Проектная деятельность "Бумагопластика , как средство развития творческих способностей"
статья по теме
Применение проектной технологии в учреждении дополнительного образования детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность | 26.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проектного обучения — альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.
Проект — буквально это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
1) происходит развитие творческого мышления
2) качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
3) вводятся элементы исследовательской деятельности;
4) формируются личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);
5) происходит включение воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
Педагог превращается в куратора или консультанта:
- помогает обучаемым в поиске источников;
- сам является источником информации;
- поддерживает и поощряет учащихся;
- координирует и корректирует весь процесс;
- поддерживает непрерывную обратную связь.
Типология проектов . Проекты различаются по следующим признакам:
1. Какая деятельность доминирует в проекте: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.
2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. По характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
4. По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количеству участников проекта.
6. Продолжительности выполнения проекта (в рамках одного занятия; нескольких занятий; месяц, год и т.д.)
Результат проектной деятельности – это, прежде всего ход самой деятельности (сама деятельность), а продукт (игрушка-подушка, игрушка-коврик) – это одно из воплощений замысла, он помогает представить каков был замысел решения проблемы проекта.
Многообразие и универсальность проектов позволяет выбрать соответствующий интересам детей и их возможностям.
Приведу примеры возможных комбинированных краткосрочных проектов .(1-2 занятие )
Проекты по окружающему миру :
« Моя малая Родина» - итогом проекта является выставка рисунков , подготовка детьми рассказов и фотографий о семье.
« Дикие животные» -итогом проекта является подбор загадок по теме и выставка рисунков .
«Мои любимые домашние питомцы» -итогом проекта является лепка картин в технике пластилинография и выставка работ.
«Водный транспорт .Флотилия .» - итогом является изготовление корабликов и организация выставки .
Проекты по математике :
«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». - отчет учащихся о проделанной работе. Демонстрация рисунков, поделок на эту тему.
«Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».- создание аппликаций из геометрических фигур .
Проекты в рамках обучении грамоте :
« Скороговорки» - конкурс скороговорок .
« Загадки о животных» - итогом является игра по станциям .
« Веселые буквы» - выставка работ из пластилина .
« Сказки на новый лад» - чтение сказок и выставка рисунков .
Проекты по ручному труду :
«Осенний урожай». - Представление результатов своей работы: лепка овощей и фруктов из пластилина . Выставка работ детей .
«Украшаем класс к новому году» - Выдвижение идей. Распределение обязанностей . Изготовление поделок . Работа по украшению класса.
В рамках своих занятий , ограниченных временем и условиями работы я выбрала проект « Бумагопластика» ( простое оригами ) - «Братья наши меньшие». Это — долгосрочный проект , монопроект (по одному предмету) ,по характеру деятельности творческий и прикладной .
Актуальность проекта.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время, уделить большое внимание развитию творческих способностей дошкольников.
Цель:
Реализация проекта «Бумагопластика», как средство развития творческих способностей у детей в работе с бумагой.
Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, развиваются внимание ,коммуникационные способности и сенсорные процессы , способы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом. Особое значение для развития этих основ имеют специфически детские виды деятельности - игра, рисование, лепка… и, конечно же, конструирование. В проекте совместно с детьми мы будем осуществлять конструирование из бумаги . Одним из видов конструирования является художественное конструирование .Это создание оригинальных поделок для подарков, игрушек , панно или картин.
Бумагопластика-это по сути дела художественное конструирование из бумаги, в котором новые художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно «послушного», пластичного и к тому же весьма доступного материала- бумаги.
Задачи:
Объектом исследования является процесс развития творческих способностей дошкольников на занятиях « Умные ручки» .
Задачи для детей :
- Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагопластику.
- Заинтересовать детей данным видом деятельности для того , чтобы они продолжили этот вид деятельности самостоятельно.
Задачи для педагога :
- Проанализировать имеющийся опыт педагогов по изучаемой теме .
- Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе анализа методико-педагогической литературы.
- Определить условия, благоприятные для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
- Определить основные направления в работе и уровни сложности при которыых оптимально развиваются творческие способности в дошкольном возрасте.
- Выявить эффективность форм, методов развития креативных способностей на основе анализа проделанной работы.
3.Содержание и условия педагогической работы:
Первый этап. Подготовительный:
1.Провести анализ опыта работы педагогов исследователей по изучаемой проблеме.
2.Определить основные направления и педагогические задачи по развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.
3.Подобрать дидактические и методические пособия, а также коллекцию разнообразной бумаги.
4.Продемонстрировать детям возможности бумагопластики — поделки других детей , образцы , подготовленные педагогом .
5.Познакомить с историей возникновения техники оригами.
Второй этап. Организационный:
1. Формировать интерес к бумагопластике.
2.Практически знакомить со свойствами бумаги.
3.Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
4. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.
Третий этап. Практический:.
Осуществляется на занятиях по ручному труду :
1.Знакомить с разными видами бумаги и способами их обработки .
2.Продолжать знакомить детей с простыми техниками складывания бумаги
3.Научить делать модули из квадратов .
4. Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения.
5. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
6. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимых, оригинальных замыслов, используя сделанные фигурки практически ( для создания панно , открыток , подарков )
6. Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей детей дошкольного возраста .
Четвёртый этап. Итоговый:
1 .Создать итоговую коллективную работу « Зимнее настроение»
2 .Осуществить анализ полученных результатов.
3 .Выявить эффективность форм, методов развития креативных способностей на основе анализа проделанной работы.
4 .Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.
5 .Организовать творческие выставки детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
проектная деятельность выходит на одно из первых мест в обучении в струдничестве.Детям очень нравится проектировать. со стороны учителя -нехватка времени. но...нужно, важно, востребованно....
Проектная деятельность в формировании и развитии творческих способностей и речевой культуры школьников. ( Из опыта работы Зимфиры Переведенцевой , учителя русского языка и литературы)
Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиямОсобую актуальность приобретают методы деятельностной орга...
статья Проектная деятельность студентов как средство развития творческих способностей
Актуальность данной темы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим спец...
Проектная деятельность учащихся как средство развития творческих способностей
В данной статье говорится об использовании проекта на уроках русского языка и литературы. Также представлены этапы проекта и один из возможных вариантов использования визитной карто...
Статья ": «Искусство бумагопластики как средство развития творческих способностей обучающихся на занятиях дополнительного образования».
Статья посвещена искусству бумажной пластики как средство развития творческих способностей обучающихся. Работа с различными материалами в различных художественных техниках расширяет возможности ...
Бумагопластика как средство развития творческих способностей и пространственного мышления школьников среднего звена
содержание1. Введение2История развития бумагопластики3.Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста4. Методы развития творческих способностей5. Пространственное мышление6 Заключе...
Проектная деятельность – один из путей развития творческих способностей
Метод проектов - средство формирования творческого, уверенного, инициативного человека, умеющего работать индивидуально и в команде и способного учиться всю жизнь...