Русский язык как основа воспитания личности
статья по русскому языку по теме
В статье "Русский язык как основа воспитания личности" рассказывается о формах и методах работы, способствующих воспитанию личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_kak_osnova_vospitaniya_lichnosti.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык как основа воспитания личности
С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают новые слова и выражения. Чтобы воспитать настоящую личность, необходимо с детства прививать любовь к языку и воспитывать культуру общения. С чего начинается любовь к родному языку? Прежде всего, с любви к языку родного края. Родные места – это всё, что окружает и сопровождает ребят в детстве. В том числе и речь. Речь тех, кто вводит их в прекрасный мир жизни. С детства ребята слышат сказки, песни бабушек. Нужно научить детей чувствовать и воспринимать родную речь, внимательно к ней относиться. Надо учить понимать не только то, что говорят, но и то, как говорят. Определять в речи то, что делает её точной, своеобразной, привлекательной. Богат и выразителен язык русского народа. Это неоднократно отмечали русские писатели. С глубоким чувством отзывался о народной речи Л.Н. Толстой: «Что за прелесть народная речь! И картинно, и трогательно, и серьёзно». Выразительность народной речи ярко проявляется в пословицах и поговорках. По подсчётам учёных, их в русском языке насчитывается свыше ста тысяч. В них выражены мудрость народа, его ум и сметливость. На уроках литературы мы изучаем пословицы, поговорки. Но этого недостаточно. В нашей школе ведётся постоянная работа по изучению диалектных слов, пословиц, поговорок и других жанров фольклора. Мы составили словарь диалектных слов нашего края, иллюстрируя его примерами фрагментов из народных песен, частушек, загадок. В 2012 учебном году представляли словарь на научно – практической конференции. Ученица, представлявшая работу, стала победителем областной научно – практической конференции «Летопись сибирских деревень». То есть, прививая любовь к языку родного края, мы воспитываем в детях патриотические чувства, что должно быть присуще настоящей личности. И если дети в своей речи будут употреблять пословицы и поговорки, то их речь станет красивее, интереснее, богаче и образнее.
Чтобы дети любили свой родной язык, говорили и писали правильно, необходимо вовлекать их в творческую деятельность. Ребята должны участвовать в различных конкурсах.
Русский язык великий и могучий! «Нет ничего в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом …», - так говорил о нашем языке Константин Паустовский. Да, действительно, в русском языке множество прекрасных слов. Зачем же придумывать слова, которые не являются литературной нормой? Я бы хотела заострить внимание на сленге. В среде юношества это языковое явление процветает. Я считаю, что жаргонизмы – явление отрицательное в языке. Хотя существование жаргона есть непременный признак всякого живого языка. Только мёртвые языки их не имеют. Исторически так сложилось, что жаргонизмы «живут» в языке. А в современное время, я бы сказала, «процветают». Почему? Изменения в политической и экономической жизни общества влекут за собой изменение языковой ситуации. Ярким подтверждением этого может служить современное состояние языка. В настоящее время наблюдается ослабление контроля над средствами массовой информации. Наблюдается проникновение жаргонизмов на радио и телевидение, в рекламу и кино, в повседневную речь. Особенно вызывает тревогу речь молодых людей и подростков. Многие из них вообще отказываются от литературного языка, разговаривают на сленге. Эта проблема обсуждается в средствах массовой информации, печати и у нас в школе. Вывод один: употребление жаргонизмов – явление отрицательное в языке. Но с экранов телевизоров каждый день продолжает звучать призыв: «Оттянись со вкусом!» Даже в детских мультфильмах употребляются жаргонизмы. Надо ли бороться с этим явлением? Да! Языковая культура должна сопровождать нас всю жизнь. Жаргонизмы засоряют речь взрослых и речь детей. И страшно то, что молодые люди не понимают этого, а считают, что жаргонизмы украшают их речь, делают особенной. Поэтому необходима пропаганда культуры языка не от случая к случаю, а постоянно и настойчиво. Прежде всего очень требовательно должны относиться к своей речи журналисты, телеведущие, учителя. Именно их речь является образцом для детей. Я считаю, что в школах постоянно должна идти борьба за правильную и грамотную речь. У нас в школе проходят беседы, викторины по культуре речи, игры и другие мероприятия. Мы писали исследовательскую работу «Жаргонизмы в речи школьников». В ходе исследования мы выясняли причины возникновения жаргонизмов, проводили анкетирование, делали сравнительный анализ сленга своих сверстников и наших родителей. Мы пришли к выводу, что нужно обращать внимание родителей, общества на то, как говорят дети. Молодые люди должны понимать, что жаргон не является нормой. Учащимся нужно дать совет: «Говорите на сленге только в своей компании, в неофициальной обстановке, не допускайте употребления жаргонизмов в школе, в общественных местах, в обществе взрослых. А лучше не употребляйте их вообще в своей речи». Помните слова А.Н. Толстого: «Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке». Слово – одежда мысли. Без высокой культуры речи, без соблюдения норм речевого этикета нет культурного человека! Человека, который употребляет в своей речи грубые и бранные слова, нельзя назвать настоящей личностью. Дети должны помнить, что словом можно спасти человека, но можно и тяжело ранить!
Нужно быть непримиримым к тем, кто допускает в своей речи грубые слова! Забота о культуре речи имеет не только личное, но и общественное значение. Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку. Неиссякаемое богатство русской речи – это наше народное достояние. Нам его беречь и умножать!
Давайте говорить красиво!
Русский язык великий и могучий! «Нет ничего в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом …», - так говорил о нашем языке Константин Паустовский. Да, действительно, в русском языке множество прекрасных слов. Зачем же придумывать слова, которые не являются литературной нормой? Я бы хотела заострить внимание на сленге. В среде юношества это языковое явление процветает. Я считаю, что жаргонизмы – явление отрицательное в языке. Хотя существование жаргона есть непременный признак всякого живого языка. Только мёртвые языки их не имеют. Исторически так сложилось, что жаргонизмы «живут» в языке. А в современное время, я бы сказала, «процветают». Почему? Изменения в политической и экономической жизни общества влекут за собой изменение языковой ситуации. Ярким подтверждением этого может служить современное состояние языка. В настоящее время наблюдается ослабление контроля над средствами массовой информации. Наблюдается проникновение жаргонизмов на радио и телевидение, в рекламу и кино, в повседневную речь. Особенно вызывает тревогу речь молодых людей и подростков. Многие из них вообще отказываются от литературного языка, разговаривают на сленге. Эта проблема обсуждается в средствах массовой информации, печати и у нас в школе. Вывод один: употребление жаргонизмов – явление отрицательное в языке. Но с экранов телевизоров каждый день продолжает звучать призыв: «Оттянись со вкусом!» Даже в детских мультфильмах употребляются жаргонизмы. Надо ли бороться с этим явлением? Да! Языковая культура должна сопровождать нас всю жизнь. Жаргонизмы засоряют речь взрослых и речь детей. И страшно то, что молодые люди не понимают этого, а считают, что жаргонизмы украшают их речь, делают особенной. Поэтому необходима пропаганда культуры языка не от случая к случаю, а постоянно и настойчиво. Прежде всего очень требовательно должны относиться к своей речи журналисты, телеведущие, учителя. Именно их речь является образцом для детей. Я считаю, что в школах постоянно должна идти борьба за правильную и грамотную речь. Молодые люди должны понимать, что жаргон не является нормой. Учащимся хочу дать совет: «Говорите на сленге только в своей компании, в неофициальной обстановке, не допускайте употребления жаргонизмов в школе, в общественных местах, в обществе взрослых. А лучше не употребляйте их вообще в своей речи». Помните слова А.Н. Толстого: «Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке». Слово – одежда мысли. Без высокой культуры речи, без соблюдения норм речевого этикета нет культурного человека! Человека, который употребляет в своей речи грубые и бранные слова, нельзя назвать настоящей личностью. Помните, что словом можно спасти человека, но можно и тяжело ранить!
Нужно быть непримиримым к тем, кто допускает в своей речи грубые слова! Забота о культуре речи имеет не только личное, но и общественное значение. Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку. Неиссякаемое богатство русской речи – это наше народное достояние. Нам его беречь и умножать!
Яук Н.В., учитель русского языка и литературы;
МКОУ Седельниковская СОШ №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитание ценностного отношения к русскому языку как средство развития личности"
Статья актуальна своей теоретической и практической направленностью. Методологическая наука определяет родной язык как главную духовную ценность народа и основу формирования у школьников ценностного о...
«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»
Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...
«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»
Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...
Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"
Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...
Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося
Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать...
" Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка как средства воспитания творческой одаренной личности"
Доклад по теме " Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка..."...
Родительский лекторий. "Народная культура - основа воспитания личности"
Лекция для родителей с демонстрацией презентации...