Конспект урока по русскому языку "Что такое текст"
план-конспект урока по русскому языку по теме

разработка урока по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chto_takoe_tekst.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое текст?

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания о учащихся  о тексте и его признаках;
  • совершенствовать навык комплексного анализа текста;
  • подготовить учащихся к написанию изложения после подготовительного анализа, с опорой на план изложения.
  • научить сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства
  • развивать логическое мышление и аналитические способности учащихся через составление плана художественного текста, подбор заголовка, раскрывающего основную мысль текста
  • Воспитывать речевую культуру учащихся:

Ход урока.

I. ОРГМОМЕНТ . Объявление темы урока.

Учитель: Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом. Как вы думаете, что общего между этими предметами?

Ученики: В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.

Учитель: Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно?

Ученики: Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.

Учитель: Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова «текст»

( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)

Учитель: Оказывается, мы были правы, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью. В подтверждение этих слов хочу привести строки из стихотворения поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.

 II. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.

Учитель: Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст». Давайте запишем тему урока. Для того чтобы сформулировать цель урока, мы  должны проанализировать каждое слово темы урока и определить, что нам известно

Ученики: Из курса начальной школы нам известно, что такое текст и каковы его признаки

Учитель: Итак, цель нашей работы – вспомнить основные признаки, свойства текста. Задание 1

Этот набор предложений можно назвать текстом. Почему? Проанализируйте его свойства. Запишите все выявленные признаки полноценного текста.

Сороки

С улицы послышался крик, треск и хохот. Я подбежал к окну и увидел, что около дома катается по земле клубок, из которого торчат хвосты и перья.

Дрались две сороки. Лупили друг друга крыльями, царапались и кричали. А третья сидела на крыше сарая и наблюдала.

– Вы что! – крикнул я в форточку. – Взбесились?!

Напугавшись, одна сорока улетела на крышу сарая, а другая осталась лежать на земле. Я вышел на улицу поглядеть – жива ли?..

(По Ю.Ковалю)

 (Работа выполняется коллективно. Дети называют  признаки текста и записывают их на доске в виде конспекта. В результате работы появится такая запись.)

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

  1. Законченность, завершенность, полнота (ничего нельзя убрать, сократить).
  2. Единство темы
  3. Главная мысль, вытекающая из сюжета (т. е. идея текста, то, что хотел сказать автор своим текстом).
  4. Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок — это «вход» в текст, как в некое здание).
  5. Связность изложения (по смыслу и грамматически).
  6. Иногда членение текста на микротемы (абзацы).
  7. У текста есть автор (тексты различаются авторской стилистикой).

Задание 2 Словарный диктант «КАКИЕ ТЕКСТЫ БЫВАЮТ» (выполняется на доске с подробным комментированием значения слов)

Изложение, отзыв, сочинение, стихи, объявление, аннотация, письмо, пьеса, реклама, рассказ.

И всем этим жанрам мы должны научиться в школе!

III. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Задание 1

Учитель:. Вы перечислили признаки текста. А теперь вам предстоит самостоятельно поработать с рассказом В.П.Катаева и дать ответ на вопрос: Можно ли этот «набор предложений» считать текстом. Работать будете в группах. После обсуждения каждая группа представит итоги своей деятельности. (Пятиклассникам еще трудно строить собственное высказывание, поэтому для облегчения задачи им предлагаются вопросы.)

  1. Это текст? Какими признаками он характеризуется? Можно ли его назвать законченным, завершенным?
  2. В рассказе множество персонажей: бабушка с сумкой, старик с мешочком, две девочки, синичка. Можно ли сказать, что все они объединены единой темой?
  3. Какова, по-вашему, главная мысль (идея) рассказа?
  4. Не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый, высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?
  5. Как бы вы назвали этот рассказ?

В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрел дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

—        Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришел старик — поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

—        Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

—        Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

(Дети читают текст в учебнике «Русский язык. 5 класс» под ред. Т. А. Ладыженской упр. 137. В результате обсуждения в группах получается следующее высказывание).

Ученики: Да, конечно, это текст. В первых строках рассказа мы узнали, что пень возгордился, когда люди подходили к нему и будто бы кланялись. Пень объявил себя царем деревьев. Быстрая синичка поняла, зачем люди с кузовками подходили к пню, и разоблачила гордеца в последнем абзаце рассказа. История пня завершена.

 Все персонажи в рассказе связаны происшествием в лесу — мнимым превращением пня в царя деревьев. Главная мысль: Осуждение гордого пня, его самовозвеличивания.

Рассказ действительно напоминает басню или притчу. Старый пень — аллегория человеческого характера.  Рассказ можно назвать так  «Притча о гордом человеке», «Ты не царь!»

 

Задание 2

Учитель: Текст делится на абзацы — микротемы. Когда мы пишем изложение, то всегда составляем план. Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем. Поработаем отдельно с каждым абзацем и запишем главную мысль, заключенную в нем в виде плана  (Составление плана и членение на микротемы.)

(Дети читают по абзацам и формулируют пункт плана. Обсуждение идет между группами, в результате записывается лучшее название пункта плана).

План        

  1. Грибники вокруг старого пня.
  2. Речь пня перед деревьями.
  3. Молчание деревьев.
  4. «Я ваш царь!»
  5. Возмущение синички: «Ты не царь!»

Задание 3

Учитель: Мы с вами вспомнили признаки текста. А теперь давайте ответим на вопрос:

Кто же автор этой чудной притчи? Какой персонаж выражает точку зрения автора на возгордившегося пня, похожего на некоторых из нас?

старушкуУченики: Синичка, за образом которой угадывается образ народа. Синичка даже похожа на.

Задание 4

 Учитель: Рассказ-притча осмыслен. План написан. Остается добавить, что текст, который сочинил В. Катаев, — это первичный текст. Можно по нему написать сочинение, изложение, отзыв, написать предисловие к нему. Мы же будем писать изложение, помня, что оно должно соответствовать исходному тексту: его теме, мысли, стилю, т. е. образности авторского языка. Поэтому сейчас мы приступает к работе над стилем. Для этого давайте еще раз прочитаем рассказ по абзацам и поразмышляем над особенностями языка. (Все названные особенности стиля автора должны быть записаны в тетрадь. Они послужат «строительным материалом» для дальнейшей самостоятельной работы)  

Учитель: В 1-3 абзацах трижды повторяются слова «пришли», «поклонились». Оправданна ли эта тавтология? Зачем она нужна автору?

Ученики: Три раза глагол поклонились как в сказках. Пришла, пришли, пришел. Много людей прошло, ибо у них один интерес — грибы; автор не индивидуализирует грибников — это вообще народ, над которым пень-самозванец захотел вознестись.

Учитель: Какой глагол передает характер пня в 3 абзаце? Чем интересен глагол?

Ученики: Возгордился. Глагол стоит на 1-м месте в предложении. У глагола приставка воз-, она напоминает слово вознесся.

Учитель: Какой эпитет рисует убранство деревьев в 4 абзаце? Какую задачу он выполняет?

Ученики: В гордой осенней красе. Противопоставление портрету старого пня. Гордая краса предполагает царственность, праздничность наряда и не противостоит скромности характеров.

Учитель: Назовите глагол в 5 абзаце  важный  для характеристики   пня-самозванца?

Ученики: И ну кричать. Разговорная частичка ну усиливает разгневанность пня.

Учитель: Какие предложения по эмоциональной окраске использованы в монологе пня?

Ученики: Кланяйтесь мне! Я вам царь!    Восклицательные предложения.

Учитель: Какие определения использует автор рассказа для характеристики синички?

Ученики: Быстрая; весело защебетала.

Учитель: Какие  разговорные слова, напоминающие речь мудрой бабушки-крестьянки,    использует автор?

Ученики: Ишь, как расшумелся: обобрали. Синичка — это голос народа и автора.

Учитель: Анализируя текст таким образом, удалось ли нам понять авторский замысел?

Ученики: Да, Мы поняли, что хотел сказать автор. Желая противопоставить себя другим, самовозвеличиваясь, человек рискует остаться в одиночестве. Народ всегда осуждает подобных людей.

Учитель:  Почему выписанные из текста слова мы взяли в кавычки? (Это цитаты, дословные выдержки из текста.)

 IV. ПОДЫТОЖИМ УРОК.

Учитель:  Понравился ли вам рассказ-притча В. Катаева? Имеет ли он отношение к нам? Что нового о тексте вы узнали на уроке? Готовы ли вы к написанию изложения?

На следующем уроке дети пишут изложение. Когда текст так детально разобран, читать его вновь не нужно, уточним лишь написание отдельных слов.(Работа выполняется на доске, учащиеся  выписывают слова, в написании которых можно допустить ошибки )

Тоже - в данном случае союз, поэтому пишется слитно

Ронявшую - проверяемый гласный корня

Рассердился - удвоенное с на стыке приставки и корня

Осенней- удвоенное н на стыке корня и суффикса.

Защебетала- проверяемый гласный корня

Опёнки - около пня

После этого учителю остается лишь напомнить о плане, об абзацах — красных строках и «строительном материале», позволяющем излагать текст языком автора.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр. 57, упр.136.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Приёмы компрессии текста" (9 класс)"

данный конспект помогает учителю при подготовке к ГИА...

Презентация к уроку развития речи "Что такое текст". 5 класс.

Данная презентация является сопроводительным материалом к уроку развития речи в 5 классе "Что такое текст"...

Конспект урока по русскому языку. Что такое причастие? 6 класс.

Данная тема изучается в разделе: «Причастие в языке и речи».Тип урока – урок открытия нового знания....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ. ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ (ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКА)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ. ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока по русскому языку «Текст как единица синтаксиса. Признаки текста» для студентов 1 курса

Урок русского языка для студентов 1 курса СПО.В ходе урока у обучающихся формируется понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Что такое текст-повествование, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Что такое текст-повествованиеЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представление о «тексте-повествовании», его отличительных признаках...