Сценарий урока по теме "Вводные слова в предложении".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Яблонская Лиана Сергеевна

Понятие "вводное слово" предлагаю  ввести с использованием задачной формы обучения. Путём исследования учащиеся приходят к выводу, что не все члены предложения являются членами предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_po_teme.docx13.94 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока по теме: «Вводные слова в предложении».

Цели урока:

1 познакомить учащихся с понятием «вводное слово»;

2 научить различать понятия «член предложения» и «не член предложения»;

3 познакомить с пунктуацией в предложениях с вводными словами.

                                   Ход урока.

  1. Сообщение темы, задач урока.
  2. Синтаксический разбор предложений:

Недалеко в прохладной мгле, казалось, приросли к скале две сакли дружною четой.

Ему это только кажется.

Тёмное небо над освещённой улицей казалось тёмным, тяжёлым облаком.

(Знаки препинания в предложениях заранее не расставлены).

-- В первом предложении каким членом предложения является слово «казалось»?

(Некоторые учащиеся  считают, что это сказуемое, некоторые- включили его в состав глагольного сказуемого).

--Согласуются ли грамматически подлежащее «две сакли» и сказуемое «казалось»? (Нет).

(Получился сбой. Учащиеся поняли, что не могут автоматически переносить имеющееся у них знание о грамматических основах предложения на данный случай).

--Вспомните, какую структуру по определению должно иметь составное глагольное сказуемое.

-- Правильно, глагол в составном сказуемом должен обозначать начало, конец или продолжение действия, а второй должен стоять в инфинитиве.

--Какой частью речи является слово «казалось» в первом предложении? (Глагол).

--Является ли это слово сказуемым? (Нет, т.к. к нему нельзя поставить вопрос от подлежащего).

-- К какому выводу пришли? («Казалось» в первом предложении- это: не сказуемое, не часть глагольного сказуемого, т.к.сказуемым является слово «приросли»).

--Итак, мы видим, что перед нами глагол, но он не является сказуемым.

--Может, это другой какой-то член предложения?

--Что вообще можно считать членом предложения? (К члену предложения можно задать определённый вопрос, это то, что находится либо в позиции управляющего, либо в позиции управляемого в предложении. Это то, что  согласуется (в числе, роде, падеже) с другими  членами предложения).

--Что не является членом предложения?

--Все ли слова в предложении являются членами предложения?

--Итак, является ли «казалось» членом предложения? (Нет).

--Да, в предложении могут быть слова, не являющиеся членами предложения. Они называются вводными словами , выделять их надо с двух сторон запятыми.

--Если это слово не является членом предложения, то какова его функция? (Его функция в том, чтобы придать сообщаемому оттенок вероятности).

3 Рефлексия.

--Так почему же вам не удалось определить в начале урока, каким членом предложения является «казалось»?

--Расскажите, как мы пришли к различению «член предложения/не член предложения».

--Что вам дало новое знание?

4 Закрепление материала.

--Придумайте предложения с вводными словами. Продиктуйте их соседу по парте. Обсудите, какие знаки препинания необходимо поставить, что является членом предложения, а что не является таковым, какова функция вводного слова в каждом предложении.

5 Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных предложениях

Урок   с  использованием  таблиц, творческих  заданий, интерактивной  доски...

Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении"

Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении" для учащихся 4 кл. , обучающихся по программе 7 вида. Урок-закрепление пройденного материала....

Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями

Предложенная презентация напоминает о необходимости отличать вводные слова и сочетания от слов и сочетаний, не являющихся таковыми, и в зависимости от этого правильно ставить знаки препинания. В матер...

Тема урока: Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению

Цели:- дать понятие о вводных конструкциях как средстве выражения субъективной оценки к высказыванию, познакомить со значениями вводных слов;- формировать умение выражать определённые отношения к выск...

Методическая разработка урока Тема: « Обобщающие слова в предложениях с однородными членами» 5класс

Предмет, класс: урок русского языка в 5 классеТип урока: урок изучения новых знанийЦель:А) (образовательная ) сформировать знания об обобщающих словах, выработать умение правильно писать предложения с...