Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Линвистика»
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

 Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Линвистика» разработано  для учащихся 5-9 классов, изучающих русский язык.  Нацелено на  привитие  интереса учащихся  к русскому языку как средству коммуникации через различные формы игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_lingvisticheskoy_nedeli.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_strane_lingvistika.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Заполярного района

 «Средняя общеобразовательная  школа с.Ома»

2014 год

             Лексикология. Фразеология.

  1. «Фразеологический» рассказ.
  2. Иллюстрирование фразеологизмов.
  3. «Почему мы так говорим?» (из истории     фразеологизма)-конкурс   газет
  4. «Подумай и ответь» (занимательные задания и упражнения)
  • Найди пару
  • Фразеологизмы со словом «язык»
  • Подобрать синонимы

                Орфография. Орфоэпия.

      1. Олимпиада.

        2.  Конкурс   «Грамотей».

        3. Орфография  в  стихах.

        4. «Говори  правильно».

        5. «Подумай  и  ответь»

  • Расставь  ударения
  • Вставь  букву
  • Текст  с  дырками
  • Исправь  ошибки        

Лингвистические

тропы и фигуры.

          1.  Тропы и фигуры как выразительные средства  речи.

      2.  Рассказ на « одну» букву.

      3. « Подумай и ответь».

 Морфология. Морфемика.

1.Лингвистический рассказ:

А)Тема «Морфология»:

  • Спор частей речи.
  • Путешествие в страну Морфологию.
  • Если б не было…(часть речи).

Б)Тема «Морфемика»:

  • Спор Морфем.
  • Путешествие в страну Морфемику.
  • Если б не было…(часть  слова).

2. Подумай и ответь.

  • Морфологический разбор.
  • Палиндромы.

Синтаксис. Пунктуация.

1.  Стилистические фигуры как средства выразительности речи.

2. Составьте  схемы предложений.

3 . Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Лингвистика»



Предварительный просмотр:

Заключительное мероприятие  в рамках

Лингвистической   недели

«Путешествие по  стране  Лингвистика»

Цели:  

  1. Привитие интереса учащихся к русскому языку  как средству  коммуникации  через различные формы игровой деятельности.
  2. Актуализация познавательной  деятельности учащихся   в вопросах  изучения русского языка.

Интерьер  классной комнаты.

  1.  Вид доски.

 

 

Плакат

Путешествие по стране      Лингвистике

   

Плакат

Морфология

…Умейте же беречь

Хоть в меру сил,

В дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь

                             И.А.Бунин

Словообразование

 

  Орфоэпия

     Лексикология

Морфемика

Орфография

  1. Стол со словарями, книгами по  занимательной  грамматике.
  2.  Два  стола для игроков. Карточки с названиями  команд:  «Лингвисты», «Знайки»

План   вечера.

  1. Вступление  (ведущий)
  2. Игра  «Путешествие по стране Лингвистике»
  • Представление команд (название, девиз)
  • Морфологические шарады
  • «Одним словом»
  • Омонимы, паронимы

Игра со зрителями

Сценка  «Овсянка»

Стихотворение «Русский язык»

  • Словообразование

Стихотворение «Слово друг и слово враг»

  • Восстановление пословиц
  • Орфоэпический конкурс

Сценка для зрителей «Ь  влюблён  в букву Ш»

  • Конкурс фразеологический

Сценка

Стихотворение о русском языке

III. Подведение   итогов   вечера,  недели.  Награждение.

  1. Вступление.

Добрый вечер, дорогие друзья!  Незаметно пролетела Лингвистическая неделя, в течение которой  вы вспомнили  много  полезного и узнали немало  интересного из непростой науки Лингвистика, проявили  всевозможные способности, узнали скрытый потенциал своих  талантов;  всю неделю  думали, читали, творили.  И сегодня, в завершение  недели, мы проводим  лингвистическую   игру  «Путешествие по стране Лингвистика».  Эпиграфом  вечера, как и всей недели, станут   замечательные слова   русского писателя  И.А. Бунина

…Умейте же беречь

Хоть в меру сил,

В дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь

И выходят на  эту игру наши школьные знатоки  русского языка. Сейчас я представлю вам  игроков.  (Приглашаю   по 2 человека  от  класса. В   каждой команде  по 7 человек.)

Итак, команды в сборе.

Позвольте до  начала игры  представить  наше мудрое, справедливое  жюри, в состав которого  вошли учителя русского языка и литературы. Поприветствуем их!

  1. Игра начинается.

1 конкурс.

Представление команд.

Кому начинать  -  решит жребий. В шкатулке листочки. На одном   цифра  1.

Если команда вытягивает этот листочек, ей начинать игру.

 Команда «Лингвисты»

 Девиз:

 Если штурмуешь познания кручи  -   выучи русский язык

 Команда  «Знайки»

 Девиз:

 Соперники вы наши ,

 Вы много съели каши,

 Но мы ещё посмотрим,

 Кто больше её съест.

 Намного круче Знайки.

 Соперников проучим,

 Сегодня победим!

 

2 конкурс.

Обзорная разминка.

Задание:  дать кратко определение данного понятия.

Требование:  ответ  должен быть  четким, ясным, громким.  Если не знаете, говорите: «Дальше!»

Что значат следующие  понятия?

Одной  команде _- команде «Знайки»

  1. Орфография – пишу правильно
  2. Синтаксис – наука о словосочетаниях   и предложениях
  3. Лексикология – наука о словах
  4. Каллиграфия – красивое письмо
  5. Фонетика – наука о звуках
  6. Гипербола – преувеличение
  7. Метафора – скрытое сравнение
  8. Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых
  9. Антитеза – противопоставление
  10. Анафора – одинаковое начало
  11. Аллитерация –  повторение согласных звуков
  12. Сравнение – сопоставление одного с другим
  13. Синонимы – близкие по значению слова
  14. Паронимы -  однокорневые слова, но разное лексическое значение

Второй команде – команде  «Лингвисты»

  1. Орфоэпия – говорю правильно
  2. Пунктуация – знаки препинания
  3. Морфология – части речи
  4. Лексикон – словарный запас человека
  5. Фонетика – звуки речи
  6. Литота – преуменьшение
  7. Эпитет – красочное определение
  8. Градация – нагнетение  синонимов
  9. Оксюморон – столкновение несочетаемых   явлений
  10. Эпифора – одинаковая концовка предложений
  11. Ассонанс – повтор гласных звуков
  12. Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа
  13. Антонимы -  слова с противоположным значением
  14. Омонимы – одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению

Жюри подводит итоги. За правильный ответ – 1 балл

3 конкурс.

«Морфологические  шарады»

В этом конкурсе  нужно проявить  смекалку, сообразительность, но этого недостаточно.  Нужно  знать ещё  морфемы  и на  слух  их определять.

 Осталось напомнить, что такое шарады.

Шарады – это загадки, в которых загаданное  слово  делится на  несколько частей, отдельных  слов.

Приготовьте  листочки, ручки.  Читаю.

  Одной команде – команде «Лингвисты»

  1. Корень  мой  находится  в «цене»,

В «очерке»  найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке»  все встречали,

Весь  же  -  в дневнике я и в журнале.

                                              (Оценка)

  1. В «списке» вы мой обнаружите  корень,

                        Суффикс – в «собрании»  встретите  вскоре,

                        В слове  «рассказ»   вы приставку  найдёте,

                        В целом по мне на уроки пойдёте.

                                                               (Расписание)

  1. Приставка и суффикс те же, что

В слове  «появление», а корень – как

В слове  «ручка»

                                         (Поручение)

  1. Один корень из слова «всемирный»,

Другой – из слова  «любить»,

Суффикс и окончание  из слова «красивый»

                                       (Миролюбивый»)

Второй команде – команде «Знайки»

  1. Корень мой извлечь из  «начинки» несложно,

Приставка в «сосуде»  хранится надёжно,

Суффикс в «гудении»  ясно услышишь,

Вместе – на темы  различные   пишешь.

                                           (Сочинение)

  1. Корнем  с «дорогой»  роднится,

В «сборе»   приставка таится,

Суффикс – как в слове «дневник»,

Целым же в космос  проник.

                                          (Спутник)

  1. Приставка из слова «сотрудник»,

Корень из слова «присущий»;

Один суффикс из слова «электричество»,

Другой из слова «мировой»,

А третий  вместе с окончанием – из слова  «собрание».

                                           (Сосуществование)

  1. Корень тот же, что и в слове «целый»,

Один суффикс – как  в слове «дружина»,

Другой – как в слове  «высотник»

                                           (Целинник)

Целинник -  человек, который осваивает целину.

Жюри подводит итоги.  За правильно угаданную шараду – 1 балл

4 конкурс.

«Одним словом»

Одной команде –  команде «Лингвисты»

Задание: краткие определения  или описания  различных понятий выразить одним словом,  содержащим   двойные  согласные.  Отвечать чётко, быстро. Если не знаете ответа, сказать: «Дальше».

За каждый правильный ответ команде засчитывается очко. Мне помогают  ассистенты.

  1. Свободное публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса. (Дискуссия)
  2. Избирательный листок  (Бюллетень)
  3. Товарищ по работе  (Коллега)
  4. Один из видов ракет  (Баллистичесике)
  5. Безрельсовый трамвай   (Троллейбус)
  6. Спортивный бег или гонки с препятствиями по пересечённой  местности  (Кросс)
  7. Сотрудник   газеты,  журнала, радио, посылающий  сообщения с мест (Корреспондент)
  8.  Морские животные, образующие  известковые отложения  (Рифы)
  9. Один из видов спортивной игры в мяч  (Теннис)
  10. Обучение животных  (Дрессировка)
  11. Круглое окно  в борту  корабля  (Иллюминатор)
  12. Рисунки  в тексте  книги, журнала  (Иллюстрации)
  13. Сквозной  проезд, прорытый  под землёй  (Туннель)
  14. Свидетельство об окончании средней школы. (Аттестат)
  15. Школьная комната для занятий (Класс)
  16. Искусственный водоём, сооруженный для плавания, купания (Бассейн)
  17. Исполнительный  (человек), соблюдающий во всем порядок  (Аккуратный)
  18. Вещество из микроскопических  грибков, вызывающих  брожение  (Дрожжи)
  19. Однообразный,  дребезжащий, свистящий  шум  (Жужжание)
  20. Группа  лиц  (со специальными полномочиями), принимающая экзамен (Комиссия)

Второй команде – команде «Знайки»

Задание: краткие определения  и толкования  заменить словом, начинающимся звуком  «Э». Отвечать быстро, чётко.  Если не знаете  ответа на вопрос, сказать6 «Дальше».

  1. Ярлык, табличка с надписью на каком-либо предмете.  (Этикетка)
  2. Вид соревнования в беге  (  Эстафета)
  3. Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота (Эскадра)
  4. Широко распространившаяся  заразная  болезнь.  (Эпидемия)
  5. Команда корабля, самолёта,  танка  ( Экипаж)
  6. Организованный вывоз людей, имущества в безопасное место.  (Эвакуация)
  7. Себялюбивый человек  (Эгоист)
  8. Хозяйственная жизнь страны, общества  (Экономика)
  9. Посещение, поездка,  путешествие  группы лиц  со специальной  целью  (Экскурсия)
  10. Очень срочный, спешный, неотложный  (Экстренный)
  11. Упругий, гибкий   (Эластичный)
  12. Изысканный, изящный (Элегантный)
  13. Изображение, условно обозначающее  какое-нибудь  понятие  (например, голубь означает мир)  (Эмблема)
  14. Научное  справочное пособие по всем отраслям знаний  (Энциклопедия)
  15. Железнодорожный состав  для массовых дальних  перевозок   (Эшелон)
  16.  Помост для казни  (Эшафот)
  17. Мировое пространство, в котором  распространяются  радиоволны  (Эфир)
  18. Короткий текст, помещаемый  перед  текстом  сочинения  (Эпиграф)
  19. Образное определение предмета  (Эпитет)
  20. Лучшие представители   какой-нибудь части общества  (Элита)

 Жюри подводит итоги. Правильный ответ -  1 балл

Учитель:  

Какой раздел  языка отвечает  за значения слов?

(Лексикология)

5 конкурс.

 (Омонимы – паронимы)

(Командам не говорить, что конкурс так называется)

Команды получают карточки с заданиями.  (Смотри Приложение  № 1)

Задание: 

  1. Ответить на вопрос:  «На чём построена игра слов в 1  части задания?»
  2. Объяснить различия между приведёнными словами   во 2 части задания.  Составить с ними словосочетания
  3. Как называются такие слова?

(Ответы на вопросы записать  и сдать жюри  (Через конкурс жюри  зачитает полученные словосочетания   и   огласит результаты)

Учитель:

- Пока команды работают, мы поиграем  со зрителями  (Смотри Приложение №2)

Идёт  игра со  зрителями  «Загадки»

Учитель:

- Игроки готовы. Отвечаем.  

После ответа игроков  вывод делает учитель.

Учитель:

  - Команды должны были увидеть в предложениях  такой стилистический  приём, как омонимия – в I  части,  и паронимия  - II  части. Оказывается, одно и то же слово может иметь разное лексическое  значение, которое становится ясно только  в контексте.

Давайте сейчас немного отдохнём и посмотрим  инсценировку отрыва из рассказа  Николая Сладкова  «Овсянка»

Встретились  два друга: Сашка  и Матвей. Сашка сказал:

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку! – добавил  Сашка.

- И я люблю! – сказал Матвей. - Она жёлтая, красивая такая! – И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это – вкусная?  Как это – с молоком – удивился Сашка.

- Да так. А ещё  хороша с маслом или сахарным песком.

- Да ты про что  говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

- Как это -  про что?  Про овсянку! – ответил Матвей.

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку.  А ты про  какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Какие песни пела?! – изумился Матвей.

- Какая каша?  Не каша, а птица. Птица  ов-сян-ка!  Не слыхал про такую, что ли?- рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне – мою овсянку слушать.

- Айда! – согласился Матвей. – Потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

Учитель:

- А теперь вопрос зрителям: «Почему в разговоре двух друзей возникла путаница?

Ответ:

- Потому что они говорили о разных предметах, которые назывались одним словом «овсянка».  Такие  слова   называются  омонимы.

Учитель:

 - Но омонимичными могут быть не  только целые слова, но и отдельные морфемы, корни, например. Послушайте одну  миниатюру.

Миниатюра «Слова - родственники». 

Читает ученик.

Однажды глагол водить  решил собрать всю свою родню. Назначил день, телеграммы разослал. Сидит и ждёт.  Первыми пришли имя существительное  водитель  с прилагательным   водительский.  Потом приехали  глаголы с приставками   за-, от-, до-, под-, пере-, вы-, на-   и другими,  и каждый со своей семьёй.  

Много гостей  собралось за столом. Сидят, пьют чай, дружно беседуют. Вдруг кто-то тихонько постучал.  Хозяин открыл дверь и видит: стоят  на пороге существительные  вода  и  водяной.

- Здравствуйте, родственники, - говорят  новые гости.

А глагол    водить  в ответ:

-  Мы гостям, конечно, рады, только мы с вами, уважаемые, никакие не родственники, не одного мы корня.

- Как  так? – удивились гости. – Ведь у вас корень  –вод-   и у нас  –вод-.

- Так-то оно так, -ответил глагол, - но наши корни только выглядят одинаково. А по существу  мы весьма отличаемся  друг от друга…

 Учитель:

- Чего не учли корни слов вода   и  водяной?

Ответ:

- Они являются омонимичными корню  «водить».

Учитель:

- Команды, внимание!

6 конкурс.

Словообразовательный

Задание: образовать родственные гнёзда слов

                  «Вода»                                    «Водить»

Учитель:

- Пока команды работают,  мы послушаем отрывок из замечательного стихотворения русского поэта, уроженца Сибири, Константина Алтайского  «Русский язык»  (Смотри Приложение № 3)

(Если команды не готовы, играем со зрителями)

Игра со зрителями.

  1. Почему  слово  «мышиный»  пишется с одной  -н-, а машинный  - с двумя  -нн-?  (Мышиный  образовалось от слова «мышь» + суффикс –ин-, машинный  - прилагательное, образованное от существительного с основой на н)
  2. Почему слово «производственный» - прилагательное, а слово  «произведённый» - причастие?  («Производственный»  образовалось от существительного «производство», «произведённый» от глагола «произвести», это страдательное причастие  прошедшего времени)
  3. Чем отличаются  «масленые блины»   от «масляной недели»?  (Масленые  (отглагольное прилагательное) – смазанные маслом,  масляные  ( от существительного) – на основе масла.
  4. Чем отличается   рассеянный (прилагательное)  мальчик   от рассеянных  (причастие)  семян? ( Рассеянный мальчик – невнимательный мальчик,  прилагательное, подобрали синоним;   рассеянные семена  -  те, которые кто-то рассеял,  причастие)
  5. Какое правило  спряталось в этой волшебной   фразе: «Иван Романович, дайте ваши  тапочки поносить» ?  ( Начальные  буквы  падежей)

Учитель:

- Команды, ваше время истекло. Сдаём работы жюри. Пока жюри работает, команды отдохнут и послушают   вместе со зрителями   стихотворение  «Слово  друг   и слово  враг»

Стихотворение   «Слово друг и слово враг»

Повстречались в разговоре  слово друг и слово враг.

       Слово  друг – любитель игр, а слово враг – любитель драк.

                           Повстречались, стали рядом, и пошёл у них скандал,

                           Потому что слово враг сразу драться предлагал,

                          Ну, а слово друг – играть: и поссорились опять.

                          Сколько речь наша жива, будут ссориться слова.

     День и ночь, война и  мир  будут   спорить   что  есть сил

                         Ведь у слов, как у людей, добрый есть и есть злодей.

                         Ссориться не надо нам, не придётся и словам.

Учитель:

- Как называются такие слова?      

Ответ:

- Антонимы

Учитель:

- Что такое антонимы? 

Ответ:

- Антонимы – слова с противоположным значением

Учитель:

- Антонимы широко используются писателями и поэтами как изобразительные средства.  Напоминаю, что антонимы лежат в основе таких стилистических приёмов,  как   антитеза и оксюморон.  Многие русские пословицы  построены  на антитезе.  Внимание!

7 конкурс.

«Закончи пословицу»

Задание:  восстановить «рассыпанные»  части пословиц, построенных на антитезе.

Одной команде– команде «Лингвисты»

  1. Готовь сани летом ……  /   а зимой телегу
  2. Тише едешь…..                 /   дальше будешь
  3. В гостях  хорошо…..      /    а дома лучше
  4. Не дорог подарок….       /    дорога   любовь
  5. Мягко стелет…..          /   жестко  спать

Второй команде – команде «Знайки»

  1. Тяжело в учении….              /    легко в бою
  2. Новых друзей наживай…   /    а старых  не теряй
  3. Корень ученья горек…        /    а плод сладок
  4. Где  умному  горе….            /    там глупому веселье
  5. гнева не пугайся ….            /   на ласку  не кидайся

 Слово жюри для подведения итогов предыдущих конкурсов

Учитель:

Пословицы  восстановили, антитезу   повторили.   Внимание, команды. В следующем конкурсе  8, который называется  «Говори правильно»  нужно показать  знание  современных орфоэпических   норм .  (Карточки со словами смотри в Приложении № 4)

Учитель:

- А  зрителям я предлагаю посмотреть небольшую сценку  «Ь знак  влюблён  в букву  Ш»

(Смотри Приложение  № 5)

Учитель:

- Посмотрели?  Скажите, пожалуйста, а какую орфограмму не назвали участники сценки?

Ответ:

- Ь на конце наречий после шипящих: наотмашь

Учитель:

- Команды, приготовились зачитывать свои слова. Жюри слушает, фиксирует.  Затем команды сдают  свои карточки.

 9 конкурс.

«Почему мы так говорим?»

 Почему мы так говорим?  Внимание! Слушаем

Задание: капитаны,  подходим   к столу жюри.  Перед вами  ромашка  фразеологизмов. Вы вытягиваете по две карточки. Идёте к своей команде и готовите объяснение фразеологизма  (какова история  происхождения, что значит  в современном  русском языке?)

Жюри оценивает чёткость рассказа, его доступность, правильность.

Учитель:

- Пока команды   готовятся, вопрос болельщикам.

  Как  большой дом превратить  в маленький?   ( домик)

  Как топор превратить в его рукоятку?  (топорище)

Ответ:

- При помощи   суффикса  - ик-   дом превратился в домик.  А  топор в топорище  -  при помощи

 –ищ-

Учитель:

- Посмотрите сценку про  суффиксы.  

Учитель:

- Понравилась сценка?  О чём она?

 Вот такая морфема   -ищ-

А сейчас слово  предоставляем командам   («Почему мы так говорим?»

Жюри оценивает.

 

И последний    конкурс  10.

«Фразеологический»  - Кто быстрее?

Задание:  записать как можно больше фразеологических оборотов  

Команде «Лингвисты» - со словом   «Слово»,

Команде «Знайки»        - со словом «Язык»

 (На выполнение  задания отводится  2 минуты  (Жюри засекает)

Учитель:

- Ребята, а вы послушайте, пожалуйста,  ещё одно стихотворение.

«Родной язык»  

                                       Валерий Брюсов

Мой верный друг! Мой друг коварный!

 Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Мои стихи – как дым алтарный!

Как вызов яростный – мой крик!

Но, побеждён иль победитель,

Равно паду перед тобой!

Ты – мститель мой, ты – мой спаситель,

Твой мир – навек моя обитель,

Твой голос – небо надо мной!

Учитель:

- Команды, вам слово. Читаем громко, чётко, выразительно,  чтобы все слышали.

  (Команды  зачитывают   фразеологизмы. Жюри   оценивает)

Учитель:

- Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие.  Конечно же,  мы смогли вспомнить  и повторить  лишь толику той   громады, что называется  русский язык. Но я надеюсь, что вы самостоятельно продолжите  изучение дивных явлений языка и научитесь   получать от этого истинное удовольствие.

В завершение вечера послушайте  стихотворение И.А.Бунина  «Слово»

«Слово»

                          И.А.Бунин

Молчат гробницы,  мумии и кости,-

                                         Лишь слову жизнь дана:

 Из древней тьмы, на мировом погосте,

                                       Звучат лишь Письмена.

                                       И нет у нас иного достоянья!

                                       Умейте же беречь

    Хоть в меру сил, в дни злобы  и страданья,

                                      Наш дар бесценный -  речь!

Учитель:

- Давайте же  услышим эти замечательные слова и будем бережно относится к своему языку.

  А сейчас предоставляем  слово нашему  справедливому  жюри.

  1. Подведение  итогов.   Награждение.

Приложение №  1.

I.  На  чём построена игра слов в  записанных  ниже предложениях?

  В полях, не   кошенных    косой,

 Всё утро дождик шёл косой.

 Дочь грома – капля – егоза,

Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо  Земли  боясь взглянуть.

Скользнув с небесного  стекла,

В ладонь цветка она  стекла.

Снежное  покрывало   покрывало   всё поле.

Иди домой, но сначала коридор домой.

Мама стала печь пироги, а сын на печь  залез.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

Есть казацкая сечь, где казак любит сечь.

II.  Объясните различия между приведёнными словами.  Составьте с ними словосочетания.

  Абонент - Абонемент  

 Глиняный – Глинистый

 Выборный – Выборочный

 Дипломат - Дипломант

Адресат – лицо, которому адресовано любое почтовое  отправление.

Адресант – лицо, посылающее почтовое отправление.

Дипломат –

 1. посол;

 2. человек, тонко и ловко действующий в отношениях с другими людьми.

Дипломант – лицо, награждённое грамотами.

Абонент – тот, кто пользуется абонементом, например: абонент библиотеки, абонент телефонной сети.

Абонемент – документ, предоставляющий право на обслуживание. Например: абонемент в театр,  абонемент на цикл лекций.

Выборный – тот, кого выбрали. Например:  губернатор – выборная должность.

Выборочный – не сплошной, частичный. Например:  выборочное изложение, выборочное обследование.

Приложение № 2.

Загадки

1.

   Они обычно для шитья;

    И у ежа их видел я;

   Бывают на сосне, на ёлке,

   А называются -  

Иголки

2.

        Я в дверях, я в замке, я в нотной строке,

        Я и гайку отвинчу,

       Я могу, если хочу,

      Телеграмму передать и загадку разгадать.  

Ключ

3.

      В тетради я бываю  косая и прямая,

      В другом своём значении  я –

      планка для черчения,

      И, наконец,  порою в шеренгу вас построю

Линейка

4.

      Если строится здание, я его украшаю.

      Если строятся люди, они меня украшают

Колонна

5.

      Я бываю шёлковая и изоляционная,

      в конвейере,  телеграфе,

      киноаппарате  и пулемёте.

     Со мной сравнивают реку и дорогу.

      Кто я такая?

Лента

6.

      Он на вокзалах есть всегда,

      К нему подходят поезда,

      Двойное Р  содержит он

      И называется  ….

Перрон

7.

    На большие расстояния

    Мчится он без опоздания;

    Пишется в конце два  С

    Называется…

Экспресс

8.

    Чтоб скорей в библиотеке

    Отыскать ты книгу смог,

    В ней бывает картотека,

    Специальный …

Каталог

9.

    Загадка эта  нелегка:

    Пишусь всегда через два  К

    И мяч, и шайбу  клюшкой бей,

    А называюсь я ….

Хоккей

10.

    В конце двойное  Л  пиши,

    А как зовут меня  - реши:

    Без мастера  гранёным  стал

    Блестящий, правильный…

 

Кристалл

Приложение № 3.

«Русский язык»

                                                    Константин Алтайский

Веками тебя шлифовали без устали

В изустном реченье и в строе строки

Поэты с неведомыми златоустами,

Купцы,

Академики

И мужики.

Ты волен и плавен, как Волга и Ладога,

Как наши равнины,  широк  и велик,

Живой, как родник,

Многоцветный,   как радуга,

Звучащий,  как   музыка, русский язык.

Приложений № 4.

  Задание:  Расставьте правильно   в словах ударения.

 Пальцами, звонит, красивее, ножницами, во-первых, кулинария,

Кухонный, ломоть, мельком, намерение, озлобленный, столяр, тяжба, феномен, ходатайство.

Цемент, черпать,  добыча, баловать, камбала, заржаветь,  кашлянуть, километр,  простыня,  украинский,  умерший,  тефтели,  хозяева, уведомить, некролог.

           

     

     

 

Приложение № 5.

Мягкий знак влюблён в букву Ш.

Ведущий:

        Мягкий знак давно и безнадёжно  влюблён в букву  Ш.

Ь:     Я хожу  за  ней, как тень, из слова в слово, но всё напрасно.

Ш:   Я терпеть не могу букв, от которых  никогда не добьёшься ни звука.

Ь:     А я именно такой!  Я робкий , застенчивый, не пытаюсь  занять первое   место в слове и хоть как-то выделиться. Я такой тихий  и незаметный, что даже в контрольных диктантах нередко забывают обо мне.

Ш:   Не люблю я тебя, не хочу с тобой  рядом стоять!  Я твёрдость люблю. Ш-Ш-Ш!

Ь:    Но ведь другим буквам нравятся  мои качества.  Многие даже сами смягчаются  от моего соседства. Смягчись, буква  Ш!

Ш:   Не хочу, не буду.  Я буду шипеть!  Ш-Ш!

Ь:     А я ничего не могу поделать!  Я буду вновь и вновь  вставать  рядом с  глаголами  2 лица и существительных  3 склонения.

Ш:   Уходи!

Ь:     Не уйду!

Ведущий:

      Когда это кончится – трудно сказать. У Мягкого Знака слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам  Грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"

Заключительный урок русского языка в 5 классе...

Представлены три методические разработки:1. Урок-игра "Путешествие в страну сказок; 2. Литературно-развлекательная игра "Дом моей мечты"; 3. Классный час "Строки, опаленные войной"

1.       Урок-игра «Путешествие в страну сказок». Основная цель разработки: обобщение и систематизация знаний по сказкам. Путешествие в страну сказок достаточ...

Открытый урок-игра "Путешествие по стране «Numbers» с интерактивными играми на сервере LearningApps. 5Д (второй язык) 05.02.2019

Открытый урок-игра "Путешествие по стране «Numbers» с интерактивными играми на сервере LearningApps. 5Д (второй язык) 05.02.2019...

Интеллектуально-познавательная новогодняя игра

Игра предназначена для создания новогоднего настрония....

интеллектуально- познавательная "Своя Игра" по биологии

Разработка интеллектуально- познавательной "Своей Игры" как внеклассного мероприятия в рамках недели биологии....