Урок "Второстепенные члены предложения" 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок был представлен на конкурс «Использование технологий личностно-ориентированного обучения на уроках и во внеурочное время. Формы и методы работы со слабоуспевающими учениками и детьми группы риска, учащимися, пропустившими занятия по болезни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vtorostepennye_chleny_predlozheniya.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс
«Использование технологий личностно-ориентированного обучения на уроках и во внеурочное время. Формы и методы работы со слабоуспевающими учениками и детьми группы риска, учащимися, пропустившими занятия по болезни»
Работа: Методическая разработка урока русского языка в 5 классе «Второстепенные члены предложения» по учебнику Ладыженской Т. А., Баранова М. Т., Тростенцовой Л. А. и др. русский язык 5 класс – М.: Просвещение, 2009.
Автор: Фадеева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МКОУ СОШ с. Вязовка.
Электронный адрес школы : haritonow1950@rambler.ru
2014 г
Методический комментарий
Данный урок - первый при изучении темы «Второстепенные члены предложения», хотя первичные знания о второстепенных членах учащиеся получают в начальной школе.
Методы обучения, используемые на уроке: словесные, наглядные, практические.
Методы психологии- систематизация, сравнение, обобщение.
Методы педагогические – организация учебной деятельности.
Информационные методы – работа с опорной схемой.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, самостоятельная, работа в парах. Данные формы работы обеспечивают усвоение материала каждым учеником на доступном уровне.
Форма организации учебной деятельности: слушание, наблюдение, чтение, письмо, обобщение.
Применение опорных схем на уроке делает занятие интересным и увлекательным для учащихся. За счёт их использования увеличена мотивация и вовлечённость учащихся в учебный процесс. Заранее подготовленные схемы позволят не тратить много времени на то, чтобы написать текст на доске или в тетради. Используемая на уроке личностно – ориентированная технология, позволяет учитывать мотивы учения, осознавать учащимися практическую потребность в занятиях по предмету. Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка играет развитие у учащихся интереса к предмету. Рифмовка о второстепенных членах будет способствовать развитию интереса к изучаемой теме.
С целью профилактики переутомления проводится гимнастика для глаз.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно- деятельностного подхода, формируемые УУД |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута) | Приветственное слово: - Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием: Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться и говорить: - Доброе утро! Солнце и птицы! Доброе утро!- улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера ! (И.Романов) Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. | Приветствие | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Актуализация знаний (5 минут) | - Ребята, отгадайте, о чём идёт речь: Член предложения, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делает, что делал, что будет делать? - А этот член предложения отвечает на вопросы кто или что и обозначает предмет, о котором говорится в предложении. - Прочитайте предложение, объясните смысл высказывания. Запишите его в тетрадь и подчеркните подлежащее и сказуемое. | Отвечают на вопросы. | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала) |
Постановка учебной цели (2 минуты) | - В предложении остались неподчёркнутые слова. Почему? Для чего они нужны? - Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока, запишите её в тетрадь. Молодцы! Вы сами определили тему урока. Исходя из неё, сформулируйте цель нашего занятия. Чему мы должны научиться сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. Делают запись в тетради. Формулируют цель урока. | Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование. Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Усвоение новых знаний (8 минут) | - Запишите в верхнюю часть опорной схемы тему «Второстепенные члены предложения» Давайте заполним другие ячейки. - Найдите второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? Чей? Который? - Как он называется? - Как вы думаете, почему он так называется? - Запишите термин «определение» в схему. Во вторую ячейку в первой колонке мы запишем вопросы, на которые отвечает определение. В третью – графическое изображение. В четвёртую – чем чаще всего бывает выражено. - Как называется второстепенный член, который отвечает на вопросы косвенных падежей. Как подчёркивается? Чем обычно выражается? | Наблюдение и работа с опорными схемами. Отвечают на вопросы. Делают запись. | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи, создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений. |
Первичное закрепление знаний (2 минуты) | - Осталось заполнить третью колонку в нашей опорной схеме. Сможете вы заполнить её самостоятельно? Какого члена не хватает? | Самостоятельно заполняют третью колонку. | |
Физ. минутка (2 минуты) | Выполняют гимнастику для глаз. | ||
Закрепление материала (20 минут) | Задание 1. Письмо с проговариванием выполняется на доске и в тетради. Задание 2. (Текст на доске). Задание дифференцированное. 1-вариант. Попробуйте воссоздать текст. 2-вариант. Добавьте в текст необходимые слова (воспользуйтесь словами для справок), сравните его с авторским текстом. - Какие члены предложения вы использовали для восстановления деформированного текста? - Какова роль определений в тексте? Задание 3. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу слова. Определите, какими членами предложения они являются. Прочитайте полученный текст. - Какие члены предложения вы вставили? - Какими частями речи они выражены? | Каждый записывает предложение на доске, разбирает по членам, задаёт вопрос и говорит, чем выражено. Выполняют задание в тетрадях самостоятельно. Проверяют запись. Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Обмениваются тетрадями для проверки. Комментируют найденные ошибки. Отвечают на вопросы. | Цель: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения). |
Итог урока. Рефлексия. (3 минуты) Домашнее задание (2 минуты) | - Опишите, пожалуйста, ваши знания и умения, полученные на сегодняшнем уроке. Выберите 5 предложений из рассказа И. А. Бунина «Косцы» и разберите их по членам предложения. Или Составьте три карточки с деформированными текстами, в которых будут пропущены: 1. определения 2. дополнения 3. обстоятельства. |
Приложение
1. Опорная схема.
2. Предложение.
Нравственность человека видна в его отношении к слову. (Л. Н. Толстой)
3. Задание 1.
Мороз отпускает. Всё запушило инеем. Брёвна сараев и амбара совсем седые. Вбитые гвозди, петли и скобы кажутся мне из снега. Бельевые верёвки, снежная ветка на берёзе и даже паутинка в сарае запушились.
4. Задание 2.
… солнце било в глаза. … кусты … малины дрожали над пропастью. … дорожка вела вниз. Ноги Пети бежали по ней сами собой. … воротник развевался. Мальчик делал … прыжки по … ступеням лестницы и вдруг вылетел на … и … …берег.
Слова для справок: холодный, низкий, дикий, серебряные, песчаный, сухой, громадный, страшный, матросский, крутой.
5. Задание 3.
(Когда?) последний снег тает (где?), звенят (где?) весёлые ручьи, ломают зимний лёд реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются (где?) у деревьев смолистые душистые почки. (Когда?) прилетели грачи. Греются (где?) скворцы . (Как?) с песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Приведение подобных членов. 7 класс".
Это второй урок. В ходе выполнения упражнений закрепляются навыки приведения подобных членов и преобразования многочлена в многочлен стандартного вида; выявить уровень знаний учащихся по да...
конспект урока к презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах 8 класс
конспект урока, соответствующий представленной презентации по теме "Обобщающие слова при однородных членах" в 8 классе....
Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс
Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о разделах лингвистики, постановку знако...
Тест. Обобщающие слова при однородных членах ( 8 класс).
Проверочная работа в 8 классе....
Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)
Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...
Диагностика знаний по теме "Знаки препинания в предложениях с уточняющими членами". 9 класс
Готовимся к итоговой аттестации в формате ГИА....
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....