Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: Причастие
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
План урока обобщения знаний в 6 классе на тему "Причастие". Урок-практикум.
Цели:
1. Систематизировать знания о причастии; продолжить работу по отработке орфографических и пунктуационных навыков правописания причастий; показать роль причастий и причастных оборотов в создании текстов художественного стиля;
2. Развитие грамотности письма, монологической речи, развитие умения доказывать.
3. Воспитание любви к родному краю, аккуратности, внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_6_klasse.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Кабанское районное управление образованием
МБОУ «Посольская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по русскому языку в 6 классе
Тема: Причастие
Учитель русского языка и литературы:
Михайлова Елена Владимировна
Урок обобщения знаний
Урок – практикум
Цели: 1. А) систематизировать знания о причастии;
Б) продолжить работу по отработке орфографических и пунктуационных навыков правописания причастий;
В) показать роль причастий и причастных оборотов в создании текстов художественного стиля;
2. Развитие грамотности письма, монологической речи, развитие умения доказывать.
3. Воспитание любви к родному краю, аккуратности, внимания.
Оборудование: схемы, компьютер, презентация, перфокарты, оценочный лист, фотография Байкала.
Ход урока
- Орг. момент
- Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Причастие». (Слайд 1)
- Запишите число и тему урока.
- Определите цели урока:
Дети: Вспомнить и повторить всё, что мы знаем о причастии.
Уметь применять изученные правила на практике. (Слайд 2)
- Ваша работа на уроке будет оценена комплексно, поэтому работать надо дружно на протяжении всего урока. Баллы будем вносить в оценочный лист.
Критерии:
2 – выполнено правильно и в полном объёме.
1 – есть недостатки и негрубые ошибки.
0 – выполнено с грубейшими ошибками.
2. Морфологическая разминка
- Итак, 1 задание. А оценить вашу работу на этом этапе мы попросим гостей.
Предлагаю поиграть. Я загадаю слово из этих предложений, ваша задача угадать его. Вы можете задать по 3 вопроса, на которые я буду отвечать «Да» или «Нет», но только на прямой вопрос «Это слово….» я ответить не могу. Задание понятно? (Ответив на 3 вопроса ДА или НЕТ, дети называют задуманное мною слово из этого текста)
- Перед вами предложения. (Слайд 3)
Ночь лучезарная смотрит на скошенный луг.
Во дворе стояли незапряженные кони.
Внимание! Я готова отвечать на ваши вопросы.
(Дети задают вопросы). Например:
- Это слово является причастием? (Да)
- В этом слове 13 букв? (Нет)
Ответ: это слово – скошенный.
Поиграть с 3-4 словами. Останавливаюсь на слове «незапряженные».
- Расскажите определение причастия. (Определение на доску)
- Докажите, что слова скошенный и незапряженные являются причастиями.
(Схему на доску, а оценочные листы раздать детям)
- Ваша работа на этом этапе оценена, посмотрите свои оценочные листы.
- Кто не согласен, если «да», то почему?
3. Умение видеть причастие в тексте.
Постараемся вспомнить всё, что вы узнали о причастии на предыдущих уроках.
Следующее задание я назвала поэтический тренинг.
В отрывках из стихотворений С. Есенина найти причастные обороты, объяснить знаки препинания, выписать причастия, распределив их в группы: действительные и страдательные причастия.
(Слайд 4)
Мне тоскливо, и скучно, и жалко,
Неуютно камин мой горит,
Но измятая фиалка
Всё о счастье былом говорит.
(одиночное причастие)
(Слайд 5)
Хочу концы земли измерить,
Доверясь призрачной звезде,
И в счастье ближнего поверить
В звенящей рожью борозде.
(Причастный оборот перед определяемым словом)
(Слайд 6)
Всё легче звон, прилипший на копытах,
То тонет в воздухе, то виснет на ракитах,
И лишь волна потянется в звезде,
Мелькают мухи пеплом по воде.
(Причастный оборот после определяемого слова)
(Слайд 7)
За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес, и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.
(Причастный оборот перед определяемым словом)
(Слайд 8 Насте – повышенный уровень)
Тихий отрок, чувствующий кротко,
Голубей целующих в уста, -
Тонкий стан с медлительной походкой
Я любил в тебе, моя мечта.
(Однородные причастные обороты, стоящие после определяемого слова)
- Прочитайте выразительно отрывок. Назовите причастные обороты, употребляемые автором в стихах.
Итог: как на письме обособляются причастия и причастные обороты. (Схему на доску)
В тетрадях и на доске:
Действительные страдательные
звенящей измятая
прилипший обвитый
- По каким признакам делятся причастия на действительные и страдательные? (схему на доску)
Взаимопроверка.
4. Н и НН в причастиях.
При изучении орфограмм встречающихся в причастиях, какая из орфограмм для вас показалась самой трудной? (Н и НН)
Расскажите правило написания данной орфограммы в причастиях? (схему на доску)
А в чем сложность?
- Уметь отличать причастия от прилагательных полных и кратких, а также в отглагольных прилагательных.
Работают на доске и в тетрадях.
Под диктовку.
Поле убрано, овощи сварены в кастрюле, прочитанная книга, печенный мамой торт, картошка испечена в золе, засеянное поле, израненный солдат, покусанные комарами животные, письмо не распечатано и не прочитано. (Вызвать 2 человека)
- На правописание каких орфограмм встретились вам слова? (Н и НН, НЕ с причастиями). (Правило и схему на доску)
Проверка сформированности навыка.
Перфокарта (вставить Н и НН). (дифференцированные задания)
1 | Покраше _ ый пол |
2 | Груже_ ые вагоны |
3 | Це_ ый товар |
4 | Картошка выкопа_ а |
5 | Сви…ой жир |
(Перфокарты я проверяю сразу на уроке и у всех, с помощью одного прокола острым предметом, например, шилом.)
(Прокол только под цифрой 1 и 3 )
- Только там, где сделан прокол пишется НН, в остальных случаях Н.
Давайте выясним, почему?
Объяснение.
Оцените. (Спросить, кто что себе поставил и почему).
5. Проверка пунктуационных навыков.
- Пред вами иллюстрация, на которой изображён берег Байкала. Посмотрите!
Как красив Байкал в любое время года. И мы, живущие здесь должны беречь и охранять эту красоту.
Задание: используйте причастные обороты, заполняя пропуски в данных предложениях.
Расставьте знаки препинания.
На этой иллюстрации изображён Байкал, чарующий своей красотой.
Огромные волны, ещё не скованные морозом, шлифуют камни. Эти разноцветные россыпи, переливающиеся в лучах солнца, украшают берег вокруг озера.
Резкий порыв ветра вспугнул задремавшую чайку. Взмахнув крылом, она улетела в синюю даль.
Можно часами смотреть на эту живописную панораму Байкала.
Прочитайте весь текст.
- Какова роль причастий и причастных оборотов в создании текстов художественного стиля. (Они уточняют, дополняют, помогают более полно и точно описывать предметы и явления).
Итог урока.
Оценки за урок выставляются как среднее арифметическое за все этапы работы. Д/З
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:"Правописание приставок при- и пре-".
Правописание приставок при- и пре-....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"
Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".
Конспект урока русского языка по учебнику М.Т.Баранова. Урок закрепления сведений по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания при нём"...
Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"
Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...