Олимпиадные задания по русскому языку, 9 класс
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) по теме
Олимпиадные задания в 2 вариантах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiadnye_zadaniya_po_russkomu_yazyku_9_klass.docx | 16.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по русскому языку, 9 класс.
1 вариант.
Задание 1. Запишите фонетическую транскрипцию данного предложения. Укажите все фонетические и графические явления, с которыми вы столкнулись:
Около прорубки белые голубки.
Задание 2. Расставьте ударения в следующих словах:
мозаика, квартал, соболезнование, корысть, перчить, индустрия, эксперт, диспансер, медикаменты, углубленный, регулировать.
Задание 3. Объясните логическое значение данных заимствованных слов. Замените их русскими синонимами:
Сентиментальный, ротационный, комментарий, компромисс, привилегия, триумф.
Задание 4. Раскройте смысл народных сравнений:
Свалился как снег на голову;
вертится как белка в колесе;
набито как сельдей в бочке;
пишет как курица лапой;
нужен как телеге пятое колесо;
крепок как молодой дубок.
Задание 5. Найдите грамматические основы дынных предложений. Чем выражено подлежащее и как с ним согласуется сказуемое?
Вошла Фенечка с Митей на руках (И. Тургенев). С баржи несли раненых. Некоторые стонали, но большинство молчало (К. Симонов). Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик (Л. Толстой).
Задание 6. Чем объяснить, что одни слова выходят из употребления, а другие появляются в языке? Приведите примеры таких слов. Как называются разделы науки о языке, которые изучают слова и фразеологизмы?
Задание 7. Составьте и запишите с данными существительными словосочетания, в которых бы эти существительные стояли в дательном, предложном и родительном падежах единственного числа.
Укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово. Назовите способ их связи (согласование, управление, примыкание):
Добл…сть, профе…ия, к…лектив.
Задание 8. Вставьте пропущенные буквы, обозначив орфограммы. Расставьте знаки препинания, объясните их. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
Какие художественные средства использует автор? К какому стиля речи можно отнести этот текст? Обоснуйте свой выбор:
Звезды еще сверкали остро и холодно но небо на восток… уже стало светлеть. Деревья (по) немногу выступали из тьмы и по вершинам их вдруг прошелся такой сильный и свежий ветер что лес сразу ожил зашумел полн…звучно и звонко.
Через несколько минут ветер стих и деревья (с)нова застыли в холодном оц…пенени… . Настала такая полная и торжеств...ная тишина что (с)разу стали слышны все (пред)утр…ние лесные звуки жадная грызня волков на соседней поляне осторожное тявканье лисиц и первые еще (не)увер…ные удары проснувшегося дятла.
(По Б. Полевому.)
2 вариант.
Задание 1. Определите количество букв и звуков в данных словах:
традиция, ориентир, шинель, гигантский, асфальт, рояль, коллектив.
Задание 2. Объясните лексическое значение данных заимствованных слов и приведите их русские эквиваленты.
Инертный, экологический, прогрессивный, дискуссия, диалог, дебют, информация.
Задание 3. Подберите к каждой паре слов примеры, чтобы эти слова были правильно употреблены в речи.
иллюстрация - иллюминация, отвергать - опровергать, основание - обоснование, искусный - искусственный, декларация - декорация, нетерпимый - нестерпимый.
Задание 4. Чем различаются фразеологизмы?
Китайская грамота, филькина грамота.
Задание 5. Расставьте знаки препинания. Найдите в стихотворении синонимы.
Бураны вьюги и метели
Как много с ними канители
Как много шума толкотни
Как надоели мне они!
Так проворчал мороз угрюмый
И речку лед сковал без шума
Деревья скрыла седина
И наступила
Тишина. (В. Берестов)
Задание 6. Укажите односоставные предложения (в том числе и в составе сложных), назовите их вид.
- Без конца еду, а погода не унимается. Все залило, мосты разнесло.
- Мутная вода. Белые волны хлещут по глине.
- Вот и паром. Надо переправляться на ту сторону.
- Темнеет. Ямщик молчит.
(А. Чехов)
Задание 7. Расставьте знаки препинания. Определите вид придаточных предложений. Обоснуйте свой ответ. Составьте схемы предложений.
- Я посмотрел на клен и увидел как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист вздрогнул на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам.
- Тишина стоявшая в низкорослом полесье встретила нас как только мы выехали за ворота усадьбы.
- По утрам когда нельзя пройти по траве и десяти шагов чтобы не промокнуть до нитки от росы воздух на Прорве пахнет горьковатой корой травянистой свежестью осокой. (К. Паустовский)
Задание 8. Составьте эссе из 8-10 предложений.
При наступлении весны каждого человека непременно охватывает волнение…
(Эссе - разновидность очерка. Главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссеистский стиль отличается образностью, афоричностью, близостью к разговорной речи.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс
Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...
олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах
олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс
Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....
олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса
Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии, морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....
Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.
Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....
Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс
данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов...
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...