Игра по русскому языку для старшеклассников "Брейн-ринг"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Последний урок в 11 классе (итоговый) можно провести в форме игры. Предлагаю задания для брейн - ринга на знание предмета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
брейн - ринг по русскому языку, 11 класс | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра по русскому языку для старшеклассников "Брейн-ринг"
1
Родной язык - ничем не заменимый -
Он дорог всем, всё отразилось в нём:
Земля и небо, осени и зимы.
Понятен вздох на языке родном.
2
Родной язык! В нём нежность, вечность, сила.
Я с ним росла: и не по букварю
Сладчайшие слова произносила -
Сначала - мама, а потом - люблю.
3
На языке родимом ропщут ели,
Журчит река и шелестит листва.
Как я внимала песни в колыбели -
Так мне внимают камень и вода.
4
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре, -
Выучи русский язык!
5
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи -
Выучи русский язык!
6
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова
Выучи русский язык!
Ведущий. В нашей школе продолжается Декада филологических наук. А сегодня в нашем зале в игре "Брейн- ринг" встречаются команды из школ округа знатоки русского языка.
Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка!
Девиз нашей игры: Выучи русский язык!
Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!
Правила игры:
В каждом туре идёт игра до 5 очков. Время на размышление - 1 Минута. Команда, не отвечающая на вопросы, выбывает из игры. Победительницей будет команда, одержавшая победу в последнем туре.
1 тур.
1. Маленький Алёша говорит: "Папа, как я буду раскрашивать трёх богатырей, если у меня нет гнедого карандаша?" Какого карандаша не было у Алёши?
(коричневого).
2. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?
(Многоточие, тире, кавычки).
3. Укажите существительное или несколько существительных женского рода.
Профессор, вермишель, шампунь, тюль, шимпанзе, тополь.
(Вермишель).
4. Встречаются ли в русском языке слова, в которых пишется три одинаковые буквы подряд? (больше двух согласных не пишется, а написание подряд трех гласных допустимо: змееед, длинношеее)
5. Девочка заменила каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось число 136151. Угадайте имя девочки. (Лена)
6. Сколько ошибок в предложении?
Циган купил красофки (четыре)
7. Иногда мы употребляем выражение "от А до Я", что означает всё на свете, "от начала до конца". Почему раньше до 1918 года в этом случае говорили " От Аза до Ижицы?"
8. У каких существительных нет формы единственного числа?
Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы, сутки.
(бигуди, жалюзи, санки, каникулы, сутки)
9. В одной из сказок А.С. Пушкина есть такая строка: "Да понадеялся он на русский авось". Какой частью речи является в данном случае слово "авось"? Какой частью речи оно является чаще всего в текстах?
(существительное, но чаще бывает наречием)
10. Какой знак препинания был введён Н. Карамзиным?
(тире.)
2 тур.
1. В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10.000. Сейчас у нас такого числительного нет, но когда мы хотим сказать о большом количестве, то к нам на помощь приходит слово. Какое?
Найдите его в реплике Чацкого:
Когда в делах - я от веселий прячусь,
Когда дурачиться - дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
(Тьма).
2. Расставьте знаки препинания так, чтобы не было никакой нелепицы.
Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.
(Пальцев у него двадцать, пять на каждой руке, десять на ногах, всего двадцать.)
3. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)
4. Приставка этого слова находится в слове "понес", корень - в слове "слово", суффикс в слове "курица", окончание - в слове "крапива" (Пословица.) .
5. Перечислите по порядку с помощью наречий 5 дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
6. Найдите неправильную форму Р.п. мн. ч.
А) чулок;
Б) носок;
В) ботинок;
Г) помидоров.
7. В сказках вы не раз встречали слова, которые теперь или не употребляются, или употребляются очень редко. Объясните, как вы понимаете такие слова:
Ведать, посулить, дол, грош, промеж.
8. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (ё).
9. Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимнастёрка, гимназистка, гимн. Почему?
10. Шарада
Пойди-ка в сад и погляди:
Я там цвету, благоухаю,
Но "г" - поставишь впереди
И в небе я загромыхаю. (роза - гроза).
3 тур.
1. Что правильно? Декоративный
- Служащий для украшения;
- С крапинками, пятнистый;
- Исполненный ручным трудом.
2. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски, их называли "гривнами". Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то отрубали половину. Тоже деньги. Внимание вопрос: Как называлась отрубленная часть бруска? (рубль).
3. Как правильно сказать:
- У рыб нет зуб.
- У рыбов нет зубов.
- У рыбей нет зубей. (У рыб есть зубы).
4. В чёрном ящике лежит то, что индейцы майя называли чикле.
Они делали это из тягучего вкусного сока дерева сапподила. Одни это очень любят, а другие - терпеть не могут. А в Сингапуре продажа этого даже запрещена, и это отпускается только по рецепту врача.
В конце XIX века один американский коммерсант Вильям Ригли провёл рекламную акцию. Он давал это бесплатно при покупке мыла и муки. И вскоре, это стало популярней, чем основной продукт. С тех пор коммерсант перешёл на производство только этого.
Вопрос:
Что в чёрном ящике? (жевательная резинка)
5. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? (Именительный).
6. Что означают выражения:
- Шиворот-навыворот;
- Спустя рукава;
- Точить лясы.
7. В известной сказке "поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что" царь послал стрелка Андрея за тридевять змель. Внимание вопрос: Тридевять - это сколько?
(Тридевять - это 27. В Древней Руси считали по девяткам.)
8. Расставьте знаки препинания, объясните их.
Отколе умная бредёшь ты голова? (Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Разорванное обращение).
9. У каких башмаков не бывает каблуков? ( У башмаков приспособлений для торможения вагонов).
10. Слово лекарство один мастер игры в превращения превратил в 180 слов, т.е. составил из букв 180 слов. Сколько слов составите вы за 1 минуту?
Вопросы для игры со зрителями.
- Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
- Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом? (Репка)
- Кто из сказочных героев очень любил поговорку "Одна голова хорошо, а две лучше"? (Змей Горыныч)
- В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным, взрослым языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства? (Теремок)
- В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? ("Аленушка и братец Иванушка". Попил из лужи - превратился в козленка)
- Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка)
- Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору. (Красная Шапочка)
- Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)
- Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом произносил? (Волк, опустив хвост в прорубь, говорил: "Ловись рыбка, большая и маленькая")
- Назовите имя героя английской народной сказки: он построил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь. (Наф-Наф, "Три поросенка")
- Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистая сила)
- Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи м сходит с ума. (Поп в сказке "Сказка о попе и о работнике его Балде", А.С. Пушкин)
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка,
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика. - Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастит сказочное дерево и останется только снимать урожай? (Буратино)
- К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба)
- Какой мультипликационный герой говорит: "Ребята, давайте жить дружно"? (кот Леопольд)
- У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (гриб)
- На сколько частей разделён отрезок, если на нём три точки? (4 части)
- Какого цвета козлик, живший у бабушки? (серенький)
- Сколько штук в дюжине? (12)
- Назовите столицу России (Москва)
- Чем кончается всё? (ё)
- Кто спит головой вниз? (летучая мышь)
- Пингвин - птица или зверь? (птица)
- Место, куда попал думающий индюк? (суп)
- Двуногое жилище Бабы Яги (избушка)
- Кто придумал Карлсона? (Астрид Лингред)
- Кто автор книги "Приключения Тома Сойера? (Марк Твен)
- На каком языке говорят в Лондоне? (английский)
- 9 x 8 (72)
- Какое зодиакальное созвездие идёт после Водолея? (Рыба)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"
игра может проводиться в 6-7 классах, как внеклассное мероприятие по русскому языку...
"Интеллект-кофейня" Урок-игра по русскому языку для 11 класса "ЗРЯ!! ("Знаю русский язык!")
Урок-игра содержит разнообразные, в том числе творческие, задания по русскому языку для 11 класса, нацеленные на подготовку детей к сдаче ЕГЭ....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Игра по русскому языку " Как мы знаем русский язык"
Цели: расширить знания учащихся по русскому языку, развивать внимательность, сообразительность, собранность; воспитывать интерес к урокам русского языка, любознательность....
Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7-х классов «Знатоки русского языка»
Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихс 5-7-х классов "Знатоки русского языка"...
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Своя игра» «Мир русского языка».
Цель:Развитие интереса к изучению предмета.Систематизация и закрепление знаний по русскому языку.Задачи:Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся в изучении рус...