Спряжение глагола
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Спряжение глагола.
Цели:
- Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию.
- Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач.
- Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.
Оборудование:Таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов».
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока
Слово учителя: (Психологический настрой).
Здравствуйте, ребята!Сегодня у нас с вами необычный урок, со мной пришёл ещё один ученик – Вася Ошибкин. Он получил SMS-сообщение от своего друга Незнайки,который отправился в путешествие. Но Вася не всё понял, поэтому у него есть к вам несколько вопросов. Давайте прочитаем сообщение и ответим на его вопросы.
Тучи висят низко. Весь день идёт дождь. Свищ(и,е)т ветер. На палубу не выход(и,е)м, целый день сидим в каюте, скуча(и,е)м. Меркн(и,е)т день, а море злей и злей бурлит. Волны стонут и плачут.
II. Проблемная ситуация:
- Какая часть речи подчёркнута? (Глагол).
- Почему в одних глаголах Незнайка указал окончание, а в других даёт два варианта окончания? (Незнайка не знает,какое окончание верно)
- От чего зависит правописание гласных в окончаниях глаголов? (От спряжения.)
- Так какую тему не знает Незнайка? (Спряжение глаголов).
- Поможем Незнайке? (Да).
III. Переход к новой теме.
Запишите число, тему урока «Спряжение глаголов».
Давайте вспомним, что такое спряжение? (Изменение по лицам и числам.)
- Сколько спряжений в русском языке? (Два).
IY. Изложение нового материала.
Обратите внимание на таблицу.
пишу пишешь пишет пишем пишете пишут | несу несёшь несёт несём несёте несут | ворчу ворчишь ворчит ворчим ворчите ворчат | свечу светишь светит светим светите светят |
- К какому спряжению относятся глаголы первых двух столбиков?
(К I спряжению).
- Как вы это определили? (По окончаниям).
- Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?
Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ут (-ют).
Сверим наши выводы. (откроем учебник на стр 266 и прочитаем первую часть правила)
Работа по таблице.
- К какому спряжению относятся глаголы третьего и четвертого столбиков? (Ко II спряжению).
5. Как вы это определили? (По окончаниям).
- Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?
Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.
- К какому спряжению относятся эти глаголы?
Ко II спряжению.
Сверим наши выводы. (прочитаем вторую часть правила)
- А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?
Они ударные и безударные.
- По каким окончаниям легче определить спряжение глаголов? (По ударным).
- А как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?
Слово учителя:
Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.
Рядом с каждым глаголом напишите неопределенную форму.
Пишем – рисуем - полем – пляшем – | Чертим – чиним – маним – просим |
Слово учителя:
Сделайте вывод, какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
Все глаголы с безударными личными окончаниями, оканчивающиеся на ИТЬ в неопределенной форме, относятся ко 2-му спряжению.
- Что мы сделали, чтобы определить глаголы II спряжения?
Поставили в неопределённую форму.
Слово учителя:
Это действие является самым первым при определении спряжения глаголов. Всегда надо начинать с неопределённой формы глаголов. А что делать дальше, прочитаем по учебнику с. 267. Запомни!
12.Чтение алгоритма по учебнику.
Слово учителя:
Предлагаю вам запомнить это правило в виде стихотворения:
Учащиеся хором проговаривают.
Ко второму же спряжению
Отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е- спрягать нельзя.
Y. Тренировочные упражнения.
- Физминутка.
- Кто, скажите, сможет, дети,
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Это тоже я могу.
Вправо-влево разведу
Это тоже я могу.
И, как птица полечу.
Головою поверчу.
А потом присяду, встану.
Это тоже я могу.
И нисколько не устану.
Это тоже я могу.
Я попрыгаю немного.
Это тоже я могу.
И пешком пойду в дорогу.
А сейчас посмотрим, как вы можете по неопределённой форме определять спряжение глаголов. Встали, вышли из-за парт, поставили руки на плечи. Если услышите глагол 1 спряжения, поднимаете руки вверх, 2 спряжения — вперёд.
Платить, ужинать, ловить, играть, спешить, тянуться, рыть, учиться, сеять.
2. Поиграем в игру «Четвёртое лишнее» (глаголы в 3 л. ед. ч.)
1. Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т
2. Ла..т, се..т, чита..т, кле..т
3. Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..т
Проверка
Слово учителя:
А теперь выполним творческое задание.
- Из данных глаголов выбрать: 1 вариант – глаголы I спряжения, 2 вариант – глаголы II спряжения, поставить их в 3 лице и составить с ними предложения.
Грохотать, гнать, крутить, расстилаться, сверкать, катить.
YI. Заключение.
- Что сегодня узнали на уроке?
- Чему научились?
- А теперь исправим текст SMS-сообщения Незнайки.
Рефлексия.
Д/з: выучить стихотворение, упр. 681.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-обобщение: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение» 8 класс
Урок-обобщение: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»8 класс Цель: обобщить знание о спряжении глагола; умение отличать глаголы I и II спряжения. Задачи: Обучающие: закрепить...
Контрольная работа по французскому языку, 5 класс. Тема "Спряжение глаголов avoir и être, спряжение глаголов I группы, обозначение времени".
Контрольная работа по французскому языку, 5 класс. Тема "Спряжение глаголов avoir и être, спряжение глаголов I группы, обозначение времени". 2 варианта....
«Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»
Урок обобщения и систематизации знаний. Основная цель урока: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения...
Проверочная работа 5 кл. по теме "Личные окончания глаголов" (спряжения глагола)
Проверочная работа для учащихся 5 кл. по теме "Личные окончания глаголов" (спряжения глагола)...
Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием
Русский язык. 5 класс...
Мастер-класс для учащихся "Подготовка к 5 заданию ОГЭ и к 12 заданию ЕГЭ: спряжение глаголов, личные окончания глаголов"
В презентации предоставлена теория о спряжении глаголов, основных исключениях из правил.Прикреплены практические задания для отработки теогретических знаний....
Наглядный материал по русскому языку для 5-6 кл. Спряжение глаголов/Разноспрягаемые глаголы
Наглядный материал, который можно распечатать и раздать учащимся. В файле 2 таблицы -спряжение глаголов и разноспрягаемые глаголы....