Олимпиадные задания по русскому языку, 10 класс
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс) по теме

Эрдынеева Светлана Намсараевна

Олимпиадные задания в 2 вариантах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiadnye_zadaniya_po_russkomu_yazyku_10_klass.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку, 10 класс

1вариант.

Задание 1. Выпишите слова, в которых рядом находятся  два гласных звука.

Стипендия, стипендиат, героизм, будущее, деятельный, силуэт, мозаика, идеал.

Задание 2. Вставьте нужные слова из скобок.

  1.  К.Д. Ушинский - знаменитый русский … В школу приехал новый … истории (педагог, преподаватель).
  2.  Выступавшие критиковали … в работе. Техник долго не мог обнаружить … мотора (недостатки, дефекты).
  3.  Лаборант провел  … крови. При фонетическом … слов ученик не сделал ни одной ошибки (анализ, разбор).

Задание 3. Составьте развернутый план ответа по теме : "Роль языка в жизни общества".

Задание 4. Выделить корень в словах.

Кликать, восклицать; корить, безукоризненный; сверхмощный, коротковолновый.

Задание 5. Найдите однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.

Сапог, сапожник, сапогом, сапожничать, сапожище, сапожки, сапогами, сапожный.

Задание 6. Укажите значение устаревших слов.

Аршин, алтын, ланиты, псалтырь, геенна, чело.

Задание 7. Допишите фразеологизмы.

Вариться …                                           Тянуть …

Унести …                                               Вскружить …

Дрожит …                                              Прожужжать …

Держать …                                             Взять …

Задание 8. Подумайте, какого значение слова анекдот во времена Пушкина А.С.?

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

 Хранил он в памяти своей.

(А.С. Пушкин "Евгений Онегин".)

Задание 9. Расставьте ударения в словах.

Сорит, полчаса, положил, шофер, памятуя, цемент, отчасти, паралич, премировать, ходатайствовать, хозяева, цыган, комбайнер, черпать.

Задание 10. Вставьте  пропущенные буквы, обозначив орфограммы. Расставьте знаки препинания, объясните их. Выполните синтаксический разбор второго предлжения.

Какие художественные средства использует автор?  Определите стиль текста, обоснуйте свой выбор.

Это была такая ночь какой уже я никогда (н..)  видала после. Полный Месяц стоял над домом за нами так что его (не) было видно и половина тени крыши столбов и полотна террасы наискось лежала на песч…ной дорожке и газонном круге. Остальное было все светло и облито сер…бром росы и месячного света. широкая цветочная дорожка по которой с одного края косо л…жились тени георгин и подпорок, вся светлая и холодная, блестя (не)ровным щебнем  уходила  в туман и (в)даль. Из(за) деревьев виднелась светлая крыша оранжереи и из(под) оврага подн…мался р…стущий туман.

                                                                                                                   (Л.Н.Толстой.)                                                                                                      

.

2 вариант.

Задание 1. Расставьте ударения в глаголах прошедшего времени, в кратких прилагательных и причастиях.

Гнать - гнала, гнало, гнали;

принять - приняла, приняло, приняли;

прав - права, право, правы;

близок - близка, близко, близки;

продан - продана, продано, проданы.

Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях.

Простакова всячески стращает Софью. Вперед я опишу Митрофана. Князь Игорь убег из плена. С трудом можно было узнать, из чего состояла одежда Плюшкина.

Задание 3. Составьте развернутый план ответа по теме: "Бессоюзные сложные предложения".

Задание 4. Разберите слова по составу.

Древнерусский, безвкусица, заново, подземный, охотник, дерзновенный.

Задание 5. Объясните лексическое значение Данных заимствованных слов, замените их русскими эквивалентами.

Гипотеза, афоризм, фантазия, шедевр, радикальный, гармония, иллюзия, дифирамб.

Задание 6. Подберите фразеологизмы, имеющие в своем составе местоимения или числительные. (Например, быть вне себя, семь пятниц на неделе…)

Задание 7. Определите, какими частями речи и какими их формами могут быть слова. Составьте  словосочетания с данными  словами.

Три, дуло, чай, гладь, стих.

Задание 8. Укажите, какие ошибки допущены в построении причастных оборотов. Внесите необходимые исправления.

  1. В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц.
  2. Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь.
  3. Издалека были видны плывущие бревна по воде.

Задание 9. По данной схеме составьте и запишите сложноподчиненное предложение. Сделайте синтаксический разбор.

[…такой + полн. прилаг. + сущ.], (союз что…).

Задание 10. Напишете три миниатюры на заданню тему в научном, публицистическом и художественном стилях.

"Зима" (или "Дорога")

Задание 11. Н.В. Гоголь сказал о русском языке: "Живой как жизнь". Как вы понимаете эти слова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс

данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов...

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...