Разработка урока развития речи
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Сумина Татьяна Борисовна

Урок развития речи "Описание внешности человека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_vneshnosti_cheloveka.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Название разработки:  «Методическая разработка урока русского языка «Развитие речи. Описание внешности человека».
  2. Проблемы, решению которых будет способствовать разработка.

        «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в изустной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета»,- так считал К.Д.Ушинский.

Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строчки, но проблема - через изучение русского языка - к познанию других наук - не только не пропадает, но и становится всё более актуальной. Умение школьников высказать собственную точку  зрения, постигать внутренний мир человека, дать оценку происходящему – главная из проблем, решению которой способствует данная разработка.

Кроме того, формы и методы, используемые в данной разработке, делают урок более продуктивным и интересным, что способствует эффективному усвоению программного материала, а так же помогают решать ключевую проблему всех преподавателей на любой ступени образования – повышение учебной мотивации учеников.  

Сфера использования. Использование ИКТ, активных методов обучения, метода мозгового штурма, элементов игровых технологий не привязано к какой-либо дисциплине или теме. Поэтому  использовать  данную методическую разработку можно на любом  предмете  школьного курса, предполагающем  наличие  тем, наполненных подобным содержанием, требующим детальной проработки.

 Круг пользователей. Учителя русского языка и литературы средних общеобразовательных школ, учителя начальных классов, руководители кружков, студенты ( для прохождения педагогической практики).

  1. Цель

- оказать существенную помощь учителю в подготовке и проведении  урока, мотивирующего ученика;

- показать возможности практических жизненных ситуаций для  решения различных проблем в профессиональной деятельности педагога.

  1. Основные задачи, решаемые  внедрением разработки.

Обучающие:  активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у детей к изучению русского языка.

Развивающие:  

- развивать интеллектуальные, лингвистические качества, творческие способности;  

- развивать навыки организации своих мыслей, устной и письменной речи;

- развивать уверенность в себе, способность работать в команде, способность концентрироваться по сути проблемы;

- развивать стиль публичного выступления.

Воспитательные:  

-  формировать  культуру общения, терпимости, уважения чужого мнения;

- обеспечивать условия для воспитания гуманной, активной личности.

  1. Ожидаемые результаты от внедрения.  

- формирование культурной личности, готовой жить в  постоянно развивающемся мире, требующем различных  подходов к решению проблем;

- повышение мотивации учащихся к учебной деятельности в целом и к  предмету в частности.

  1. Обоснование актуальности разработки.  В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только усвоения определенной суммы знаний. К сожалению, у современных школьников снизился интерес к своей национальной культуре, происходит американизация русского человека (на телевидении американские мультфильмы, фильмы с очень низким уровнем перевода). Компьютерный стиль не способствует улучшению устной и письменной речи, привитию интереса к родному языку. Поэтому повышенно внимание к речевой подготовке школьников. Задача педагога — соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность в связном устном или письменном высказываниях. Это формируется под воздействием как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск, свободно организовывать свои мысли. Применение технологий, описанных в разработке,  позволяет развивать эти качества. 
  2. Новизна разработки. Сочетание групповых и игровых методов обучения  с компьютерной поддержкой, элементами мозгового штурма и использованием межпредметных связей недостаточно широко применяется в школьной практике.

  1. Содержание разработки.

Технологическая карта  урока

Урок русского языка в 7 классе

Тема урока: Развитие речи. Описание внешности человека.

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.

Методы обучения: активные методы обучения с элементами игры.

Цель: познакомить учащихся с особенностями текста-описания внешности человека.

Задачи:

  1. Восстановить в памяти знания учащихся о композиции сочинения-описания, понятия «портрет» и «литературный портрет». Научить отмечать индивидуальные, особые черты внешности человека, посредством описания внешности показывать внутренний мир человека.
  2. Развивать воображение учащихся, навыки описания картин.
  3. Воспитывать внимательное отношение к окружающим.

Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.

Оборудование: таблички с пунктами плана описания внешности, фишки разных цветов с пометами для последующего деления на группы, проектор, ноутбук, экран, диск, 4 конверта с заданиями, репродукции картин.

Этапы урока

Ход урока

Используемые СОТ, наглядные пособия и раздаточный материал

1.Орг. момент

На доске эпиграф к теме:

Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку.

                                                     И. Глазунов

2. Вступительное слово учителя. Сообщение цели урока.

Тема нашего урока «Описание внешности человека». Давайте присмотримся друг к другу. Как мы разговариваем? Как смотрим? Каково выражение наших лиц? Глаз?

С болью в сердце замечаешь, что мы способны не заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя. Мы порой знаем многое, умеем многое, но разучились или не научились смотреть друг другу в глаза.

Поэтому сегодняшний урок поможет вам не только написать сочинение. Не это главное. Наш разговор о внешности человека поможет вам задуматься над тем, как важно быть наблюдательным человеком, внимательным к окружающим нас людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщинки на лице мамы. Уметь постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое) в облике конкретного человека и описывать свои наблюдения.

Прочитаем эпиграф к уроку. Сегодня и мы постараемся быть портретистами, будем внутренний мир человека описывать словами, передавая при этом свое отношение.

2.

А. Теоретическая разминка.

Б. Проверка домашнего задания.

В. Объяснение нового материала с опорой на план сочинения.

На уроках литературы мы знакомились с понятием «портрет» и «литературный портрет». Оживим в памяти эти определения.

Портрет – картина, рисунок или фотография с изображением лица, фигуры какого-н. человека. (Толковый словарь Д. Н. Ушакова)

Литературный портрет – такое описание внешности, облика, когда писатель стремится к тому, чтобы читатели смогли увидеть его героя, понять их внутренний мир, объяснить их поступки.

Какие элементы внешней характеристики может дать автор?

(Лицо, фигуру, одежду, жесты, общее впечатление, индивидуальные особенности, черты характера)

С чего мы начинаем описание?

Обычно с лица человека. Недаром существуют выражения: «потерять лицо», «не ударить в грязь лицом».

А что главное в лице?

Глаза, их называют «зеркалом души». По ним можно определить настроение человека, характер, даже его намерения. Дома вы подбирали пословицы, поговорки, высказывания о глазах. Прочитаем их.

За каждый правильный ответ ученику даётся фишка.

Выводится на экран дополнительно:

Коль очи светятся – душа чистая.

Душа в глазах светится.

Хорошего человека по глазам видно.

Глазами кос, да душою прям.

Глаза – зеркало души.

Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.

Глаз мал, да далеко видит.

По когтям да по зубам зверей знавать, а человека по глазам видать.

- О чем говорят все эти высказывания? (В глазах отражается сущность человека, его душа)

Важную роль в описании человека играет и фигура. Если человек сутулый, мы можем заключить, что он вряд  ли занимается спортом, он много времени проводит сидя. А может он стесняется своего высоко роста? Худой или полный человек, подтянутый или расхлябанный – всё это скажет нам о его здоровье, характере, привычках.

Многое нам скажет и одежда человека, его манера одеваться. Опрятно одетый, аккуратный человек располагает к себе окружающих. Недаром говорят: по одёжке встречают, по уму провожают. Хорошо, если в человеке, как сказал А.Чехов, «всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

Мимика, жесты, манера говорить тоже очень важны. По ним можно узнать, открытый человек или скрытный, раскованный или стеснительный, уверенный в себе или постоянно сомневающийся.

На доску прикрепляются таблички с пунктами плана описания внешности.

ИКТ

3. Определение героев произведений по их внешним признакам.

Вспомните, портреты каких литературных героев описаны в отрывках:

  1. Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами. (Валек из повести В. Короленко «В дурном обществе»)
  2. Девочка была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у

      нее,  ни темные,  ни светлые,  отливали золотом, веснушки по всему лицу   были крупные,  как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. (М.Пришвин «Кладовая солнца», Настя)   

Вы прочитали описание совершенно разных людей. Что прежде всего отмечали авторы во внешности своих героев? Для чего?

ИКТ

4. Творческая работа в группах.

Деление на группы: во время проверки домашнего задания среди разноцветных фишек были получены 4 красные фишки с  цифрами – указание ряда и парты. Это «редакторы». Обладатель фишки забирает указанных 4 человек к себе в группу.

А теперь вам предстоит проявить творческие способности. Каждая группа будет редакцией газеты, которой вы сейчас дадите название. Каждая редакция получает портрет. Опишите глаза и взгляд человека, изображенного на репродукции картин. Работу презентует «редактор».

Прослушиваются выступления «редакторов».

- Удалось ли группам передать настроение героя, его характер?

Учитель: Послушайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека» и скажите, что Шолохов хотел сообщить нам о своём герое:

«Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе. Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего собеседника».

-Что вы можете сказать о судьбе этого человека?

Активные методы обучения. Элементы игровой технологии.

Репродукции картин:

В.А. Серов «Девочка с персиками»

В.М. Васнецов «Алёнушка»

В.А. Тропинин «Кружевница»

В. Хабаров «Портрет Милы»

ИКТ

5. Работа с текстом учебника.

Упр. 81, часть 2.

- Определите стиль  описания Дубровского.

- Чем официально-деловой стиль отличается от художественного?

6. Написание текста объявления.

Представим, что вы работники редакции газеты. К вам обратилась мама потерявшегося ребёнка. Вот что она рассказала о своём сыне: «Он маленький. У него светлые волосы, озорные глаза. На нём белые носки, брюки, свитер. Когда он говорит, то немного картавит». Используя эти сведения, напишите объявление в своей газете. При необходимости дополнительных сведений, «задавайте» маме вопросы. Проверка выполнения задания. Анализ.

7. Экспресс-опрос

- Подумайте, как можно назвать большие голубые глаза, используя метафоры?

Огромные, глубокие, как море, бездонные, в пол-лица, сверкающие.

- Подберите как можно больше кратких прилагательных и причастий к опорным словам:

волосы: аккуратно пострижены, уложены в причёску, заплетены, растрёпаны, спрятаны под шапку;

лицо: спокойно, возбуждено, сурово;

глаза: опущены, широко раскрыты, распахнуты, лучисты, скорбны, грустны, внимательны, ясны, чисты, красивы, огромны.

Метод мозгового штурма.

8. Работа над сочинением.

Переходим к написанию сочинения. Редакторы вашей газеты выходят и получают задание в конверте:

  1. Описать близкого человека в радости.
  2. Близкий человек грустит.
  3. Близкий человек занимается любимым делом.
  4. Близкий человек читает книгу (смотрит любимую передачу).

- С чего начинаем работу над сочинением? (С заглавия.)

Подумайте, как можно озаглавить ваше сочинение. Заглавие должно быть интересным, отражать основную мысль текста.

- Составим план сочинения. Сколько частей мы выделяем в сочинении? Какие?

- Поговорим о первой части. С чего начать сочинение? (Указать, о ком пойдёт речь, при каких обстоятельствах наблюдаем за его внешностью.)

- Второй части, основной, мы уже много уделили внимания, план этой части вы видите на доске.

- А чем закончить сочинение? (Описанием своего отношения к этому человеку.)

9. Самостоятельная работа.

На написание сочинения отводится 15  минут. Далее сочинения прочитываются, анализируются, группам выставляются отметки за содержание сочинения.

10. Домашнее задание

Дома к работе подключаются корректоры, иллюстраторы, верстальщики для оформления вашего сочинения на страницах газеты. Вторая отметка будет за грамотность.

11. Итог урока.

Закончить урок мне хочется словами И.Бунина. Он советовал молодому В. Катаеву: «Наблюдайте природу. Бежит собака с высунутым языком. Опишите собаку. Одно, два четверостишия. Но точно, достоверно, чтобы собака была именно эта, а не какая-нибудь другая. Опишите дерево. Море. Скамейку. Найдите для них единственно верное определение».  Желаю успехов.

ИКТ

  1. Продолжительность  реализации. Разработка реализуется на протяжении одного школьного урока (без учета времени подготовки учащихся к уроку).
  2. Объем финансирования.  Для подготовки к уроку необходима библиотека, где есть энциклопедии, справочники школьника, периодика, возможно, ресурсы глобальной сети Интернет (хотя и не обязательно).  Внедрение разработки  не требует каких-то дополнительных  материальных затрат и дополнительного оборудования.
  3. Дополнительные возможности реализованной разработки. Формы взаимодействия учителя с учениками вполне  могут быть применены  для уроков по другой школьной дисциплине.
  1. Перспективы  дальнейшего  развития разработки, возможности

        распространения  ее опыта.  В перспективе  разработка системы уроков русского языка, предложив упомянутые технологические приёмы для продуктивной работы по развитию речи,  даст высокий эффект в овладении учащимися знаниями, разовьёт их  коммуникативную культуру, кроме того, ослабит "болевые точки" в преподавании русского языка в школе.

  1. Описание  выполняемых работ,  закупаемых товаров, услуг, их целевое назначение. -
  2. Уровень проработанности разработки. Этап реализации. Ресурсы, необходимые для внедрения разработки в нашей школе: библиотека, где есть энциклопедии, справочники школьника, периодика, имеются в полном объеме, имеется  свободный доступ к ресурсам глобальной сети Интернет.

Список использованной литературы

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: кн. для учителя. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. – М.: ВАКО, 2006.
  3. Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка: 5-8 классы . – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  4. Русский язык. 7 класс. Нестанлартные уроки / авт.-сост. О.В. Сухова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Внеклассная работа по литературе. 7 класс. / сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
  6. Шкатова Л.А. Задачник по русскому языку. – Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 2008.
  7. Ресурсы сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока развития речи в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"

Урок подготовки  к сочинению по русскому языку по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"...

Разработка урока развития речи. Выборочное изложение-описание помещения

Данная разработка представляет собой развернутый план урока развития речи в 6 классе. Рекомендуется на данном уроке также использовать презентацию "В гостях у Некрасова"...

Разработка урока развития речи с мультимедийным приложением "Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему".

Урок разработан для 9 класса,содержит презентацию к уроку,рабочие материалы для групповой работы на уроке....

Разработка урока развития речи в 8 классе с мультимедийным приложением.Сочинение публицистического характера с описанием местности,памятника.

Подготовка к сочинению - описанию местности,архитектурного памятника предусматривает большую подготовительную работу и групповую работу на уроке....

Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса

Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)

Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

Урок развития речи в 8 класса (лекция с элементами беседы), направленная на обсуждение явлений, происходящих сегодня в языке....