Сочинение «Сколько красок у осени?»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Беликова Екатерина Петровна
Конспект урока по развитию речи. Сочинение «Сколько красок у осени?» Задачи: – формировать умение составлять высказывание на основе личных наблюдений, зрительного и эмоционального восприятия картин осенней природы; – развивать воображение, связную грамотную речь у пятиклассников; – воспитывать чувство прекрасного, желание быть наблюдательным к окружающему миру. Межпредметные связи: русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка. Оборудование: учебник, стихи об осени, осенние листочки, толковый словарь, репродукции картин русских художников, иллюстрации, рисунки с изображением осенних пейзажей, презентация, музыкальное сопровождение (П. И. Чайковский, Вивальди) Предварительная работа: прогулка в осенний лес, поделки и аппликации из природного материала (конкурс), сборник загадок, пословиц и поговорок, примет, стихотворений об осени (по желанию чтение их наизусть), рисунки на тему «Осень»

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                  основная общеобразовательная школа г. Зернограда

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе

http://www.fonstola.ru/pic/201111/1280x800/fonstola.ru-52466.jpg

                                                                                  Беликова Екатерина Петровна

                                                                                  учитель русского языка и литературы

                                                                                  I квалификационной категории

2013 г.

Конспект урока по развитию речи. Сочинение «Сколько красок у осени?»  

Задачи: 

формировать умение составлять высказывание на основе личных наблюдений, зрительного и эмоционального восприятия картин осенней природы;                                                 – развивать воображение, связную грамотную речь у пятиклассников;                                               – воспитывать чувство прекрасного, желание быть наблюдательным к окружающему миру. 

Межпредметные связи: русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка.
Оборудование: учебник, стихи об осени, осенние листочки, толковый словарь, репродукции картин русских художников, иллюстрации, рисунки с изображением осенних пейзажей, презентация, музыкальное сопровождение (П. И. Чайковский, Вивальди)

Предварительная работа: прогулка в осенний лес, поделки и аппликации из природного материала (конкурс), сборник загадок, пословиц и поговорок, примет, стихотворений об осени (по желанию чтение их наизусть), рисунки на тему «Осень».

Дни поздней осени бранят о

Ход урока:

I. Организационный момент урока                                                                                               Проверка готовности учащихся к уроку.                                                                                                    (на предыдущих уроках уже говорили об этом времени года, на столах у учащихся лежат творческие работы, в которых они собрали любимые стихотворения, нарисовали рисунки, нашли пословицы и загадки об этом времени года.)

II. Организация направленного внимания на определение темы и цели урока

Учитель начинает урок с чтения стихотворения об осени (на усмотрение учителя),  и учащиеся должны определить, о каком времени года идет речь (текст стихотворения + ножницы, клей лежат на каждой парте).        

                                                                                                                         

   И. Бунин

Листопад

Лес, точно терем расписной:    
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца,                                                                                                                                                                            Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.                                                                                                                                                           И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной.

О каком времени года стихотворение?      

Мы уже не раз говорили об этом времени года, подбирали стихотворения, пословицы, рисовали рисунки, оформили сборники; и сегодня мы напишем сочинение, опираясь на тот материал, который мы собрали на сегодняшний день.      

Что в данном времени года необычного, почему оно восхищает, завораживает?                    Как вы думаете, какой месяц описан поэтом в стихотворении? Обоснуйте свой ответ.

III. Лексическая работа

  1. Из истории:

А знаете ли вы как осенние месяцы назывались раньше и почему?                                                                      (ответы подготовленных учеников)                                                                                     Вересень, хмурень, рюинь (сентябрь) – «сентемврий», девятый месяц в году, у римлян был седьмым, отчего и получил свое название (от septem). В старину изначальным русским названием месяца был «рюинь», от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других – небо начинает часто хмурится, идут дожди, осень идет в природе.

Листопад (октябрь) – «октоврием» называется десятый месяц в году; у римлян он был восьмым, отчего и получил свое название (octo – восемь); у наших предков он известен под именем «листопада», от осеннего падения листьев, или «паздерника» – от паздери, кострики, так как в этот месяц начинают мять лен. Иначе – «грязником», от осенних дождей, причиняющих ненастье и грязь, или «свадебником» – от свадеб, которые справляют в это время в крестьянском быту.

Грудень (ноябрь) – «ноемврием» (november) у нас называется одиннадцатый месяц в году, но у римлян он был девятый, отчего и получил свое название (nover – девять). В старину месяц этот назывался собственно грудным или грудном, от груд замерзшей земли со снегом, так как вообще на древнерусском языке зимняя замерзшая дорога называлась грудным путем.

  1. Работа с толковым словарем.

Терем – в Древней Руси высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.

Расписной – разрисованный красками, украшенный живописью.

Лиловый – цвета фиалки или темных соцветий сирени, фиолетовый.

Золотой – цвета золота, блестяще-желтый.

Багряный – красный густого, темного оттенка.

Лазурь – светло-синий цвет, синева.

Сквозной – неплотный, просвечивающий.

  1. Художественные средства:

Сравнения: точно терем расписной, как вышки, что оконца, как сеть из серебра, точно белый лепесток.

Олицетворения: вступает в пёстрый терем свой, мотылек играет, стоит заворожённый тишиной.

Эпитеты: веселой, пестрою стеной; тихою вдовой, воздушной паутины ткани, мёртвое молчанье.

Метафора: веселой, пестрою стеной, тихою вдовой, среди широкого двора, воздушной паутины ткани,

А сколько цветов (красок) в этом стихотворении? Какие из них (а может быть другие) встречаются на ваших рисунках?

Лиловый,

Золотой

Багряный

Желтый

Лазурь

Голубой

Синеют

Серебро

Белый

IV. Подбор опорных слов и образных выражений из прослушанных произведений для составления собственного высказывания.

А теперь разрежьте стихотворение на слова, фразы, предложения или строчки и приклейте к своим рисункам те, которые подходят к ним по смыслу. То же самое можете сделать со стихотворениями, которые подобрали вы, после прочтения.

Прочитаем выразительно (по желанию наизусть) стихи об осени, которые вы подобрали дома.
Какие слова использовали поэты для описания удивительных картин осенней природы?                                                                                                                                         Какие слова и фразы вы выбрали для своего рисунка?

V. Работа с репродукциями картин с изображением осенних пейзажей.

Осень – это миг уходящего лета
Это зимы грядущей рассветы.
Осень яркая, заманчивая,
Бывает грустная, обманчивая,
Золотом с берез осыпающая.
Осень – прощальный крик журавля
И вдаль манящая неба синева.
Волшебница осень к нам в гости пришла,
Чудесные краски она принесла.
Лишь только взмахнула невидимой кистью,
И вдруг разноцветными стали все листья.
Художники пишут осенний пейзаж
И всех приглашают на вернисаж.

– Почему осень названа волшебницей и о каких кистях и красках идет речь?
– Что такое пейзаж? Вернисаж?
– Давайте и мы с вами отправимся на осенний вернисаж и вспомним моменты уходящей осени. Во время просмотра запишите в тетрадь, какие осенние краски вам встретились.

(Приложение 1 картинная галерея)

– Нравятся ли картины, чем они притягивают нас?
– Что чувствуете, глядя на картины?
– С помощью чего художник сумел передать свое настроение?
– Почему осень называют золотой?

VI. Работа в тетради

День: светлый, пасмурный, разгорелся, дремал, уснул.
Земля: нарядная; укрыта разноцветным ковром из листьев; уставшая.
Небо: ясное, пасмурное, яркое, тёмное, тяжёлое, спокойное.
Деревья: пожелтел орешник; зарделись клёны; осинки в пурпуре; осинки дрожат; берёзки надели золотые платья; густая листва дуба, как медь; листья клёна разрумянились; рябина в красных бусах.
Осень: разводила краски; по листве водила кистью; сыпала золотым дождём.
Листья: ярко-жёлтые, малиновые, пурпурные, багряные.

Рассмотрите засушенные листья, разложенные у вас на столах. Опишите листок. Какой он? Какие воспоминания он у вас вызывает, какие мысли рождаются в вашей голове.

Запишите слова, связанные по смыслу с формой листьев, их окраской,
   видом, запахом, вкусом.

Форма

Окраска

Запах

Вкус

Подбросьте вверх. Какие чувства вызывают у вас эти листья? Что напоминают?
Какие чувства у вас вызывает приход осени, красота осенней природы?                                           – Какие чувства преобладают осенью?

– Какое настроение создается красками осени?

(радость, восторг, удивление, восхищение, интерес, грусть, сожаление, жалость, волнение; весёлое, праздничное, бодрое, чудесное, беспокойное, тревожное, тягостное, грустное)

Карточка – помогайка для вывода.

1 вариант. У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на картины осени.

2 вариант. Я благодарен природе, что могу переживать чувство восторга при виде осеннего леса.

3 вариант. Не могу оставаться равнодушным, когда вижу, как пышно увядает природа.

4 вариант. Хочется встать под дерево, протянуть руки и наслаждаться золотым дождём.

Составление плана сочинения на тему «Краски осени».                                                     Составим план сочинения на тему «Краски осени». О чём вы будете писать?
С чего начнёте свой рассказ? О чём пойдёт речь дальше? Как вы закончите повествование?                                                                                                                                                                                                                              

Примерный план
1. Какой сегодня день?
2. Какое небо над головой?
3. Как выглядят деревья?
4. Какие изменения ты наблюдаешь в осенней природе?
5. Какое настроение у тебя сегодня?
Составление устного высказывания на основе плана и опорных слов.
                                                                                                                                                                               VII. Домашнее задание.
Д/З Написать сочинение

VIII. Итог урока
"Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Примеры:

Осень!                                                  Разноцветная, творческая.                    Вальсирует, радует, вдохновляет.    Унылая пора – очей очарованье! Разлучница.

Осень!
Золотая, яркая.
Опадает, кружит, моросит.
Унылая пора - очей очарованье!
Время года.

Осень.                                                       Золотая, мокрая .
Золотит, мочит, приходит.
Не лучшее время года.
Грусть.

К. Вадим

Осень.                                                     Грустная, пасмурная.                                     Дует, морозит.                                               Мне осень не нравится.                               Скука.

Л. Дарья

Осень.                                             Золотая, красивая.
Украшает, провожает, печалит.
Осенью природа ложится спать.
Покой.

Ш. Леонид

Осень.                                               Великолепная, волшебная.                  Наряжает, изумляет, радует.                  Поражает своей дивной красотой. Сказка.                                                                       Д. А. А.

Осень
Дождливая, мокрая.
Дождит, проливает, грустит.
Осень пасмурное время года.
Печаль.

Велизар Д.

Листья.                                            Разноцветные и яркие.                           Опадают, кружатся,                                Медленно  вальсируя под мелодию Осени.                                                    Листопад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ярмарка красок

Открытый урок изобразительного искусства в 6-м классе...

"Сеть ярких красок, как семь нот нам создают души полет".

Предлагаемая методическая разработка ориентирована на решение практической задачи интегрированного воспитания изобразительным искусством, музыкой и литературой в образовательной практике современной ш...

Анна Ахматова в зеркалах («Над сколькими безднами пела и в скольких жила зеркалах…»).Урок литературы в 11классе.

Задачи  урока:·        исследовать тексты А.Блока и О.Мандельштама, дать им истолкование, попытаться разгадать человеческую сущность поэта;·...

«Сравнительный анализ свойств красок, полученных в школьной лаборатории, со свойствами фабричных красок»

Химия и искусство имеют внутреннюю общность,которая коренится в их творческой природе....

Наглядный материал "Во сколько-на сколько"

Материал содержит стихотворение, помогающее запомнить алгоритм действия при решении задач, содержащих вопросы "Во сколько?" и "На сколько?" одно число меньше или больше другого. А ...

Конспект урока "Роль имени существительного в речи, или сколько красок у зимы?»

Обобщение и систематизация знаний учащихся о роли имен существительных в речи....

Методическая разработка. Живопись как язык цвета. Свойства красок «Танец дружных красок».

Презентация к уроку «Живопись как язык цвета. Свойства красок «Танец дружных красок»....