Рабочая программа и календарно -тематическое планирование факультатива "Речевой этикет", 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского этикета, обогатить речь разнообразными этикетными формулами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краснодарский край г.Курганинск____
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5__________
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 30.08 2012 года
Председатель педсовета
_____________ Д.В.Ерыгин
подпись руководителя ОУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По факультативному курсу «Речевой этикет»
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) ________7 класс___________________
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 34 Уровень базовый____________
(базовый, профильный)
Учитель Царева Лариса Васильевна____________________
Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель С.И.Львова).- 3-е изд.,- М.: Мнемозина. 2009.
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
- Пояснительная записка
Программа по факультативному курсу «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель С.И.Львова Мнемозина. 2009), рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю) и полностью совпадает с примерной авторской по курсу.
Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации, а также других средств общения: жестов, мимики, телодвижений.
Овладение нормами речевого этикета происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных заданий, которые задают определённую ситуацию и требует выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внимание уделяется сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия…
Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости в различных её проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность, галантность… Именно поэтому курс имеет большое воспитательное значение.
Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются моделированные речевые ситуации, конференции, практикумы, проектная деятельность.
В процессе проведения занятий необходимо помнить, что русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Речевой этикет очень нуждается в активном изучении, описании, сохранении, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.
2. Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по курсу.
1 раздел. Роль речевого этикета в общении.
Речевое общение: единство двух его сторон. Формы общения.
Сферы речевого общения.
Культура речевого общения.
Этикет как совокупность правил речевого поведения.
Речевой этикет как правила речевого этикета
Общая характеристика норм речевого этикета.
Речевая ситуация; её основные характеристики.
Языковые средства выражения речевого этикета.
Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.
Русские пословицы и поговорки, отражающие основные правила речевого поведения.
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения.
2 раздел. Основные формулы речевого этикета.
Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения.
Основные виды речевых ситуаций.
Богатство и разнообразие этикетных формул.
Речевая ситуация обращения и её разновидности.
Из истории правил этикетного обращения в России. Устаревшие этикетные формулы.
Из истории русских имён и фамилий. Варианты личного имени.
Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи.
Речевая ситуация выражения просьбы.
Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе.
Речевая ситуация извинения. Способы его выражения.
Виды комплимента.
Дискуссия, диспут, спор как специфические формы общения.
Основные речевые правила общения посредством телефона , в том числе и мобильного.
Речевой этикет современной молодёжи. Молодёжный сленг., отношение к нему.
Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов.
Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета.
Характеристика толковых словарей русского речевого этикета.
3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
Для учащихся
Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.
Горелов КН., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? - М., 1991.
Львова СИ. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.
Львова СИ. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. — М., 1992.
Львова СИ. Язык и речь: Учебное пособие для 8—9 классов. — М., 2000.
Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. — М., 1987.
Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.
Розенталъ Д.Э. А как сказать лучше? — М., 1988. г
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.
Формановская НИ. Речевой этикет и культура общения, — М., 1989.
Словари
Дмитриев Л.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. — М., 2003.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
Для учителя
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. — 6-е изд., — М., 1984.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. — М., 1997.
Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. — М., 1998.
Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. — М., 1998.
Ладыженская Т.А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения. М., 1986.
Согласовано Согласовано
на заседании МО заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от 30.08 2012г. _____________Л.М.Проценко
Руководитель МО « 30 » августа 2012 года
_________ М.В.Черепова
Краснодарский край г.Курганинск
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
МАОУ СОШ № 5
(наименование образовательного учреждения)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
По факультативному курсу «Речевой этикет»
(указать предмет, курс, модуль)
Класс 7
Учитель Царева Лариса Васильевна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Царевой Ларисы Васильевны, утвержденной решением педагогического совета № 1 от 30 августа 2012 г
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
№ Уро ка | Разделы программы, темы уроков | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Коррекция | ИКТ |
1 | Роль речевого этикета в общении | 14 | ция по теме | |||
2 | Речевое общение: единство двух его сторон. Формы общения. | 1 | ||||
3 | Сферы речевого общения. | 1 | ция по теме | |||
4 | Культура речевого общения. | 1 | ||||
5 | Этикет как совокупность правил речевого поведения. | 2 | Презента ция по теме | |||
6 | Речевой этикет как правила речевого этикета | 1 | ||||
7 | Общая характеристика норм речевого этикета. | 2 | ||||
8 | Речевая ситуация; её основные характеристики. | 1 | Презента ция по теме | |||
9 | Языковые средства выражения речевого этикета. | 1 | ||||
10 | Интернациональные и национальные особенности речевого этикета. | 1 | ||||
11 | Русские пословицы и поговорки, отражающие основные правила речевого поведения. | 1 | Аудио учебник | |||
12 | Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. | 1 | ||||
13 | Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения. | 1 | ||||
14 | Основные формулы речевого этикета. | 20 | ||||
15 | Использование этикетных выражений для установления контакта и поддержания доброжелательности и взаимного уважения. | 1 | ||||
16 | Основные виды речевых ситуаций. | 2 | ||||
17 | Богатство и разнообразие этикетных формул. | 1 | Презента ция по теме | |||
18 | Речевая ситуация обращения и её разновидности. | 1 | ||||
19 | Из истории правил этикетного обращения в России. Устаревшие этикетные формулы. | 1 | ||||
20 | Из истории русских имён и фамилий. Варианты личного имени. | 1 | ||||
21 | Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи. | 1 | учебник | |||
22 | Речевая ситуация выражения просьбы. | 1 | ||||
23 | Языковые способы смягчения отрицания, отказа в просьбе. | 1 | ||||
24 | Речевая ситуация извинения. Способы его выражения. | 1 | ||||
25 | Виды комплимента. | 1 | ||||
26 | Дискуссия, диспут, спор как специфические формы общения. | 2 | Презента ция по теме | |||
27 | Основные речевые правила общения посредством телефона , в том числе и мобильного. | 1 | ||||
28 | Речевой этикет современной молодёжи. Молодёжный сленг., отношение к нему. | 1 | ||||
29 | Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов. | 2 | Аудио учебник | |||
30 | Виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета. | 1 | ||||
31 | Характеристика толковых словарей русского речевого этикета. | 1 | ||||
32 | Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование для 5 класса к УМК "Enjoy English"
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса к УМК "ENJOY ENGLISH\'\' М.З. Биболетовой...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 11 класса по программе Н. Г. Гольцовой
Рабочая программа для 11 класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе поясн...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 10 класса по программе Н. Г. Гольцовой
Рабочая программа для 10 класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе...
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием Биология 5 класс (по ФГОС) Плешаков, Сонин
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием курса Биология 5 класс (по ФГОС линейный). Авторы УМК Плешаков, Сонин...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 9 класса
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, за основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов о...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование Биология 7 класс УМК Н.И.Сонин
Изучение курса «Биология. Многообразие живых организмов.» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах основной школы и является продолжени...
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование для 1 класса по программе Сергеевой, Критской.
Программа разработана на основе современных научно-педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий.В «Концепции содержания образовательно...