Методическая литература
учебно-методическое пособие по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Об уроках развития речи
Можно ли преодолеть неумение и нежелание учеников слышать, читать и осваивать художественную речь?
Одним из наиболее актуальных способов является поддержка ученика, его веры в успех.
Сотрудничество с учеником, сотворчество - терпение, умение дождаться вкладов не завтра и даже не послезавтра, но к концу обучения постепенно, поэтапное сопровождение трудного ученика к миру культуры - чтение, слушание, собственного творчества.
Способы поддержки могут быть разные: для умения “услышать” слово в художественном тексте – многократное его чтение разными людьми, имеющие разное интонационно- речевые особенности, воздействие словом на воображение, эмоции; для умения говорить – алгоритмизация ответов, сначала коротких, и речь, например, рассказ по образцам; для умения анализировать – специальные тренинги на доступном для учеников по объему и интересном по содержанию материале, а также другие примеры, ведущие к пробуждению, пусть робкому вначале, желание самому сказать слово.
Бытует мнение, что большинство школьников 10-11 классов способны оценить художественную значимость произведения, используя в своих оценках обобщения эстетического характера.
Как правило, это не подтверждается. Ученики редко на экзаменах подтверждают оценки аттестатов: ответы схематичные, шаблонные. Уже не удивляет равнодушие к классике.
Поэтому учитель – профессионал каждый день решает одни и те же задачи: сблизить с писателем конкретных своих учеников, вырастить читателей, вывести в широкий мир жизни искусства.
Создать педагогическую ситуацию, в которой учитель успешно организует общение с художественным произведением и писателем всегда сложно.
Общение с искусством предполагает способность переносить себя в незнакомую жизненную ситуацию, выходить за пределы своего опыта. Сделать это ученику всегда трудно: не хватает знания о жизни, о человеке, опыта чувств.
Для подростков урок литературы – это часть его жизни, которую он активно проживает, когда ему интересно или четко осознает полезность происходящего. Ведь у него постоянно вертится на языке: “ Зачем мне все это нужно?” Все наши утверждения, что все это необходимо для образования, для его блага – чаще всего остаются пустым звуком.
Урок литературы – это воздействие учителя на ученика. Это воздействие требует особого прочтения литературных произведений, в которых усилены эмоциональные начала и нравственная проблематика, актуальные для учеников. Поиски произведений, нравственно актуальных для осознания учениками творческих приемов для интерпретации текста, родственных художественному мышлению автора, составляют основную сложность в деятельности учителя – словесника. Необходимы поиски взаимной востребованности педагога и подростка.
Самое главное для учителя – активно, творчески работать с текстом, учить аргументировать и высказывать свое мнение.
Для организации такой работы предлагаются алгоритмы анализа эпизода и поэтического текста. Необходимо включить и работу по развитию речи. В последнее время беспомощность в написании сочинений рождает списывание с учебных пособий.
Поэтому предлагается переход к сочинению от малых письменных форм ( ответ – рассуждение, сочинение – миниатюра, лирическая зарисовка, создание портретов героев и т.д.)
Начать, возможно, лучше со знакомства с учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Список используемой мной учебной и методической литературы
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА5 КЛАССРусский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М. М. Разумовская и др. Москва: Дрофа, 2011Литература. 5 класс в двух частях. Учебная хрестоматия для общеоб...
Обзор методической литературы
Доклад по физкультуре "Обзор методической литературы и публикаций по физической культуре". ...
Обзор новинок методической литературы из своего опыта работы.
Обзор новинок методической литературы из своего опыта работы.Разнообразие методической и учебной литературы представляет определенную сложность для педагога школы который должен выбрать один из ...
Обзор методической литературы по теме: "Строение ядра"
В статье представлен обзор методической литературы по теме: "Строение ядра эукариотической клетки", выявлено как изменялась структура урокасо временем....
Обзор новой методической литературы
Обзор новой методической литературы 2011-2012 годов....
Ссылки на интернет-ресурсы : источники и методическая литература
Уважаемые коллеги! Привожу 2 ссылки на интернет-ресурсы по коррекционной педагогике и др разделам образования.1-ая.Педагогическая библиотека.Содержит разделы: Педагогика, Логопедия, Психология, Дефект...
Особенности урока искусства в общеобразовательной школе в научно-методической литературе.
Особенности урока искусства в общеобразовательной школе в научно-методической литературе....