Виды тропов и стилистических фигур
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Старовойтова Любовь Александровна

Урок по теме: "Виды тропов и стилистических фигур"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_tropov_i_stilisticheskikh_figur.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4»

Артемовского городского округа

Урок по русскому языку по теме:

«Виды тропов и стилистических фигур»

(11 класс)

Л.А. Старовойтова,

учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ № 4

Артемовский городской округ

Цель урока: показать роль тропов и фигур речи в текстах художественного стиля; формирование навыков культуры речи.

План урока:

  1. Повторение и углубление ранее изученного материала.
  2. Работа с учебником.
  3. Сообщения учащихся о стилистических фигурах речи.
  4. Сообщения учащихся о тропах.
  5. Подведение итогов учителем.
  6. Проверка знаний, отработка умений и навыков.
  7. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Повторение и углубление ранее изученного материала.

Спишите предложения, вставьте пропущенные знаки препинания.

Ваш шпиц прелестный шпиц не более напёрстка. Я гладил всё его как шёлковая шёрстка.

(А. Грибоедов)

Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.

(В. Маяковский)

Какие тропы использует автор, чтобы подчеркнуть создаваемый контраст?

(литота  гипербола)

Что такое литота?

(литота – троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого – либо явления).

Что такое гипербола?

(гипербола – троп, содержащий непомерное преувеличение силы, размера значения какого – либо явления).

  1. Работа с учебником.

Стр. 311 (А.И. Власенков). Используя справочники лингвистических терминов, учащиеся вспоминают определения тропов. Например:

Гипербола: в сто солнц закат пылал (В. Маяковский).

Перифраза – троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого – либо предмета описательным выражением:

Унылая пора! Очей очарованье.

Приятна мне твоя прощальная краса. (А.С. Пушкин).

Город на Неве вместо Санкт-Петербург.

Что же такое фигуры речи? Для чего они служат в тексте? (стилистические фигуры. Которые называют риторическими фигурами или фигурами речи, служат для создания образной речи, усиления выразительности текста).

  1. Сообщения учащихся о стилистических фигурах речи.

а) Анафора, эпифора, параллелизм.

Анафора, или по-русски единоначалие, - это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения, из которых состоит высказывание:

Жди меня, и я вернусь, только очень жди,

Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.    (К. Симонов)

Повторяемое в начале каждой строки слово получает значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм строения отрывка и его выразительность.

Эпифора, или концовка, - это повторение слов или выражений в конце соседних, смежный предложений:

Милый друг, и в этом тихом доме лихорадка бьёт меня.

Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня! (А. Блок).

Параллелизм – эта стилистическая фигура широко распространена в художественной речи, в поэзии, в фольклоре. Здесь одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения:

Шёлкова ниточка к стене льнёт,

Дунечка матушке челом бьёт.

б) Антитеза, градация, инверсия.

Антитеза - это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия:

Полюбил богатый – бедную,

Полюбил учёный – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную:

Золотой – полушку медную.

Градация - это такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающие значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.

«Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А.П. Чехов)

Инверсия – одна из самых распространённых стилистических фигур – необычный порядок слов в предложении:

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов)

(обычный порядок: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря)

  1. Сообщения учащихся о тропах.

Метонимия, синекдоха, олицетворение, метафора, ирония, сарказм.

Метонимия – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями:

Я три тарелки съел. (И. Крылов) (вместо три тарелки супа).

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Всё спит – и человек, и зверь, и птица (Н. Гоголь).

Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия:

Утешится безмолвная печаль (А.С. Пушкин).

Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком – либо отношении двух предметов ил явлений:

Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (С. Есенин)

Ирония - троп, «притворство, насмешка; употребление слова в смысле обратном буквальному:

Посмотрите на него: какой Геракл!!! (о слабом, хилом человеке)

Сарказм – троп, высшая степень иронии, злая насмешка.

«… говорил он плавно, мягко, словно змей полз». (М. Салтыков – Щедрин)

  1. Подведение итогов учителем.

Итак, арсенал изобразительно – выразительных средств языка, как мы убедились, исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать её точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.

  1. Проверка знаний, отработка умений и навыков.

Работа с учебником: упр. № 498, 500, 501.

  1. Домашнее задание.

Упр. № 513 (выразить своё мнение по поводу высказывания). Выучить виды тропов и стилистических фигур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды тропов и стилистических фигур

конспект урока русского языка в 10 классе...

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур»

Цели урока:  Образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигу...

Виды тропов и стилистических фигур. Средства выразительности речи

Повторение темы "Средства выразительности речи"....

Виды тропов и стилистических фигур

Презентация "Виды тропов и стилистических фигур" предполагает знакомство с темой "Средства выразительности". После просмотра презентации предложен тест для проверки знаний по теме "Средства выразитель...

"Виды тропов и стилистических фигур"

Презентация "Виды тропов и стилистических фигур" предполагает знакомство со средствами выразительности. После изучения материалов презентации необходимо выполнить тест....