Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Линвистика»
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме
Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Линвистика» разработано для учащихся 5-9 классов, изучающих русский язык. Нацелено на привитие интереса учащихся к русскому языку как средству коммуникации через различные формы игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_lingvisticheskoy_nedeli.doc | 35.5 КБ |
puteshestvie_po_strane_lingvistika.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Заполярного района
«Средняя общеобразовательная школа с.Ома»
2014 год
Лексикология. Фразеология.
- «Фразеологический» рассказ.
- Иллюстрирование фразеологизмов.
- «Почему мы так говорим?» (из истории фразеологизма)-конкурс газет
- «Подумай и ответь» (занимательные задания и упражнения)
- Найди пару
- Фразеологизмы со словом «язык»
- Подобрать синонимы
Орфография. Орфоэпия.
1. Олимпиада.
2. Конкурс «Грамотей».
3. Орфография в стихах.
4. «Говори правильно».
5. «Подумай и ответь»
- Расставь ударения
- Вставь букву
- Текст с дырками
- Исправь ошибки
Лингвистические
тропы и фигуры.
1. Тропы и фигуры как выразительные средства речи.
2. Рассказ на « одну» букву.
3. « Подумай и ответь».
Морфология. Морфемика.
1.Лингвистический рассказ:
А)Тема «Морфология»:
- Спор частей речи.
- Путешествие в страну Морфологию.
- Если б не было…(часть речи).
Б)Тема «Морфемика»:
- Спор Морфем.
- Путешествие в страну Морфемику.
- Если б не было…(часть слова).
2. Подумай и ответь.
- Морфологический разбор.
- Палиндромы.
Синтаксис. Пунктуация.
1. Стилистические фигуры как средства выразительности речи.
2. Составьте схемы предложений.
3 . Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Лингвистика»
Предварительный просмотр:
Заключительное мероприятие в рамках
Лингвистической недели
«Путешествие по стране Лингвистика»
Цели:
- Привитие интереса учащихся к русскому языку как средству коммуникации через различные формы игровой деятельности.
- Актуализация познавательной деятельности учащихся в вопросах изучения русского языка.
Интерьер классной комнаты.
- Вид доски.
Плакат | Путешествие по стране Лингвистике |
Плакат | |||
Морфология | …Умейте же беречь Хоть в меру сил, В дни злобы и страданья Наш дар бессмертный – речь И.А.Бунин | ||||
Словообразование |
Орфоэпия | ||||
Лексикология | Морфемика | Орфография |
- Стол со словарями, книгами по занимательной грамматике.
- Два стола для игроков. Карточки с названиями команд: «Лингвисты», «Знайки»
План вечера.
- Вступление (ведущий)
- Игра «Путешествие по стране Лингвистике»
- Представление команд (название, девиз)
- Морфологические шарады
- «Одним словом»
- Омонимы, паронимы
Игра со зрителями
Сценка «Овсянка»
Стихотворение «Русский язык»
- Словообразование
Стихотворение «Слово друг и слово враг»
- Восстановление пословиц
- Орфоэпический конкурс
Сценка для зрителей «Ь влюблён в букву Ш»
- Конкурс фразеологический
Сценка
Стихотворение о русском языке
III. Подведение итогов вечера, недели. Награждение.
- Вступление.
Добрый вечер, дорогие друзья! Незаметно пролетела Лингвистическая неделя, в течение которой вы вспомнили много полезного и узнали немало интересного из непростой науки Лингвистика, проявили всевозможные способности, узнали скрытый потенциал своих талантов; всю неделю думали, читали, творили. И сегодня, в завершение недели, мы проводим лингвистическую игру «Путешествие по стране Лингвистика». Эпиграфом вечера, как и всей недели, станут замечательные слова русского писателя И.А. Бунина
…Умейте же беречь
Хоть в меру сил,
В дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный – речь
И выходят на эту игру наши школьные знатоки русского языка. Сейчас я представлю вам игроков. (Приглашаю по 2 человека от класса. В каждой команде по 7 человек.)
Итак, команды в сборе.
Позвольте до начала игры представить наше мудрое, справедливое жюри, в состав которого вошли учителя русского языка и литературы. Поприветствуем их!
- Игра начинается.
1 конкурс.
Представление команд.
Кому начинать - решит жребий. В шкатулке листочки. На одном цифра 1.
Если команда вытягивает этот листочек, ей начинать игру.
Команда «Лингвисты»
Девиз:
Если штурмуешь познания кручи - выучи русский язык
Команда «Знайки»
Девиз:
Соперники вы наши ,
Вы много съели каши,
Но мы ещё посмотрим,
Кто больше её съест.
Намного круче Знайки.
Соперников проучим,
Сегодня победим!
2 конкурс.
Обзорная разминка.
Задание: дать кратко определение данного понятия.
Требование: ответ должен быть четким, ясным, громким. Если не знаете, говорите: «Дальше!»
Что значат следующие понятия?
Одной команде _- команде «Знайки»
- Орфография – пишу правильно
- Синтаксис – наука о словосочетаниях и предложениях
- Лексикология – наука о словах
- Каллиграфия – красивое письмо
- Фонетика – наука о звуках
- Гипербола – преувеличение
- Метафора – скрытое сравнение
- Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых
- Антитеза – противопоставление
- Анафора – одинаковое начало
- Аллитерация – повторение согласных звуков
- Сравнение – сопоставление одного с другим
- Синонимы – близкие по значению слова
- Паронимы - однокорневые слова, но разное лексическое значение
Второй команде – команде «Лингвисты»
- Орфоэпия – говорю правильно
- Пунктуация – знаки препинания
- Морфология – части речи
- Лексикон – словарный запас человека
- Фонетика – звуки речи
- Литота – преуменьшение
- Эпитет – красочное определение
- Градация – нагнетение синонимов
- Оксюморон – столкновение несочетаемых явлений
- Эпифора – одинаковая концовка предложений
- Ассонанс – повтор гласных звуков
- Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа
- Антонимы - слова с противоположным значением
- Омонимы – одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению
Жюри подводит итоги. За правильный ответ – 1 балл
3 конкурс.
«Морфологические шарады»
В этом конкурсе нужно проявить смекалку, сообразительность, но этого недостаточно. Нужно знать ещё морфемы и на слух их определять.
Осталось напомнить, что такое шарады.
Шарады – это загадки, в которых загаданное слово делится на несколько частей, отдельных слов.
Приготовьте листочки, ручки. Читаю.
Одной команде – команде «Лингвисты»
- Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Весь же - в дневнике я и в журнале.
(Оценка)
- В «списке» вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдёте,
В целом по мне на уроки пойдёте.
(Расписание)
- Приставка и суффикс те же, что
В слове «появление», а корень – как
В слове «ручка»
(Поручение)
- Один корень из слова «всемирный»,
Другой – из слова «любить»,
Суффикс и окончание из слова «красивый»
(Миролюбивый»)
Второй команде – команде «Знайки»
- Корень мой извлечь из «начинки» несложно,
Приставка в «сосуде» хранится надёжно,
Суффикс в «гудении» ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь.
(Сочинение)
- Корнем с «дорогой» роднится,
В «сборе» приставка таится,
Суффикс – как в слове «дневник»,
Целым же в космос проник.
(Спутник)
- Приставка из слова «сотрудник»,
Корень из слова «присущий»;
Один суффикс из слова «электричество»,
Другой из слова «мировой»,
А третий вместе с окончанием – из слова «собрание».
(Сосуществование)
- Корень тот же, что и в слове «целый»,
Один суффикс – как в слове «дружина»,
Другой – как в слове «высотник»
(Целинник)
Целинник - человек, который осваивает целину.
Жюри подводит итоги. За правильно угаданную шараду – 1 балл
4 конкурс.
«Одним словом»
Одной команде – команде «Лингвисты»
Задание: краткие определения или описания различных понятий выразить одним словом, содержащим двойные согласные. Отвечать чётко, быстро. Если не знаете ответа, сказать: «Дальше».
За каждый правильный ответ команде засчитывается очко. Мне помогают ассистенты.
- Свободное публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса. (Дискуссия)
- Избирательный листок (Бюллетень)
- Товарищ по работе (Коллега)
- Один из видов ракет (Баллистичесике)
- Безрельсовый трамвай (Троллейбус)
- Спортивный бег или гонки с препятствиями по пересечённой местности (Кросс)
- Сотрудник газеты, журнала, радио, посылающий сообщения с мест (Корреспондент)
- Морские животные, образующие известковые отложения (Рифы)
- Один из видов спортивной игры в мяч (Теннис)
- Обучение животных (Дрессировка)
- Круглое окно в борту корабля (Иллюминатор)
- Рисунки в тексте книги, журнала (Иллюстрации)
- Сквозной проезд, прорытый под землёй (Туннель)
- Свидетельство об окончании средней школы. (Аттестат)
- Школьная комната для занятий (Класс)
- Искусственный водоём, сооруженный для плавания, купания (Бассейн)
- Исполнительный (человек), соблюдающий во всем порядок (Аккуратный)
- Вещество из микроскопических грибков, вызывающих брожение (Дрожжи)
- Однообразный, дребезжащий, свистящий шум (Жужжание)
- Группа лиц (со специальными полномочиями), принимающая экзамен (Комиссия)
Второй команде – команде «Знайки»
Задание: краткие определения и толкования заменить словом, начинающимся звуком «Э». Отвечать быстро, чётко. Если не знаете ответа на вопрос, сказать6 «Дальше».
- Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете. (Этикетка)
- Вид соревнования в беге ( Эстафета)
- Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота (Эскадра)
- Широко распространившаяся заразная болезнь. (Эпидемия)
- Команда корабля, самолёта, танка ( Экипаж)
- Организованный вывоз людей, имущества в безопасное место. (Эвакуация)
- Себялюбивый человек (Эгоист)
- Хозяйственная жизнь страны, общества (Экономика)
- Посещение, поездка, путешествие группы лиц со специальной целью (Экскурсия)
- Очень срочный, спешный, неотложный (Экстренный)
- Упругий, гибкий (Эластичный)
- Изысканный, изящный (Элегантный)
- Изображение, условно обозначающее какое-нибудь понятие (например, голубь означает мир) (Эмблема)
- Научное справочное пособие по всем отраслям знаний (Энциклопедия)
- Железнодорожный состав для массовых дальних перевозок (Эшелон)
- Помост для казни (Эшафот)
- Мировое пространство, в котором распространяются радиоволны (Эфир)
- Короткий текст, помещаемый перед текстом сочинения (Эпиграф)
- Образное определение предмета (Эпитет)
- Лучшие представители какой-нибудь части общества (Элита)
Жюри подводит итоги. Правильный ответ - 1 балл
Учитель:
Какой раздел языка отвечает за значения слов?
(Лексикология)
5 конкурс.
(Омонимы – паронимы)
(Командам не говорить, что конкурс так называется)
Команды получают карточки с заданиями. (Смотри Приложение № 1)
Задание:
- Ответить на вопрос: «На чём построена игра слов в 1 части задания?»
- Объяснить различия между приведёнными словами во 2 части задания. Составить с ними словосочетания
- Как называются такие слова?
(Ответы на вопросы записать и сдать жюри (Через конкурс жюри зачитает полученные словосочетания и огласит результаты)
Учитель:
- Пока команды работают, мы поиграем со зрителями (Смотри Приложение №2)
Идёт игра со зрителями «Загадки»
Учитель:
- Игроки готовы. Отвечаем.
После ответа игроков вывод делает учитель.
Учитель:
- Команды должны были увидеть в предложениях такой стилистический приём, как омонимия – в I части, и паронимия - II части. Оказывается, одно и то же слово может иметь разное лексическое значение, которое становится ясно только в контексте.
Давайте сейчас немного отдохнём и посмотрим инсценировку отрыва из рассказа Николая Сладкова «Овсянка»
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.
- Люблю я овсянку! – добавил Сашка.
- И я люблю! – сказал Матвей. - Она жёлтая, красивая такая! – И вкусная. Особенно с молоком!
- Как это – вкусная? Как это – с молоком – удивился Сашка.
- Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
- Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
- Как это - про что? Про овсянку! – ответил Матвей.
- Про какую овсянку?
- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Какие песни пела?! – изумился Матвей.
- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли?- рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне – мою овсянку слушать.
- Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
Учитель:
- А теперь вопрос зрителям: «Почему в разговоре двух друзей возникла путаница?
Ответ:
- Потому что они говорили о разных предметах, которые назывались одним словом «овсянка». Такие слова называются омонимы.
Учитель:
- Но омонимичными могут быть не только целые слова, но и отдельные морфемы, корни, например. Послушайте одну миниатюру.
Миниатюра «Слова - родственники».
Читает ученик.
Однажды глагол водить решил собрать всю свою родню. Назначил день, телеграммы разослал. Сидит и ждёт. Первыми пришли имя существительное водитель с прилагательным водительский. Потом приехали глаголы с приставками за-, от-, до-, под-, пере-, вы-, на- и другими, и каждый со своей семьёй.
Много гостей собралось за столом. Сидят, пьют чай, дружно беседуют. Вдруг кто-то тихонько постучал. Хозяин открыл дверь и видит: стоят на пороге существительные вода и водяной.
- Здравствуйте, родственники, - говорят новые гости.
А глагол водить в ответ:
- Мы гостям, конечно, рады, только мы с вами, уважаемые, никакие не родственники, не одного мы корня.
- Как так? – удивились гости. – Ведь у вас корень –вод- и у нас –вод-.
- Так-то оно так, -ответил глагол, - но наши корни только выглядят одинаково. А по существу мы весьма отличаемся друг от друга…
Учитель:
- Чего не учли корни слов вода и водяной?
Ответ:
- Они являются омонимичными корню «водить».
Учитель:
- Команды, внимание!
6 конкурс.
Словообразовательный
Задание: образовать родственные гнёзда слов
«Вода» «Водить»
Учитель:
- Пока команды работают, мы послушаем отрывок из замечательного стихотворения русского поэта, уроженца Сибири, Константина Алтайского «Русский язык» (Смотри Приложение № 3)
(Если команды не готовы, играем со зрителями)
Игра со зрителями.
- Почему слово «мышиный» пишется с одной -н-, а машинный - с двумя -нн-? (Мышиный образовалось от слова «мышь» + суффикс –ин-, машинный - прилагательное, образованное от существительного с основой на н)
- Почему слово «производственный» - прилагательное, а слово «произведённый» - причастие? («Производственный» образовалось от существительного «производство», «произведённый» от глагола «произвести», это страдательное причастие прошедшего времени)
- Чем отличаются «масленые блины» от «масляной недели»? (Масленые (отглагольное прилагательное) – смазанные маслом, масляные ( от существительного) – на основе масла.
- Чем отличается рассеянный (прилагательное) мальчик от рассеянных (причастие) семян? ( Рассеянный мальчик – невнимательный мальчик, прилагательное, подобрали синоним; рассеянные семена - те, которые кто-то рассеял, причастие)
- Какое правило спряталось в этой волшебной фразе: «Иван Романович, дайте ваши тапочки поносить» ? ( Начальные буквы падежей)
Учитель:
- Команды, ваше время истекло. Сдаём работы жюри. Пока жюри работает, команды отдохнут и послушают вместе со зрителями стихотворение «Слово друг и слово враг»
Стихотворение «Слово друг и слово враг»
Повстречались в разговоре слово друг и слово враг.
Слово друг – любитель игр, а слово враг – любитель драк.
Повстречались, стали рядом, и пошёл у них скандал,
Потому что слово враг сразу драться предлагал,
Ну, а слово друг – играть: и поссорились опять.
Сколько речь наша жива, будут ссориться слова.
День и ночь, война и мир будут спорить что есть сил
Ведь у слов, как у людей, добрый есть и есть злодей.
Ссориться не надо нам, не придётся и словам.
Учитель:
- Как называются такие слова?
Ответ:
- Антонимы
Учитель:
- Что такое антонимы?
Ответ:
- Антонимы – слова с противоположным значением
Учитель:
- Антонимы широко используются писателями и поэтами как изобразительные средства. Напоминаю, что антонимы лежат в основе таких стилистических приёмов, как антитеза и оксюморон. Многие русские пословицы построены на антитезе. Внимание!
7 конкурс.
«Закончи пословицу»
Задание: восстановить «рассыпанные» части пословиц, построенных на антитезе.
Одной команде– команде «Лингвисты»
- Готовь сани летом …… / а зимой телегу
- Тише едешь….. / дальше будешь
- В гостях хорошо….. / а дома лучше
- Не дорог подарок…. / дорога любовь
- Мягко стелет….. / жестко спать
Второй команде – команде «Знайки»
- Тяжело в учении…. / легко в бою
- Новых друзей наживай… / а старых не теряй
- Корень ученья горек… / а плод сладок
- Где умному горе…. / там глупому веселье
- гнева не пугайся …. / на ласку не кидайся
Слово жюри для подведения итогов предыдущих конкурсов
Учитель:
Пословицы восстановили, антитезу повторили. Внимание, команды. В следующем конкурсе 8, который называется «Говори правильно» нужно показать знание современных орфоэпических норм . (Карточки со словами смотри в Приложении № 4)
Учитель:
- А зрителям я предлагаю посмотреть небольшую сценку «Ь знак влюблён в букву Ш»
(Смотри Приложение № 5)
Учитель:
- Посмотрели? Скажите, пожалуйста, а какую орфограмму не назвали участники сценки?
Ответ:
- Ь на конце наречий после шипящих: наотмашь
Учитель:
- Команды, приготовились зачитывать свои слова. Жюри слушает, фиксирует. Затем команды сдают свои карточки.
9 конкурс.
«Почему мы так говорим?»
Почему мы так говорим? Внимание! Слушаем
Задание: капитаны, подходим к столу жюри. Перед вами ромашка фразеологизмов. Вы вытягиваете по две карточки. Идёте к своей команде и готовите объяснение фразеологизма (какова история происхождения, что значит в современном русском языке?)
Жюри оценивает чёткость рассказа, его доступность, правильность.
Учитель:
- Пока команды готовятся, вопрос болельщикам.
Как большой дом превратить в маленький? ( домик)
Как топор превратить в его рукоятку? (топорище)
Ответ:
- При помощи суффикса - ик- дом превратился в домик. А топор в топорище - при помощи
–ищ-
Учитель:
- Посмотрите сценку про суффиксы.
Учитель:
- Понравилась сценка? О чём она?
Вот такая морфема -ищ-
А сейчас слово предоставляем командам («Почему мы так говорим?»
Жюри оценивает.
И последний конкурс 10.
«Фразеологический» - Кто быстрее?
Задание: записать как можно больше фразеологических оборотов
Команде «Лингвисты» - со словом «Слово»,
Команде «Знайки» - со словом «Язык»
(На выполнение задания отводится 2 минуты (Жюри засекает)
Учитель:
- Ребята, а вы послушайте, пожалуйста, ещё одно стихотворение.
«Родной язык»
Валерий Брюсов
Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!
Но, побеждён иль победитель,
Равно паду перед тобой!
Ты – мститель мой, ты – мой спаситель,
Твой мир – навек моя обитель,
Твой голос – небо надо мной!
Учитель:
- Команды, вам слово. Читаем громко, чётко, выразительно, чтобы все слышали.
(Команды зачитывают фразеологизмы. Жюри оценивает)
Учитель:
- Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие. Конечно же, мы смогли вспомнить и повторить лишь толику той громады, что называется русский язык. Но я надеюсь, что вы самостоятельно продолжите изучение дивных явлений языка и научитесь получать от этого истинное удовольствие.
В завершение вечера послушайте стихотворение И.А.Бунина «Слово»
«Слово»
И.А.Бунин
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный - речь!
Учитель:
- Давайте же услышим эти замечательные слова и будем бережно относится к своему языку.
А сейчас предоставляем слово нашему справедливому жюри.
- Подведение итогов. Награждение.
Приложение № 1.
I. На чём построена игра слов в записанных ниже предложениях?
В полях, не кошенных косой,
Всё утро дождик шёл косой.
Дочь грома – капля – егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо Земли боясь взглянуть.
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она стекла.
Снежное покрывало покрывало всё поле.
Иди домой, но сначала коридор домой.
Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
Есть казацкая сечь, где казак любит сечь.
II. Объясните различия между приведёнными словами. Составьте с ними словосочетания.
Абонент - Абонемент
Глиняный – Глинистый
Выборный – Выборочный
Дипломат - Дипломант
Адресат – лицо, которому адресовано любое почтовое отправление.
Адресант – лицо, посылающее почтовое отправление.
Дипломат –
1. посол;
2. человек, тонко и ловко действующий в отношениях с другими людьми.
Дипломант – лицо, награждённое грамотами.
Абонент – тот, кто пользуется абонементом, например: абонент библиотеки, абонент телефонной сети.
Абонемент – документ, предоставляющий право на обслуживание. Например: абонемент в театр, абонемент на цикл лекций.
Выборный – тот, кого выбрали. Например: губернатор – выборная должность.
Выборочный – не сплошной, частичный. Например: выборочное изложение, выборочное обследование.
Приложение № 2.
Загадки
1. | Они обычно для шитья; И у ежа их видел я; Бывают на сосне, на ёлке, А называются - | Иголки |
2. | Я в дверях, я в замке, я в нотной строке, Я и гайку отвинчу, Я могу, если хочу, Телеграмму передать и загадку разгадать. | Ключ |
3. | В тетради я бываю косая и прямая, В другом своём значении я – планка для черчения, И, наконец, порою в шеренгу вас построю | Линейка |
4. | Если строится здание, я его украшаю. Если строятся люди, они меня украшают | Колонна |
5. | Я бываю шёлковая и изоляционная, в конвейере, телеграфе, киноаппарате и пулемёте. Со мной сравнивают реку и дорогу. Кто я такая? | Лента |
6. | Он на вокзалах есть всегда, К нему подходят поезда, Двойное Р содержит он И называется …. | Перрон |
7. | На большие расстояния Мчится он без опоздания; Пишется в конце два С Называется… | Экспресс |
8. | Чтоб скорей в библиотеке Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека, Специальный … | Каталог |
9. | Загадка эта нелегка: Пишусь всегда через два К И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я …. | Хоккей |
10. | В конце двойное Л пиши, А как зовут меня - реши: Без мастера гранёным стал Блестящий, правильный…
| Кристалл |
Приложение № 3.
«Русский язык»
Константин Алтайский
Веками тебя шлифовали без устали
В изустном реченье и в строе строки
Поэты с неведомыми златоустами,
Купцы,
Академики
И мужики.
Ты волен и плавен, как Волга и Ладога,
Как наши равнины, широк и велик,
Живой, как родник,
Многоцветный, как радуга,
Звучащий, как музыка, русский язык.
Приложений № 4.
Задание: Расставьте правильно в словах ударения.
Пальцами, звонит, красивее, ножницами, во-первых, кулинария,
Кухонный, ломоть, мельком, намерение, озлобленный, столяр, тяжба, феномен, ходатайство.
Цемент, черпать, добыча, баловать, камбала, заржаветь, кашлянуть, километр, простыня, украинский, умерший, тефтели, хозяева, уведомить, некролог.
Приложение № 5.
Мягкий знак влюблён в букву Ш.
Ведущий:
Мягкий знак давно и безнадёжно влюблён в букву Ш.
Ь: Я хожу за ней, как тень, из слова в слово, но всё напрасно.
Ш: Я терпеть не могу букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.
Ь: А я именно такой! Я робкий , застенчивый, не пытаюсь занять первое место в слове и хоть как-то выделиться. Я такой тихий и незаметный, что даже в контрольных диктантах нередко забывают обо мне.
Ш: Не люблю я тебя, не хочу с тобой рядом стоять! Я твёрдость люблю. Ш-Ш-Ш!
Ь: Но ведь другим буквам нравятся мои качества. Многие даже сами смягчаются от моего соседства. Смягчись, буква Ш!
Ш: Не хочу, не буду. Я буду шипеть! Ш-Ш!
Ь: А я ничего не могу поделать! Я буду вновь и вновь вставать рядом с глаголами 2 лица и существительных 3 склонения.
Ш: Уходи!
Ь: Не уйду!
Ведущий:
Когда это кончится – трудно сказать. У Мягкого Знака слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам Грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"
Заключительный урок русского языка в 5 классе...
Представлены три методические разработки:1. Урок-игра "Путешествие в страну сказок; 2. Литературно-развлекательная игра "Дом моей мечты"; 3. Классный час "Строки, опаленные войной"
1. Урок-игра «Путешествие в страну сказок». Основная цель разработки: обобщение и систематизация знаний по сказкам. Путешествие в страну сказок достаточ...
Интеллектуально – познавательная игра Путешествие «В страну Выученных уроков»
Внеклассное мероприятияе для 6 класса...
Интеллектуально – познавательная игра Путешествие «В страну Выученных уроков»
Внеклассное мероприятие...
Открытый урок-игра "Путешествие по стране «Numbers» с интерактивными играми на сервере LearningApps. 5Д (второй язык) 05.02.2019
Открытый урок-игра "Путешествие по стране «Numbers» с интерактивными играми на сервере LearningApps. 5Д (второй язык) 05.02.2019...
Интеллектуально-познавательная новогодняя игра
Игра предназначена для создания новогоднего настрония....
интеллектуально- познавательная "Своя Игра" по биологии
Разработка интеллектуально- познавательной "Своей Игры" как внеклассного мероприятия в рамках недели биологии....