Методическая разработка урока по русскому языку.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Кузнецова Марина Анатольевна

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Корни с чередованием букв е-и" (по ФГОС).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx32.49 КБ
Файл otsenochnyy_list_uchashchegosya.docx11.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Кузнецовой М.А.,

учителя русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №511

Предмет: русский язык

Класс: 5

Автор УМК: М.М. Разумовская

Тема урока: Корни с чередованием букв е-и

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Решаемая проблема: каковы условия чередования е-и в корнях слова?

Планируемые результаты:

предметные: научиться применять правило написания е-и в корнях слов

метапредметные (УУД):

- коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами                    и условиями коммуникации; уметь работать в группе;

- регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию;

- познавательные: объяснить языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова;

- личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Технологии

  1. Оргмомент

  1. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

  1. Постановка учебной задачи

  1. Постановка проблемной ситуации.

  1. Решение учебной задачи          

  ( открытие нового знания)

  1. Первичное закрепление

  1. Формирование умения  находить орфограмму в слове

  1. Формирование умения применять правило

  1. Рефлексия

  1. Домашнее задание

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Взаимодиктант на правописание суффиксов ­ова­ (­ева­), ­ыва­ (­ива­) в глаголах. Проверка по «цепочке».

Работа в группах (разноуровневые задания).

-  На карточках записаны слова, распределите  их, разбив  на группы по орфограммам:

Предлагать, вырасти, положить, располагать, растительность, предположение, вросли, выбирать, сращение, выберу.

- В каждой группе одни дети распределяют карточки со словами по орфограммам (базовый уровень), а другие (повышенный уровень) объясняют, почему именно так распределили.

- Запишите группы слов в тетрадь.

-На какие группы по орфограммам можно разделить эти слова?

-Сформулируйте правило, на которое будете опираться при написании этих слов.

-Графически обозначьте эти орфограммы.

-Найдите орфограммы в корнях слов, которые нельзя проверить известными вам правилами.

- Сформулируйте тему урока.

- Для чего нужно знакомиться с правописание корней с чередованием е-и?

- Поставьте цель, которую мы должны достигнуть на уроке.

- Посмотрите на пары слов, записанные на доске:

соберу – собирать

запереть – запирать

замер – замирать

блестеть – заблистать

вытер – вытирать

выжег – выжигать

- Чем отличаются эти слова?

- А что общего между словами?

- Попробуйте объяснить условия выбора  гласной е-и в корне, опираясь на записи. Сформулируйте правило.

-Сравните правило с правилом из учебника на стр.217

После чтения текста правила в рамке четырём ученикам даётся индивидуальное задание в виде вопросов на карточках (задание дети выполняют на доске).

Карточки с вопросами:

  1.  Каков опознавательный признак орфограммы?

  1. Какое основное условие выбора букв е–и в корнях с чередованием?

  1.   Когда в корне с чередованием е–и пишется и? а когда е?

  1.  Как обозначается орфограмма?

Остальные учащиеся оценивают себя, сверяя с доской.

- Составьте схему (модель правила), опираясь на графические обозначения для данного вида орфограммы.

- Такое чередование е-и встречается в целой группе корней. Постараемся их запомнить прямо на уроке.

(даётся 1 мин. для запоминания корней, потом организуется устная проверка в парах)

- Запишите слова. Вставьте пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.

Расст…лить, уб…рать, зам…реть, зап…рать, обж..гать, зад…ру, выт…рать, бл…стать.

- Поменяйтесь тетрадями, исправьте ошибки.

- Давайте составим алгоритм рассуждения, чтобы объяснить условия выбора гласной е-и в корне слова.

(алгоритм фиксируется на доске и в тетрадях)

- Из предложений (раздаточный материал) выпишите слова с новой орфограммой. Графически обозначьте условия выбора гласной буквы. Определите,  из каких сказок были взяты эти предложения?

-  Кто автор этих сказок?

«Вдруг рыба заметалась во все стороны, стала нырять, извиваться, прыгать и, наконец, замерла».

«Она пела эльфам весёлые песни всю зиму, а когда в холодных странах пришла весна, ласточка стала собираться на родину».

Горько заплакала Элиза и тайком ушла из дворца. Целый день она брела по полям и болотам, пробираясь к лесу».

«Глаза у этой собаки словно два чайных блюдца. Но ты не бойся. Я дам тебе свой синий клетчатый передник, расстели его на полу и смело хватай собаку».

«- Что это за сборище у свиных закуток?-спросил он себя, протирая глаза и надевая очки. – Э, да это фрейлины опять что-то затеяли!»

- Заполните таблицу

Чередование корней

Буквы

Согласных в корне

Ударение

Суффикс А после корня

- Давайте вспомним, какая цель была поставлена на уроке?

 - Как вы думаете, цель достигнута?

- Заполните, пожалуйста, оценочные листы.

1.Заполнить таблицу примерами (3-5 примеров) (для слабых учащихся)

2. Придумать сказку о жизни корней с чередованием е//и. (для сильных учащихся)

Диктуют друг другу (в парах) слова из домашнего упражнения. Оценивают друг друга.

Распределяют на следующие группы:

  1. Предлагать, положить, располагать, предположение

  1. Вырасти, растительность, вросли, сращение

  1. Выбирать, выберу

Объясняют известные орфограммы. (Чередование а-о в корнях -лаг-лож; раст-ращ-рос-)

В корне –лаг- перед г пишется а, в корне –лож- перед ж пишется о. В корне –раст- -ращ- перед ст, щ пишется а, в корне –рос- перед с пишется о.

Называют: «выбирать, выберу»

Чередование е-и в корне слова.

Научиться правильно писать слова с чередованием е-и в корне.

Слова отличаются гласной в корне.

Во всех словах в корнях происходит чередование е-и.

Анализируют слова и формулируют правило: в корне слова пишу И, так как после корня стоит суффикс А.

Безударное положение гласного

Наличие после корня суффикса А.

Если после корня есть суффикс А, то в корне пишем И, если нет суффикса А, в корне пишем Е.

Выделяем корень, подчёркиваем чередующуюся гласную одной чертой, выделяем суффикс А, подчёркиваем двумя чертами.

Одни учащиеся (более сильные) рисуют схему (на интерактивной доске),

а другие (более слабые) подбирают примеры к схеме.

Дети читают и запоминают корни, потом рассказывают друг другу в парах.

Учащиеся составляют алгоритм рассуждения:

  1. Вижу и выделяю слово с чередованием е//и в корне.
  2. Если после корня стоит суффикс А, то пишу И.
  3. Если после корня нет суффикса А, то пишу Е.

Автор этих сказок Г.Х. Андерсен.

Замерла

(«Стойкий оловянный солдатик»)

 

Собираться

(«Дюймовочка»)

Пробираясь

(«Дикие лебеди»)

Расстели

(«Огниво»)

Протирая

(«Свинопас»)

На интерактивной доске в виде слайда таблица. Дети выходят к доске по одному и заполняют таблицу.

Буквы

Согласных в корне

Ударение

Суффикс А после корня

-лаг-лож-

раст-ращ-рос-

-зар-зор-

-гор-гар-

-бер-бир-

-пер-пир-

-дер-дир-

-тер-тир-

-мер-мир-

-блест-блист-

-стел-стил-

-жег-жиг-

Научиться правильно писать слова с чередованием е-и в корне.

Да, мы научились правильно писать слова с чередованием е-и в корне.

Коммуникативные, регулятивные

Коммуникативные, регулятивные

Познавательные

Регулятивные

Регулятивные,  

познавательные

Регулятивные

Регулятивные

Познавательные, регулятивные

Коммуникативные

Регулятивные

Регулятивные, познавательные

Регулятивные

Взаимное

обучение

Интерактивная доска

Интерактивная доска



Предварительный просмотр:

Оценочный лист учащегося_____класса

 Сегодня на уроке я:

  1. Научился ___________________________________________
  2. Было интересно _____________________________________
  3. Было трудно ________________________________________
  4. Мои ощущения на уроке ______________________________
  5. Я смогу выполнить самостоятельную работу на эту орфограмму___Да / Нет____
  6. Я получу за эту самостоятельную работу 3, 4, 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе

Представлена методическая разработка урока для обучающихся общеобразовательных школ в 5 классе...

методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"

Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой"  букве русского языка....

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»

Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе.

Урок подготовки к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9-й класс....

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...