Урок "Деепричастный оборот" (7 класс)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: «ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ»
Ход урока
I. Организационный момент.
(Рис. № 1. Приложение)
Я изучаю то, чем наш язык богат,
Что все богатство мира отражает.
Людей, животных, вещи называет,
Хранит надежно наших знаний клад.
Все наши мысли, опыт и мечты
Несет из поколенья в поколенье,
И в нем литературные творенья
Находят свой источник красоты.
П.Чесноков.
II. Фронтальный опрос. (Рис. № 2. Приложение)
– Что обозначает деепричастие?
– Признаки каких частей речи есть у деепричастия?
– Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы, деепричастия и наречия?
– Каким членом предложения является деепричастие?
– Изучив причастие, мы познакомились с причастным оборотом. О каком обороте сегодня пойдет речь?
(Рис. № 3, рис. № 4. Приложение)
Цели урока:
- повторение грамматических особенностей деепричастий и закрепление умения находить их в тексте и использовать в речи;
- знакомство с деепричастным оборотом;
- формирование и совершенствование навыков постановки знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастном обороте.
III. Работа с текстом. (Рис. № 5. Приложение). Изучение нового материала.
Нет н..чего св..тлее и бе..корыстнее любви матери. С первого дня р..ждения ребенка мать ж..вет его дыханием, его сл..зами и улыбками. Как со..нце посыла..т свои лучи согревая все ж..вое, так и любовь матери согрева..т ребенка. Приобщая дитя к ж..зни мать вкладывает в его уста родной язык, вобравший бога..ство разума, мысли и чувства народа. Она помогает постич.. веч..ные ценности наполняя его духовной силой. Не это ли держит мир?
Задания.
- Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.
- Определить тип речи, стиль. Озаглавить текст.
- Найти деепричастия.
– Назовите слова, которые относятся к деепричастиям, зависят от них.
– Деепричастия, как и причастия, могут иметь при себе зависимые слова. Что представляет собой причастие с зависимыми словами?
– А деепричастие с зависимыми словами?
– От каких слов мы поставим вопрос к деепричастиям с зависимыми словами?
– Поставьте от определяемого слова к деепричастному обороту вопрос и определите, каким единым членом предложения он является?
– Определите место деепричастного оборота в предложениях.
– Когда обособляется причастный оборот?
– В отличие от причастного оборота деепричастный оборот в любой позиции выделяется запятой.
(Рис. № 6. Приложение).
Итак, деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами, которое в предложении является одним членом предложения – обстоятельством. На письме деепричастие и деепричастный оборот выделяются запятыми.
– Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи?
(Рис. № 7. Приложение)
Деепричастия и деепричастные обороты употребляются в разных стилях речи. Они разнообразят речь, делают ее более емкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки.
IV. Закрепление изученного материала. (Рис. № 8. Приложение)
Слово “мама” пусть всегда пребудет
И пробьется сквозь любой затор
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенный совести укор.
Р.Гамзатов
- Объяснить значение непонятных слов (по толковому словарю).
- Синтаксический разбор предложения.
(Найдите основу предложения, охарактеризуйте, постройте схему).
- Глагол “ пробьется” замените деепричастием;
– выпишите деепричастие с зависимыми словами;
– найдите слово с относящимся к нему деепричастным оборотом;
– расставьте необходимые знаки препинания;
– охарактеризуйте получившееся предложение.
Вывод о деепричастии и деепричастном обороте.
V. Минута отдыха. (Рис. № 9. Приложение). Прослушивание старинной горской легенды.
“Было у матери трое сыновей. Двое – дети как дети, а третий вырос негодяем. И почему он стал таким, никто не мог объяснить. И хотя третий сын был совсем плохим человеком, мать любила и жалела его. И случилось так: после долгого отсутствия негодный сын заявился домой… И безобразничал, и обижал мать. В своих бесчинствах он зашел так далеко, что сбежались соседи и стали укорять, срамить его, пытались напомнить, сколько обид мать ему простила. Но не внял негодный сын словам людей, не унялся, а стал грозить, что убьет мать, если соседи не замолчат и не уберутся по своим делам. Никто не поверил ему, никто не мог поверить: как это можно – убить родную мать? И не ушли, тогда он вбежал в дом и действительно убил мать и, чтобы привести в трепет и покорность всех окружающих, выбежал из дома на улицу с кровоточащим материнским сердцем в руках. Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из окровавленных рук материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль, и оцепеневшие от ужаса люди услышали, как оно, кровоточащее, сказало тихим голосом матери: ты не ушибся, сынок? Тебе не больно?”
Какие чувства вы испытали, прослушав эту легенду?
VI. Самостоятельная работа.
Тест.
1. Деепричастие отвечает на вопросы:
А) Что делал? Что сделал?
Б) Что делая? Что сделав?
В) Каков предмет?
2. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие.
А) Глагола и прилагательного.
Б) Наречия и прилагательного.
В) Глагола и наречия.
3. Деепричастие –
А) изменяемая часть речи.
Б) неизменяемая часть речи.
4. Продолжите предложение:
Деепричастие с зависимыми словами называется ___________________________________
5. Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Орел (1) расправив (2) крылья (3) взлетел со скалы.
А) 1, 2, 3
Б) 1, 2
В) 1, 3
6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
А) Ребята, сбежавшие наверх, смотрели на новенького.
Б) Виноград вился карабкаясь по соседним деревьям.
В) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив.
(Рис. № 10. Приложение)
Ключ: 1. Б), 2. В), 3. Б), 4. Деепричастный оборот, 5. В), 6. Б)
Оценка | Ошибки |
VII. Итог урока.
Домашнее задание. (Выполнить задани , данное на листочках.)
VIII. Заключительная часть.
Сегодня звучали слова о самом дорогом и близком каждому из нас человеке – о матери. Мама ведет нас по жизни. Как цветок тянется к солнцу, так человек тянется к матери. Она мечтает о том, чтобы вы выросли хорошими людьми. Я думаю, что этот урок заставит многих из вас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близким людям. Думайте больше о ваших мамах, берегите их, любите.
(Рис. № 11, рис. № 12. Приложение).
Спасибо вам, мамы, спасибо большое –
За все, что вы сделали в жизни для нас!
Спасибо за вашу заботу и ласку,
За добрую жизнь, что семье отдана,
За первую песню, за первую сказку,
За годы тревоги, за ночи без сна.
Мы поздно у вас замечаем порою
Снежок на висках, паутинку у глаз…
Спасибо вам, мамы,
Спасибо большое –
За все,
Что вы сделали в жизни для нас!
И.Финк
Рабочий лист учащегося________________________________________________________
Тема: Деепричастный оборот. Выделение деепричастия и деепричастного оборота
на письме.
I. Работа с текстом..
Нет н..чего св..тлее и бе..корыстнее любви материи. С первого дня р..ждения ребенка мать ж..вет его дыханием, его сл..зами и улыбками. Как со..нце посыла..т свои лучи согревая все ж..вое, так и любовь матери согрева..т ребенка. Приобщая дитя к ж..зни мать вкладывает в его уста родной язык, вобравший бога..ство разума, мысли и чувства народа. Она помогает постич.. веч..ные ценности наполняя его духовной силой. Не это ли держит мир?
II. Закрепление изученного материала.
Слово «мама» пусть всегда пребудет
И пробьется сквозь любой затор
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенный совести укор.
1. Объяснить значение непонятных слов (по толковому словарю).
2. Синтаксический разбор предложения.
(найдите основу предложения, охарактеризуйте его).
3. Глагол « пробьется» замените деепричастием;
- выпишите деепричастие с зависимыми словами;
- найдите слово с относящимся к нему деепричастным оборотом;
- расставьте необходимые знаки препинания;
- охарактеризуйте получившееся предложение.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест.
1. Деепричастие отвечает на вопросы:
А) Что делал? Что сделал?
Б) Что делая? Что сделав?
В) Каков предмет?
2. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие.
А) Глагола и прилагательного.
Б) Наречия и прилагательного.
В) Глагола и наречия.
3. Деепричастие-
А) изменяемая часть речи.
Б) неизменяемая часть речи.
4.Продолжите предложение:
Деепричастие с зависимыми словами называется
5. Укажите на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Орел (1) расправив (2) крылья (3) взлетел со скалы.
А) 1, 2, 3 Б) 1, 2 В) 1, 3
6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
А) Ребята, сбежавшие наверх, смотрели на новенького.
Б) Виноград вился карабкаясь по соседним деревьям.
В) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив.
2
Домашнее задание. Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки. Расставь недостающие знаки препинания. Подчеркни деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
1. Ст..хает ветер даль ра..чистив.
Разлито со..нце по земле.
Просвеч..вает зелень листьев,
Как живопись в цветном стекле.
2. И я лежал схв..тившись за каменья
И надо мной св..ркая выл поток
И камни ш..велились в исступленье
И б..рм..тали прыгая у ног.
3. В государстве р..машек, у края,
Где ручей задыхаясь поет,
Прол..жал бы всю ноч.. до утра я
Запрокинув лицо в небосвод.
_____________________________________________________________________________________
Домашнее задание. Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки. Расставь недостающие знаки препинания. Подчеркни деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
1. Ст..хает ветер даль ра..чистив.
Разлито со..нце по земле.
Просвеч..вает зелень листьев,
Как живопись в цветном стекле.
2. И я лежал схв..тившись за каменья
И надо мной св..ркая выл поток
И камни ш..велились в исступленье
И б..рм..тали прыгая у ног.
3. В государстве р..машек, у края,
Где ручей задыхаясь поет,
Прол..жал бы всю ноч.. до утра я
Запрокинув лицо в небосвод.
____________________________________________________________________________________
Домашнее задание. Вставь пропущенные буквы, раскрой скобки. Расставь недостающие знаки препинания. Подчеркни деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
1. Ст..хает ветер даль ра..чистив.
Разлито со..нце по земле.
Просвеч..вает зелень листьев,
Как живопись в цветном стекле.
2. И я лежал схв..тившись за каменья
И надо мной св..ркая выл поток
И камни ш..велились в исступленье
И б..рм..тали прыгая у ног.
3. В государстве р..машек, у края,
Где ручей задыхаясь поет,
Прол..жал бы всю ноч.. до утра я
Запрокинув лицо в небосвод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе по БМТ "Деепричастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Урок русского языка в 7 классе создан по блочно-модульной технологии и представляет собой модуль №2 по теме "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте"...
Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Конспект урока по сисиеме Бабайцевой с применением ЦОР....
Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Конспект урока по системе Бабайцевой с применением ЦОР....
Урок по русскому языку в 7 классе по теме « Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми».
Цель: изучение нового материала....
Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....
Русский язык. 7 класс.Конспект урока "Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми"
Одним из главных методов достижения учебных целей на уроке является, на мой взгляд, правильная и грамотная постановка целей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся....