Конспект урока по русскому языку "Что такое текст"
план-конспект урока по русскому языку по теме
разработка урока по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_chto_takoe_tekst.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое текст?
Цель:
- обобщить и систематизировать знания о учащихся о тексте и его признаках;
- совершенствовать навык комплексного анализа текста;
- подготовить учащихся к написанию изложения после подготовительного анализа, с опорой на план изложения.
- научить сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства
- развивать логическое мышление и аналитические способности учащихся через составление плана художественного текста, подбор заголовка, раскрывающего основную мысль текста
- Воспитывать речевую культуру учащихся:
Ход урока.
I. ОРГМОМЕНТ . Объявление темы урока.
Учитель: Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом. Как вы думаете, что общего между этими предметами?
Ученики: В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.
Учитель: Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно?
Ученики: Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.
Учитель: Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова «текст»
( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)
Учитель: Оказывается, мы были правы, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью. В подтверждение этих слов хочу привести строки из стихотворения поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира
Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.
II. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА.
Учитель: Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст». Давайте запишем тему урока. Для того чтобы сформулировать цель урока, мы должны проанализировать каждое слово темы урока и определить, что нам известно
Ученики: Из курса начальной школы нам известно, что такое текст и каковы его признаки
Учитель: Итак, цель нашей работы – вспомнить основные признаки, свойства текста. Задание 1
Этот набор предложений можно назвать текстом. Почему? Проанализируйте его свойства. Запишите все выявленные признаки полноценного текста.
Сороки
С улицы послышался крик, треск и хохот. Я подбежал к окну и увидел, что около дома катается по земле клубок, из которого торчат хвосты и перья.
Дрались две сороки. Лупили друг друга крыльями, царапались и кричали. А третья сидела на крыше сарая и наблюдала.
– Вы что! – крикнул я в форточку. – Взбесились?!
Напугавшись, одна сорока улетела на крышу сарая, а другая осталась лежать на земле. Я вышел на улицу поглядеть – жива ли?..
(По Ю.Ковалю)
(Работа выполняется коллективно. Дети называют признаки текста и записывают их на доске в виде конспекта. В результате работы появится такая запись.)
ПРИЗНАКИ ТЕКСТА
- Законченность, завершенность, полнота (ничего нельзя убрать, сократить).
- Единство темы
- Главная мысль, вытекающая из сюжета (т. е. идея текста, то, что хотел сказать автор своим текстом).
- Заголовок (в заголовке очень часто выражены либо тема повествования, либо идея. Заголовок — это «вход» в текст, как в некое здание).
- Связность изложения (по смыслу и грамматически).
- Иногда членение текста на микротемы (абзацы).
- У текста есть автор (тексты различаются авторской стилистикой).
Задание 2 Словарный диктант «КАКИЕ ТЕКСТЫ БЫВАЮТ» (выполняется на доске с подробным комментированием значения слов)
Изложение, отзыв, сочинение, стихи, объявление, аннотация, письмо, пьеса, реклама, рассказ.
И всем этим жанрам мы должны научиться в школе!
III. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
Задание 1
Учитель:. Вы перечислили признаки текста. А теперь вам предстоит самостоятельно поработать с рассказом В.П.Катаева и дать ответ на вопрос: Можно ли этот «набор предложений» считать текстом. Работать будете в группах. После обсуждения каждая группа представит итоги своей деятельности. (Пятиклассникам еще трудно строить собственное высказывание, поэтому для облегчения задачи им предлагаются вопросы.)
- Это текст? Какими признаками он характеризуется? Можно ли его назвать законченным, завершенным?
- В рассказе множество персонажей: бабушка с сумкой, старик с мешочком, две девочки, синичка. Можно ли сказать, что все они объединены единой темой?
- Какова, по-вашему, главная мысль (идея) рассказа?
- Не показался ли вам этот рассказ притчей, басней, в которой осуждается не столько старый бедный пень, сколько кичливый, высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено?
- Как бы вы назвали этот рассказ?
В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрел дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
— Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришел старик — поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую березу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
— Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.
(Дети читают текст в учебнике «Русский язык. 5 класс» под ред. Т. А. Ладыженской упр. 137. В результате обсуждения в группах получается следующее высказывание).
Ученики: Да, конечно, это текст. В первых строках рассказа мы узнали, что пень возгордился, когда люди подходили к нему и будто бы кланялись. Пень объявил себя царем деревьев. Быстрая синичка поняла, зачем люди с кузовками подходили к пню, и разоблачила гордеца в последнем абзаце рассказа. История пня завершена.
Все персонажи в рассказе связаны происшествием в лесу — мнимым превращением пня в царя деревьев. Главная мысль: Осуждение гордого пня, его самовозвеличивания.
Рассказ действительно напоминает басню или притчу. Старый пень — аллегория человеческого характера. Рассказ можно назвать так «Притча о гордом человеке», «Ты не царь!»
Задание 2
Учитель: Текст делится на абзацы — микротемы. Когда мы пишем изложение, то всегда составляем план. Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем. Поработаем отдельно с каждым абзацем и запишем главную мысль, заключенную в нем в виде плана (Составление плана и членение на микротемы.)
(Дети читают по абзацам и формулируют пункт плана. Обсуждение идет между группами, в результате записывается лучшее название пункта плана).
План
- Грибники вокруг старого пня.
- Речь пня перед деревьями.
- Молчание деревьев.
- «Я ваш царь!»
- Возмущение синички: «Ты не царь!»
Задание 3
Учитель: Мы с вами вспомнили признаки текста. А теперь давайте ответим на вопрос:
Кто же автор этой чудной притчи? Какой персонаж выражает точку зрения автора на возгордившегося пня, похожего на некоторых из нас?
старушкуУченики: Синичка, за образом которой угадывается образ народа. Синичка даже похожа на.
Задание 4
Учитель: Рассказ-притча осмыслен. План написан. Остается добавить, что текст, который сочинил В. Катаев, — это первичный текст. Можно по нему написать сочинение, изложение, отзыв, написать предисловие к нему. Мы же будем писать изложение, помня, что оно должно соответствовать исходному тексту: его теме, мысли, стилю, т. е. образности авторского языка. Поэтому сейчас мы приступает к работе над стилем. Для этого давайте еще раз прочитаем рассказ по абзацам и поразмышляем над особенностями языка. (Все названные особенности стиля автора должны быть записаны в тетрадь. Они послужат «строительным материалом» для дальнейшей самостоятельной работы)
Учитель: В 1-3 абзацах трижды повторяются слова «пришли», «поклонились». Оправданна ли эта тавтология? Зачем она нужна автору?
Ученики: Три раза глагол поклонились как в сказках. Пришла, пришли, пришел. Много людей прошло, ибо у них один интерес — грибы; автор не индивидуализирует грибников — это вообще народ, над которым пень-самозванец захотел вознестись.
Учитель: Какой глагол передает характер пня в 3 абзаце? Чем интересен глагол?
Ученики: Возгордился. Глагол стоит на 1-м месте в предложении. У глагола приставка воз-, она напоминает слово вознесся.
Учитель: Какой эпитет рисует убранство деревьев в 4 абзаце? Какую задачу он выполняет?
Ученики: В гордой осенней красе. Противопоставление портрету старого пня. Гордая краса предполагает царственность, праздничность наряда и не противостоит скромности характеров.
Учитель: Назовите глагол в 5 абзаце важный для характеристики пня-самозванца?
Ученики: И ну кричать. Разговорная частичка ну усиливает разгневанность пня.
Учитель: Какие предложения по эмоциональной окраске использованы в монологе пня?
Ученики: Кланяйтесь мне! Я вам царь! Восклицательные предложения.
Учитель: Какие определения использует автор рассказа для характеристики синички?
Ученики: Быстрая; весело защебетала.
Учитель: Какие разговорные слова, напоминающие речь мудрой бабушки-крестьянки, использует автор?
Ученики: Ишь, как расшумелся: обобрали. Синичка — это голос народа и автора.
Учитель: Анализируя текст таким образом, удалось ли нам понять авторский замысел?
Ученики: Да, Мы поняли, что хотел сказать автор. Желая противопоставить себя другим, самовозвеличиваясь, человек рискует остаться в одиночестве. Народ всегда осуждает подобных людей.
Учитель: Почему выписанные из текста слова мы взяли в кавычки? (Это цитаты, дословные выдержки из текста.)
IV. ПОДЫТОЖИМ УРОК.
Учитель: Понравился ли вам рассказ-притча В. Катаева? Имеет ли он отношение к нам? Что нового о тексте вы узнали на уроке? Готовы ли вы к написанию изложения?
На следующем уроке дети пишут изложение. Когда текст так детально разобран, читать его вновь не нужно, уточним лишь написание отдельных слов.(Работа выполняется на доске, учащиеся выписывают слова, в написании которых можно допустить ошибки )
Тоже - в данном случае союз, поэтому пишется слитно
Ронявшую - проверяемый гласный корня
Рассердился - удвоенное с на стыке приставки и корня
Осенней- удвоенное н на стыке корня и суффикса.
Защебетала- проверяемый гласный корня
Опёнки - около пня
После этого учителю остается лишь напомнить о плане, об абзацах — красных строках и «строительном материале», позволяющем излагать текст языком автора.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: стр. 57, упр.136.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме "Приёмы компрессии текста" (9 класс)"
данный конспект помогает учителю при подготовке к ГИА...
Презентация к уроку развития речи "Что такое текст". 5 класс.
Данная презентация является сопроводительным материалом к уроку развития речи в 5 классе "Что такое текст"...
Конспект урока по русскому языку. Что такое причастие? 6 класс.
Данная тема изучается в разделе: «Причастие в языке и речи».Тип урока – урок открытия нового знания....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ. ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ (ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГРАММАТИКА)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ. ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ....
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока по русскому языку «Текст как единица синтаксиса. Признаки текста» для студентов 1 курса
Урок русского языка для студентов 1 курса СПО.В ходе урока у обучающихся формируется понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Что такое текст-повествование, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Что такое текст-повествованиеЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представление о «тексте-повествовании», его отличительных признаках...