Внеклассное мероприятие по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Кузнецова Марина Анатольевна

Игра по станциям «Путешествие в страну Лингвистику» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_stantsiyam.docx29.7 КБ
Microsoft Office document icon marshrutnyy_list.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Игра по станциям «Путешествие в страну Лингвистику»

(сценарий общешкольного внеклассного мероприятия по русскому языку)

Кузнецова Марина Анатольевна

Форма проведения мероприятия: игра-путешествие по станциям.

Аудитория: учащиеся 5 -е классы

Задачи:

  • расширить знания учащихся о русском языке;
  • формировать культуру речевого общения,
  • способствовать повышению грамотности учащихся;
  • развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку;
  • воспитывать гордость за свой родной язык, потребность его сохранять.

Подготовительная работа:

  • формирование команд учащихся;
  • подбор вопросов для игры, составление  карточек с вопросами и заданиями для учащихся, оформление станций;
  • подготовка вступительного слова для игры и мультимедийной презентации.

Оборудование: презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки-задания для учащихся, маршрутные листы, почётные грамоты и призы для победителей.

Описание игры. Команды «путешествуют» по станциям в соответствии со своим Маршрутным листом (Приложение 1). На станциях учащиеся выполняют предложенные задания, связанные с русским и коми языками, их историей, правилами и нормами русского языка. В Маршрутном листе отмечается оценка, которую получает команда на каждой станции (в баллах). Состав команд – 10 человек, количество команд – 6 (по количеству станций). На каждой станции находится учитель русского языка, который задаёт учащимся вопросы, оценивает их работу. Время выполнения заданий на каждой станции – 5-7 минут. По истечении времени по звуковому сигналу команды переходят на следующую станцию.

Ход игры:

1 – ый  ведущий читает стихотворение:

В русской речи, в русской речи

Есть волшебная страна,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

На свете много стран больших

И много малых есть,

И для народностей любых

Язык свой – это честь.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн,

Конечно, вам дороже всех 

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет, 

Что я на русском говорю

Уж много, много лет!

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден и могуч

И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат 

На русском языке.

Бессмертный Пушкин сочинял 

На русском языке!

2 – ой ведущий: Внимание! Сегодня в нашей школе состоится увлекательное путешествие в страну родного языка. Вы, ребята, станете его участниками. Мероприятие посвящено Международному дню родного языка, который отмечается 21 февраля.

.

2 – ой ведущий.. Высказывания русских писателей о родном языке.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!

                                                                                                                              (И. С. Тургенев)

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.

                                                                                                                             (Л. Н. Толстой)

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

                                                                                                                                 (Н. В. Гоголь)

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

                                                                                                                      (К. Г. Паустовский)

1 – ый ведущий.  А сейчас, ребята, мы отправляемся в путешествие. Капитаны команд получают Маршрутные листы. 

Знакомство с Правилами игры:

  1. Сейчас Вы отправитесь в путешествие по следующим станциям:  
  • станция «Лексическая»;
  • станция «Морфологическая»;
  • станция «Орфографическая»;
  • станция «Синтаксическая»;
  • станция «Фонетическая».
  • Станция «Морфемика и словообразование"

Обращается внимание участников команд на место нахождения данных станций.

  1. Каждая команда «путешествуют» по станциям в соответствии со своим Маршрутным листом.
  2. На каждой станции Вам будут предложены для выполнения вопросы и задания из соответствующего раздела русского языка. На каждой станции находится учитель русского языка, который будет Вам задавать  вопросы, оценивать Вашу работу. За каждый верный ответ команда получает 2 балла. В Маршрутном листе отмечается оценка, которую получает команда на каждой станции.
  3. Время выполнения заданий на каждой станции – 5 минут. По истечении времени по звуковому сигналу команды переходят на следующую станцию.
  4. Победителем игры будет считаться команда, набравшая большее общее количество баллов.

Удачи Вам!

 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАНЦИЙ:

Лексикология.

  1. Подобрать антонимы

Мир –

Победа –

Правда –

Трудящийся –

Яркий –

Полезный –

Активный –

  1. Подобрать синонимы

Пассивный

Кроткий

Смешной

Беспристрастный

Благородный

  1. Подыщите омонимы к словам

Котик

Лавка

Наречие

Фразеология.

  1. «Кто больше?»

1). Записать фразеологизмы со словом рука

2). Записать фразеологизмы со словом нос

3). Записать фразеологизмы со словом язык

2. Закончи пословицу

  1. Волков бояться - …
  2. Нет дыма …
  3. На безрыбье …
  4. Знает кошка, …
  5. Какова пряха, …
  6. Неладно скроен, …
  7. Дружно – не грузно, …
  8. Вор у вора …
  9. Неправдой свет пройдешь, …
  10. Дружба дружбой, …
  11. Согласного стада …

Заменить фразеологизм синонимом

  1. Закрывать глаза на что – то.
  2. Собираться с мыслями.
  3. Сам не свой.
  4. Кожа да кости.
  5. Скрепя сердце.
  6. От случая к случаю.
  7. Попытать счастье.
  8. Держать порох сухим.
  9. Несолоно нахлебавшись.
  10.  Камня на камне не оставить.
  11. Сидеть на чемоданах.
  12. Прикусить язык.
  13. Стоять на задних лапках.
  14. Обвести вокруг пальца.

Морфемика.

  1. Выделите морфемы в словах

Перегрузка, надстройка, обход, подснежник, придорожный, сближение, быстро, справа, подогнать.

  1. Определить способ образования слов

Букварь, березовый, нехороший, заборчик, белизна, пригород, сыроватый, львиный.

  1. Вопросы – шутки

1). Как большой дом превратить в маленький?

2). Как топор превратить в рукоятку?

3). Какую часть слова можно найти в земле?

Морфология.

  1. Составь рассказ из глаголов

«Как я встретился с инопланетянами»

«Как я нашел клад»

«Как я охотился на льва»

  1. Образовать форму род. падежа множ. числа

Стол

Носки

Чулки

Груши

Яблоки

Полотенца

Помидоры

Апельсины

Макароны

Договор

  1. Одушевленные или неодушевленные? Докажите

Кукла

Мертвец

Народ

Толпа

Стая

Покойник

Туз

  1. Образуйте от глаголов форму прошедшего времени

Сохнуть

Промокнуть

Замерзнуть

Исчезнуть

Гаснуть

Спихнуть

Окрепнуть

Достигнуть

Смолкнуть

Возникнуть

Орфография.

  1. Допиши окончания существительных

В операции… на сердц…

В детской редакции…

Писать марш…

Вспомнить о Марь…

Писать о галере…

Обратись к Клавди…, к Наталь…

Находиться на собрани…

Быть в унынии…

Гореть в плам…н…

  1. Слитно или раздельно?

(не)располагать (не)мог

(не)внимательность, а растерянность

вовсе (не)друг

(не)взлюбить

(не)веселый

(не)справедливость

(не)дотепа

(не)взгоды

(не)приятель

(не)счастье, а беда

  1. Записать по четыре слова с корнями

Кос – кас

Раст – ращ – рос

Лож - лаг

Синтаксис и пунктуация.

  1. Выписать словосочетания, указать главное слово

Солнечный день

Леса и парки

Ребята трудятся

После уроков

Открывая дверь

Правильно и аккуратно

Урок окончен

Альбом или тетрадь

Книга интересна

Выбирать профессию

  1. Укажите грамматические основы предложения

1). Село украшает сад.

2). Кудри берез расчесывай ветер.

3). Сказки Пушкина читают все.

4). Расскажите мне сказку.

5). Дуб сломал урожай.

6). Утром принесли газеты.

  1. Расставьте знаки препинания, подчеркните основы, составьте схемы

1). Если задеть веслом или рукой космы мха из него вылетает изумрудная пыль.

2). Когда я чинил удочки  толпа женщин и мужчин смотрела на меня со стен.

3). Разумеется трусость и бесчестие позор для рыцаря.

Фонетика. Орфоэпия.

  1. В каких словах буквы е, ё, ю, я обозначают два звука

1). Лень, степь, ехать, шесть.

2). Вперед, поет, мед, желудь.

3). Салют, вьюга, жюри, люди.

4). Пять, мять, объявит, земля.

  1. Расставьте ударения в словах

Километр, положить, звонит, понял, поняла, договор, шофер, дефис, инструмент, столяр, квартал, начал, начала, балую, балуешь, свекла, торты, включит.

  1. Кто сумеет быстро сказать?

1). Дали Клаше каши с простоквашей.

2). Жук жужжит под абажуром.

3). Не то здорово, что было здорово, а то здорово, что не было здорово, да стало здорово – вот так здорово.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Маршрутный лист № 1.

Команда - ____________________

Станция

Количество баллов

Подпись учителя

  1. Фонетика и орфоэпия

  1. Лексикология и фразеология

  1. Орфография

  1. Синтаксис и пунктуация

  1. Морфемика и словообразование

  1. Морфология

Общее количество баллов:

Место:

Маршрутный лист № 2.

Команда - ____________________

Станция

Количество баллов

Подпись учителя

  1. Морфология

  1. Фонетика и орфоэпия

  1. Лексикология и фразеология

  1. Орфография

 

  1. Синтаксис и пунктуация

  1. Морфемика и словообразование

Общее количество баллов:

Место:

Маршрутный лист № 3.

Команда - ____________________

Станция

Количество баллов

Подпись учителя

  1. Морфемика и словообразование

  1. Морфология

  1. Фонетика и орфоэпия

  1. Лексикология и фразеология

  1. Орфография

  1. Синтаксис и пунктуация

Общее количество баллов:

Место:

Маршрутный лист № 4.

Команда - ____________________

Станция

Количество баллов

Подпись учителя

  1. Синтаксис и пунктуация

  1. Морфемика и словообразование

  1. Морфология

  1. Фонетика и орфоэпия

  1. Лексикология и фразеология

  1. Орфография

Общее количество баллов:

Место:

Маршрутный лист № 5.

Команда - ____________________

Станция

Количество баллов

Подпись учителя

  1. Орфография

  1. Синтаксис и пунктуация

  1. Морфемика и словообразование

  1. Морфология

  1. Фонетика и орфоэпия

  1. Лексикология и фразеология

Общее количество баллов:

Место:

Маршрутный лист № 6.

Команда - ____________________

Станция

Количество баллов

Подпись учителя

  1. Лексикология и фразеология

  1. Орфография

  1. Синтаксис и пунктуация

  1. Морфемика и словообразование

  1. Морфология

  1. Фонетика и орфоэпия

Общее количество баллов:

Место:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели

знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета;            обучение применению этикетных формул в разных этик...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!»

Цель данного мероприятия: дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, повысить эффективность работы по развитию речи. С помощью интересных, позавательны...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...