Выступление по теме "Изучение русского языка в диалоге культур"
статья по русскому языку по теме
Русский язык – родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самообразования и самореализации.
Язык и культура тесно взаимосвязаны. Соизучение языка и культуры, выработка не только языковой, но и коммуникативно-культурологической компетенции личности становится основной линией обучения русскому языку как в русских, так и национальных школах, решает проблемы межкультурной коммуникации и взаимопонимания народов России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_shmo_uchiteley_russkogo_yazyka_i_literatury_na_temu.docx | 16.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО учителей русского языка и литературы на тему:
«Изучение русского языка и литературы в диалоге культур»
Язык – явление уникальное. Он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры народа, средством приобщения к богатствам культуры и литературы.
Русский язык – родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самообразования и самореализации.
Язык и культура тесно взаимосвязаны. Соизучение языка и культуры, выработка не только языковой, но и коммуникативно-культурологической компетенции личности становится основной линией обучения русскому языку как в русских, так и национальных школах, решает проблемы межкультурной коммуникации и взаимопонимания народов России.
Изучение русской литературы в национальной школе предполагает установление ассоциативных связей между русской и родной литературой учащихся, что очень важно для выявления черт общности в двух литературах. Эта общность способствует пониманию своеобразия другой культуры, расширению духовного, нравственного, эстетического опыта учащихся. На уроке ведется «диалог культур», вследствие чего другая культура раскрывает себя полнее и глубже в глазах родной культуры. Поэтому лирика А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова и других поэтов будет воспринята учащимися глубже, если будут созданы условия для «диалога культур». Этого можно добиться, обратившись к творчеству М.Карима, Н.Наджми, Р.Гарипова, Г.Тукая, М.Джалиля и других татарских и башкирских поэтов и писателей.
Культура разных народов по-своему уникальна, в то же время у них много общего.
Возьмем, к примеру, устное народное творчество.
Пословицы – это краткие мудрые изречения, создавались на протяжении сотен поколений. В них запечатлены любовь к родине, мужество, храбрость, вера в торжество справедливости, понятия о чести. Все народы единодушны в утверждении, что труд составляет главную ценность жизни: «Пыль труда лучше шафрана бездействия» (арабская), «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» (русская), «Жизнь без труда что уголь без огня» (башкирская), «Руку не протянешь, так и с полки ложку не достанешь» (латышская), «Дерево славится плодами, а человек – делами» (азербайджанская).
Пословица – итог длительных размышлений и потому категорично суждение о мире: «И в тихой воде есть крокодилы» (малайская), «Скорпион своих привычек не меняет» (узбекская), «Кто обнажит меч, погибнет от него же» (арабская), «Много кормчих – корабль разбивается» (китайская).
Пословицы народов мира изучаются в 7 классе, но на уроках русского языка и литературы они звучат для подкрепления ответа, точки зрения, помогают бороться с недостатками, служат примерами при изучении отдельных тем, например, «-Тся и -ться в глаголах», «НЕ с глаголами», «Односоставные предложения» и др.
При изучении народных сказок прошу учащихся рассказать башкирскую или татарскую, удмуртскую народную сказку, сопоставить русские народные сказки и сказки родного народа, героев. Это помогает развитию речи учащихся, активизирует их, вызывает интерес к изучаемой теме.
Если же речь идет об авторской сказке, то вспоминаем таких сказочников, как З.Биишева, А.Алиш, М.Гафури и другие, советую прочесть их произведения, кратко обсуждаем.
В Башкортостане много мест, связанных с именами А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, С.Т.Аксакова и других. Изучая творчество русских писателей и поэтов, знакомлю детей с переводами их произведений на татарский, башкирский языки или же со стихотворениями об этих поэтах, с произведениями живописи, написанными башкирскими художниками, перекликающимися по тематике с анализируемым текстом. Такая работа способствует пониманию изучаемого произведения, прививает любовь к художественной литературе.
Во взаимосвязанном изучении языка и культуры особая роль отводится текстам. Наряду с произведениями русских писателей и поэтов – А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.Горького, С.Т.Аксакова, С.Михалкова, В.Пескова, М.М.Пришвина и многих других – в качестве дидактического материала и при работе с текстом использую отрывки из произведений М.Карима, З.Биишевой, стихи С.Юлаева, Р.Гарипова, Г.Тукая и других о природе родного края, об истории, о величии русского языка и неповторимой красоте родного языка, о культуре и традициях народов, населяющих нашу огромную страну. Продуманная и стройная система учебно-аналитических заданий к этим текстам способствует изучению русского языка в диалоге культур.
.Работу по методической теме стараюсь вести на каждом уроке, особенно на уроках развития речи и повторения. Например, в 8 классе обучающиеся с большим удовольствием описали архитектурные памятники с. Бураево, республики, городов России, где они побывали на каникулах, с опорой на текст о храме Василия Блаженного.
В 6 классе учащиеся публично выступали о таких народных промыслах, как гжель, хохлома и других, а также получили огромную информацию о народных промыслах края.
Методическую тему можно было бы сформулировать по-другому, например, «Использование местного материала на уроках русского языка и литературы». Но я считаю, моя методическая тема шире. Она способствует формированию языковой личности, способностей к межкультурной коммуникации с опорой на языковую, лингвистическую, коммуникативную и культурологическую компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и православной культуры "Колокольный звон Руси" в 9 классе.
Урок повторения сложных вопросов различных разделов языкознания, обобщения знаний по теме "Публицистический стиль" на основе интегративного метода познания традиций православной культуры, духовной жиз...
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...
“К истокам русского слова: роль церковнославянизмов в литературном русском языке” (урок-диалог в 5,6 классах)
Урок-диалог проходит в игровой форме, к которому учащиеся заранее готовят костюмы-буквы церковнославянской азбуки, рассказывая о том, что каждая из них обозначает, а также оформляется выст...
статья «Обучение иностранному языку как диалог культур»
Состояние культуры в обществе есть всегда показатель его развития в политической, социально – экономической и иных сферах. Процесс культуры – это постоянный процесс интеллектуализации общественной жиз...
Подготовка к публичному выступлению на уроках русского языка в 9 классе
Данная методическая разработка написана на тему: "Подготовка к публичному выступлению на уроках русского языка в 9 классе". Она содержит общие требования к публичным выступлениям, примеры их кла...
Методическая разработка урока русского языка «Монолог. Диалог. Диалогичность» (10-11 класс).
Цель учебного занятия: создать ситуативные педагогические условия для успешного освоения метапредметных понятий и овладения умением диалогизировать собственный текст. Основные задачи учебного заня...
Творческое выступление на семинаре: "Русский язык и чтение".
В этой работе я хочу рассказать о теснейшем содружестве русского языка с курсом литературы, которые смогут наиболее существенно содействовать в решении общих целей и задач современного школьного образ...