Внеклассное мероприятие для учащихся 7 классов "Лингвистический брейн-ринг"
материал по русскому языку (7 класс) по теме
Форма проведения интеллектуальной игры "Лингвистический брейн-ринг" интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества.
Цели: активизировать познаваельную деятельность детей; развивать логику, мышление; способствовать повышению интереса к изучению русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_dlya_uchashchikhsya_7_klassov.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов
"Лингвистический брейн-ринг
Составитель: Спиридонова Н. М.
Цели:
•активизировать познавательную деятельность детей,
•развивать логику, интеллект,
•способствовать повышению интереса к изучению русского языка,
•воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование и материалы:
секундомер (песочные часы),
•гонг,
•табло,
•два круглых (шестигранных) стола,
•карточки.
Объяснительная записка.
Форма проведения интеллектуальной игры "Брейн-ринг” очень интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детских коллективов.
Данное мероприятие было проведено с ребятами из 7-х классов. Каждый класс собирает команду из 6 человек, остальные дети выступили в качестве болельщиков, оформляют плакаты и сочиняют "кричалки” в поддержку своей шестерки знатоков.
При некоторой корректировке предложенный здесь материал может быть использован в работе с детьми старших классов. В условиях малокомплектной школы продуктивно провести данное мероприятие между разновозрастными командами. Разделить на команды можно, например, используя времена года, в которые родились дети: "Умники Осени”, "Умники Зимы” и т.д.
В качестве экспертной комиссии можно выбрать группу преподавателей-словесников. В спорной ситуации (допустим, ответ дан, но не вполне аргументирован) ведущий обращается к экспертам.
Ход игры
1 этап. Объяснение правил.
Учитель. Ребята, наступил час, когда мы определим самый интеллектуальный класс. В честной и бескомпромиссной борьбе сегодня встретятся четыре команды эрудитов-лингвистов, чтобы выяснить, кто лучше знает русский язык. Итак, я объявляю команды, которые сойдутся на интеллектуальном поле брани: "Альфа” - 7 "А” класс, "Лингвисты” - 7 "Б”.
А у этих достойных эрудитов есть болельщики?
И кто сегодня победит? (В зале крик, шум) Минуты эмоционального взрыва, когда болельщикам позволяется шумно поддерживать свои команды, чередуются с полной тишиной.
У каждой команды свой звуковой сигнал (игрушка, погремушка, свисток). После того, как задан вопрос, звучит гонг, дающий начало отсчета минуты времени на обдумывание. Если команда готова ответить, она подает звуковой сигнал. В случае неправильного ответа право ответа переходит к соперникам. Если ошибаются обе команды, за следующий правильный ответ присуждаются два балла. Класс, набравший 3 балла, становится победителем. В финальной игре для победы необходимо заработать 5 баллов.
Вопросы для игр полуфинала (2 этап)
Вопрос 1.
Среди всех книг, созданных человечеством, на первое место по общему тиражу изданий занимает Библия. А как переводится на русский язык это греческое слово? (Ответ: книги)
Вопрос 2.
соберите слова, а из полученных слов восстановите пословицу.
(Ответ: Порядок время бережет)
Вопрос 3.
Вопрос 3.
Известному артисту МХАТа Е. Евстигнееву показали письмо пятиклассника: "Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаняна как Михаил Баярский”.
- Как вы думаете, он сможет стать артистом?
- На это письмо мне тоже хочется ответить письменно.
Евстигнеев берет ручку и пишет.
Какое слово и как написал артист?
(Ответ: Никада)
Вопрос 4.
Перед вами фразеологизм "От а до я”. Назовите греческий вариант.
(Ответ: От альфы до омеги)
Вопрос 5.
Тимур Кизяков, ведущий передачи "Пока все дома”, однажды закончил выпуск так: "Для тех, кто смотрел с самого начала, и для тех, кто подключился только сейчас, сообщаю: Вы просмотрели передачу "Пока все дома””
Почему ведущий смог объединить тех, кто смотрел с самого начала, и тех, кто подключился только сейчас?
(Ответ: Глагол просмотреть имеет несколько значений, в том числе: 1) осматривая, ознакомиться с чем-либо; 2) пропустить. Зрители просмотрели программу либо в 1-м, либо во 2-м значении)
Вопрос 6.
На ценниках в магазине часто пишут мясо говядины, мясо свинины. Правильно ли оформлены такие ценники?
(Ответ: Неправильно. Говядина – "это мясо коровы или быка как пища”, а свинина – "свиное мясо как пища” (Словарь русского языка С.И. Ожегова). Нужно писать: говядина, свинина)
Вопрос 7.
Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир я отражаю.
Но одну букву замени –
Я по болоту зашагаю.
Ответ: (Капля – цапля)
Вопрос 8.
Объясните значение архаичного существительного в составе фразеологизма "У черта на куличках”.
(Ответ: Кулички – "лесистые, глухие, болотистые места”)
Вопрос 9.
Некоторые нарицательные имена являются эпонимами, то есть восходят к именам собственным. Например, брюки (по названию города Брюгге, откуда в Россию ввозилось сукно брюкиш) или гобелен (по имени красильщиков Гобеленов, работавших в Париже с XV века. А как появилось слово "хулиган”?
(Ответ: По имени владельца постоялого двора близ Лондона ирландца Хулигэна, жившего в XVIII век и имевшего скандальный характер)
Вопрос 10.
Какое значение имеет слово скрижаль, которое употребляется в выражении "Запечатлеть на скрижалях истории”?
(Ответ: Скрижаль – "каменная плита; доска с написанным на ней священным текстом”)
Вопрос 11.
Заимствованные слова – неотъемлемая часть любого языка. Карате (в японском – "голыми руками”), кайф (в арабском – "послеполуденный отдых”), шабаш (в еврейском - суббота). А какое слово, заимствованное из китайского языка, в языке-источнике обозначает "большой ветер”.
(Ответ: Тайфун)
Вопрос 12.
Четыре девочки встретили незнакомого мальчика. "Как тебя зовут?” - спросили они его. "А как зовут вас?” - спросил мальчик вместо ответа. Девочки представились: "Поля, Лена, Рита, Валя”. Подумав, мальчик сказал: "Если ваши имена записать в столбик, мое имя прочитается по диагонали”. Как звали мальчика?
(Ответ: Петя)
Вопрос 13.
Я цвет одинаковый часто имею:
И с г зеленею, и с к зеленею,
Но с к вам со мною рискованно быть:
Могу и до слез довести, и убить.
(Ответ: Лук – луг)
Вопрос 14.
Вставьте пропущенные слова в составе фразеологизмов: ахиллесова ____, мамаево ____, прокрустово ____, потемкинские ____, ариаднина ____, прометеев ____, эзопов ____, пиррова ____, дамоклов ____, филькина ____.
(Ответ: Ахиллесова пята, мамаево побоище, прокрустово ложе, потемкинские деревни, ариаднина нить, прометеев огонь, эзопов язык, пиррова победа, дамоклов меч, филькина грамота)
Вопрос 15.
А.С. Пушкин.
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
К чему, кроме океана, обращается герой стихотворения и что обозначает этот архаизм?
(Ответ: Ветрило – парус)
Вопросы для следующего тура (3 этап)
Вопрос 1.
В поэме А. Твардовского "За далью - даль” есть строки:
И все, от корки и до корки,
Что в книгу вписано вчера,
Все с нами – в силу поговорки
Насчет пера и топора.
1.Какую поговорку имеет в виду автор?
2.Какой фразеологизм использован в этих строках?
(Ответ:
1.Что написано пером, не вырубишь топором.
2.От корки до корки)
Вопрос 2.
"В сборную военного округа по волейболу вошли 11 человек: … моряка, … пехотинца, … сапера и … танкистов”, - писал в окружной газете капитан сборной танкист Петров. Сколько моряков было в сборной?
Ответ: 2 моряка (1 танкист, 2, 3, 4 танкиста, 5 танкистов; следовательно, 2 моряка, 2 пехотинца, 2 сапера)
Вопрос 3.
Объясните значение архаичного существительного во фразеологизме "быльем поросло”.
Ответ: Былье – трава, отсюда былинка.
Вопрос 4.
Из местной радиопередачи:
Потерялась собачка (далее следует описание).
Нашедшего просьба позвонить по телефону …
Как вы исправите это объявление?
(Ответ: Нарушена сочетаемость слов. При сущ. просьба зависимое слово должно иметь форму Д.п. с предлогом к. Правильно: Просьба к нашедшему позвонить… А лучше: Нашедшего просят позвонить…)
Вопрос 5.
Найдите (на столы кладутся сборники басен) или вспомните в одной из басен И.А. Крылова существительное общего рода.
Ответ: Зевака, забияка ("Слон и Моська”), кривляка ("Зеркало и обезьяна”), невежда ("Петух и жемчужное зерно”).
Вопрос 6.
Очко получит та команда, которая первой вспомнит и произнесет две пословицы или поговорки, в состав которых входят краткие прилагательные.
Возможные ответы.
•Мал золотник, да дорог.
•Долг платежом красен.
Вопрос 7.
Серый Волк придумал несуществующее слово "рочь” и спросил у трех поросят, к какой части речи оно относится.
•Ниф-Ниф сказал: "Это сущ. женск. рода”.
•Нуф-Нуф сказал: "Это сущ. мужск. рода”.
•Наф-Наф сказал: "Это глагол”.
Кто из поросят неправ?
(Ответ: Нуф-Нуф)
Вопрос 8.
Вы все, вероятно, ели манную, пшенную и перловую каши, приготовленные соответственно из манной, пшенной и перловой крупы. А из каких злаков готовится каждая из этих круп?
(Ответ:
•Манная – из пшеницы,
•Пшенная - из проса,
•Перловая – из ячменя)
Вопрос 9.
В романе К. Симонова "Солдатами не рождаются” Синцов спрашивает одного командира о настроении. Тот отвечает:
- Настроение среднее. И нанес, и понес. Немцев при их контратаках положили – снег черный, но и потеряли много.
И нанес, и понес. Компонентами каких фразеологизмов являются эти слова?
(Ответ: И нанес урон (противнику), и понес потери (сам))
Вопрос 10.
Отрывок из стихотворения Б. Слуцкого:
Цепляюсь за слежавшийся, сложившийся,
Служивший многим людям оборот.
Я поверну его наоборот,
И он, привычной тяжести лишившийся,
Ввысь воспарит и ринется вперед.
Сколько в этом отрывке причастий и причастных оборотов?
(Ответ: 4 причастия, 2 причастных оборота)
Вопросы для финальной игры (4 этап)
Вопрос 1.
Даны звуки [л?], [с?], [т?], [э].
Какие три русских слова можно составить из этих звуков (в каждом слове должны быть использованы все звуки, притом только один раз).
(Ответ: Лесть, лезть, сельдь)
Вопрос 2.
"Баю-баюшки, баю” из колыбельной песни. Переведите с древнего языка смысл этой привычной, но непонятной фразы.
(Ответ: Баюшки баю, буквально "сказываю сказочки”. Баять – говорить, сказывать. Отсюда диалектное слово "байка”)
Вопрос 3.
Какое слово можно составить из 3-й, 11-й и 16-й букв русского алфавита?
(Ответ: йод)
Вопрос 4.
Даны слова: Ольга, ягода, баня, удочка, драться, мириться, форель, завидно, тринадцать.
В каком слове при произношении звучат только твердые согласные?
(Ответ: Драться)
Вопрос 5.
Откуда взялось выражение "жить на широкую (большую) ногу?”
(Ответ: В XIV веке в Западной Европе знатность определялась длиною башмака. Башмак рядового дворянина был в полтора фута, башмак барона – в два фута, а князя – в 2,5 фута. Впоследствии вместо "жить на большую ногу” стали говорить "жить на широкую ногу”)
Вопрос 6.
Найдите заимствованные слова во фразе "Устами младенца глаголет истина”. Замените их исконно русскими соответствиями.
(Ответ: Все слова в этом предложении заимствованы из старославянского и церковно-славянского языков. Русский вариант: Ртом ребенка говорит правда)
Вопрос 7.
Анаграммы:
Апельсин – спаниель, камыш – мышка, лось – соль, отпор – ропот, палка – лапка.
К какой из этих пар можно прибавить еще хотя бы одно существительное.
(Ответ: Отпор – ропот – топор)
Вопрос 8.
У нее забирают, а она все больше становится. Начинается с конца, а кончается с начала.
О чем речь?
Ответ: Яма (конец и начало алфавита).
Вопрос 9.
В.И. Даль предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Например, агитатора заменить волнователем, эгоиста – себятником, а фиолетовый цвет – сине-алым. Какое заимствованное слово должно было заменить, по мнению В.И. Даля, слово "глазоем”?
(Ответ: Горизонт)
Вопрос 10.
Даны слова: лен, шел, яр. Поставьте в каждом из них звуки в обратном порядке. Транскрипции каких трех новых слов получились у вас.
(Ответ: Ноль, ложь, рай)
Помимо авторских вопросов, при подборе материала для "Лингвистического брейн-ринга”, конечно же, были использованы вопросы или сведения для них из различных источников.
Список использованной литературы
•Богдалов И.Ф., Муравенко Е.В., Рубанов И.С. Русский медвежонок – 2004. Задачи, решения, информация, статистика. Киров, 2005.
•Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1982.
•Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Занимательные задания по русскому языку. Чебоксары, 1997.
•Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания. Чебоксары, 1997.
•Мокиенко В.М. В глубь поговорки. С-Пб: Паритет, 1999.
•Разумовская М.М. Русский язык. 5 кл. М.: Просвещение, 2002.
•Рязанцев В.Д. Имена и названия: Словарь эпонимов. М.: Современник, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по физике"Физический брейн -ринг"
Внеклассное мероприятие по физике для 9-11 классов. Форма - интеллектуальное состязание. Цель - обобщение физических знаний, стимулирование к предмету и потребности расширения физического кругозора об...
Сценарий к внеклассному мероприятию по математике.Игра "Брейн-ринг"
Разработка к внеклассному мероприятию по математике....
Внеклассное мероприятие по английскому языку "Брейн ринг" для учащихся 5 - 6 классов
Внеклассное мероприятие по английскому языку "Брейн ринг" для учащихся 5 - 6 классов включает в себя компьтерную презентацию и методическую разработку этого мероприятия...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике игра «Брейн- ринг» «Решение занимательных задач» для учащихся 5-6 класса
Игра «Брейн- ринг» по теме «Решение занимательных задач», представленная в данной методической разработке, предназначена для учащихся 5-6 классов. Эту игру можно провести...
Внеклассное мероприятие. Тема "Эколого - математический брейн - ринг"
Внеклассное мероприятие в коррекционной школе VIII вида по теме "Эколого-математический брейн-ринг2...
Внеклассное мероприятие для 4 класса. Брейн-ринг.
Участники – 2 команды (можно и больше) – рассаживаются за двумя столами. На столах флажки, которые капитаны будут поднимать в качестве знака, что ответ готов.Конкурс ведётся на русском и английском яз...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Брейн-ринг"
В данном документе вы найдете разработку внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 7-9 классов....