Сценарий урока по теме "Вводные слова в предложении".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Понятие "вводное слово" предлагаю ввести с использованием задачной формы обучения. Путём исследования учащиеся приходят к выводу, что не все члены предложения являются членами предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_po_teme.docx | 13.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока по теме: «Вводные слова в предложении».
Цели урока:
1 познакомить учащихся с понятием «вводное слово»;
2 научить различать понятия «член предложения» и «не член предложения»;
3 познакомить с пунктуацией в предложениях с вводными словами.
Ход урока.
- Сообщение темы, задач урока.
- Синтаксический разбор предложений:
Недалеко в прохладной мгле, казалось, приросли к скале две сакли дружною четой.
Ему это только кажется.
Тёмное небо над освещённой улицей казалось тёмным, тяжёлым облаком.
(Знаки препинания в предложениях заранее не расставлены).
-- В первом предложении каким членом предложения является слово «казалось»?
(Некоторые учащиеся считают, что это сказуемое, некоторые- включили его в состав глагольного сказуемого).
--Согласуются ли грамматически подлежащее «две сакли» и сказуемое «казалось»? (Нет).
(Получился сбой. Учащиеся поняли, что не могут автоматически переносить имеющееся у них знание о грамматических основах предложения на данный случай).
--Вспомните, какую структуру по определению должно иметь составное глагольное сказуемое.
-- Правильно, глагол в составном сказуемом должен обозначать начало, конец или продолжение действия, а второй должен стоять в инфинитиве.
--Какой частью речи является слово «казалось» в первом предложении? (Глагол).
--Является ли это слово сказуемым? (Нет, т.к. к нему нельзя поставить вопрос от подлежащего).
-- К какому выводу пришли? («Казалось» в первом предложении- это: не сказуемое, не часть глагольного сказуемого, т.к.сказуемым является слово «приросли»).
--Итак, мы видим, что перед нами глагол, но он не является сказуемым.
--Может, это другой какой-то член предложения?
--Что вообще можно считать членом предложения? (К члену предложения можно задать определённый вопрос, это то, что находится либо в позиции управляющего, либо в позиции управляемого в предложении. Это то, что согласуется (в числе, роде, падеже) с другими членами предложения).
--Что не является членом предложения?
--Все ли слова в предложении являются членами предложения?
--Итак, является ли «казалось» членом предложения? (Нет).
--Да, в предложении могут быть слова, не являющиеся членами предложения. Они называются вводными словами , выделять их надо с двух сторон запятыми.
--Если это слово не является членом предложения, то какова его функция? (Его функция в том, чтобы придать сообщаемому оттенок вероятности).
3 Рефлексия.
--Так почему же вам не удалось определить в начале урока, каким членом предложения является «казалось»?
--Расскажите, как мы пришли к различению «член предложения/не член предложения».
--Что вам дало новое знание?
4 Закрепление материала.
--Придумайте предложения с вводными словами. Продиктуйте их соседу по парте. Обсудите, какие знаки препинания необходимо поставить, что является членом предложения, а что не является таковым, какова функция вводного слова в каждом предложении.
5 Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных предложениях
Урок с использованием таблиц, творческих заданий, интерактивной доски...
Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении"
Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении" для учащихся 4 кл. , обучающихся по программе 7 вида. Урок-закрепление пройденного материала....
Урок - исследование "Порядок слов в предложении"
Урок-исследование...
Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями
Предложенная презентация напоминает о необходимости отличать вводные слова и сочетания от слов и сочетаний, не являющихся таковыми, и в зависимости от этого правильно ставить знаки препинания. В матер...
Тема урока: Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению
Цели:- дать понятие о вводных конструкциях как средстве выражения субъективной оценки к высказыванию, познакомить со значениями вводных слов;- формировать умение выражать определённые отношения к выск...
Методическая разработка урока Тема: « Обобщающие слова в предложениях с однородными членами» 5класс
Предмет, класс: урок русского языка в 5 классеТип урока: урок изучения новых знанийЦель:А) (образовательная ) сформировать знания об обобщающих словах, выработать умение правильно писать предложения с...
Конспект урока по русскому языку "Простое предложение.. Стилистические функции и роль порядка слов в простом предложении."
Определение ПП. Стилистические функции и роль порядка слов в ПП....