Рабочая программа и календарно -тематическое планирование факультатива "Речевой этикет", 8 класс.
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме
Курс имеет большое воспитательное значение, поможет учащимся осознать этикетную роль интонации,а также других средств общения: жестов,мимики,телодвижений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ-8-klass-2013-.docx | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край г.Курганинск____
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5__________
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета протокол №1
от 31.08.2013 года
Председатель педсовета
________ Д.В.Ерыгин
подпись руководителя ОУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По факультативному курсу «Речевой этикет»
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) ________8 класс___________________
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 34 Уровень базовый____________
(базовый, профильный)
Учитель Царева Лариса Васильевна____________________
Программа разработана на основе
авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель С.И.Львова).- 3-е изд.,- М.: Мнемозина. 2009.
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
- Пояснительная записка
Программа по факультативному курсу «Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель С.И.Львова Мнемозина. 2009), рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю) и полностью совпадает с примерной авторской по курсу.
Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета , обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации, а также других средств общения: жестов, мимики, телодвижений.
Овладение нормами речевого этикета происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных заданий, которые задают определённую ситуацию и требует выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внимание уделяется сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия…
Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости в различных её проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность, галантность… Именно поэтому курс имеет большое воспитательное значение.
Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются моделированные речевые ситуации, конференции, практикумы, проектная деятельность.
В процессе проведения занятий необходимо помнить, что русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Речевой этикет очень нуждается в активном изучении, описании, сохранении, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.
- Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по курсу.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Роль речевого этикета в письменном общении. | 6 | 4 |
2 | Этикетная роль мимики, жестов и телодвижения в устном общении. | 14 | 16 |
3 | Интонация и культура речевого общения. | 14 | 14 |
Итого | 34 | 34 |
1 раздел. Роль речевого этикета в письменном общении.
Особенности письменного общения. Роль речевого этикета в письменном общении. Зачины и концовки писем. Обращения к адресату. Письменные формы поздравления, приглашения, приветствия. Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (электронная почта, телефакс, SMS - сообщения). Из истории эпистолярного жанра в России.
2 раздел. Этикетная роль мимики, жестов и телодвижения в устном общении.
Вербальные и невербальные средства общения. Роль невербальных средств в общении. Национальные особенности жестов и мимики. Наиболее типичные жесты, принятые русским речевым этикетом. Жесты усилительные, изобразительные, указательные, регулирующие. Наблюдение за описанием мимики, жестов героев в художественных произведениях. Словари языка жестов. Мимика, поза человека как дополнительный источник информации о собеседнике.
3 раздел. Интонация и культура речевого общения.
Интонация, её основные элементы. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. Интонация и правила речевого этикета. Согласованность интонации , словесного состава фраз и этикетных формул в процессе речевого общения.
3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
Для учащихся
Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.
Горелов КН., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? - М., 1991.
Львова СИ. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.
Львова СИ. Язык в речевом общении: Книга для учащихся. — М., 1992.
Львова СИ. Язык и речь: Учебное пособие для 8—9 классов. — М., 2000.
Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. — М., 1987.
Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.
Розенталъ Д.Э. А как сказать лучше? — М., 1988. г
Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.
Формановская НИ. Речевой этикет и культура общения, — М., 1989.
Словари
Дмитриев Л.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. — М., 2003.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
Для учителя
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. — 6-е изд., — М., 1984.
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. — М., 1997.
Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. — М., 1998.
Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. — М., 1998.
Ладыженская Т.А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения. М., 1986.
Согласовано Согласовано
на заседании МО заместитель директора по УВР
Протокол № 1 от 31.08 2013г. _________Л.М.Проценко
Руководитель МО «31 » августа 2013 года
_________ М.В.Черепова
Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________Л.М.Проценко
31.08.2013
Краснодарский край г.Курганинск
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
МАОУ СОШ № 5
(наименование образовательного учреждения)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
По факультативному курсу «Речевой этикет»
(указать предмет, курс, модуль)
Класс 8
Учитель Царева Лариса Васильевна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Царевой Ларисы Васильевны, утвержденной решением педагогического совета № 1 от 31 августа 2013 г
(указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)
№ | Разделы программы, темы уроков | кол час | Дата план | Дата фак тич | Коррек ция | ИКТ |
Роль речевого этикета в письменном общении. | 4 | ция по теме | ||||
1 | Особенности письменного общения. Роль речевого этикета в письменном общении. | 1 | ||||
2 | Зачины и концовки писем. Обращения к адресату. Письменные формы поздравления, приглашения, приветствия. | 1 | ция по теме | |||
3 | Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (электронная почта, телефакс, SMS - сообщения). Из истории эпистолярного жанра в России | 2 | ||||
Этикетная роль мимики, жестов и телодвижения в устном общении. | 16 | Презента ция по теме | ||||
4 | Вербальные и невербальные средства общения. Роль невербальных средств в общении. | 2 | ||||
5 | Национальные особенности жестов и мимики. Наиболее типичные жесты, принятые русским речевым этикетом. | 3 | ||||
6 | Жесты усилительные, изобразительные, указательные, регулирующие. | 3 | Презента ция по теме | |||
7 | Наблюдение за описанием мимики, жестов героев в художественных произведениях. | 3 | ||||
8 | Словари языка жестов. | 2 | ||||
9 | Мимика, поза человека как дополнительный источник информации о собеседнике. | 3 | Аудио учебник | |||
Интонация и культура речевого общения. | 14 | |||||
10 | Интонация, её основные элементы. | 3 | ||||
11 | Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации. | 3 | ||||
12 | Интонация и правила речевого этикета. | 4 | ||||
13 | Согласованность интонации,словесного состава фраз и этикетных формул в процессе речевого общения. | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование для 5 класса к УМК "Enjoy English"
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса к УМК "ENJOY ENGLISH\'\' М.З. Биболетовой...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 11 класса по программе Н. Г. Гольцовой
Рабочая программа для 11 класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе поясн...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 10 класса по программе Н. Г. Гольцовой
Рабочая программа для 10 класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе...
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием Биология 5 класс (по ФГОС) Плешаков, Сонин
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием курса Биология 5 класс (по ФГОС линейный). Авторы УМК Плешаков, Сонин...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 9 класса
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, за основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов о...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование Биология 7 класс УМК Н.И.Сонин
Изучение курса «Биология. Многообразие живых организмов.» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах основной школы и является продолжени...
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование для 1 класса по программе Сергеевой, Критской.
Программа разработана на основе современных научно-педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий.В «Концепции содержания образовательно...