Олимпиадные задания по русскому языку, 11 класс
олимпиадные задания по русскому языку (11 класс) по теме

Эрдынеева Светлана Намсараевна

Олимпиадные задания в 2 вариантах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiadnye_zadaniya_po_russkomu_yazyku_11_klass.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку, 11 класс.

1 вариант.

Задание 1. Напишите фонетическую транскрипцию данного предложения, укажите все фонетические и графические явления, с которыми вы столкнулись.

Ежи на своих колючках таскают мягкий мох и сухие листья.

Задание 2. К иноязычным словам подберите русские слова-синонимы.

Остановиться в кемпинге. Писать мемуары. Работать с энтузиазмом. Импортировать товары. Ампутировать палец.

Задание 3. Назовите имена известных русских лингвистов.

Задание 4. Подберите слова с таким составом:

Задание 5. Можно ли слова  хитрый и хищник  назвать однокоренными? Объясните их происхождение и значение.

Задание 6. Почему мы так говорим?

Дело в шляпе, жить на большую ногу,  достать из-под земли, на лбу написано, играть на нервах.

Задание 8. Какой частью речи являются выделенные слова? От каких грамматических форм они образованы? Как называется это явление?

Капля.

В полях, не кошенных косой,

Все утро дождик шел косой.

Дочь грома - капля - егоза,

Кончая свой высотный путь,

Летела с круч, закрыв глаза,

В лицо Земли боясь взглянуть.

Скользнув с небесного стекла,

В ладонь цветка она стекла.

                                    (Л. Кондырев.)

Задание 8. Составьте  с каждым словом словосочетание. Укажите строение и грамматическое значение составленных словосочетаний.

Ид…алы,  прогр…сивный, мирово…рение, гиган…ский, коло…сальный, совреме…ик, пр…в…легированный, чу…твовать, эш…лоны,. пр…образовать.

Задание 9. Лингвистический анализ текста. (План лингвистического анализа прилагается.)

молодой человек во фраке и плаще робким и трепетным шагом пошел в ту сторону где разв…вался вдали пестрый плащ то откидывающ…йся ярким блеском по мере приближения к свету фонаря, то мгнове…о покрывающ…йся тьмою по удалению от него. Сердце его билось и он невольно ускорял свой шаг свой. Он не смел и думать о том чтобы получить какое-нибудь право на внимание улетавшей красавицытем более допустить такую черную мысль о какой намекал ему пору…чик Пирогов но ему хотелось только увидеть дом жаметить где имеет ж…лище это прелес…ное создание которое казалось слетело с неба прямо на Невский проспект и верно улетит неизвестно куда.                                                                                                                           (Н.В.Гоголь)

Лингвистический анализ текста

  1. Назвать род литературы, к которому принадлежит анализируемый текст: проза, поэзия, драма.
  2. Указать тему (о чем) и основную мысль (идею) текста.
  3. Определить жанр и его основные черты.
  4. Выявить особенности организации (строения) анализируемого отрывка:

а) наличие (отсутствие) абзацев в прозаическом тексте, их начало и конец, смысловая соотнесенность;

б) количество строф, их построение, начало и конец; стихотворный размер, ритмика поэтического произведение;

в) соотношение реплик и ремарок, длина реплик, их смысловое соответствие и взаимосвязь в драматическом произведении.

  1.  Произвести анализ каждой строки (строфы, реплики) по плану:

а) фонетическая организация и ее особенности ("звукопись", т.е. наличие аллитераций, повторов и перекличек звуковых рядов или их очевидное отсутствие);

б) морфологическая структура (слова каких частей речи преобладают и почему; в каких формах стоят слова, соотношение форм времени глаголов, взаимосвязь с ними причастий и деепричастий; роль прилагательных и наречий при конкретизации названного существительными и глаголами предмета речи и его действия, состояния);

в) синтаксическая организация (сложные и простые предложения, однотипность (разнотипность) частей сложного предложения; наличие союзов и их роль; повторы или пропуски слов и их значение; связь слов в тексте, использование разных по цели высказывания и эмоциональной окраске предложений);

г) образный речевой строй (употребление слов в переносных значениях; использование метафор, в том числе олицетворения, овеществления; использование метонимий, в том числе синекдохи; стилистические фигуры и тропы; приемы, например, градация); употребление стилистически окрашенной лексики (книжные, просторечные, разговорные и др.);

д) особенности языка данного автора (излюбленные фразеологизмы, создание индивидуально-авторских неологизмов, опорные - ключевые слова).

6. Использование метода стилистического эксперимента (искусственно заменить, предложив свой вариант, слова,  словосочетания, обороты, конструкции, порядок частей) для доказательства целесообразности отбора автором и точности применения именно тех изобразительно-выразительных средств, которые служат в анализируемом тексте для воплощения его основной мысли (идеи).

                                           2 вариант.

Задание 1. Расставьте ударения в словах.

Верба, диагноз, каталог, коклюш, некролог, принудить, ходатайствовать, фарфор, простыня, облегчить, издавна, ремень, столяр, диспансер.

Задание 2. Вставьте вместо точек слова, данные в скобках..

1.… курс истории, …пиджак (краткий, короткий).

2. …дети, …суждения (здравый, здоровый).

3.…вещи, … нравы (чуждый, чужой).

  1. … каменные глыбы, …турбину (вращать, ворочать).
  2. Заводской …, надежный … (страж, сторож).

Задание 3. Какие словари вы знаете? Какую информацию о слове они несут? Назовите их. Составьте словарную статью для словообразовательного словаря о слове "багряный" ("грошовый").

Задание 4. При помощи графических обозначений покажите, как образованы данные слова. Каким способом?

Нефтепродукты, кое-где, предыстория, незнакомец, наслаждение, привкус.

Задание 5. Укажите значение данных слов.

Лаконичный, гипербола, коварный, инфекционный, банальный, тиран, апелляция, меломан.

Задание 6. Выполните полный разбор фразеологизма.

По щучьему велению.

Задание 7. Назовите 5-6 художественных произведений, названия которых включают антонимы.

Задание 8. Расставьте знаки препинания. Обозначьте в каждом предложении грамматическую основу.

День был теплый осенний и дождливый. Просторная перспектива ра…крывавшаяся с в…звышения где стояли русские батареи защ…щавшие мост то вдруг затяг…валась кисейн…м занавесом косого дождя то вдруг расш…рялась и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы точно покрытые лаком.

                                                                                              (Л.Н. Толстой "Война и мир".)

Задание 9.

                           Пунктуационный анализ предложений.

Объясните условия постановки или непостановки знаков препинания в отмеченных цифрами местах, опишите  случаи возможной иной расстановки знаков препинания. Вставьте пропущенные буквы, сделайте, где необходимо, соединения, объясните орфограммы.

Есаул Половцев¹, живя у Якова Лукича², деятельно готовился к весне³, во…танию. Ночами он до кочетов просиживал в своей комнатушке, что…то писал, чертил химическим карандашом какие…то карты, читал. Иногда, загляд…вая к нему, Яков Лукич вид…л, как  Половцев обычно сидел облокотясь, сунув пальцы в редеющие отросшие космы белесых волос. Сцепленные крутые челюсти его двигались, словно прож…вывали что…то непо…атливо твердое, глаза были полузакрыты. Только после нескольких окликов он поднимал голову, в крохотных, страшных неподвижностью зпачках его возгоралось озлобление. "Ну, чего тебе?" - спрашивал он ломающимся басом.

                                                                                                               (М. Шолохов.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс

данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов...

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...