Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
презентация к уроку по русскому языку по теме
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_disgrafii.pptx | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дисграфия , обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Это: Пропуск, перестановка, вставка букв, фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антипации (замены предшествующих букв последующими); Раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов; Нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.
Применяя принцип поуровневого анализа речи, предложенный И.Н. Садовниковой , у детей с дисграфией , обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза, выделяют 3 основные группы специфических ошибок. К ним относятся: Ошибки на уровне буквы и слога (звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез); Ошибки на уровне слова (слоговой и мофологический анализ и синтез); Ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковый анализ и синтез).
Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова. Простые формы звукового анализа. Выделение первого ударного гласного в слове. Выделение первого согласного в слове, последнего согласного в слове. Выделение гласного из середины слова. Определение места звука в слове (звук в начале, середине, конце слова). Сложные формы звукового анализа. Определение последовательности звуков в слове (звук в начале, середине, конце слова). Определение количества звуков. Определение места звука относительно других звуков.
Логопедическая работа по развитию сложных форм фонематического анализа проводится с учётом того, что всякое умственное действие проходит определённые этапы формирования: С опорой на вспомогательные средства; В речевом плане, исключая зрительные опоры, - только проговаривание; Во внутреннем плане.
Речевые материалы и пособия необходимо подбирать с учётом постепенного усложнения структуры слов и предлагаются детям в следующей последовательности: Односложные слова без стечения согласных; Двусложные слова без стечения согласных, состоящие из двух открытых слогов; Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога; Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов; Односложные слова со стечением согласных в конце слова; Двусложные слова со стечением согласных в начале слова; Двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова; Трёхсложные слова.
Последовательность коррекционной работы Выделение звука на фоне слова (определение его наличия или отсутствия). Вычленение звука из начала и конца слова (определение первого, последнего звука, а так же его места в слове). Определение последовательности и количества звуков в слове. Определение места звука в слове относительно других звуков (какой стоит впереди заданного и после него).
Фонематический анализ открытого и закрытого слога предлагается вести в следующей последовательности. Анализ обратного или закрытого слога ( А П , У М ….) . Сначала выделяют гласный звук, а затем согласный после него. Анализ открытых слогов ( П А , М У …) . Проводится с теми же звуками, но в обратной последовательности. Дифференциация открытых и закрытых слогов, состоящих из одинаковых звуков ( А П – П А , У М – М У …).
Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова. 1. Этап. Подготовительный. (Невербальный уровень) Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи. Работа по развитию переключения и координации.
2. Этап. Коррекционный. (Вербальный уровень). Уровень гласных звуков. Детей знакомят с гласными звуками и буквами, слогообразующей ролью гласного, с обозначением гласных при помощи символов. Уровень слогов. Детей знакомят с открытыми и закрытыми слогами, с обозначением слогов при помощи схем. Уровень слов. На начальном периоде обучения нужно использовать слова, в которых написание аналогично звучанию: Двусложные слова с открытыми слогами: ва-та , ли-са . Трёхсложные слова с открытыми слогами: ма-ши-на . Односложные слова с закрытым слогом: мак, бак, рот; Двусложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли-мон , ка-бан ; Двусложные слова с со стечением в середине слова: бан-ка , руч-ка , ноч-ка . Двусложные слова с закрытым слогом на конце слова и стечением согласных в середине: чай-ник , кап-кан , зай-чик . Трёхсложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли-мо-над , ко-ри-дор . Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце: ав-то-бус , ав-то-мат ; Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных: мат-рёш-ка , гар-мош-ка ; Односложные слова со стечением согласных: флаг, взгляд, лифт; Двухсложные слова с двумя стечениями: звез-да , круж-ка ; Четырёхсложные слова: че-ре-па-ха , пи-ра-ми-да .
Слоговой анализ и синтез слов. Предварить систему упражнений объясняем, что слог – это часть слова, не заключающая в себе его смысла; повторить правило о слогообразующей роли гласных звуков. 1) На доске наборное полотно; на нём – слоги: мон но ли ки хал ва
2) Деление на слоги. Назвать картинку (слова из 2-3 прямых слогов); Разделить слова на слоги с громким проговариванием и отхлопыванием; Сопоставить в этих словах число гласных с числом слогов; сделать вывод о слогообразующей роли гласных; Составить схемы (рисунок подбирает логопед). << гуси >> --- --- << сорока >> --- --- ---
3)«Много-один». Исходный материал – группа слов или соответствующих им предметных картинок. Например: гуси – гусь (дети проговаривают и отхлопывают слоги, сопоставляют количество гласных и слогов в них). Шары, маки, коты, лоси, раки, киты, дома, грибы, столы, ежи, гвозди…
4) Сгруппировать в три колонки предметные картинки по числу слогов в названии. На доске вычерчиваются (а на столах ученика выкладываются из полос) схемы слов: У каждого ученика набор предметных картинок, которые он располагает в три колонки. Деление на слоги проводится самостоятельно, с негромким проговариванием и отхлопыванием. ------------- ----- ------------- ---- ---- ------------------ ---- ---- ----
В заключение этой работы можно провести взаимную и фронтальную проверку выполнения задания. 5) Превратить односложное слово в трехсложное (по образцу), перекидывая мяч. Например: ключ-ключик. Мяч, зонт, рот, дом, кот, бант, стол, лоб, шар, гвоздь, винт, шарф. 6) Превратить двухсложное слово трехсложное (слова из предыдущего задания и аналогичное) : Бант-бантик-бантики… 7) Добавить слог, чтобы получилось слово ( при этом перекидывая мяч): Соло (ма)и.т.д. 8) Придумывать ряд слов так, чтобы последний слог одного слова стал первым слогом следующего, например: Рыба-барабан-ранка-калоши-шина и.т.д.
9) Придумать ( выбрать из любого текста) по пять слов к каждой схеме. Записать в три столбца, подчеркнув гласные: 10) Развитие чувства ритма. Прослушать стихотворение Е. Серовой, добавить в рифму недостающее слово с учетом стихотворного размера: Игра: “ Подскажи словечко ” ----------------- ----------------- сл о н ----------------- ----- ----- ст о лы ----------------- --- --- --- ж у р а в л и
Анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов Цель : привлечь внимание учащихся к последовательности слогов, являющейся смыслоразличительным фактором при чтении и записи ряда слов. 1) На доске записывают слова: Рады- кабан- качай- навес- насос- Наши- нора- жилы- камыш- какой- Упражнение нужно выполнять в следующем порядке: а ) вслух прочесть слова; составить с ними предложения или словосочетания; б) прочитать слово хором, деля на слоги хлопками; в) затем первый ряд называет только первый слог, второй ряд – второй; г) для перестановки слогов сначала второй ряд называет свой слог, затем первый ряд – свой; д ) дети услышат сами в таком проговаривании новое слово; устно составить предложения с полученным словом; е) записать слова парами по образцу: рады – дыра; ж) отметить важность учета последовательности слогов в ходе чтения и письма.
2 ) Прочитать и записать слова, вставляя вместо черточки пропущенный слог: а) на: -род, -ходка, тиши-, па-ма, мали-, паути-, -шёл, воро-, за-вески, вес-, гли-; б) ки: нос-, -но, оч-, зам-, конь-, -ты, мар-, -нул, ку. 3 ) Прочитать и записать слова, вставляя недостающий слог: а ) са или ты: коле-, пар-, -хар, кус-, солда-, -ды, кар-, по-дил, бога-ри, кро-, поло-, хала-, ли-, лис-; б) ло или ка: во-сы, по-жу, зо-той, соба-, мо-ко, са-, музы-, весе-, соро-, го-сок, -лина, подуш-, мо-дой, избуш-, мо-ток. 4 ) Записать слова, составленные из данных слогов: ка, ней, ли мин, ви, та ке, ра, та ри, ку, ца то, ав, бус ни, пят, ца чик, не куз ла, ку, а бо, ра, та боч, ба, ка чок, ви, но та, ну, ми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".
В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...
Презентация "Подгрупповое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 классов "В мастерской у пчёлки Майи"
Презентация разработана в поддержку логопедического занятия. В ней представлены различные логопедические задания на развитие языкового анализа и синтеза, на развитие тонкой моторики рук, зритель...
Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в рамках классного часа «АРБУЗНЫЙ ЧАС» для учащихся 5 класса с использованием информационных технологий, речевых игр.
В конспекте представлены разнообразные логопедические задания на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, на развитие навыка чтения, зрительного внимания, логического ...
Использование произведений устного народного творчества при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Данный материал содержит примеры использования произведений устного народного творчества (загадки, сказки, пословицы и поговорки) по разделам программы "Коррекция дисграфии на почве нарушения языковог...
Использование произведений устного народного творчества при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Данный материал содержит примеры использования произведений устного народного творчества (загадки, сказки, пословицы и поговорки) по разделам программы "Коррекция дисграфии на почве нарушения языковог...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса...
статья "Коррекция дисграфии на почве нарушения навыков языкового анализа и синтеза"
Актуальность проблем коррекции дисграфии на почве нарушения навыков языкового анализа и синтеза. Программа коррекции дисграфии на почве нарушения навыков языкового анализа и синтеза у младших школьник...