Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: Причастие
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Елена Владимировна Михайлова

 

План урока обобщения знаний в 6 классе на тему "Причастие". Урок-практикум.

Цели:

1. Систематизировать знания о причастии; продолжить работу по отработке орфографических и пунктуационных навыков правописания причастий; показать роль причастий и причастных оборотов в создании текстов художественного стиля;

2. Развитие грамотности письма, монологической речи, развитие умения доказывать.

3. Воспитание любви к родному краю, аккуратности, внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_6_klasse.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Кабанское районное управление образованием

МБОУ «Посольская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок по русскому языку в 6 классе

Тема: Причастие

                                                                        Учитель русского языка и литературы:

                                                               Михайлова Елена Владимировна

Урок обобщения знаний

Урок – практикум

Цели: 1. А) систематизировать знания о причастии;

               Б) продолжить работу по отработке орфографических и пунктуационных навыков правописания причастий;

               В) показать роль причастий и причастных оборотов в создании текстов художественного стиля;

            2. Развитие грамотности письма, монологической речи, развитие умения доказывать.

            3. Воспитание любви к родному краю, аккуратности, внимания.

Оборудование: схемы, компьютер, презентация, перфокарты, оценочный лист, фотография Байкала.

Ход урока

  1. Орг. момент

 - Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Причастие». (Слайд 1)

 - Запишите число и тему урока.

 - Определите цели урока:

 Дети: Вспомнить и повторить всё, что мы знаем о причастии.

            Уметь применять изученные правила на практике. (Слайд 2)

 - Ваша работа на уроке будет оценена комплексно, поэтому работать надо дружно на протяжении всего урока. Баллы будем вносить в оценочный лист.

Критерии:

2 – выполнено правильно и в полном объёме.

1 – есть недостатки и негрубые ошибки.

0 – выполнено с грубейшими ошибками.

2. Морфологическая разминка

 - Итак, 1 задание. А оценить вашу работу на этом этапе мы попросим гостей.

Предлагаю поиграть. Я загадаю слово из этих предложений, ваша задача угадать его. Вы можете задать по 3 вопроса, на которые я буду отвечать «Да» или «Нет», но только на прямой вопрос «Это слово….» я ответить не могу. Задание понятно?  (Ответив на 3 вопроса ДА или НЕТ, дети называют задуманное мною слово из этого текста)

 - Перед вами предложения. (Слайд 3)

 Ночь лучезарная смотрит на скошенный луг.

Во дворе стояли незапряженные кони.

Внимание!  Я готова отвечать на ваши вопросы.

 (Дети задают вопросы). Например:

-  Это слово является причастием? (Да)

- В этом слове 13 букв? (Нет)

Ответ: это слово – скошенный.

       Поиграть с 3-4 словами. Останавливаюсь на слове «незапряженные».

- Расскажите определение причастия. (Определение на доску)

- Докажите, что слова скошенный  и незапряженные являются причастиями.

(Схему на доску, а оценочные листы раздать детям)

- Ваша работа на этом этапе оценена, посмотрите свои оценочные листы.

- Кто не согласен, если «да», то почему?

3. Умение видеть причастие в тексте.

 Постараемся вспомнить всё, что вы узнали о причастии на предыдущих уроках.

Следующее задание я назвала поэтический тренинг.

В отрывках из стихотворений С. Есенина найти причастные обороты, объяснить знаки препинания, выписать причастия, распределив их в группы: действительные и страдательные причастия.

(Слайд 4)

Мне тоскливо, и скучно, и жалко,

Неуютно камин мой горит,

Но измятая фиалка

Всё о счастье былом говорит.

(одиночное причастие)

(Слайд 5)

Хочу концы земли измерить,

Доверясь призрачной звезде,

И в счастье ближнего поверить

В звенящей рожью борозде.

(Причастный оборот перед определяемым словом)

(Слайд 6)

Всё легче звон, прилипший на копытах,

То тонет в воздухе, то виснет на ракитах,

И лишь волна потянется в звезде,

Мелькают мухи пеплом по воде.

(Причастный оборот после определяемого слова)

 

(Слайд 7)

За горами, за желтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес, и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

(Причастный оборот перед определяемым словом)

 

(Слайд 8 Насте – повышенный уровень)

Тихий отрок, чувствующий кротко,

Голубей целующих в уста, -

Тонкий стан с медлительной походкой

Я любил в тебе, моя мечта.

(Однородные причастные обороты, стоящие после определяемого слова)

- Прочитайте выразительно отрывок. Назовите причастные обороты, употребляемые автором в стихах.

Итог: как на письме обособляются причастия и причастные обороты. (Схему на доску)

В тетрадях и на доске:

Действительные                                                       страдательные

звенящей                                                                       измятая

прилипший                                                                   обвитый

- По каким признакам делятся причастия на действительные и страдательные? (схему на доску)

Взаимопроверка.

4. Н и НН в причастиях.

При изучении орфограмм встречающихся в причастиях, какая из орфограмм для вас показалась самой трудной? (Н и НН)

Расскажите правило написания данной орфограммы в причастиях? (схему на доску)

А в чем сложность?

- Уметь отличать причастия от прилагательных полных и кратких, а также в отглагольных прилагательных.

Работают на доске и в тетрадях.

Под диктовку.

Поле убрано, овощи сварены в кастрюле, прочитанная книга, печенный мамой торт, картошка испечена в золе, засеянное поле, израненный солдат, покусанные комарами животные, письмо не распечатано и не прочитано.  (Вызвать 2 человека)

- На правописание каких орфограмм встретились вам слова? (Н и НН, НЕ с причастиями). (Правило и схему на доску)

Проверка сформированности навыка.

Перфокарта (вставить Н и НН).  (дифференцированные задания)

1

Покраше _  ый пол

2

Груже_ ые вагоны

3

Це_ ый товар

4

Картошка выкопа_ а

5

Сви…ой жир

 

 (Перфокарты я проверяю сразу на уроке и у всех, с помощью одного прокола острым предметом, например, шилом.)

(Прокол только под цифрой 1 и 3 )

- Только там, где сделан прокол пишется НН, в остальных случаях Н.

Давайте выясним, почему?

Объяснение.

Оцените. (Спросить,  кто что себе поставил и почему).

5. Проверка пунктуационных навыков.

   - Пред вами иллюстрация, на которой изображён берег Байкала. Посмотрите!

Как красив Байкал в любое время года. И мы, живущие здесь должны беречь  и охранять эту красоту.

Задание: используйте причастные обороты, заполняя пропуски в данных предложениях.

Расставьте знаки препинания.

        На этой иллюстрации изображён Байкал, чарующий своей красотой.

 Огромные волны, ещё не скованные морозом, шлифуют камни. Эти разноцветные россыпи, переливающиеся в лучах солнца,  украшают берег вокруг озера.

Резкий порыв ветра вспугнул задремавшую чайку. Взмахнув крылом, она улетела в синюю даль.

Можно часами смотреть на эту живописную панораму Байкала.

Прочитайте весь текст.

- Какова роль причастий и причастных оборотов в создании текстов художественного стиля. (Они уточняют, дополняют, помогают более полно и точно описывать предметы и явления).

Итог урока.

Оценки за урок выставляются как среднее арифметическое за все этапы работы. Д/З


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"

Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".

 Конспект урока русского языка по учебнику М.Т.Баранова. Урок закрепления сведений по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания при нём"...

Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"

Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...