Проектная деятельность учащихся. «Cоздание дидактического пособия по русскому языку."
учебно-методическое пособие по русскому языку (7 класс) на тему

Работа проводится в коррекционной школе VII вида. Учащимся предлагается подготовить дидактические пособия по определённой теме.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx52.44 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся.

«Создание дидактического пособия по русскому языку»

                                                                     

                                                                        Спиридонова Наталья Владимировна,               учитель русского языка и литературы

  высшей квалификационной категории.

Методический паспорт

учебного проекта

«СОЗДАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Цели:

Путём включения школьников в проектную деятельность

  1. обеспечить обобщение и систематизацию знаний; продолжить формирование умения собирать и систематизировать материал;
  2. содействовать развитию творческих способностей, речевому развитию;
  3. способствовать воспитанию толерантности, личной ответственности за выполнение работы, желания выразить себя и обогатиться новыми знаниями.

Возраст учащихся: 5,6,7  класс.

Время работы над проектом: 2013-2014 учебный год.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: учебная и справочная литература, компьютеры.

Мотивация к познанию, работе: достаточный запас знаний по теме, личный интерес учащихся, желание самореализации.

Осуществление учебного проекта

     Учащимся предлагается подготовить дидактические пособия по теме. Дидактическое пособие должно познакомить учащихся с основными понятиями по теме. На заключительном уроке предполагается презентация коллективной творческой работы.

         В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий. Создается банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель корректирует работу учащихся.

Ознакомление школьников со справочной литературой (учебники разных УМК, толковый словарь С.И. Ожегова, фразеологический словарь, справочные материалы «Русский язык», обучение умению работать со справочной литературой (аналитическое чтение, составление таблиц, схем, конспектирование).

   Собирается и обсуждается информация по теме. Выполнение проекта сопровождается рисунками, краткими описаниями и т.д. Учитель помогает составить эскиз пособия, корректируя предложенные варианты.

    Учащиеся формулируют выводы и создают дидактическое пособие. Вся работа ведется под наблюдением учителя.

          Участники проекта оценивают активность в работе, креативность, качество и объем использования источников, потенциал продолжения работы, качество отчета.

     Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в практической деятельности, а также использование компьютерных технологий.

     Помимо работы  с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с учителем.

    В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, при этом воспитывается бережное отношение к родному языку.

     Мотивация:

    В течение года  мы с вами будем работать над созданием дидактических пособий по русскому языку, чтобы использовать их на уроках.

     Рефлексия:

     Мы работали над созданием учебного проекта. Давайте обменяемся своими впечатлениями. Для этого я предлагаю вам провести рефлексию (объясняется значение слова: анализ своего состояния во время выполнения какого-либо задания). Заполните, пожалуйста, анкеты.

Анкета

Вопросы

Да

Нет

1. Легко ли выполнять подобные задания?

2. Во время работы ты чувствовал себя комфортно, уютно?

3. Хотелось бы тебе ещё раз работать над проектом?

Оцени свою работу над проектом:

Образец (на уроках учащиеся заполняют бланки):

Глагол-это________________________________, которая отвечает на вопросы____________________________ ________________________________и  обозначает ___________________________________________________.

Неопределённая форма глагола (Инфинитив)_______________________________________________________

Вид глагола:

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Время глагола:

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Лицо глагола:

___________________________________

___________________________________

___________________________________

Спряжение глагола:

Причастие- это________________________________,

которая отвечает на вопросы___________________________________________________________

и  обозначает ___________________________________________________.

Начальная форма:_______________________________________________ .

Причастия бывают:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Причастия бывают:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Причастия изменяются:_________________________________________________________ .

Некоторые причастия имеют форму:_______________________________________________ .

Синтаксическая роль:__________________________________________________________

Учащиеся после изучения темы составили таблицу:

                             

                              Действительные и страдательные причастия.

           Действительные причастия

Страдательные причастия

обозначают признак предмета, который сам производит действие:

обозначают признак предмета, который испытывает действие  со стороны другого предмета (действие совершает другой предмет):

Действительные причастия имеют формы настоящего и прошедшего времени.

Будущего времени у причастий нет!

Страдательные причастия могут быть настоящего и прошедшего времени.

Будущего времени у причастий нет!

Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида

при помощи суффиксов

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида

при помощи суффиксов

-УЩ- (-ЮЩ-) для глаголов I спряжения

-АЩ- (-ЯЩ-) для глаголов II спряжения:

-ЕМ-(-ОМ-) для глаголов I спряжения:

-ИМ-(-ЫМ-) для глаголов II спряжения:

Искл.: движимый

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы глагола, основы прошедшего иди настоящего времени глагола  при помощи суффиксов

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида  при помощи суффиксов

-ВШ-, -Ш-

-НН-: -ЕНН- (-ЁНН-): -Т-

ВНИМАНИЕ!

От глагола ИДТИ и однокоренных с ним действительное причастие прошедшего времени образуется

от основы прошедшего времени ШЕД: идти — шёл — шедший.

ВНИМАНИЕ!

От некоторых глаголов страдательные причастия прошедшего времени не образуются:

гнать, знать, жить, брать.

ОРФОГРАММА!

В  действительных  причастиях  прошедшего  времени  перед  

суффиксом  -вш-  пишется  та  же  гласная,  что  и  в  неопределенной  

форме  перед  -ть:

Буква   ё   сохраняется   в   суффиксе   страдательных   причастий    

 и  после   шипящих   под   ударение: сражённый, вскипячённый и т.д.

Н/НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы Н, например, СПИЛЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ. В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н, например, ДЕРЕВЬЯ СПИЛЕНЫ.

 Но поскольку полные страдательные причастия иногда очень похожи на прилагательные, чтобы избежать ошибок, полезно помнить четыре условия, при которых пишется две буквы Н:

 1) причастие имеет приставку ( кроме НЕ-), например, ВЫ-СУШЕННЫЕ ГРИБЫ;

 2) причастие образовалось от глагола совершенного вида, например, РЕШЕННАЯ ЗАДАЧА - от глагола РЕШИТЬ (что сделать? – сов. вид);

 3) причастие имеет зависимые слова, например, ВЫСУШЕННЫЕ (где?) В ПЕЧКЕ ГРИБЫ;

 4) Причастие образовано от глагола с помощью суффиксов –ОВА- или -ЕВА-, например, ВЗВОЛН-ОВА-ННОЕ ЛИЦО.

 Если слово не имеет ни одного из этих признаков, то оно пишется с одним Н.

 Кроме этого, есть несколько слов с двумя буквами Н, написание которых необходимо выучить точно так же, как мы запоминаем слова-исключения: НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ, НЕЧАЯННЫЙ, ЖЕЛАННЫЙ, ЖЕМАННЫЙ, СВЯЩЕННЫЙ, ЧВАННЫЙ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство мотивации на уроках русского языка и литературы

Подготовка молодёжи к будущему заключается не только  в плане «готовности работать». Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии всё глубже ...

Лингвострановедческий компонент проектной деятельности учащихся во внеклассной работе по иностранному языку.

Как сохранить интерес учащихся к иностранному языку на всем протяжении его изучения? Большую роль в поддержании мотивации к изучению иностранных  языков играет введение элементов страноведения. ...

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6 "А" КЛАССА по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ в 2014 - 2015 уч.году.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 6 "А" КЛАССА по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ в 2014 - 2015 уч.году.Тема: " Я - лучший гид. Интерактивная экскурсия по городу (Лондон. Москва)."...

Создание дидактического пособия по русскому языку «Глагол»

Цели урока:1) обобщить и систематизировать знания по теме «Глагол как часть речи».2)закрепить навыки правописания, определение морфологических признаков глагола, определения синтаксической роли в пред...