы.
СЛОЖЕНИЕ, НЕТ ВРЕМЯНИ, ПРЕКОСАЮСЬ, ГРУЗЩИК, НА СТАНЦИЕ, ГОРОШЕК, РАСТЕЛЕШЬ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Литосфера" Обобщающий урок 6 класс
Данная презентация поможет учителям при проведении обобщающего урока...
Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»
Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...
обобщающий урок 5 классе по теме "В стране фонетики"
План -конспект на чувашском языке. Презентация "Фонетика сершывенче"...
Обобщающий урок 6 класс "Путешествие Казань - Москва или математическая география"
Обобщающий урок-экскурсия в 6 классе "Путешествие Казань-Москва" составлен с учетом межпредметных связей географии и математики....
Древнерусское государство в IX - XII веках. Обобщающий урок. 10 класс.
Методическая разработка урока истории (10 класс) в форме деловой игры«Пишем учебник истории». Тип урока: Повторительно - обобщающий....
Урок по теме "Молекулярный уровень: контрольно - обобщающий урок" 9 класс
Урок обобщения, систематизации и контроля знаний, умений и навыков по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Технология - и...
Урок английского языка. «Степени сравнения прилагательных. Обобщающий урок». 3 класс.
Представленный материал содержит коспект урока и презентацию к нему....