Проектная деятельность учащихся как средство развития творческих способностей
методическая разработка по русскому языку по теме

В данной статье говорится об использовании   проекта   на уроках русского языка и литературы. Также представлены этапы проекта и один из возможных вариантов использования визитной карточки к проекту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_uchashchikhsya_na_uroke.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся как средство развития творческих способностей

Коновалова Елена Викторовна, г. Магнитогорск

Формирование исследовательского поведения одаренных школьников осуществляется с помощью различных форм и методов исследовательского обучения. Ведущим методом становится метод проектов. Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная на применение фактических знаний и приобретение новых знаний путем самообразования. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то они в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии - это объективное требование, и поэтому каждый учитель со временем ее выбирает.

Проектная работа и проектная технология в целом являются той формой и средством самостоятельной учебной деятельности учащихся, которая позволяет реализовать в полной мере задачи развития продуктивной учебной деятельности во всех аспектах, интегрируя практические, развивающие и образовательные цели обучения русского языку. Метод проектов позволяет превратить уроки русского языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Они выступают активными участниками процесса обучения, а не пассивными статистами. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

 самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

 учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

 приобретает коммуникативные умения, работая в группах;

 развивают у себя исследовательские умения;

 развивают  системное  мышление.

Начиная с 5-го класса, я организую проектную деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы. Чаще всего учащиеся работают над проектами средней продолжительности и краткосрочными, работают они индивидуально, в группах или по парам. Долгосрочный парный или индивидуальный проект обычно презентуется на научно- практических конференциях - школьных или городских.

 Например, в 6 классе перед изучением темы «Лексика»  или «Фразеология»  учащиеся разбиваются на пары и в течение часов, отведенных на изучение данных тем в урочное и внеурочное время, работают над созданием и оформлением своего проекта, тему которого предлагает учитель. Работа в парах создает благоприятные условия для развития творческого потенциала учеников.

 Каждая пара учащихся выполняет работу, состоящую из нескольких этапов :

 1. Поисковый (определение темы, поиск проблемы, постановка цели проекта).

 2. Аналитический (сбор и изучение информации, составление плана проекта).

 3. Практический ( выполнение запланированного, внесение изменений).

 4. Презентационный ( подготовка к презентации).

 5. Контрольный ( анализ результатов, оценка качества).

 Результатом проектной работы учащихся 6-х классов  по теме « Лексика» являются парные творческие проекты - лингвистические исследования слов русского языка (например, «Диалектизмы Южного Урала», «Устаревшие слова», «Исконно- русские и заимствованные слова»и др.). В процессе работы учащиеся обращаются к этимологическому, толковому, фразеологическому словарям, словарю синонимов и антонимов, а также подбирают пословицы, поговорки и загадки, в которых есть заданное для лингвистического анализа слово. В оформление работы ребята вкладывают частичку своей души, свое видение мира, проявляют большую фантазию, развивают творческие способности. При создании проекта учащийся заполняет  визитную карточку, где четко формулирует цели, задачи , этапы работы. Покажу один из возможных вариантов использования визитной карточки к  проекту в 6 классе «Интересная фразеология»:

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА  

ФИО руководителя проекта

Коновалова Елена Викторовна

Место работы, должность

Учитель русского языка и литературы

ФИО Учащихся

Бабина Анастасия

Место учебы, класс

Ученица 6 класса «МОУ СОШ №32»

Предметный раздел

Русский язык

Межпредметные связи

Литература, информатика, история

Уровень владения учениками проектной технологией

Начальный

Тема проекта

Внутриклассный мини -проект «Интересная фразеология»

Вид проекта

Информационно-исследовательский проект, реализованный во время урока  с использованием межпредметных связей; по характеру контактов – внутриклассный; по продолжительности – краткосрочный.

Цель проекта

«Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных  сфер языка», - утверждал Н. М. Шанский, русский учёный. Его высказывание послужило отправной точкой для разработки содержания проекта, его цели и задач. Цель проекта- научиться употреблять фразеологизмы в своей речи. Для достижения цели проекта решено было исследовать данные науки о фразеологических оборотах, изучить историю появления в языке фразеологизмов, на какие группы по происхождению делятся фразеологические единицы языка. Необходимо было также познакомиться со словарями фразеологизмов. Узнать все о фразеологизмах и их роли в обогащении языка.

Задачи

- собрать воедино, проанализировать и обобщить имеющуюся в справочной литературе информацию о фразеологизмах;

- выяснить источники происхождения фразеологизмов;

- познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;

 - составить свой словарь фразеологизмов;

   закрепить знания по фразеологии;

- формировать умение правильно  

   использовать в речи фразеологизмы.

Этапы работы (перечень из содержания)

- формирование темы  исследования;

- подготовка презентации;

- защита проекта;

- коллективное обсуждение, результаты    

  оценки.

Реальность реализации и практическая ценность проекта.

Реализуя проектную идею, школьница  узнала много фразеологизмов, о которых раньше и не слышала.

Краткое описание выполненного проекта.

  Составила словарь фразеологизмов и продолжает над ним работать.

  Усвоила  значение понятия «фразеологизм».

  Познакомилась с источниками фразеологизмов русского языка.

  Работала с фразеологизмами-омонимами, синонимами, антонимами, разнообразие фразеологических словарей.

  Узнала историю происхождения многих фразеологизмов.

  Участница  проекта пришла к выводу: необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных.

Презентация проекта

  Защита проекта проходила в классе. Предполагается представление на школьной научной конференции.

                          Особенности реализации проекта

Постановка задачи ученикам

-формировать умение правильно использовать в речи фразеологизмы, работать со справочной литературой, с Интернет-ресурсами, составлять презентацию.

Ход выполнения проекта

ПЕРВЫЙ ШАГ:  ученица провела социологический опрос родителей и детей.  Респондентам были заданы такие вопросы:

1.Что изучает раздел науки о языке  « фразеология»?

2.Как вы понимаете фразеологизмы: «А Васька слушает да ест», «Авгиевы конюшни», «Цербер», «Рог  изобилия», «Перемывать кости»  , «При  царе  Горохе»,» Сказка  про  белого  бычка», «Великий зверь  на  малые  дела»,  «Синяя  птица», «Со щитом иль на щите», «Колесо  Фортуны», «Посыпать пеплом  главу».

3.Используете ли Вы фразеологизмы в устной речи? Приведите примеры.

4.«Где вы чаще всего встречаете фразеологизмы?»

Обсуждение задач проекта, методов и способов работы

ШАГ ВТОРОЙ: - ученица собрала  воедино, проанализировала  и обобщила  имеющуюся в справочной литературе информацию о фразеологизмах

Выяснила источники происхождения фразеологизмов

Познакомилась  с фразеологическими словарями русского языка

ТРЕТИЙ ШАГ: - составила свой словарь фразеологизмов , мультимедийные ресурсы о фразеологизмах.

Оформление материала

Защита проекта.

Какие методы и приемы работы были освоены учащимися в работе над проектом

Методы исследования, наблюдения, социологического опроса, логический анализ, метод обобщения.

Приемы работы:

-изучение различных источников;

-работа с документами;

-подбор текстов;

-работа в  сети Интернет

Описание затруднений учителя, учащихся, возникших в процессе выполнения проекта и путей их разрешения

-

Требуемое оборудование для проведения проекта
(в т.ч. аппаратное и программное обеспечение)

Microsoft Word, Internet Explorer, программы для сканирования и обработки изображения, Power Point

Принципы оценивания работ при проведении данного проекта

Оценка работы осуществляется по следующим критериям: тема проекта раскрыта полностью.

Вывод: необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче.

                                              Примеры работ

Примеры ученических работ 

Презентация

                         Рефлексия по итогам работы

Отклики учеников

Работа над проектом заинтересовала шестиклассницу. Это ее первый проект.

Перспективы развития проекта

-провести поисковую работу и исследовать стилевую окраску фразеологизмов;

-провести классные часы о фразеологизмах для учащихся младших классов.

                 Мнение учителя (руководителя проекта)

На что следует обратить внимание при проведении проекта

Провести  определённую  исследовательскую  работу, в результате которой  узнать, употребляют ли наши писатели в своих произведениях фразеологизмы.

Что можно улучшить при проведении подобного проекта

Создать словарь фразеологизмов жителей нашего города.

При составлении шаблона использовались следующие материалы:

1.Шаблон VCT –проекта  портала Сеть Творческих Учителей.

При использовании метода проектов происходит превращение учащихся из объекта обучения в субъект учебной деятельности. В проекте оцениваются и знания, и усилия учащихся. Цель достигнута, если даже слабый школьник в состоянии изложить результаты совместной работы, ответить на вопросы одноклассников. Коллективное сотрудничество и дух соревнования побуждают к активной деятельности всех учеников. На разных этапах проектирования моя роль различна : мне приходится быть помощником, координатором, источником информации, наблюдателем. Сам процесс работы также важен, как и результат.

 По моему мнению, проектная деятельность - это один из лучших способов для совмещения личностно - ориентированного обучения, современных информационных технологий и самостоятельной работы учащихся. Проектная деятельность может быть использована на любом уровне и в любом возрасте.

Проектная деятельность осуществляется также на уроках литературы. В моей практике результатом такой работы стали, например, сборники загадок и индивидуальные проекты « Цена жизни» ( по повести «Тарас Бульба»), « Нужны ли сочувствие и сострадание людям?» и др.

 В 6-7 классах я планирую переход от информационно - творческих проектов к практико - ориентированным (например, по темам «Неологизмы», «Мифы народов мира»), в старших классах буду предлагать работу над проектами- исследованиями.

Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретенные ими знания для жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

проектная деятельность выходит на одно из первых мест в обучении в струдничестве.Детям очень нравится проектировать. со стороны учителя -нехватка времени. но...нужно, важно, востребованно....

Проектная деятельность учащихся как средство развития исследовательских умений учащихся при изучении курса географии в школе

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать п...

Проектная деятельность "Бумагопластика , как средство развития творческих способностей"

Применение проектной технологии в учреждении дополнительного образования детей...

Проектная деятельность в формировании и развитии творческих способностей и речевой культуры школьников. ( Из опыта работы Зимфиры Переведенцевой , учителя русского языка и литературы)

Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиямОсобую актуальность приобретают методы деятельностной орга...

статья Проектная деятельность студентов как средство развития творческих способностей

Актуальность данной темы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим спец...

выступление на РМО "Проектная деятельность учащихся, как средство развития ключевых компетенций учащихся"

Выступление на РМО из опыта работы по теме "Проектная деятельность учащихся, как средство развития ключевых компетенций учащихся"...

Проектная деятельность – один из путей развития творческих способностей

Метод проектов - средство формирования творческого, уверенного, инициативного человека, умеющего работать индивидуально и в команде и способного учиться всю жизнь...