Программа по русскому языку. 5-9 классы. По УМК авторов Бунеевых.
рабочая программа по русскому языку по теме
Программа и поурочное планирование уроков русского языка и литературы в 5-9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_russkiy_yazyk.docx | 82.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку для 5 – 9 классов НОУ «Гуманитарный лицей»
Пояснительная записка
Базовой программой по русскому языку в Гуманитарном лицее является Программа по русскому языку для основной школы авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучёва, издательство «Баласс», 2006 год. Программа соответствует федеральному компоненту стандарта образования. Входит в образовательную систему «Школа 2100». Учащиеся работают по учебникам этих авторов.
Рабочая программа сохраняет все основные положения, принципы, разделы, структуру курса базовой программы, но расширяет, углубляет и детализирует изучаемый материал за счёт увеличения учебных часов. Объём рабочей программы: 5 класс – 238 часов (по типовой программе – 204) , 6 класс – 204 часа (170) , 7 класс – 170 (136), 8 класс -102+1 час факультативных занятий (102) , 9 класс -102 часа (68) .
Морфемика и орфография
1.Углубление понятий «слово и его форма»; расширение знаний о словообразовательных и формообразующих суффиксах; выпадение согласных Б-П, Д-Т, Г-К перед суффиксом -НУ-, что помогает правильно определить состав слова; даётся понятие «постфикс»; вводится для изучения глагольный суффикс –И- -Е- в переходных и непереходных глаголах с приставкой обез-обес-.
2. Вводится понятие исторического анализа слова.
3. Вводятся понятия омофоны и омонимия корневых морфем, а также паронимы.
4. Расширен список изучаемых корней с чередованием гласных.
5. Правила о правописании О-Ё после шипящих в корне слова, об употреблении букв Ъ и Ь приведены в соответствие с академическими требованиями.
6. Даётся ещё два значения приставки ПРИ-, расширяется список слов с неясным значением приставок ПРИ- ПРЕ-, правописание слов с данными приставками объясняется с точки зрения исторического анализа слова.
Морфология и орфография
1. Особое внимание уделяется формам множественного числа имён существительных, а также формам родительного падежа.
2. Более подробно рассматривается дефисное, слитное и раздельное написание сложных слов.
3. Выделены в отдельное правило правописание личных окончаний глаголов с ударной приставкой ВЫ-, с приставками ОБЕС-, ОБЕЗ-, НЕДО-, а также гласных в глаголах перед ударным суффиксом ВА-.
4. Введено большее количество правил по темам:
1) слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными и наречиями на –О и –Е;
2)слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений;
3) суффиксы существительных, прилагательных, глаголов;
4) правописание –Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных;
5) правописание предлогов и союзов.
Синтаксис и пунктуация
1. Особое внимание обращается на синтаксическую функцию инфинитива. Вводится понятие субъективного инфинитива и объективного инфинитива, что очень важно для различения составного глагольного сказуемого и дополнения и обстоятельства.
2. Даётся разграничение неполных предложений в зависимости от назначения и строения: контекстуальные, ситуативные, эллиптические. Обращается внимание на различение неполных двусоставных и неполных односоставных предложений.
3. Особо отмечается многообразие употребления союза И и сложность пунктуации при нём.
4. Обособленные определения. Расширен список правил обособления определения: 1) определение, оторванное от определяемого слова другими членами предложения; 2) одиночные постпозитивные определения с добавочным значением; 3)отсутствие обособления при определении, связанном с подлежащим и сказуемым.
Обособление приложений: 1)обособление распространённого приложения, выраженного нарицательным существительным и относящегося к нарицательному существительному; 2) обособление, относящееся к имени собственному; 3)употребление тире при приложении.
Обособление обстоятельств: 1)обособление деепричастий и деепричастных оборотов в положении после союзов и союзных слов; 2) обособление при наличии союза И; 3) отсутствие обособления, если при деепричастии в качестве зависимого слова выступает слово «который» или деепричастие - деепричастный оборот употреблены как однородные члены с необособленными обстоятельствами.
Даётся представление о пояснительных и присоединительных членах предложения.
5. Обращается внимание на отсутствие обособления вводных слов, стоящих в начале или в конце обособленных оборотов.
6. Особое внимание уделяется замене прямой речи косвенной, пунктуации при косвенном вопросе и различным способам цитирования, пунктуационного оформления цитат.
Культура речи
1. Увеличена доля уроков по развитию связной письменной речи.
2. Тексты для изложений сопровождаются творческим заданием, приближенным к заданиям ГИА (9класс) и ЕГЭ.
3. Темы сочинений связываются с изучаемыми произведениями литературы, нравственными и этическими проблемами.
3. Более глубоко изучается текстология.
4. Большее внимание уделяется комплексному анализу текста.
В базовой программе в 6 классе тема «Причастие» изучается в конце учебного года, что вызывает много трудностей по её усвоению. В связи с этим в рабочую программу внесены следующие изменения: изменён порядок изучения тем «Причастие» и «Местоимения – прилагательные».
В учебной программе 8 класса обобщение знаний по морфологии и лексике перенесены в конец учебного года, что даёт возможность более глубокого повторения перед переводным экзаменом и более глубокого освоения тем, изучаемых в 8 классе.
Нормы оценок и требования
1. Работы оцениваются по принятой в НОУ «Гуманитарный лицей» десятибалльной шкале.
2. Триместровые и годовые оценки выставляются двойные: за теоретическую и практическую подготовленность учащихся.
Текстовые диктанты
Оценка | За что ставится | Обозначение |
10 | Без ошибок и исправлений | |
9 | Допущена одна негрубая ошибка | 0/1, 1/0 |
8 | Допускается 1 – 2 ошибки, но не более одной орфографической | 1/0, 1/1, 0/2 |
7 | Допускается 2 – 3 ошибки, но не более двух орфографических | 2/0, 1/2, 0/3 |
6 | 3 – 4 ошибки, но не более двух орфографических | 2/1, 2/2, 1/3, 0/4 |
5 | 4 – 5 ошибок, но не более трёх орфографических | 3/1, 3/2, 2/3, 1/4, 0/5 |
4 | 5 – 6 ошибок, но не более четырёх орфографических | 4/1, 4/2, 3/3, 2/4, 1/5 |
3 | 6 – 7 ошибок, но не более пяти орфографических или пунктуационных | 5/1, 5/2, 4/3, 3/4, 2/5 |
2 | 8 – 9 ошибок в совокупности | 6/2, 6/3, 5/4, 4/5, 3/6 |
1 | Более 9 ошибок в совокупности |
Словарные диктанты
Оценка | За что ставится |
10 | Без ошибок и исправлений |
9 | Одна негрубая ошибка |
8 | 1 -2 негрубые ошибки |
7 | 1 ошибка |
6 | 2 ошибки |
5 | 3 ошибки |
4 | 4 ошибки |
3 | 5 ошибок |
2 | 6-7 ошибок |
1 | Более 7 ошибок |
Оценка содержательной части сочинений и изложений, а также устных высказываний соответствует стандартам типовой программы.
Содержание программы по русскому языку в 5 классе (238 часов в год, 7 часов в неделю)
Наименование разделов и тем | всего часов | содержание темы, количество часов | контр. работы | работы по р/р |
Слово в языке и речи. Слово и его звуковая оболочка. | 20 | Звуки языка. Обозначение звуков на письме. Орфограмма. Нормы произношения звуков. Употребление буквы Э. Чередования согласных. Функции Ъ и Ь. Употребление Ъ и Ь в словах иностранного происхождения и в сложных словах. Буквы О-Ё после шипящих. Подбор проверочных слов с буквой Е. | 1 | 4 |
Слово и его лексическое значение. | 41 | Лексика. Лексическое значение слова. Понятие об этимологии. Толковые словари. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Морфемика. Омонимия корней. Чередования гласных и согласных в корнях слов. Корни с чередованием скак-скоч, твар-твор, клан-клон, зар-зор, равн-ровн, мак-мок, моч. Значения приставок и суффиксов. Формообразующие суффиксы. Правописание приставок. Все значения приставок пре-при.Способы словообразования. Бессуффиксный способ. Правописание сложных слов. Грамматическое значение слова. Знаменательные и служебные слова. Грамматическая омонимия. Междометия. | 2 | 5 |
Слово в предложении. | 28 | Функции слова в словосочетании и предложении. Интонация. Сочинительная и подчинительная связь между словами. Строение словосочетания. Виды словосочетаний по типу подчинительной связи. Грамматическая основа предложения. Способы выражение подлежащего и сказуемого. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые. Осложнённые и неосложнённые. Однородные члены предложения. Обобщающее слово в разных позициях. Обращение. Вводные слова и предложения. Значения вводных слов. Виды сложных предложений. Средства связи в сложном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы. Пунктуация в сложном предложении. | 1 | 5 |
Слово в тексте. | 9 | Текст и его признаки. Связь предложений в тексте. Типы речи. Стили речи. | ||
Развитие речи. | 25 | Изложение и создание текста описания, повествования, рассуждения. Введение описания в повествование. Введение рассуждения в повествование. | ||
Слова со значением «предмет». | 62 | Имя существительное как часть речи. Общие грамматические признаки существительных. Сущ. предметные, вещественные, отвлечённые, действия. Морфологические признаки сущ.(род, склонение, число, падеж). Категория одушевлённости. Склонение сущ, в т.ч. несклоняемые, разносклоняемые, особого склонения. Склонение сущ. во множ. числе. Суффиксы существительных, в т.ч. –ец-иц, неизменяемые суффиксы. Лексическая и грамматическая сочетаемость сущ. Роль сущ. в предложении и тексте. Сочетание сущ. и числ.. Местоимение как часть речи. Местоим.-сущ, их грамматическое и лексическое значение. Правописание отрицательных и неопределённых мест-сущ. Сочетания никто иной и не кто иной, как. Различение вопрос. и относ. мест. Роль местоим. в предложении и тексте. | 2 | 5 |
Слова со значением «действие или состояние предмета». | 53 | Глагол в языке и речи. Лексическое и общеграмматическое значение глагола. Основные способы образования глагола. Формообразующие суффиксы глагола. Морфологические признаки глагола (вид, возвратность, переходность, спряжение, безличность, наклонение, время, лицо, число, род). Правописание суффиксов (в т.ч. –еве, -ене, -е; гласная перед -ва; с приставкой обез-обес-) и окончаний глагола (в .тч. с приставкой вы-). Правописание глаголов с недо- и не до-. Правописание -тся в безличных глаголах. Роль глагола в предложении и тексте. | 2 | 3 |
Введение и повторение | 2+22 | 1 | 3 |
Планирование уроков русского языка в 5 классе по программе Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и др.(238 часов). Учебник Бунеева Р.Н, Бунеевой Е.В. и др. («Баллас», 2007).
№ | Дата | Коррек. | Вид | Тема урока |
1 | 1 Р.р. | Язык как средство общения | ||
2 | 2 Р.р. | Роль родного языка в духовной жизни человека | ||
3 | Повторение и углубление изученного в начальной школе | |||
4 | 1 | Звуки языка. Гласные и согласные звуки. | ||
5 | 2 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я. | ||
6 | 3 | Звук и слог. Правила переноса слов. Фонетический разбор слова. | ||
7-8 | 4-5 | Орфограмма. Опознавательные признаки орфограмм. | ||
9-10 | 6-7 | Проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова. Омофоны. Чередования согласных. Удвоение согласных в корне. | ||
11 | 8 | Непроизносимые и ложнопроизносимые согласные в корне слова, а также на стыке морфем. Омофоны. | ||
12 | 9 Р.р. | Описание. Подробное изложение текста – описания. | ||
13-14 | 10-11 | Употребление букв Ъ и Ь в русских словах. Употребление Ъ и Ь в иностранных и сложносокращённых словах. | ||
15 | 12 | Нормы произношения звуков речи. Употребление и правописание букв Е и Э. | ||
16-19 | 13--16 | Правописание букв О – Ё в корне слова после шипящих в русских и иностранных словах. Подбор однокоренных слов с Е после шипящих. | ||
20-21 | 17-18 Р.р. | Сочинение – описание по картине И.П.Левитана «Золотая осень». | ||
22-23 | 19-20 К 1 | Контрольная работа № 1. Работа над ошибками. | ||
Слово и его лексическое значение | ||||
24 | 1 | Лексика. Лексическое значение слова. Способы толкования лексического значения слова. Понятие этимологии. | ||
25 | 2 | Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. | ||
26-27 | 3-4 | Синонимы. Понятие контекстуальных синонимах. Словари синонимов. Паронимы. | ||
28 | 5 | Антонимы. Понятие контекстуальных антонимов. | ||
29 | 6 Р.р. | Сочинение с грамматическим заданием. | ||
Морфемика. | ||||
30 | 7 | Морфема – значимая часть слова. | ||
31-33 | 8-10 | Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Омонимия корневых морфем. | ||
34 | 11 | Буквы А – О в корнях –лаг- лож-, _кас- -кос-. | ||
35 | 12 | Буквы А – О в корнях –раст- ращ- рос-, -скак – скоч-. | ||
36 | 13 | Буквы А – О в корнях –гар- -гор-, -твар- -твор, -клан – клон-, -зар- -зор-. | ||
37 | 14 | Буквы А – О в корнях –мак- -мок, моч-, -равн- -ровн, плав-плов-плыв. | ||
38-41 | 15-18 | Развитие умений и навыков, связанных с изучаемым видом орфограмм. | ||
42 | 19 Р.р. | Свободный диктант. | ||
43-44 | 20-21 | Значения приставок. Правописание приставок 1 группы. Удвоение на стыке морфем. | ||
45-49 | 22-26 | Приставки ПРЕ- ПРИ-: 6 значений приставки при-, 2 значения приставки пре-, слова с неясным значением приставок. | ||
50-52 | 27-30 | Приставки на –З и –С. Удвоение на стыке морфем. Приставка С-. | ||
53 | 31 | Буквы И – Ы после приставок. | ||
54 | 32 | Значения суффиксов. Словообразовательные и формообразующие суффиксы. | ||
55 | 33 Р.р. | Изложение повествовательного текста. | ||
56-57 | 34-35 | Сложные и сложносокращённые слова, их образование и правописание. Сложение корней, основ, слов. Аббревиатуры. | ||
58 | 36 К 2 | Контрольная работа № 2. | ||
59 | 37 | Работа над ошибками. | ||
Грамматическое значение слова. | ||||
60 | 38 | Окончание. Формы слова. Формообразующие суффиксы. Изменяемые и неизменяемые слова. | ||
61-62 | 39-40 | Морфологические признаки самостоятельных частей речи. Переход частей речи друг в друга. | ||
63 | 41 | Служебные части речи. Роль служебных частей речи. Междометия. | ||
Слово в предложении. | ||||
64 | 1 | Слово в предложении и словосочетании. Подчинительная связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово. | ||
65 | 2 Р.р. | Составление плана сочинения. | ||
66 | 3 | Слово как член предложения. Главные члены предложения. Односоставные и двусоставные предложения. | ||
67 | 4 | Второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определений. | ||
68 | 5 | Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнений. | ||
69 | 6 | Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. Способы выражения обстоятельств. | ||
70-74 | 7-11 | Предложения с однородными членами предложения. Сочинительные союзы. Союзная связь между однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах предложения в позиции до и после. Двоеточие и тире при обобщающем слове. | ||
75 | 12 Р.р. | Сочинение по самостоятельно составленному плану. | ||
76-77 | 13-14 | Обращение. Знаки препинания при обращении. Отличие обращений от членов предложения. | ||
78-79 | 15-16 | Вводные слова. Основные значения вводных слов. Дополнительные значения. Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при вводных словах и предложениях. | ||
80-81 | 17-18 | Синтаксический разбор простого предложения. Осложнённое предложение. | ||
82-83 | 19-20 | Сложное предложение. Смысловые отрезки в сложном предложении. | ||
84-85 | 21-22 | Сложносочинённое предложение. Сочинительные союзы. | ||
86-87 | 23-24 | Сложноподчинённое предложение. Подчинительные союзы. | ||
88 | 25 | Бессоюзное сложное предложение. Запятая и точка с запятой в бессоюзном предложении. | ||
89-90 | 26-27 | Синтаксический разбор сложного предложения. Построение схем сложных предложений. | ||
91 | 28 К 3 | Контрольная работа № 3. | ||
Слово в тексте. | ||||
92 | 1 | Художественный и научный стили речи. | ||
93-94 | 2-3 Р.р. | Подробное изложение художественного текста-описания. | ||
95-97 | 4-6 | Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога на письме. | ||
98 | 7 | Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Разговорный стиль. | ||
99 | 8 Р.р. | Подробное изложение текста, включающего диалог. | ||
100 | 9 Р.р. | Сочинение –повествование с элементами описания. | ||
Знаменательные (самостоятельные) слова. | ||||
Слова со значением «предмет». | ||||
101 | 1 | Имя существительное как часть речи. Лексическое значение имени существительного. | ||
102-103 | 2-3 | Способы образования имён существительных. Субстантивированные слова (понятие). | ||
104 | 4 | Гласные в суффиксах существительных –ЕК- -ИК-(НИК, ЧИК). | ||
105 | 5 | Суффикс –ЧИК- -ЩИК-. Буква Ь перед суффиксом. | ||
106-107 | 6-7 | Правописание суффиксов существительных:- ЕЦ –ИЦ, -ОТН, - -ЕНИ и др. | ||
108-110 | 8-10 | Буквы О – Ё в суффиксах и окончаниях существительных после шипящих и Ц. О-Ё после шипящих в словах типа ночёвка, дирижёр. | ||
111-112 | 11-12 | Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква и кавычки в именах собственных. | ||
113 | 13 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Различение одушевлённости в род. и вин.падежах. | ||
114 | 14 | Род существительных. Род заимствованных слов. | ||
115 | 15 | Имена существительные общего рода. | ||
116 | 16 | Число существительных. Нормы образования и употребления числа существительных. | ||
117-118 | 17-18 | Существительные, имеющие форму только одного числа. | ||
119-120 | 19-20 К 4 | Контрольная работа № 4. Работа над ошибками. | ||
121 | 21 Р.р. | Сочинение-описание по картине И.И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем». | ||
122 | 22 | Падеж. Склонение имён существительных. | ||
123-124 | 23-24 | Разносклоняемые существительные. | ||
125-126 | 25-26 | Несклоняемые существительные. Род несклоняемых существительных. Род одушевлённых несклоняемых существительных. | ||
127-128 | 27-28 | Буквы Е – И в окончаниях существительных 1,2,3 склонения. Существительные особого склонения (на –ия, -ие, -ий). Склонение имён собственных. | ||
129-130 | 29-30 | Падежные окончания существительных во множественном числе и в форме род.падежа. | ||
131 | 31 | Написание сложных существительных. Слитное и дефисное написание сложных существительных. | ||
132 | 32 | Существительное в роли подлежащего. Сущ. в составе сочетаний с числительными. | ||
133 | 33 | Существительное в роли дополнения. Прямое и косвенное дополнение. | ||
134 | 34 | Существительное в роли определения. | ||
135 | 35 | Существительное в роли обстоятельств разных видов. | ||
136-137 | 36-37 | Существительное в роли сказуемого. Составное именное сказуемое. | ||
138-139 | 38-39 | Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными и субстантивированными словами. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными другими частями речи. | ||
140-141 | 40-41 | Морфологический разбор существительного. | ||
142-143 | 42-43 К 5 | Контрольная работа № 5. Работа над ошибками. | ||
144 | 44 Р.р. | Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания. | ||
145 | 45 Р.р. | Сочинение-рассказ о случае из своей жизни. | ||
Указательные слова – местоимения. | ||||
146-147 | 46-47 | Разряды местоимений. Местоимения – существительные. Личные местоимения-существительные. | ||
148 | 48 | Возвратное местоимение СЕБЯ. Слово –ер и постфикс возвратных глаголов. | ||
149 | 49 | Вопросительные местоимения КТО и ЧТО. | ||
150-153 | 50-53 | Неопределённые местоимения. Правописание неопределённых местоимений. | ||
154-157 | 54-57 | Отрицательные местоимения. Правописание отрицательных местоимений. Употребление и правописание сочетаний не кто иной, как… и никто иной… | ||
158 | 58 | Роль местоимений-существительных в предложении. | ||
159 | 59 | Морфологический разбор местоимения-существительного. | ||
160 | 60 К 6 | Контрольная работа № 6. | ||
161 | 61 | Местоимения-существительные в тексте. | ||
162 | 62 Р.р. | Сочинение-повествование с использованием местоимений для связи предложений в тексте. | ||
Слова со значением «действие или состояние предмета». | ||||
163 | 1 | Лексическое значение глагола. | ||
164 | 2 Р.р. | Сочинение-описание по картине В.Д.Поленова «Московский дворик». | ||
165-167 | 3-5 | Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола. | ||
168-169 | 6-7 | Способы образования глаголов. Суффиксы глагола –НУ, -ЕНЕ, -ЕВЕ. Правописание глаголов с НЕДО- и НЕ ДО-. | ||
170-171 | 8-9 | Глаголы переходные и непереходные. Гласные в суффиксах глаголов с приставками ОБЕС- ОБЕЗ-. | ||
172-173 | 10-11 | Возвратные глаголы. Редактирование предложений с возвратными и невозвратными глаголами. | ||
174-175 | 12-13 | Вид глагола. Сочинение-миниатюра с использованием видовых пар глаголов. | ||
176-178 | 14-16 | Гласные в суффиксах –ОВА-ЕВА-, -ЫВА-ИВА-. Ударный суффикс –ВА. | ||
179-182 | 17-20 | Гласные Е-И в корнях с чередованием. Омонимия корневых морфем. | ||
183-184 | 21-22 | Гласные А-О в корне –КАС-КОС. Омонимия корневых морфем. | ||
185-187 | 23 | Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. Нормы речи при спряжении некоторых глаголов. | ||
188 | 24 К 7 | Контрольная работа № 7. | ||
189 | 25 | Работа над ошибками. | ||
190-193 | 26-29 | Правописание личных окончаний глагола. Окончания глаголов с приставками ВЫ-, ОБЕЗ-ОБЕС-. | ||
194 | 30 Р.р. | Составление рассказа по опорным словосочетаниям. | ||
195 | 31 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | ||
196-197 | 32-33 | Условное наклонение. | ||
198-201 | 34-37 | Повелительное наклонение глагола. Способы образования форм повелительного наклонения. Правописание глаголов повелительного наклонения. | ||
202 | 38 Р.р. | Сочинение-рассуждение. | ||
203-204 | 39-40 | Время глагола. Настоящее время глагола. Будущее время глагола. Лицо и число. | ||
205 | 41 | Прошедшее время глагола. Род. | ||
206-207 | 42-43 | Гласные буквы перед –Л- в глаголах прошедшего времени. Глаголы на –ЯТЬ. | ||
208-209 | 44-45 | Безличные глаголы. Отсутствие буквы Ь в сочетаниях ТСЯ безличных глаголов. | ||
210-211 | 46-47 | Глагол как член предложения. Личные и безличные глаголы в роли сказуемого. | ||
212-213 | 48-49 | Простое глагольное и составное глагольное сказуемые. | ||
214 | 50 | Морфологический разбор глагола. | ||
215 | 51 | Глаголы в тексте. | ||
216 | 52 К 8 | Контрольная работа № 8. | ||
217 | 53 | Работа над ошибками. | ||
Повторение | ||||
218 | 1 Р.р. | Изложение с элементами сочинения. | ||
219-221 | 2-4 | Текст. Тема и главная мысль текста. Деление текста на абзацы. Виды связи предложений в тексте. | ||
222-238 | 5-22 | Повторение. Подготовка к зачёту. |
Учебно – тематический план рабочей программы по русскому языку в 6 классе
Наименование разделов и тем | всего часов | содержание темы, количество часов | контр. работ | работ по р/р |
Слово в языке и речи. | 62 | Лексическое богатство русского языка. Фразеологизмы. Изменения в составе языка. Авторские неологизмы. Архаизмы и историзмы. Понятие «часть речи». Способы образования существительных. Бессуффиксный способ. Гласные буквы после Ц. НЕ с сущ., в т.ч. имеющими качественное значение. Буквенные и небуквенные орфограммы в мест.-сущ. Сочетания никто иной и не кто иной, как. Глагол как часть речи и член предложения. Орфограммы в суффиксах и окончаниях глагола. Определение спряжения у однокоренных глаголов разных видов. Синтаксическая функция инфинитива. Осложнённое предложение. Предложения с прямой речью и диалогом. Косвенная речь. Сжатие текста за счёт перевода прямой речи в косвенную. Способы связи предложений в тексте. | 5 | 7 |
Слова со значением «количество предметов» | 17 | Имя числ. в языке и речи. Лексическое и грамматическое значение колич.числ. Морфологические признаки колич.числ. Виды числ. по составу. Разряды колич.числ. Склонение колич.числ. Склонение дробных выражений. Субстантивированные колич.числ. Склонение составных колич.числ, имеющих в составе 4 и более слов. Сочетательные возможности колич.числ. Грамматическая сочетаемость. Колич.числ. в предложении и тексте. | 1 | 2 |
Слова со значением «признак предмета» | 65 | Имя прилагательное в языке и речи. Лексические значения прил. Общее грамм. значение прил. Словообразование прил. Переход прил. в сущ . Правописание суффиксов, в т.ч.ч –ев-ив, -енск-инск, -лив,-чив,-чат и др.. Н и НН в отымённых прил. (Расширенный список правил.) НЕ с отымёнными прил. (Расширенный список правил.) Морфологические признаки прил. Разряды прил. Выбор большой-маленькой буквы для прил. с суф. –енск, -инск и для притяжательных прил. Падежные окончания прил, обозначающих геогр.наименования и фамилии людей. Переход прил. одного разряда в другой. Сочетательные возможности прил. Роль прил. в предложении. Однородные и неоднородные определения (расширенный список правил). Составное именное сказуемое. Прил. в тексте. Порядковые числ. Лексическое и грамматическое значение поряд.числ. Морфологические признаки. Изменение поряд.числ. по родам, числам, падежам. Роль поряд.числ. в предложении и тексте. Местоимения-прилагательные, их разряды. Морфологические признаки мест-прил. Изменение мест-прил. по родам, числам и падежам. Роль мест-прил в предложении и тексте. | 2 | 7 |
Слова со значением «признак предмета по действию» | 48 | Причастие как особая форма глагола. Грамматическое значение причастий. Морфологические признаки причастия. Признаки прилагательных. Отличие причастий от прил. отымённых и отглагольных. Признаки глагола. Переходность причастия. Причастный оборот, место причастного оборота в предложении. Образование и правописание действительных и страдательных причастий. Полная и краткая форма страд.прич. Роль причастий в предложении (определение, подлежащее, составное именное сказуемое)и тексте. Субстантивированные причастия. Н и НН в причастиях и прилагательных (отглагольных и отымённых). (Расширенный список правил. Разграничение крат.прич. и похожих частей речи. ) НЕ с причастиями. (Расширенный список правил.) | 2 | 2 |
Развитие речи | 18 | Текст. Стили речи. Офиц.-деловой стиль. Языковые средства, характерные для стилей речи. Соединение типов речи в тексте. Рассуждение на основе изложения текста. |
Планирование уроков русского языка в 6 классе по программе Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, 204 часа. Учебник Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и др. («Баллас», 2008 год.)
№ | Дата | Коррек. | Вид | Тема |
1 | 1 | Русский язык – язык русского народа. | ||
2 | 2 | Что такое богатство языка. | ||
3 | 3 | Фразеологизмы. Их происхождение. | ||
4 | 4 | Значение фразеологизмов. | ||
5 | 5 | Роль фразеологизмов в речи. | ||
6 | 6 | Изменения в словарном составе. Заимствованная лексика. | ||
7 | 7 Р.Р. | Употребление заимствованных слов. Замена заимствованных слов русскими синонимами. | ||
8 | 8 | Устаревшие слова. Архаизмы и историзмы. | ||
9 | 9 | Неологизмы. Авторские неологизмы. | ||
10 | 10 К 1 | Контрольная работа № 1 по теме «Лексика». | ||
11 | 11 Р.Р. | Сочинение с грамматическим заданием. | ||
12 | 12 | Имя существительное как часть речи. | ||
13 | 13 | Морфологический разбор существительного. | ||
14 | 14 | Способы образования существительных. Бессуффиксный способ. | ||
15 | 15 | Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных. Правописание суффиксов и окончаний существительных. Разные окончания во мн.ч. слов-паронимов. | ||
16 | 16 | Буквенные и небуквенные орфограммы в именах существительных. Слитное, дефисное написание сложных существительных. Международные элементы в сложных сущ.. | ||
17 | 17 | Гласные буквы после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, в т.ч. образованных от глагола. И – Ы после Ц. | ||
18-20 | 18-20 | Слитное и раздельное написание НЕ с существительными. Не с существительными, приобретающими качественное значение. | ||
21-23 | 21-23 | Имя существительное как член предложения. Сущ. в составе неделимого словосочетания. | ||
24 | 24 К 2 | Контрольная работа № 2. | ||
25 | 25 Р.Р. | Изложение с творческим заданием. | ||
26 | 26 | Разряды местоимений-существительных. | ||
27-28 | 27-28 | Орфограммы в местоимениях-существительных. Не кто иной, как и никто иной. | ||
29 | 29 | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений-существительных. | ||
30 | 30 Р.Р. | Редактирование текста. Ошибки в употреблении местоимений. | ||
31-33 | 31-33 | Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях. | ||
33 | 34 | Глагол как часть речи. | ||
34 | 35 | Морфологический разбор глагола. | ||
35 | 36 | Способы образования глагола. Видовые пары глаголов, в т.ч. с суффиксом –НУ. | ||
36-39 | 37-40 | Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах. Окончания глаголов с приставками обез-обес- и вы-. | ||
40 | 41 | Глагол как член предложения. Роль инфинитива в предложении. | ||
41 | 42 К 3 | Контрольная работа № 3. | ||
42 | 43 | Работа над ошибками. | ||
43 | 44 | Словосочетание и предложение. | ||
43 | 45 Р.Р. | Роль знаков препинания в письменной речи. Абзац. Сочинение-рассуждение о роли знаков препинания. | ||
44 | 46 | Предложения с обращениями. Распространённые и нераспространённые обращения. Способы выражения обращений. | ||
45 | 47 | Предложения с вводными словами. Вводные предложения. | ||
46 | 48 | Однородные члены предложения. | ||
47 | 49 | Синтаксический разбор простого предложения. | ||
48 | 50 | Сложносочинённое предложение. Двойные и повторяющиеся союзы. | ||
49 | 51 | Сложноподчинённое предложение. Союзы и союзные слова. | ||
50 | 52 | Бессоюзное предложение. | ||
51 | 53 | Синтаксический разбор сложного предложения. | ||
52-53 | 54-55 | Оформление предложений с прямой речью. Косвенная речь. | ||
54 | 56 | Диалог. Сжатие текста за счёт перевода прямой речи в косвенную. | ||
55 | 57 Р.Р. | Изложение текста с чужой речью. | ||
56 | 58 К 4 | Контрольная работа № 4. | ||
57 | 59 | Работа над ошибками. | ||
58 | 60 | Текст. Основные признаки текста. | ||
59 | 61 | Способы связи предложений в тексте. | ||
60 | 62 Р.Р. | Сочинение текста рассуждения. | ||
61 | 1 | Имя числительное. Количественные числительные. | ||
62-63 | 2-3 | Постоянные и непостоянные признаки количественных числительных. Простые, сложные и составные числительные. | ||
64 | 4 | Разряды количественных числительных. | ||
65-68 | 5-8 | Склонение и правописание колич. числ., обозначающих целые числа. | ||
69-70 | 9-10 | Склонение и употребление дробных числительных. | ||
71-72 | 11-12 | Склонение и употребление собирательных числительных. | ||
73 | 13 | Количественные числительные как члены предложения. Сочетания числительных и существительных как цельное словосочетание. | ||
74 | 14 | Количественные числительные в тексте. | ||
75 | 15 | Морфологический разбор количественных числительных. | ||
76 | 16 Р.Р. | Сочинение-рассуждение о словах тройка, двойка, пятёрка и т.п.. | ||
77 | 17 К 5 | Контрольная работа № 5. | ||
78 | 1 | Работа над ошибками. Лексическое значение имён прилагательных. | ||
79 | 2 | Грамматическое значение прилагательных. | ||
80 | 3 | Способы образования прилагательных. Отглагольные и отымённые прилагательные. Переход прилагательных в существительные. | ||
81-82 | 4-5 | Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК-. Употребление Ь перед –СК. | ||
83 | 6 | Правописание других суффиксов прилагательных. | ||
84-86 | 7-9 | Одна и две буквы Н в суффиксах отыменных прилагательных. | ||
87-89 | 10-12 | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | ||
90 | 13 Р.Р. | Сочинение-описание по картине. | ||
91 | 14 | Морфологические признаки прилагательных. | ||
92 | 15 | Полная и краткая форма прилагательных. Образование краткой формы у прилагательных на – ный. | ||
93 | 16 | Неупотребление Ь в кратких прилагательных с основой на шипящий. | ||
94-95 | 17-18 | Степени сравнения прилагательных. Супплетивизм форм. | ||
96 | 19 | Качественные прилагательные. | ||
97-99 | 20-22 | Не с прилагательными. Не с прилагательными на –МЫЙ. | ||
100 | 23 | Относительные прилагательные. Значения относительных прилагательных. | ||
101-102 | 24-25 | Притяжательные прилагательные. Правописание притяжательных прилагательных. Нулевое окончание у притяж.прил.. | ||
103 | 26 | Прилагательное как член предложения. | ||
104 | 27 | Однородные определения. | ||
105 | 28 | Неоднородные определения. | ||
106-107 | 29-30 | Прилагательное в составе составного сказуемого. | ||
108 | 31 | Морфологический разбор прилагательного. | ||
109 | 32 | Прилагательное в словосочетании. Согласование. | ||
110 | 33 | Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Придаточное определительное в середине предложения. | ||
111 | 34 | Прилагательное в тексте. | ||
112 | 35 Р.Р. | Подробное изложение текста описания (упр.396). | ||
113 | 36 К 6 | Контрольная работа № 6. | ||
114 | 37 | Работа над ошибками. | ||
115 | 1 | Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных. | ||
116 | 2 | Морфологические признаки порядковых числительных. | ||
117 | 3 | Порядковые числительные как члены предложения. | ||
118 | 4 | Склонение порядковых числительных. | ||
119 | 5 | Морфологический разбор порядковых числительных. | ||
120 | 6 Р.Р. | Числительные в словосочетании, предложении и тексте. | ||
121 | 7 Р.Р. | Подробное изложение (упр.421). | ||
122 | 8 | Проверочная работа. | ||
123-124 | 1-2 | Грамматическое значение причастия. | ||
125-126 | 3-4 | Морфологические признаки глагола у причастия. | ||
127 | 5 | Морфологические признаки прилагательного у причастия. | ||
128-130 | 6-8 | Склонение причастий. | ||
131-134 | 9-12 | Управление. Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота. | ||
135 | 13 | Синонимия причастных оборотов и придаточных определительных. | ||
136 | 14 | Книжная лексика. Официально-деловая лексика. | ||
137 | 15 Р.Р. | Составление текста официально-делового стиля (автобиография). | ||
138-139 | 16-17 | Действительные и страдательные причастия. | ||
140 | 18 | Действительные причастия настоящего времени. | ||
141-144 | 19-22 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | ||
145-146 | 23-24 | Действительные причастия прошедшего времени. Гласные буквы перед суффиксом –ВШ. | ||
147-148 | 25-26 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | ||
149-150 | 27-28 | Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные буквы перед –НН-. | ||
151 | 29 К 7 | Контрольная работа № 7. | ||
152 | 30 | Краткие причастия. | ||
153 | 31 | Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий. | ||
154-158 | 32-36 | Отглагольные прилагательные. Переход прилагательных в причастия. Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных. | ||
159 | 37 | Одна Н в кратких страдательных причастиях. Отличие кр. прич. от наречий и кр.прил.. | ||
160-164 | 38-42 | Не с причастиями. Не с причастиями на –МЫЙ. | ||
165 | 43 | Причастия как члены предложения. Причастия в составе СИС. | ||
166-167 | 44 | Морфологический разбор причастия. | ||
168 | 45 К 8 | Контрольная работа № 8. | ||
169 | 46 | Работа над ошибками. | ||
170-171 | 47-48 Р.р. | Причастия в тексте. Сжатое изложение. | ||
172 | 1 | Разряды и морфологические признаки местоимений-прилагательных и местоимений-числительных. | ||
173 | 2 | Вопросительные и относительные местоимения. Относительные местоимения в роли союзных слов. | ||
174-175 | 3-4 | Неопределённые местоимения. | ||
176-177 | 5-6 | Отрицательные местоимения. | ||
178 | 7 Р.Р. | Сочинение-рассуждение. | ||
179-180 | 8-9 | Притяжательные местоимения. | ||
181 | 10 | Указательные местоимения. | ||
182 | 11 | Определительные местоимения. | ||
183-184 | 12-13 | Роль местоимений в простом и сложном предложении. | ||
185 | 14 | Морфологический разбор местоимения. | ||
186 | 15 | Роль местоимений в тексте. | ||
187-188 | 16-17 Р.Р. | Изложение с использованием местоимений. | ||
189 | 18К 9 | Контрольная работа № 9. | ||
190-191 | 19-20 | Работа над ошибками. | ||
192-204 | 1-13 | Уроки повторения и подготовки к экзамену. |
Содержание программы по русскому языку в 7 классе(170 часов в год, 5 часов в неделю)
Наименование разделов и тем | всего часов | содержание темы | контр. работ | работ по р/р |
Слово в языке и речи | 42 | Простое и сложное предложение. Простое осложнённое предложение. Сложные предложения разных видов. Разные виды связи в одном сложном предложении. Предложения с прямой и косвенной речью. Сжатие текста за счёт перевода прямой речи и диалога в косвенную речь. Функции знаков препинания. Самостоятельные части речи. Морфологический принцип русской орфографии. Буквенные и небуквенные орфограммы в самостоятельных частях речи. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Разграничение слитного-раздельного –дефисного написания сложных прилагательных в сходных конструкциях. | 2 | 4 |
Слова со значением «признак признака» и «признак действия» | 55 | Наречие в языке и речи. Общее грамматическое значение наречий. Лексические значения наречий, их изобразительная роль. Разряды наречий. Способы образования наречий. Отрицательные наречия. Правописание наречий (суффиксы -о-а, зависящие от способа образования наречия, дефис, буква Ь, НЕ с наречиями (расширенный список правил), слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений (расширенный список правил)). Неизменяемость. Грамматическая омонимия. Разграничение наречий и сходных слов. Лексическая сочетаемость наречий. Наречия в словосочетании, предложении и тексте. Категория состояния. Общее грамматическое, лексическое значение, морфологические признаки. Формы сравнения. Различение сравн. формы прил. и наречий. Роль в предложении. Деепричастие как особая форма глагола. Общее грамматическое значение. Морфологические признаки глагола и наречия у дееприч. Разграничение дееприч., прич. и наречия. Образование и правописание (гласные буквы перед суффиксами, НЕ-, НЕДО-) дееприч. Дееприч. С суф.-учи-ючи. Неизменяемость. Дееприч. оборот, его позиция в предложении. Ошибки в построении и употреблении д.о. Знаки препинания при д.о. Д.О. в соседстве с союзам, д.о. в сочетании с другими пунктограммами. Отсутствие запятых при д.о.. Лексическая сочетаемость дееприч. Роль дееприч. в предложении и тексте. | 3 | 6 |
Служебные слова. Предлог. | 11 | Предлог как часть речи. Разряды предлогов по структуре. Разряды по значению. Правописание предлогов через дефис. Производные и непроизводные предлоги, их правописание (расширенный список производных предлогов). Производные предлоги и сходные конструкции. Ошибки в предложно-падежных конструкциях. Нормы употребления предлогов. Особенности употребления предлогов в разных стилях речи. Синонимика производных и непроизводных предлогов. | 1 | 1 |
Союз. | 11 | Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Разряды союзов по роли в предложении. Виды сочинительных союзов. Ошибки при употреблении союзов с однородными сказуемыми. Союзы по строению. Союзы в предложениях разных структур. Правописание союзов. Отличие союзов от сходных слов. Союз как средство связи предложений в тексте. Союз и союзное слово. | 1 | 0 |
Частицы. | 17 | Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Модальные (смысловые) частицы (расширенный список). Грамматическая омонимия частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ (расширенный список правил). Правописание НЕ и НИ с разными частями речи (расширенный список правил). Изобразительная роль частиц в тексте. | 1 | 1 |
Междометия. | 2 | Междометие как часть речи. Группы междометий по значению, звукоподражательные слова. Интонационное выделение междометий. Остаточные падежные формы некоторых междометий. Знаки препинания при междометиях. Дефис в междометиях. Употребление междометий в значении других частей речи. | 0 | 0 |
Повторение, подготовка к экзамену. | 29 | Фонетика, графика, орфография, морфология. | 0 | 2 |
Развитие речи. | 14 | Стили речи. Виды публицистического стиля. Создание собственного текста в определённом стиле. Сжатое изложение. Творческое и грамматическое задание к тексту изложения. Рассуждение на морально-этическую тему. |
Планирование уроков русского языка в 7 классе по программе и учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой (170 часов). («Баллас», 2008 год)
№ | дата | коррек. | вид | Тема урока |
1 | 1 | Русский язык среди других славянских языков | ||
2 | 2 | Текст. Тексты разных типов. | ||
3 | 3 | Тексты разных стилей. | ||
4-5 | 4-5 | Тексты публицистического стиля. Портретный и пейзажный очерк. | ||
6-7 | 6-7 Р.Р. | Изложение публицистического стиля. | ||
8 | 8 | Предложение. Синтаксический разбор. | ||
9-10 | 9-10 | Однородные члены предложения. | ||
11-12 | 11-12 | Сложное предложение. Разделительные знаки препинания. Сочинение-рассуждение о разделительных знаках препинания. | ||
13-14 | 13-14 | Обращение. Вводные слова. Выделительные знаки препинания Сочинение-рассуждение о выделительных знаках . | ||
15-16 | 15-16 | Предложения с прямой и косвенной речью. Диалог. Сжатие текста за счёт перевода прямой речи в косвенную. | ||
17-18 | 17-18 К.р.№1. | Диктант. Работа над ошибками. | ||
19 | 19 | Части речи. Морфологический разбор. Самостоятельные и служебные части речи. Грамматическая омонимия. Морфологический принцип русской орфографии. | ||
20 | 20 | Имя прилагательное как часть речи и член предложения. | ||
21-23 | 21-23 | Буквенные и небуквенные орфограммы в прилагательных. | ||
24-27 | 24-27 | Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Различение дефисных и раздельных написаний прилагательных. | ||
28-29 | 28-29 | Причастие как часть речи и член предложения. Причастный оборот. П.о., имеющий в своём составе д.о. или другие осложнения. | ||
30-32 | 30-32 | Буквенные и небуквенные орфограммы в причастиях. | ||
33-34 | 33-34 Р.р. | Сочинение с грамматическим заданием. | ||
35 | 35 | Числительное как часть речи и член предложения. | ||
36-38 | 36-38 | Буквенные и небуквенные орфограммы в числительных. | ||
39 | 39 | Местоимение как часть речи и член предложения. | ||
43-44 | 40-41 | Буквенные и небуквенные орфограммы в местоимениях. | ||
45-46 | 42-43 К.р.№2 | Диктант. Работа над ошибками. | ||
47-48 | 1-2 | Наречие. Грамматическое значение наречия и его морфологические признаки. | ||
49 | 3 | Лексическое значение наречий. | ||
50 | 4 -5 Р.р. | Изложение с грамматическим заданием. | ||
51 | 6 | Способы образования наречий. Переход существительных в наречия, наречные выражения. | ||
52-53 | 7-8 | Сравнительная форма наречий. Отличие наречий и прилагательных в сравнительной степени. | ||
54 | 9 | Приставки НЕ и Ни в отрицательных наречиях. Отличие от отрицательных местоимений. | ||
55-56 | 10-11 | Суффиксальный и приставочно-суффиксальный способ образования наречий. А – О на конце наречий с приставками. | ||
57 | 12 | О – Е после шипящих на конце наречий. | ||
58-59 | 13-14 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Грамматическая функция буквы Ь. | ||
60 | 15 К.р.№3 | Диктант. | ||
61-63 | 16-18 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е. Раздельное и слитное написание НЕ с наречиями, образованными от разных частей речи. (Расширенный список правил.) | ||
64-66 | 19-21 | Одна и две буквы Н в наречиях на –о, -е. Отличие наречий от кратких причастий. | ||
67-69 | 22-24 | Дефисное написание наречий. (Расширенный список правил.) | ||
70-73 | 25-28 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от разный частей речи. | ||
74-75 | 29-30 Р.р. | Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. | ||
76-77 | 31-32 | Наречие как член предложения. Виды обстоятельств. | ||
78 | 33 | Морфологический разбор наречий. | ||
79 | 34 | Наречие в словосочетании. Примыкание. | ||
80-81 | 35-36 | Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени. | ||
82 | 37 | Наречия в художественном и публицистическом стилях речи. | ||
83-84 | 38-39 К.р.№4 | Диктант. Работа над ошибками. | ||
85-86 | 40-41 | Категория состояния как часть речи. Категория состояния в роли составного именного сказуемого. | ||
87 | 42 | Деепричастие. Грамматическое значение деепричастия. | ||
88 | 43 | Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия. Переход деепричастий в наречия. | ||
89-91 | 44-46 | Деепричастный оборот. Выделение д.о. запятыми на письме. Деепричастный оборот в предложениях с другими пунктограммами. Деепричастный оборот после и перед союзами.. | ||
92-93 | 47-48 | Не с деепричастиями. Глаголы и деепричастия с НЕДО- и НЕ ДО-. | ||
94 | 49 | Деепричастие как член предложения. | ||
95 | 50 | Морфологический разбор деепричастия. | ||
96 | 51 | Деепричастие в словосочетании. Примыкание. | ||
97 | 52 | Деепричастие в разных стилях речи. Ошибки в употреблении д.о. и одиночных деепричастий. | ||
98 | 53 К.р.№5 | Диктант. | ||
99-100 | 54-55 Р.р. | Изложение с творческим заданием. | ||
101 | 1 | Служебные части речи. | ||
102 | 2 | Предлог как часть речи. Простые и составные предлоги. | ||
103-104 | 3-4 | Производные и непроизводные предлоги. Грамматическая омонимия. | ||
105-106 | 5-6 | Написание производных предлогов (расширенный список предлогов). | ||
107 | 7 | Морфологический разбор предлога. | ||
108-109 | 8-9 | Употребление предлогов. Употребление предлогов согласно, вопреки, благодаря и т.п. Ошибки при управлении с предлогами. | ||
110 | 10 К.р.№6 | Диктант. | ||
111 | 11 Р.р. | Сочинение –рассуждение по прочитанному тексту. | ||
112-113 | 1-2 | Союз как часть речи. Простые и составные союзы. | ||
114-115 | 3-4 | Сочинительные и подчинительные союзы. Союзы одиночные, повторяющиеся. | ||
116-117 | 5-6 | Производные и непроизводные союзы. Грамматическая омонимия. | ||
118-119 | 7-8 | Слитное написание производных союзов. Разграничение союзов и сходных частей речи. | ||
120 | 9 | Морфологический разбор союза. | ||
121 | 10 | Союзы в тексте. | ||
122 | 11 К.р.№7 | Диктант. | ||
123 | 1 | Частица как часть речи. | ||
124 | 2 | Разряды частиц. Значения модальных частиц. Употребление формообразующих частиц. | ||
125 | 3 | Раздельное и дефисное написание частиц. | ||
126-129 | 4-7 | Употребление и разграничение на письме частиц НЕ и НИ. | ||
130-133 | 8-11 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | ||
134 | 12 | Частица НИ и союз НИ-НИ. | ||
135 | 13 | Морфологический разбор частиц. | ||
136 | 14 | Частицы в тексте. | ||
137 | 15 Р.р. | Изложение с творческим заданием. | ||
138-139 | 16-17 К.р.№8 | Диктант. Работа над ошибками. | ||
140-141 | 1-2 | Междометие как часть речи. | ||
142-170 | 1-29 | Уроки повторения изученного в 5-7 классах; подготовка к переводному экзамену. | ||
150-151 | 6-7 Р.Р. | Изложение проблемного текста с творческим заданием. |
Учебно – тематический план рабочей программы по русскому языку в 8 классе
Наименование разделов и тем | всего часов | содержание темы, количество часов | контр. работ | работ по р/р |
Синтаксис. Пунктуация. Речь. | 5 | Предмет изучения синтаксиса. Русские учёные-лингвисты о русском синтаксисе. | - | 1 |
Словосочетание. | 5 | Функция словосочетания, его строение, способы связи в словосочетании. Структура и степень спаянности компонентов сл.сч. Цельные словосочетания. Виды цельных словосочетаний. Ошибки при управлении. | - | 2 |
Виды простых предложений. | 5 | Функция предложения. Виды предложений по цели высказывания, распространённости, строению и структуре. Риторические вопросы и восклицания. Вопросно-ответная форма повествования. Прямой и обратный порядок слов. Инверсия как изобразительное средство. Логическое ударение. Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания. | 1 | 1 |
Грамматическая основа предложения. | 12 | Подлежащее. Способы выражения подлежащего. Инфинитив в роли подлежащего. Субстантивированные способы выражения подлежащих. Типы сказуемых. Способы выражения сказуемых. Роль слова «быть» в предложении. Осложнённое ПГС. Субъективный и объективный инфинитив. Отличие СГС от ПГС. Виды модальных глаголов. Способы выражения именной части в СИС. Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Причины отсутствия тире между гл.членами. | 1 | 1 |
Односоставные и неполные предложения. | 8 | Типы односоставных предложений. Типы безличных и назывных предложений. Стилистические функции односоставных предложений. Типы неполных предложений. Разграничение неполных и односоставных предложений. Парцелляция. | 1 | 1 |
Второстепенные члены предложения. | 12 | Согласованные и несогласованные определения. Приложение как вид определения. Прямые и косвенные дополнения. Инфинитив в роли второстепенного члена предложения. Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Сравнительный оборот и сказуемое с сравнительным союзом. | - | 2 |
Однородные члены предложения. | 8 | Союзная и бессоюзная связь между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов, а также с другими пунктограммами. Однородные члены, удалённые друг от друга другими членами предложения. Стилистические функции однородных членов. Градация. | 1 | 1 |
Обособленные члены предложения. | 22 | Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств (расширенный список правил). Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Запятые и тире при обособлении. | 1 | 2 |
Обращение. | 4 | Обращение и его роль в речи. Знаки препинания при обращении. Несколько обращений в предложении. Личные местоимения в роли обращения. Обращение в разных стилях речи. | - | 2 |
Вводные слова, предложения и вставные конструкции. | 5 | Смысловые разряды вводных слов (расширенный список значений). Запятые при вводных словах. Разграничение вводных слов и членов предложения. Вводное слово внутри обособления, при обобщающем слове. Слова, неспособные выполнять роль вводных. Синонимия вводных слов и вводных предложений. Значение и роль вставных конструкций. Интонационные особенности предложений с вводными конструкциями. Тире и скобки при вставных конструкциях. Слова-предложения, их стилистическая роль и знаки препинания при словах-предложениях. | - | - |
Развитие речи. | 21 | Синтаксические средства художественной выразительности. Способы сжатия текста. Создание собственного текста в разных стилях речи. Тезисы и доклад. Конспектирование. | ||
Повторение. | 20 | Повторение изученного по всем разделам языкознания. Орфографический анализ текста. | 1 | 8 |
Планирование уроков русского языка в 8 классе по программе и учебнику
Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучёвой (102 часа). (Издательство «Баллас», 2007 год)
№ | вид урока | дата | коррек. | тема |
Повторение и углубление изученного в 5-7 классах | ||||
1. | 1 | Фонетика и графика. Классификация звуков русского языка. Слог, ударение, интонация. | ||
2. | 2 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. | ||
3. | 3 | Типы орфограмм. Орфограммы – гласные и согласные буквы. | ||
4. | 4 | Орфограммы – буквы Ъ и Ь. Орфограммы – большие буквы. | ||
5. | 5 | Орфограммы – пробелы, дефисы, контакты. | ||
6. | 6 | Орфографический анализ текста. | ||
7. | 7К.р.№1 | Контрольная работа №1. Сжатое изложение. | ||
Синтаксис и пунктуация. | ||||
8. | 1 | Синтаксис. Основные единицы синтаксиса. | ||
9-10. | 2-3 | Словосочетание. Виды словосочетаний. Виды цельных словосочетаний. | ||
11-12. | 4-5 Р.Р. | Синтаксический разбор словосочетаний. Ошибки в предложно-падежных формах. Лексическая избыточность и тавтология в словосочетании. | ||
13. | 1 | Предложение. Классификация предложений. | ||
14. | 2 | Пунктуация. Функция знаков препинания. Сочинение-рассуждение о роли знаков препинания. | ||
15. | 3 | Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространённые и нераспространённые. | ||
16. | 4 | Предложения односоставные и двусоставные. | ||
17. | 5 К.р.№2 | Контрольная работа №2. | ||
18-19. | 1-2 | Способы выражения подлежащего. Инфинитив в роли подлежащего. Субстантивированные способы выражения подлежащих. | ||
20-21. | 3-4 | Способы выражения сказуемого. Простое глагольное сказуемое. Осложнённое ПГС. | ||
22-23. | 5-6 | Составное глагольное сказуемое. Роль инфинитива. Отличие ПГС от СГС. | ||
24-25. | 7-8 | Составное именное сказуемое. Способы выражения именной части. | ||
26-28. | 9-11 | Тире между подлежащим и сказуемым. Условия отсутствия тире. | ||
29. | 12 К.р.№3 | Контрольная работа №3. Сжатое изложение. | ||
30-32. | 1-3 | Определение. Способы выражения определения. Согласованное и несогласованное определение. Роль инфинитива. | ||
33-35. | 4-6 | Приложение как вид определения. Приложения собственные и нарицательные. | ||
36-37. | 7-8 | Дополнение. Способы выражения дополнения. Прямое и косвенное дополнение. Роль инфинитива. | ||
38-39. | 9-10 | Обстоятельство. Виды обстоятельств. Роль инфинитива. Сравнительный оборот в роли обстоятельства. Члены предложения, вводимые сравнительными союзами. | ||
40-41. | 11-12 Р.Р. | Соединение разных типов речи в одном тексте. Отзыв о книге. Сжатое изложение. | ||
42-43. | 1-2 | Определённо-личные и неопределённо-личные предложения. Обобщённо-личные разновидности предложений. | ||
44-45. | 3-4 | Безличные предложения. Разновидности безличных предложений. | ||
46. | 5 | Назывные и номинативные предложения. | ||
47. | 6 К.р.№4 | Контрольная работа №4. | ||
48-49. | 7-8 | Понятие о неполных предложениях. Тире в неполном предложении. Парцелляция. Односоставные и неполные предложения как синтаксическое средство выразительности языка. | ||
50. | 9 Р.Р. | Публицистический стиль. Соединение стилей в одном тексте. Портретный очерк. | ||
51-53. | 1-3 | Предложения с однородными членами предложения. Знаки препинания при однородных членах. Градация. | ||
54-55. | 4-5 | Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Сочетание с другими пунктограммами. | ||
56-57. | 6-7 | Однородные и неоднородные определения (расширенный список правил). | ||
58. | 8 К.р.№5 | Контрольная работа №5. | ||
59. | 1 | Понятие об обособлении. Причины и признаки обособления. | ||
60-63. | 2-5 | Обособленные определения. Пунктуация при обособленных определениях. (Расширенный список правил.) Обособление при помощи тире. | ||
64-66. | 6-8 | Обособленные приложения (расширенный список правил). | ||
67-68. | 9-10 Р.Р. | Сочинение с грамматическим заданием. | ||
69. | 11 | Обособленные дополнения. | ||
70-71. | 12-13 | Обособленные обстоятельства, выраженные д.о. и одиночными деепричастиями. Обособленные обстоятельства в соседстве с союзами. | ||
72-73. | 14-15 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | ||
74-75. | 16-17 | Обособление уточняющих членов предложения. | ||
76-77. | 18-19 | Сравнительный оборот. Знаки препинания при сравнительном обороте. Запятая при сравнительных союзах в других синтаксических конструкциях. | ||
78. | 20 К.р.№6 | Контрольная работа №6. | ||
79-80. | 21-22 | Пояснительные и присоединительные члены предложения. | ||
81-83. | 1-3 | Вводные слова и вводные предложения. Слова, ошибочно принимаемые за вводные. Вводные слова после однородных членов перед обобщающим словом. | ||
84-85. | 4-5 | Вставные предложения. Тире и скобки при вставных конструкциях. Сочетание с другими пунктограммами. | ||
86-87. | 1-2 | Предложения с обращениями. Несколько предложений в одном предложении, в том числе связанные союзами. | ||
88-89. | 3-4 Р.Р. | Изложение текста с вводными словами и обращениями. | ||
90. | 8 | Систематизация знаний по лексике и фразеологии. Общеупотребительная лексика. | ||
91. | 9 | Лексика, ограниченная в употреблении. Диалектные и профессиональные слова. Виды словарей. | ||
92. | 10 Р.Р. | Сочинение с употреблением необщеупотребительной лексики. | ||
93. | 11 | Этимология. Происхождение слов русского языка. Праязык. Индоевропейские языки. Глаголица и кириллица. | ||
94. | 12 Р.Р. | Устная и письменная речь. Разговорный стиль. | ||
95. | 13 Р.Р | Изложение с включением отрывка разговорного стиля. | ||
96. | 14 | Морфемика. Способы словообразования. Чередования внутри морфем и на стыке морфем. | ||
97. | 15 | Морфология. Классификация частей речи. Систематизация знаний о самостоятельных и служебных частях речи. | ||
98-99. | 16-17 Р.Р. | Изложение с элементами рассуждения. Рассказ на основе услышанного. | ||
100. | 18 Р.Р. | Научный стиль. Рассуждение с элементами повествования. | ||
101. | 19 Р.Р. | Тезисы и конспект. Доклад. | ||
102. | 20 | Консультация к переводному экзамену. |
Учебно – тематический план рабочей программы по русскому языку в 9 классе
Наименование разделов и тем | всего часов | содержание темы, количество часов | контр. работ | работ по р/р |
Ведение | 2 | Русский язык как национально-культурный феномен, отражающий духовно-нравственный опыт народа. Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Современная лингвистика о проблемах изучения текста. | - | - |
Синтаксис простого предложения (повторение) | 7 | Главные и второстепенные члены предложения. Осложнённое простое предложение. Пунктуационный и синтаксический разбор простого предложения. Орфографический разбор текста. | 1 | 2 |
Синтаксис сложного предложения. | 2 | Виды сложных предложений. Средства связи частей сложного предложения. Парцелляция. | - | - |
Способы передачи чужой речи. | 11 | Основные и вспомогательные способы передачи чужой речи. Пунктуация при прямой речи. Прямая речь внутри слов автора. Косвенная речь. Оформление косвенной речи. Оформление диалога. Перевод диалогической части текста в авторскую. Способы цитирования. Пунктуация при цитировании. Оформление эпиграфа. | 1 | 1 |
Сложносочинённое предложение. | 6 | Союзы и значения ССП. Запятая в ССП. Отсутствие запятой при наличии общих второстепенных членов, вводных слов и других элементов. Тире в ССП. Стилистические функции ССП. Синонимика простых и ССП. | 1 | 1 |
Сложноподчинённое предложение. | 33 | Строение СПП. Союзы и союзные слова. Роль указательного слова. Парцелляция. Виды придаточных предложений. Место придаточного определительного, синонимика придаточных определительных и обособленных определений. Запятая между частями СПП. СПП с несколькими придаточными. Типы подчинения в таких предложениях. Отсутствие запятой при однородном подчинении. Запятая на стыке подчинительных союзов. | 2 | 6 |
Бессоюзное предложение. | 8 | Средства связи в БСП. Синонимика БСП, ССП и простых предложений. Стилистические функции БСП. Запятая, точка с запятой, тире и двоеточие в БСП. | 1 | 1 |
Предложения с разными видами связи. | 9 | Компоненты предложений смешанного типа. Запятая на стыке сочинительных и подчинительных союзов. Понятие периода. | 1 | 2 |
Развитие речи. | 14 | Способы сжатия текста изложения. Сочинение на лингвистическую тему. Сочинение в разных стилях речи. Сочинение- рассуждение по проблемному тексту. Обобщение знаний о тексте. | ||
Повторение и обобщение изученного в 5-9 классах. | 17 | Повторение всех основных разделов языкознания. Обобщение изученного в форме лингвистического анализа текста. | - | 2 |
Планирование уроков русского языка в 9 классе по программе и учебнику
Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучёвой (102 часа). (Издательство «Баллас», 2011 год)
№ | дата | коррек. | вид | Тема урока |
1 | 1 | Введение. Русский язык как отражение духовно-нравственного опыта народа. | ||
2 | 2 | Русские учёные – лингвисты. | ||
3 | 1 | Повторение. Орфографический анализ текста. | ||
4 | 2 | Повторение. Словосочетание. | ||
5 | 3 | Повторение. Простое предложение. Виды предложений. Типы сказуемых. | ||
6 | 4 | Повторение. Пунктуация в простом предложении. | ||
7 | 5 К 1 | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 8 классе». | ||
8-9 | 6-7 Р.Р. 1 | Упрощение как способ сжатия текста. Сжатое изложение с творческим заданием. | ||
10 | 1 | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Несобственно прямая речь; передача при помощи вводных слов. | ||
11 | 2 | Слова автора в позиции после прямой речи. Слова автора в позиции перед прямой речью. | ||
12 | 3 | Слова автора внутри прямой речи. Точка и запятая перед второй частью прямой речи. | ||
13 | 4 | Диалог. Перевод диалогической речи в авторскую. | ||
14 | 5 | Предложения с косвенной речью. | ||
15 | 6 | Перевод прямой речи в косвенную. | ||
16 | 7 | Цитаты и знаки препинания при них. Введение прозаических цитат в авторскую речь. | ||
17 | 8 | Введение поэтических цитат в авторскую речь. Оформление эпиграфа | ||
18 | 9 К 2 | Контрольная работа по теме «Способы передачи чужой речи». | ||
19 | 10 | Научный стиль. Разновидности научного стиля. | ||
20 | 11 Р.Р. 2 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | ||
21 | 1 | Повторение и систематизация изученного о сложном предложении. Виды сложных предложений. | ||
22 | 2 | Синонимия простых и сложных предложений. | ||
23 | 1 | Стилистические функции сложносочинённого предложения. Одиночные союзы как средство связи частей ССП. | ||
24 | 2 | ССП, связанные при помощи повторяющихся и двойных союзов. | ||
25 | 3 | Общий элемент для частей ССП как причина отсутствия запятой в предложении. (Общий второстепенный член, общее вводное слово и другие элементы.) | ||
26 | 4 | Пунктуация в ССП. Тире и точка с запятой между частями ССП. | ||
27 | 5 К 3 | Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение». | ||
28 | 6 Р.Р. 3 | Сочинение-рассуждение по прочитанному научно-популярному тексту. | ||
29 | 1 | Сложноподчинённое предложение с одним придаточным. Строение СПП. Средства связи между частями СПП. | ||
30 | 2 | Подчинительные союзы и союзные слова. Роль указательного слова. | ||
31 | 3 | Виды придаточных предложений. Знаки препинания в СПП. | ||
32 | 4 | Значение и строение СПП с придаточным определительным. | ||
33 | 5 | Место придаточного определительного в предложении. Положение придаточного внутри СПП. | ||
34 | 6 | Синонимика СПП с придаточным определительным и простого предложения с причастным оборотом. | ||
35 | 7 | Пунктуация при придаточном определительном. | ||
36 | 8 | Значение и строение СПП с придаточным изъяснительным. | ||
37 | 9 | Местоименные изъяснительные придаточные. Роль указательного слова. | ||
38 | 10 | Пунктуация в СПП с придаточным изъяснительным. | ||
39 | 11 | Публицистический стиль. | ||
40-41 | 12-13 Р.Р. 4 | Обобщение как способ сжатия текста. Сжатое изложение с творческим заданием. | ||
42 | 14 | СПП с придаточными обстоятельственными, их значения и строение. | ||
43 | 15 | СПП с придаточными образа действия и степени. | ||
44 | 16 | СПП с придаточными места. | ||
45 | 17 | СПП с придаточными времени. | ||
46 | 18 | СПП с придаточными условия. | ||
47 | 19 | СПП с придаточными причины и цели. | ||
48 | 20 | СПП с придаточными сравнения. Синонимия с простыми предложениями со сравнительными оборотами. | ||
49 | 21 | СПП с придаточными уступки и следствия. | ||
50 | 22 | СПП с придаточными присоединительными. | ||
51 | 23 К 4 | Контрольная работа по теме «СПП с одним придаточным» | ||
52 | 24 Р.Р. 5 | Сочинение на лингвистическую тему. | ||
53 | 25 Р.Р. 6 | Сочинение- рассуждение по прочитанному публицистическому тексту. | ||
54 | 26 | СПП с несколькими придаточными. Типы подчинения. | ||
55 | 27 | Пунктуация в СПП с несколькими придаточными. | ||
56-57 | 28-29 | Запятая на стыке союзов в СПП с несколькими придаточными. | ||
58 | 30 | Отсутствие запятой при однородном соподчинении. | ||
59 | 31 К 5 | Контрольная работа по теме «СПП с несколькими придаточными» | ||
60-61 | 32-33 Р.Р. 7 | Исключение как способ сжатия текста. Сжатое изложение с творческим заданием. | ||
62 | 1 | Бессоюзное предложение. Средства связи частей БСП. | ||
63 | 2 | Стилистические функции БСП. Синонимика БСП и ССП. | ||
64 | 3 | Запятая и точка с запятой между частями БСП. | ||
65 | 4 | Двоеточие в БСП. | ||
66 | 5 | Тире в БСП. | ||
67 | 6 | Знаки препинания в БСП. | ||
68 | 7 К 6 | Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» | ||
69 | 8 Р.Р. 8 | Сочинение – рассуждение по прочитанному публицистическому тексту с грамматическим заданием. | ||
70 | 1 | Многокомпонентные предложения, их строение и средства связи. | ||
71-73 | 2 | Запятые в сложных предложениях с разными видами связи. | ||
74-75 | 3 | Запятая на стыке сочинительных и подчинительных союзов в многокомпонентных предложениях. | ||
76 | 4 | Художественный стиль. Понятие периода. | ||
77-78 | 5 К 7 | Итоговая контрольная работа за курс 9 класса. | ||
79-80 | 8-9 Р.Р. 9 | Использование нескольких способов сжатия текста. Сжатое изложение с творческим заданием. | ||
81-82 | 1 | Повторение. Фонетика, графика, орфография. | ||
83-84 | 2 | Повторение. Лексика, фразеология, стилистика. | ||
85-86 | 3 | Повторение. Морфемика, словообразование, орфография. | ||
87-88 | 4 | Повторение. Морфология, орфография. | ||
89-90 | 5 | Повторение. Синтаксис, пунктуация. Роль знаков препинания в письменной речи. | ||
91-92 | 6-7 Р.Р. 10 | Сочинение-рассуждение по прочитанному научно-популярному тексту. | ||
93-96 | 8-11 | Художественный стиль и публицистический стиль. Средства художественной выразительности: лексические, морфологические, синтаксические. | ||
97-102 | 12-17 | Резервные уроки. Уроки – консультации к устному экзамену. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Бунеева
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы ...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса по программе Бунеева
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, список литературы...
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе. Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения. Программа детализирует и раскрыв...
Рабочая программа по русскому языку для XI класса по программе Р.Н Бунеева
Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание учебного предмета, учебно-тематический план....
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечения для 5–9 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой
Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев*) и составляет вместе с ней описание непр...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствиями с положениями ФГОС к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2012).
Рабочая программа адаптирована для подразделения надомного обучения и расчитана на 2 часа в неделю....