Подготовка к сочинению по тексту А.Алексина «Вишнёвая ветка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Тип урока: урок формирования умений.
Цели урока
образовательные:
-обучить восприятию текста и созданию на его основе нового;
развивающие:
-развивать образное мышление, способность реализовывать свои чувства, настроение, ассоциации через систему творческих заданий;
-развивать устную и письменную речь;
воспитательные:
-развивать в детях чувственное восприятие мира в отношении доброты, чуткости, внимательности друг к другу, сострадание.
Оборудование к уроку:
тексты А.Алексина «Вишнёвая ветка» (по числу учеников); два листа бумаги, проектор, экран, слайды, цветные мелки, клей, карточки для рефлексии, звукозапись Л.Бетховена Соната для фортепиано №14 «Лунная».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Подготовка к сочинению по тексту А.Алексина «Вишнёвая ветка в 6 классе.
Тип урока: урок формирования умений.
Цели урока
образовательные:
-обучить восприятию текста и созданию на его основе нового;
развивающие:
-развивать образное мышление, способность реализовывать свои чувства, настроение, ассоциации через систему творческих заданий;
-развивать устную и письменную речь;
воспитательные:
-развивать в детях чувственное восприятие мира в отношении доброты, чуткости, внимательности друг к другу, сострадание.
Оборудование к уроку:
тексты А.Алексина «Вишнёвая ветка» (по числу учеников); два листа бумаги, проектор, экран, слайды, цветные мелки, клей, карточки для рефлексии, звукозапись Л.Бетховена Соната для фортепиано №14 «Лунная».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Создание сферы общения через великую силу слова.
Слово учителя:
-Ребята, как вы думаете, при помощи чего люди общаются? (Слова)
Да, при помощи великой силы слова. Ведь оно учит любить, понимать друг друга, жить. Всё начинается со слова, ещё в Библии сказано: «Вначале было СЛОВО…». Именно со
Словом мы сегодня и будем работать.
II. Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя:
-Темой нашего урока является подготовка к сочинению по рассказу А.Алексина «Вишнёвая ветка». Мы сегодня будем воспринимать и анализировать текст и на его основе создавать свой собственный.
III. Работа с текстом.
1. Знакомство с текстом (текст на столах у каждого ученика).
Слово учителя:
-Меня, ребята очень взволновал небольшой рассказ А.Алексина «Вишнёвая ветка». Он у вас на столах. Возьмите его. И давайте вместе с вами его прочитаем.
(Чтение текста учителем вслух. Дети следят)
Вишнёвая ветка.
Лена приносила цветы и оставляла на крыльце. Положит и убежит, чтобы никто её не увидел. Учительница всегда радовалась. Это её ученики дарят, их у неё много. В такие дни она становилась весёлой и говорила, что цветы помогают ей лучше всяких лекарств.
Однажды Лена принесла в класс длинный тонкий свёрток, закутанный в тёплый платок.
Живая ветка. А на улице мороз, ветер.
Все смотрят и поверить не могут. Разве цветут вишни в декабре?
Лена положила бы на крыльцо, а там снег. Веточка замёрзнет. От волнения у неё покатились слёзы.
Ольга Сергеевна сказала: «Мы с тобой, Лена, вместе отнесём Лидии Алексеевне твой подарок. Она очень обрадуется. Редко кому дарят такие подарки. А сейчас давай пока оставим веточку в кувшин, чтобы она не завяла».
(Небольшая пауза).
2. Логический анализ:
а) восприятие текста
-Я вижу по вашим глазам, что и вы не остались равнодушными к этому рассказу.
-О чём же этот текст? (Дети пытаются проникнуть в замысел автора, выдвигают
версии).
3. Интуитивное решение творческого процесса:
а) нахождение ключевого слова
-Давайте найдём ключевое (главное) слово, вокруг которого разворачиваются события этого текста. (Ветка)
(Учитель добавляет живая ветка и записывает на доске, учащиеся записывают на листочках).
б) составление ассоциативных кругов
Фронтальная беседа:
-Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание? Посмотрим на экран и вспомним, что такое ассоциация.
(Показывается слайд №1 с определением слова « Ассоциация»)
Ассоциация – это связь между словами, благодаря которой появление одних слов в определенных условиях вызывают другие, с ними связанные. Ассоциация отражает связи предметов и явлений.
(Каждое слово записывается в ассоциативную таблицу учителем на доске, а учащимися в тетради).
-Чем является это слово по тексту? (Подарком)
-Какое слово стоит рядом со словом ветка и оно неотделимо от него? (Живая)
-Как называется такое средство выразительности? (Олицетворение)
-А почему автор добавляет слово живая? (Она цвела в стужу, лена берегла её, лелеяла, вложила в неё душу, она подарила жизнь этой ветке).
-Читаем дальше: «А на улице мороз, ветер». Что показалось вам необычным в составе этих предложений? (В них нет сказуемых)
-Эти предложения неполные. С какой целью автор их употребляет? (Чтобы кратко, лаконично изобразить состояние природы и внутреннее состояние человека).
-Мороз и ветер. Холодно. Так, наверное, было и на душе Лидии Алексеевны. Почему? (Она больна, одинока)
-Что же приносила Лена больной учительнице вместе с цветами? (Радость, облегчение, надежду на выздоровление)
-Цветы помогали больной учительнице. Значит Лена дарила ей жизнь, поэтому ветка живая. (Жизнь)
-А почему Лена приносила цветы тайком? Прочитаем: «Положит и убежит, чтобы никто её не увидел». (Она не хотела, чтобы об этом знали, не хотела кричать о своей доброте). Значит Лена добрая. (Доброта). Она хотела помочь больной учительнице, чтобы Лидия Алексеевна знала, что её не забыли, помнят и уважают её ученики. (Уважение)
-Найдите в тексте слова, которые характеризуют Лену.
-А почему покатились слёзы у Лены? (Жалко ту ветку, которая дарила Лидии Алексеевне надежду. Учительница сегодня останется без цветов, и ей, думала Лена, будет одиноко и горько, она подумает, что о ней забыли).
-А как вы думаете, будут ли и другие цветы у учительницы? (Будут)
-А кто их будет приносить? (Весь класс)
-И наверное весь класс будет заботиться о Лидии Алексеевне. (Забота)
-Ведь поступок Лены отозвался в сердце у ребят. Какие слова говорят об этом? («Смотрят и поверить не могут»). (Отзывчивость)
-Ольга Сергеевна сказала: «Редко кому дарят такие подарки». Какие такие? Почему автор употребляет слово такие? (От души, с любовью)
Уважение Доброта Чуткость Подарок
Отзывчивость
Счастье Внимание
Живая ветка
Надежда
Радость Цветок
Вдохновение Луч Любовь Жизнь
4. Вербализация интуитивного решения.
а) Фронтальная беседа:
-В начале урока мы сказали, что этот рассказ о девочке, которая тайком приносила цветы больной учительнице. А теперь после такой подробной работы можем сказать о чём ещё этот текст? (О проявлении внимания, заботы, о чуткости доброй девочки к больному человеку).
- А чем являлись эти тайные подарки для Лидии Алексеевны? Давайте найдём ответ на этот вопрос в тексте и зачитаем. («В такие дни она становилась весёлой и говорила, что цветы помогают ей лучше всяких лекарств».)
-Как вы думаете, ребята, является ли это предложение выражением основной мысли рассказа «Вишнёвая ветка»? (Да)
-Итак, люди дарят друг другу подарки. Любите ли вы их получать? А дарить? Что вы чувствуете, когда их дарите? (Радость от того, что ты делаешь кому-то приятное, счастье).
-В чём, по-вашему, предназначение подарка? (Делать добро, дарить радость, счастье).
-А делать добро, дарить радость окружающим, помогать людям, проявлять внимание – это великое счастье. И оно дано всем на Земле, но, к сожалению, не каждый умеет пользоваться этим даром. А Лена умеет. Значит она, делая счастливым другого, счастлива сама.
б) Наблюдение.
(На слайде №2 спроецированы словосочетания):
Заботиться о близких, проявлять внимание, напрасные хлопоты, чуткий к чужой боли, жить без забот, щедрое сердце, милосердный поступок, чуткое отношение, оставить без внимания, приносящий радость, стремиться делать добро, готовность помочь, отзывчивый человек.
-Ребята, посмотрите на экран, прочитайте сочетания слов и скажите, можно ли их отнести к рассказу «Вишнёвая ветка»? Все?
-Послушайте стихотворение, которое сочинила к этому тексту моя ученица ваша ровесница:
Цветущая ветка, как лучик, зимой
И слёзы твои от волнения
Для Лидии Алексеевны больной
Стали надеждой на выздоровление.
IV. Творческая работа.
1. Слово учителя
-Посмотрите, ребята, сколько чувств, слов, эмоций вызвало у вас это простое слово «вишнёвая ветка». А сейчас мы с вами будем писателями, авторами своих тестов, которые составим на основе прочитанного рассказа.
- Я предлагаю вам следующие варианты начала творческих работ.
(На доске написаны варианты)
«Я думаю…»
«Меня взволновал…»
«Меня вдохновляет…»
«Этот рассказ заставил меня задуматься…»
«Я понял…»
«Мне кажется…»
-Вы выбираете и вместе с вами я любой вариант начала и создаёте свой текст. Поделитесь мыслями, чувствами, переживаниями, которые возникли у вас в ходе работы с текстом А.Алексина «Вишнёвая ветка». Используйте в своей творческой работе слова из ассоциативного круга, словосочетания, которые у нас на экране, составленные нами предложения.
2. Самостоятельная работа учащихся над составлением текста.
(Учитель пишет вместе с учениками). Звучит «Лунная» соната Бетховена.
V. Представление работ.
Выборочное чтение учащимися собственных текстов.
(Учащиеся дают оценку друг другу, учитель корректирует).
Чтение учителем своего текста:
« Рассказ А.Алексина заставил меня задуматься о ценности человеческого внимания, о чутком отношении к чужой боли.
Главная героиня рассказа, девочка Лена, - очень чуткий человек. Сколько заботы, любви, уважения, отзывчивости вмещается в её маленькое, но такое щедрое сердце, и она вместе с цветами дарит их больной, одинокой учительнице. Но дарит тайком, потому что она не хочет, чтобы об этом знали, она не рекламирует свою доброту, и поэтому эта доброта настоящая, искренняя. Она хочет лишь одного: помочь больному человеку.
Лена проливает слёзы над вишнёвой веткой, которая может замёрзнуть от стужи и не доставить радость учительнице, не согреть от холода сердца, так нуждающегося в человеческой теплоте и внимании.
Её цветы – это луч света, надежды для Лидии Алексеевны, они помогают ей лучше всяких лекарств.
Я думаю, что делать добро, дарить радость окружающим, помогать людям – это великое счастье. И оно даётся каждому человеку, но, к сожалению, не каждый может это понять. А Лена поняла. Значит, делая счастливыми других, она счастлива сама».
VI. Домашнее задание.
-Доработать тексты и написать конкурсное сочинение по рассказу А Алексина «Вишнёвая ветка» о человеческой доброте, чуткости, внимании для публикации в школьной газете под рубрикой «Уроки доброты».
VII. Рефлексия.
Заполнение рефлексивной таблицы сигнальными карточками:
было трудно – синий кружок с лицом грустного человечка;
было нетрудно – красный кружок с лицом весёлого человечка.
Определение темы и идеи текста. | Нахождение ключевого (главного) слова. | Создание ассоциативных кругов. | Работа над составлением текста. | Представление работы. |
Анализ таблицы, выявление трудностей, проблем, постановка цели на последующие уроки развития речи.
VIII. Итог урока.
Учитель делает выводы о достигнутой цели, положительно оценивает результат совместной деятельности, благодарит учащихся за плодотворную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к сочинению-описанию картины И.Попова "Первый снег", 7 класс
Мастер – класс: Подготовка к сочинению – описанию картины И. Попова «Первый снег» в форме дневниковых записей. Первая встреча с картиной....
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ" с презентацией к уроку
Методическая разработка представляет собой урок-практикум, на котором отрабатывается композиция сочинения по тексту. Содержание текста актуальное. Представлены готовых 2 сочинения по данному тексту, ...
Методическая разработка урока русского языка для 11 класса по теме "Подготовка к сочинению по тексту в формате ЕГЭ"
Данная разработка урока практикума является основой для одноимённой презентации по теме....
«Подготовка к сочинению – рассуждению части С в ОГЭ в 9 классе»
Урок подготовка к части С в ОГЭ в 9 классе. Помимо подготовки к сочинению - рассуждению урок содержит значимый региональный компонент т.к. постороен на тексте из книги Евгении Фрейзер "Дом над Двиной"...
Урок в 11 классе «Подготовка к сочинению по тексту публицистического стипя»
Урок в 11 классе «Подготовка к сочинению по тексту публицистического стиля»...
презентация по русскому языку "Подготовка к сочинению по тексту ЕГЭ" (11 класс)
Презентация к уроку русского языка "ПОдготовка к сочинению в формате ЕГЭ по тексту Д.Гранина" позволяет дать представление учащимся о порядке работы над сочинением....
Урок-практикум по русскому языку «Подготовка к сочинению по тексту в формате ОГЭ»
laquo;Подготовка к сочинению по тексту в формате ОГЭ»...