Олимпиадные задания по русскому языку, 11 класс
олимпиадные задания по русскому языку (11 класс) по теме
Олимпиадные задания в 2 вариантах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по русскому языку, 11 класс.
1 вариант.
Задание 1. Напишите фонетическую транскрипцию данного предложения, укажите все фонетические и графические явления, с которыми вы столкнулись.
Ежи на своих колючках таскают мягкий мох и сухие листья.
Задание 2. К иноязычным словам подберите русские слова-синонимы.
Остановиться в кемпинге. Писать мемуары. Работать с энтузиазмом. Импортировать товары. Ампутировать палец.
Задание 3. Назовите имена известных русских лингвистов.
Задание 4. Подберите слова с таким составом:
Задание 5. Можно ли слова хитрый и хищник назвать однокоренными? Объясните их происхождение и значение.
Задание 6. Почему мы так говорим?
Дело в шляпе, жить на большую ногу, достать из-под земли, на лбу написано, играть на нервах.
Задание 8. Какой частью речи являются выделенные слова? От каких грамматических форм они образованы? Как называется это явление?
Капля.
В полях, не кошенных косой,
Все утро дождик шел косой.
Дочь грома - капля - егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо Земли боясь взглянуть.
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она стекла.
(Л. Кондырев.)
Задание 8. Составьте с каждым словом словосочетание. Укажите строение и грамматическое значение составленных словосочетаний.
Ид…алы, прогр…сивный, мирово…рение, гиган…ский, коло…сальный, совреме…ик, пр…в…легированный, чу…твовать, эш…лоны,. пр…образовать.
Задание 9. Лингвистический анализ текста. (План лингвистического анализа прилагается.)
молодой человек во фраке и плаще робким и трепетным шагом пошел в ту сторону где разв…вался вдали пестрый плащ то откидывающ…йся ярким блеском по мере приближения к свету фонаря, то мгнове…о покрывающ…йся тьмою по удалению от него. Сердце его билось и он невольно ускорял свой шаг свой. Он не смел и думать о том чтобы получить какое-нибудь право на внимание улетавшей красавицытем более допустить такую черную мысль о какой намекал ему пору…чик Пирогов но ему хотелось только увидеть дом жаметить где имеет ж…лище это прелес…ное создание которое казалось слетело с неба прямо на Невский проспект и верно улетит неизвестно куда. (Н.В.Гоголь)
Лингвистический анализ текста
- Назвать род литературы, к которому принадлежит анализируемый текст: проза, поэзия, драма.
- Указать тему (о чем) и основную мысль (идею) текста.
- Определить жанр и его основные черты.
- Выявить особенности организации (строения) анализируемого отрывка:
а) наличие (отсутствие) абзацев в прозаическом тексте, их начало и конец, смысловая соотнесенность;
б) количество строф, их построение, начало и конец; стихотворный размер, ритмика поэтического произведение;
в) соотношение реплик и ремарок, длина реплик, их смысловое соответствие и взаимосвязь в драматическом произведении.
- Произвести анализ каждой строки (строфы, реплики) по плану:
а) фонетическая организация и ее особенности ("звукопись", т.е. наличие аллитераций, повторов и перекличек звуковых рядов или их очевидное отсутствие);
б) морфологическая структура (слова каких частей речи преобладают и почему; в каких формах стоят слова, соотношение форм времени глаголов, взаимосвязь с ними причастий и деепричастий; роль прилагательных и наречий при конкретизации названного существительными и глаголами предмета речи и его действия, состояния);
в) синтаксическая организация (сложные и простые предложения, однотипность (разнотипность) частей сложного предложения; наличие союзов и их роль; повторы или пропуски слов и их значение; связь слов в тексте, использование разных по цели высказывания и эмоциональной окраске предложений);
г) образный речевой строй (употребление слов в переносных значениях; использование метафор, в том числе олицетворения, овеществления; использование метонимий, в том числе синекдохи; стилистические фигуры и тропы; приемы, например, градация); употребление стилистически окрашенной лексики (книжные, просторечные, разговорные и др.);
д) особенности языка данного автора (излюбленные фразеологизмы, создание индивидуально-авторских неологизмов, опорные - ключевые слова).
6. Использование метода стилистического эксперимента (искусственно заменить, предложив свой вариант, слова, словосочетания, обороты, конструкции, порядок частей) для доказательства целесообразности отбора автором и точности применения именно тех изобразительно-выразительных средств, которые служат в анализируемом тексте для воплощения его основной мысли (идеи).
2 вариант.
Задание 1. Расставьте ударения в словах.
Верба, диагноз, каталог, коклюш, некролог, принудить, ходатайствовать, фарфор, простыня, облегчить, издавна, ремень, столяр, диспансер.
Задание 2. Вставьте вместо точек слова, данные в скобках..
1.… курс истории, …пиджак (краткий, короткий).
2. …дети, …суждения (здравый, здоровый).
3.…вещи, … нравы (чуждый, чужой).
- … каменные глыбы, …турбину (вращать, ворочать).
- Заводской …, надежный … (страж, сторож).
Задание 3. Какие словари вы знаете? Какую информацию о слове они несут? Назовите их. Составьте словарную статью для словообразовательного словаря о слове "багряный" ("грошовый").
Задание 4. При помощи графических обозначений покажите, как образованы данные слова. Каким способом?
Нефтепродукты, кое-где, предыстория, незнакомец, наслаждение, привкус.
Задание 5. Укажите значение данных слов.
Лаконичный, гипербола, коварный, инфекционный, банальный, тиран, апелляция, меломан.
Задание 6. Выполните полный разбор фразеологизма.
По щучьему велению.
Задание 7. Назовите 5-6 художественных произведений, названия которых включают антонимы.
Задание 8. Расставьте знаки препинания. Обозначьте в каждом предложении грамматическую основу.
День был теплый осенний и дождливый. Просторная перспектива ра…крывавшаяся с в…звышения где стояли русские батареи защ…щавшие мост то вдруг затяг…валась кисейн…м занавесом косого дождя то вдруг расш…рялась и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы точно покрытые лаком.
(Л.Н. Толстой "Война и мир".)
Задание 9.
Пунктуационный анализ предложений.
Объясните условия постановки или непостановки знаков препинания в отмеченных цифрами местах, опишите случаи возможной иной расстановки знаков препинания. Вставьте пропущенные буквы, сделайте, где необходимо, соединения, объясните орфограммы.
Есаул Половцев¹, живя у Якова Лукича², деятельно готовился к весне³, во…танию. Ночами он до кочетов просиживал в своей комнатушке, что…то писал, чертил химическим карандашом какие…то карты, читал. Иногда, загляд…вая к нему, Яков Лукич вид…л, как Половцев обычно сидел облокотясь, сунув пальцы в редеющие отросшие космы белесых волос. Сцепленные крутые челюсти его двигались, словно прож…вывали что…то непо…атливо твердое, глаза были полузакрыты. Только после нескольких окликов он поднимал голову, в крохотных, страшных неподвижностью зпачках его возгоралось озлобление. "Ну, чего тебе?" - спрашивал он ломающимся басом.
(М. Шолохов.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс
Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...
олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах
олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...
Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс
Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса
Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии, морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....
Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.
Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс
данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов...

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...