Выразительные средства речи
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

      Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности. Средства языковой выразительности многообразны. Данный теоретический  материал поможет ученикам вспомнить выразительные средства лексики, фонетики, словообразования, синтаксиса. Этим материалом можно также воспользоваться при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выразительные средства лексики.

Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности.

Языковая выразительность — это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление. В основе языковой выразительности всегда лежит новизна, своеобразие, некоторая необычность, отступление от привычного и обыкновенного.

Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают так называемые средства художественной изобразительности (художественно-изобразительные средства: звукопись, метафоры, олицетворения, гиперболы и т.д.), основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений.

Однако выразительность текста создается не только с помощью использования специальных художественно-изобразительных средств. Значительные выразительные ресурсы заключены в так называемых «неспециальных» лексических изобразительно-выразительных средствах языка: синонимах, антонимах, омонимах, паронимах и фразеологизмах.

Теоретические сведения

Многие слова обладают способностью употребляться в нескольких значениях. Это их свойство называется многозначностью, или полисемией. Писатели находят в многозначности источник яркой эмоциональности, живости речи.

Например, в тексте может быть повторено многозначное слово, которое, однако, выступает в разных значениях:

Поэт издалека заводит речь, поэта далеко заводит речь. (М. Цветаева)

Сколько надо отваги, чтоб играть на века, Как играют овраги, как играет река, Как играют алмазы, как играет вино, Как играть без отказа иногда суждено. (Б. Пастернак)

С многозначностью не следует смешивать омонимы, т. е. совпадающие в звучании и написании, но совершенно различные по значению слова: ключ — «родник» и ключ — «отмычка».

Разные типы омонимов (омофоны, омографы, омоформы) также являются источником выразительности речи.

Например: Вы, щенки! За мной ступайте! Будет вам по калачу! Да смотрите ж, не болтайте, А не то поколочу! (А. Пушкин)

Синонимы, т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый — отважный, бежать — мчаться, глаза (нейтр.) — очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.

Например: Это — моя родина, моя родная земля, мое отечество, — и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе. (Л. Н. Толстой);

Антонимы, т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина — ложь, добро — зло, отвратительно — замечательно), также обладают большими выразительными возможностями.

Например: Дома новы, а предрассудки стары. (А. Грибоедов) Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок. (С. Есенин)

На использовании антонимов основан специальный стилистический прием — антитеза – который состоит в резком противопоставлении понятий, положений, состояний.

Например:

Мне грустно потому, что весело тебе. (М. Лермонтов)

Паронимы, т. е. слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения (индивидуальность — индивидуализм, дымный — дымовой, шумный — шумливый, плата — выплата), обладают большой выразительной силой.

Например:

Эта удочка Мюнхенского производства,
Неизменная спутница жизни моей,
Отвлекает умело меня от уродства
Исторических — и истерических! — дней.
(И.Северянин)

Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т. е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора), обладают большими выразительными возможностями.

Например:

Вперяю взор бессильно жадный:
Везде кругом сырая мгла.
Каким путем
нить Ариадны
Меня до бездны довела?
 (В. Я. Брюсов).



Предварительный просмотр:

Выразительные  средства лексики.

Представим такой диалог после звонка на урок литературы:

Эй, Петька, у тебя Пушкин есть? Я своего тащить не стал – толстый очень.

– Да нет, я только Лермонтова приволок. Пушкин у меня подарочный, дорогой, мать не даёт.

Что за ерунда? Толстый Пушкин, подарочный Пушкин, приволок Лермонтова – вдумайтесь в буквальный смысл этих словосочетаний. Страшная какая-то картина получается! Однако при всём этом диалог не производит впечатление абсурдного, звучит как обычный, нормальный. В чём же дело?

Оказывается, в данном случае мы столкнулись с одним из видов переносного значения. Он называется метонимией (переименованием – по-гречески). Суть его в том, что перенос названия происходит из-за близости, или, как говорят учёные, смежности предметов.

Пушкин в нашем примере – это, конечно же, книга, написанная Пушкиным.

Имя автора стоит на обложке книги, оно является – наряду с названием – важнейшей её характеристикой (вспомним, что именно по авторам стоят книги на полках библиотеки), поэтому очень часто именем автора заменяют и саму книгу.

Теперь уже понятно, что более чем странные в прямом смысле сочетания разорванный Гоголь, потрёпанный Тургенев или тоненький Толстой нужно воспринимать в переносном значении – тогда всё встанет на свои места.

Впрочем, и более привычные конструкции Я с большим интересом прочёл Достоевского, Выучил ли ты наизусть Тютчева? тоже являются метонимичными по своей сути – речь, конечно же, идёт о произведениях, а не о самих авторах.

Выразительные средства лексики.
Метонимия. Синекдоха. Перифраза. Гипербола. Литота

Теоретические сведения

Метонимия – замена названия одного предмета, понятия или явления другим названием на основе внутренней или внешней связи между ними.

Связь может быть:

1) между человеком и его одеждой или какими-то признаками его внешности.

Например: …И в совершенно заснувшем городе, может быть, плелась где-нибудь фризовая шинель, горемыка неизвестно какого класса и чина, знающая одну только (увы!) слишком протёртую русским забубённым народом дорогу… (Н.В.Гоголь)

(фризовые шинели (из грубого дешёвого сукна) носили бедные чиновники, имеющие самые низшие классы согласно табели о рангах);

2) между предметом и материалом, из которого этот предмет сделан.

Например:
Всё украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе, (вместо – украшения из фарфора и бронзы)
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в гранёном хрустале
…(А.С.Пушкин);

3) между населённым пунктом и его жителями.

Например:
Всё, чем для прихоти обильной
Торгует
Лондон щепетильный (вместо – лондонские купцы)
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам,
<…> (А.С.Пушкин);

4) с сосуда на его содержимое.

Например:
Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый.
( И.А.Крылов) (вместо – скушай же ещё ухи).

5) между действием и орудием этого действия.

Например: Брюллов исподволь становился капризным баловнем. Носил вандейковскую бородку, щегольские туфли на высоких каблуках и ошеломлял всех сказочной быстротой своей кисти. (Л.Н.Волынский) (вместо – Брюллов необыкновенно быстро писал);

6) между автором и его произведением.

Например:
Годами когда-нибудь в зале концертной
Мне
Брамса сыграют, - тоской изойду.
Я вздрогну, я вспомню союз шестисердый,
Прогулки, купанье и клумбу в саду.
 (Б.Л.Пастернак)

 (Иоганнес Брамс –немецкий композитор XIX века, имеются в виду его произведения).

Синекдоха – вид метонимии, употребление одного слова вместо другого при наличии между соответственными понятиями количественного отношения:

- часть может употребляться вместо целого;

Например: Все флаги в гости будут к нам… (Имеются в виду корабли из разных стран, под разными флагами)

- единственное число - вместо множественного;

Например: Отсель грозить мы будем шведу. (Имеется в виду – шведам)

- видовое название может употребляться вместо родового.

Например: …Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой.

(Вместо родового, более широкого понятия деньги употреблено видовое, более узкое – копейка, а вместо множественного числа употреблено единственное)

- родовое понятие вместо видового.

Например:
Слеза из глаз у самого - (Имеется в виду множественное число– слёзы)
жара с ума сводила,
но я ему –
на самовар:
«Ну что ж,
садись,
светило 

(Вместо более узкого понятия солнце употреблено более широкое, родовое понятие светило)

- множественное число иногда употребляется вместо единственного.

Например:
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим доказать,
Что может собственных
Платонов
И быстрых разумом
Невтонов
Российская земля рождать.

Гипербола — это образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление.

Например:
Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла –
на даче было это.
(В.В.Маяковский)

Литота — образное выражение, противоположное гиперболе. Это художественное преуменьшение величины, значения изображаемого, имеющего своей целью эмоционально воздействовать на читателя.

Например:
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах...
а сам с ноготок!
(Н.А. Некрасов).

Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка,
Я гладил всё его: как шёлковая шёрстка!
 (А.С. Грибоедов)

Перифраза – троп, состоящий в замене слова или имени описательным оборотом, указывающим на их существенные признаки, качества, особенности.

Например:
Хотя мы знаем, что Евгений
Издавна чтенье разлюбил,
Однако ж несколько творений
Он из опалы исключил:
Певца Гяура и Жуана
Да с ним ещё два-три романа
…(вместо – Байрона, автора поэмы «Гяур» и романа в стихах «Дон Жуан»)

Выразительные возможности слова связаны прежде всего с его семантикой, с употреблением в переносном значении. Разновидностей переносного употребления слов много, общее их название — тропы (греч. tropos — поворот; оборот, образ).

В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-то отношении.

Наиболее распространенные виды тропов — сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, перифраза.

Благодаря переносному метафорическому употреблению слова создается образность речи. Поэтому тропы обычно относят к средствам словесной образности, или изобразительным средствам языка.

Овладевая изобразительными средствами русского языка, мы постепенно проникаем в тайны художественного слова и словесного искусства. Это не только обогащает нашу речь, делает ее более выразительной и яркой, но и развивает чувство языка, помогает научиться ценить литературные произведения с эстетической точки зрения.

Знания данной темы проверяется и в 9 классе на ГИА по русскому языку (задание А3) и в 11 классе на ЕГЭ по русскому языку (задание В8).

Выразительные средства лексики.
Эпитет. Сравнение. Метафора. Олицетворение.

Теоретические сведения

Эпитет — это художественное определение, выражаемое обычно прилагательным. Такое определение повторяет признак, заключающийся в самом определяемом, обращает на него внимание, подчеркивает его, выражая эмоциональное отношение говорящего к предмету речи.

Например: Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех... Его впалые щеки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые выразительные губы — все его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного (И.С.Тургенев).

Метафора — это употребление слова, обозначающего какой-нибудь предмет (явление, действие, признак), для образного названия другого объекта, сходного с первым в чем-то. Это как бы «смещенное», переносное название предмета.

Например: Я... увидел далеко под собою огромную равнину. Широкая река огибала ее уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали ее теченье... Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке... Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света... (И.С.Тургенев).

Олицетворение — разновидность метафоры; это такое изображение неодушевленных предметов, растений или животных, при котором они говорят, думают и чувствуют, как человек.

Например:
Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит...

Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Еще на ветви шелестит.

                         (Ф.И. Тютчев)

Сравнение — это образное выражение, в котором один предмет (явление, признак и т. п.) сопоставляется с другим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере. Чаще всего сравнения присоединяются при помощи союзов как, точно, словно, будто, как бы, как будто и др. Очень распространено в языке бессоюзное сравнение в форме творительного падежа.

Например:

- Пошла ты, баба! — закричали ей тут же бороды заступом, лопатой, клином. — Ишь, куда полезла, корявая! (Н.В. Гоголь).

Уж близок полдень. Жар пылает.
Как пахарь, битва отдыхает.
                             (А.С. Пушкин).



Предварительный просмотр:

Выразительные средства фонетики.

        Русский язык считается одним из самых музыкальных, певучих языков. «Язык имеет свои краски, т.е. звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы. Вы говорите иностранцу, не знающему русского языка, слова: милый, томный, тихий, сладостный, потом: грубый, яркий, скорый, горький. Наверное, в воображении его нарисуются от первых слов предметы приятные, а от вторых совершенно им противоположные. Этой живописью или обрисовкою язык наш богат. Но он не только удачно может придавать краски предметам, совершенно лишенным чувственности, он не только живописен, но даже звучен», - эти слова принадлежат писателю, декабристу Александру Александровичу Бестужеву-Марлинскому.

Он называет звуки красками языка, поскольку они способны живописать, создавать чувственный образ предмета, как, например, музыкальные пьесы-миниатюры из цикла «Времена года» П.И.Чайковского рисуют нашему воображению картины весны, лета, осени, зимы.

Выразительные средства фонетики

Теоретические сведения

Поэты нередко используют прием звукописи, то есть повторения одинаковых или сходных согласных звуков (аллитерация), а также гласных звуков (ассонанс). В результате усиливаются слуховые впечатления от изображаемого явления, а стихотворная речь становится более понятной и выразительной.

Звукопись - прием усиления изобразительности текста с помощью повторения ударных и безударных слогов, гласных и согласных звуков.

Наиболее распространенной формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придает тексту своеобразную симметрию.

Например:
Я мечтою ловил уходящие тени,
уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и
дрожали ступени,
И
дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем
ясней рисовались,
Тем
ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали
рисовались,
Вкруг меня
раздавались от Небес до Земли.
(Бальмонт)

Аллитерация - повторение согласных.

Например, в следующей строфе из стихотворения Бальмонта повторяется звук "л":
Лебедь уплыл в полумглу,
Вда
ль, под луною белея.
Ластятся волны к веслу,
Ластятся к влаге лилея...

       Ассонанс - приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.

Например:
Я вольный ветер, я вечно вею,
В
олную волны, ласкаю ивы,
В В
етвях вздыхаю, вздохнув, немею,
л
елею травы, лелею нивы.

Здесь повторяются гласные "о" и "е".

Благозвучие – отсутствие в речи неудобопроизносимых, «режущих» слух сочетаний звуков, которое обеспечивает приятное и лёгкое для восприятия звучание текста.

Звукопись иногда представляет определенную эстетическую игру.

Так, например, А.П. Сумароков воспроизводит кваканье лягушки: "О как к вам, к вам, к вам, боги, не гласить".



Предварительный просмотр:

Выразительные средства словообразования.

Русский язык выделяется среди других языков удивительным богатством словообразовательных морфем, прежде всего суффиксов. Одни придают слову пренебрежительную окраску (книженция, офицерье), другие — уменьшительно-ласкательную (сынишка, бабуля), в третьих отображена оценка (старичок и старикашка, старикан).

Морфемы создают богатейшие возможности для образования слов различных частей речи, с помощью словообразовательных морфем конкретизируются значения однокоренных слов. Вот как писал об этом Н. Г. Чернышевский, в шутливой форме доказывая преимущество русского языка перед французским:

«В споре о богатстве русского и французского языков мнения разошлись. Убедительнейшим аргументом в пользу превосходства первого оказались приставочные глаголы (здесь и далее выделено нами. – Н. В.).

— Мне кажется, что очень легко доказать богатство и превосходство русского языка перед французским.

— Как? Что? Докажите! — закричало ему несколько голосов.

— Да вот, господа! Про меня можно сказать, что я заплешивел. Этот глагол выражает начало, основание к дальнейшему следствию. Про Ивана Ивановича (он указал на своего приятеля) должно сказать, что он пооплешивел. Этот глагол, как вы сами понимаете, выражает, что Иван Иванович не совсем еще плешив, но порядочно подвинулся к своей цели. Петр Петрович (это был мнимый знаток русского языка и главный спорщик), конечно, не обидится и не станет спорить, если я скажу про него, что он оплешивел, так как этот глагол означает почти конченное событие. Про Сергея Ильича я имею полное право сказать, что он переплешивел, т. е. вдался в излишество по части волос, а если бы здесь был Трофим Петрович, то он, наверное, согласился бы со мною, что он уже отплешивел, т. е. исполнил все по этой части и ничего более уже сделать не может. Извольте перевести все эти глаголы на французский язык, и тогда я соглашусь, что он богаче русского».

Выразительные средства словообразования

Теоретические сведения

Русский язык отличается исключительным богатством словообразовательных ресурсов, обладающих яркой стилистической окраской. Это обусловлено развитой системой русского словообразования, продуктивностью оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные экспрессивные оттенки, и функционально-стилевой закрепленностью некоторых словообразовательных моделей.

Словообразование вызывает стилистический интерес в следующих случаях:

1) если мотивированное слово приобретает стилистическую окраску, несвойственную мотивирующему.

Например: дочурка (уменьш.-ласк.) - дочь; инженерша (прост.) - инженер;

2) если аффиксация способствует функционально-стилевой закрепленности слова.

Например: потребовать (общеупотр.) – востребовать (офиц.-дел.); шитье – пошив (спец.); гречиха – гречка (разг.); даром - задаром (прост.), задарма (гр.-прост.);

3) если особенности словообразования ограничивают сферу использования слов, которые употребляются лишь в диалектах или получают профессиональный либо жаргонный оттенок.

Например: земляника – земляница (диал.); свистеть – свистать (всех наверх) (проф.); мультфильм - мультик, мультяшка (жарг.);

4) если особенности словообразования становятся причиной архаизации слова, уступающего свое место в активном лексическом запасе синониму с иными аффиксами.

Например: дерзостный (уст.) - дерзкий; грузинец [Армяне, грузинцы, черкесы, персиане теснились на площади (П.).] - грузин;

5) если словообразование используется как источник речевой экспрессии при создании окказионализмов.

Например: широкошумные (дубравы) (П.); блиноед (Ч.); прозаседавшиеся (Маяк.).



Предварительный просмотр:

Выразительные средства синтаксиса.

Риторическими, или стилистическими, фигурами называют обороты речи, выработанные опытом конструкции, используемые для усиления выразительности высказывания. Иногда их называют фигурами речи.

Фигуры речи, во-первых, опираются на психологию восприятия речи, возбуждают интерес, привлекают внимание к главному; во-вторых, учитывают законы логики, правила индукции и дедукции, умозаключения и доказательства; в них, наконец, "работают" закономерности языка – внутритекстовые связи, конструкции сложного и простого предложений.

Использование фигур в устной и письменной речи обогащает и разнообразит текст.

Нередко речи ораторов, а иногда и письменные сочинения включают в себя риторические обращения к слушателям (читателям). Так, трактат Марка Туллия Цицерона "О природе богов" начинается с обращения к его другу, консулу Марку Юнию Бруту: "Как ты, Брут, прекрасно знаешь, много еще есть в философии вещей, до сих пор не получивших достаточного объяснения". Такое дружеское обращение придает тексту оттенок разговорного стиля, товарищеской беседы, полемического диалога, перерастающего затем в строгое научное рассуждение.

Любопытно изучить прием обращения в трудах известных мастеров слова. Так, "Послание Феодосия Печерского к Киевскому князю Изяславу Ярославичу о вере христианской и латинской" (XI в.) открывается таким обращением: "Слово ми есть к тебе, княже боголюбивый..." Но послание предназначалось, конечно, не одному лишь князю Изяславу.

Н. В. Гоголь пишет: "О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь плащом своим, когда иду по нем..." Само обращение опущено, но оно легко подразумевается и свою функцию выполняет.

Свою риторическую роль выполняет и простое синтаксическое обращение в начале речи: Друзья мои! Дамы, и господа! Глубокоуважаемый председатель совета, его члены, дорогие гости! и т. п.

Есть вопросительные предложения, действительно содержащие вопрос: Как выйти из кризиса? Как остановить инфляцию? Такие вопросы часто используются ораторами, особенно в начале речи.

Но есть такие "вопросы", которые не несут в себе вопроса, например: "Если боги не интересуются жизнью людей, не вмешиваются в нее, – для чего почитать их?" (М. Т. Цицерон), "Считают ли цыплят по осени?" (Из газет), "Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?" (Н. В. Гоголь). Это риторические вопросы. Ответ на такой вопрос не нужен, вопрос передает раздумья автора.

Различные восклицания тоже повышают эмоциональный уровень речи, приближают ее к диалогической форме: "Все силы и средства – на охрану природы!" (Из газет). Это призыв, воззвание. "Да здравствует Солнце, Да скроется тьма!" (А С. Пушкин) – поэтическое утверждение силы Разума. "Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить – это уж Бог знает!" (М. Ю. Лермонтов) – разговор с читателями "Героя нашего времени". Эти фигуры речи можно назвать риторическими восклицаниями.

Данные фигуры употребляются преимущественно в речах призывных, убеждающих, остро полемических; они сравнительно редки в научных докладах, лекциях, в деловом общении.

 

Выразительные средства синтаксиса.

Риторические вопросы, обращения и восклицания

Теоретические сведения

Фигурами (риторическими фигурами, стилистическими фигурами, фигурами речи) называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур; такое построение речи, главным образом поэтической, при котором утверждение высказывается в форме вопроса.

Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность.

Например: Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче? (В. Маяковский)

Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался! (А. Пушкин)

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур; такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие.

Риторические восклицания звучиат эмоционально, с поэтическим воодушевлением и приподнятостью.

Например:

Да, так любить, как любит наша кровь
Никто из вас давно не любит! (А. Блок)

Эх, тройка! Птица тройка! (Н. Гоголь)

Пышный! Нет ему равной реки в мире! (Н. Гоголь)

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ (от греч. rhetor — оратор) — одна из стилистических фигур. По форме, будучи обращением, Риторические обращения носят условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т. д.

Например:

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных
отцов..
 (М. Лермонтов)

Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? (С. Есенин)

Пойте, люди, города и реки, пойте, горы, степи и моря! (А. Сурков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский элективный курс "Изобразительно- выразительные средства речи"

Работа над изобразительно-выразительными средствами помогает школьнику понимать самые разные явления  художественной литературы, с которыми он встречается  на уроках, на факультативных...

Выразительные средства речи. Гипербола. Литота.

Материал можно использовать на уроках подготовки к ГИА и ЕГЭ...

Тест "Выразительные средства речи" 11 класс

Данный материал можно использовать при подготовке к ЕГЭ...

Урок в 11-м классе по теме: «Изобразительно-выразительные средства речи»

Цели урока:познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;развивающий аспе...

Презентация на тему "Художественно-выразительные средства речи"

Презентация даёт возможность рассказать о тропах и фигурах речи,  познакомить учащихся с простейшими средствами выразительности и способах использования их в речи....

Тематическая работа по русскому языку «Фонетика, лексика, орфография,выразительные средства речи».

Эту работу можно проводить как в 8, так и в начале 9 класса, после раздела "Повторение изученного в 5-8 классах"....

Мастер-класс "Роль изобразительно-выразительных средств речи".

Мастер-класс представляет пример системно-деятельностного подхода на уроке русского языка....