Разработка урока развития речи
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Урок развития речи "Описание внешности человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_vneshnosti_cheloveka.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
- Название разработки: «Методическая разработка урока русского языка «Развитие речи. Описание внешности человека».
- Проблемы, решению которых будет способствовать разработка.
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в изустной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета»,- так считал К.Д.Ушинский.
Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строчки, но проблема - через изучение русского языка - к познанию других наук - не только не пропадает, но и становится всё более актуальной. Умение школьников высказать собственную точку зрения, постигать внутренний мир человека, дать оценку происходящему – главная из проблем, решению которой способствует данная разработка.
Кроме того, формы и методы, используемые в данной разработке, делают урок более продуктивным и интересным, что способствует эффективному усвоению программного материала, а так же помогают решать ключевую проблему всех преподавателей на любой ступени образования – повышение учебной мотивации учеников.
Сфера использования. Использование ИКТ, активных методов обучения, метода мозгового штурма, элементов игровых технологий не привязано к какой-либо дисциплине или теме. Поэтому использовать данную методическую разработку можно на любом предмете школьного курса, предполагающем наличие тем, наполненных подобным содержанием, требующим детальной проработки.
Круг пользователей. Учителя русского языка и литературы средних общеобразовательных школ, учителя начальных классов, руководители кружков, студенты ( для прохождения педагогической практики).
- Цель
- оказать существенную помощь учителю в подготовке и проведении урока, мотивирующего ученика;
- показать возможности практических жизненных ситуаций для решения различных проблем в профессиональной деятельности педагога.
- Основные задачи, решаемые внедрением разработки.
Обучающие: активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у детей к изучению русского языка.
Развивающие:
- развивать интеллектуальные, лингвистические качества, творческие способности;
- развивать навыки организации своих мыслей, устной и письменной речи;
- развивать уверенность в себе, способность работать в команде, способность концентрироваться по сути проблемы;
- развивать стиль публичного выступления.
Воспитательные:
- формировать культуру общения, терпимости, уважения чужого мнения;
- обеспечивать условия для воспитания гуманной, активной личности.
- Ожидаемые результаты от внедрения.
- формирование культурной личности, готовой жить в постоянно развивающемся мире, требующем различных подходов к решению проблем;
- повышение мотивации учащихся к учебной деятельности в целом и к предмету в частности.
- Обоснование актуальности разработки. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только усвоения определенной суммы знаний. К сожалению, у современных школьников снизился интерес к своей национальной культуре, происходит американизация русского человека (на телевидении американские мультфильмы, фильмы с очень низким уровнем перевода). Компьютерный стиль не способствует улучшению устной и письменной речи, привитию интереса к родному языку. Поэтому повышенно внимание к речевой подготовке школьников. Задача педагога — соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность в связном устном или письменном высказываниях. Это формируется под воздействием как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск, свободно организовывать свои мысли. Применение технологий, описанных в разработке, позволяет развивать эти качества.
- Новизна разработки. Сочетание групповых и игровых методов обучения с компьютерной поддержкой, элементами мозгового штурма и использованием межпредметных связей недостаточно широко применяется в школьной практике.
- Содержание разработки.
Технологическая карта урока
Урок русского языка в 7 классе
Тема урока: Развитие речи. Описание внешности человека.
Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный.
Методы обучения: активные методы обучения с элементами игры.
Цель: познакомить учащихся с особенностями текста-описания внешности человека.
Задачи:
- Восстановить в памяти знания учащихся о композиции сочинения-описания, понятия «портрет» и «литературный портрет». Научить отмечать индивидуальные, особые черты внешности человека, посредством описания внешности показывать внутренний мир человека.
- Развивать воображение учащихся, навыки описания картин.
- Воспитывать внимательное отношение к окружающим.
Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.
Оборудование: таблички с пунктами плана описания внешности, фишки разных цветов с пометами для последующего деления на группы, проектор, ноутбук, экран, диск, 4 конверта с заданиями, репродукции картин.
Этапы урока | Ход урока | Используемые СОТ, наглядные пособия и раздаточный материал |
1.Орг. момент | На доске эпиграф к теме: Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку. И. Глазунов | |
2. Вступительное слово учителя. Сообщение цели урока. | Тема нашего урока «Описание внешности человека». Давайте присмотримся друг к другу. Как мы разговариваем? Как смотрим? Каково выражение наших лиц? Глаз? С болью в сердце замечаешь, что мы способны не заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее лицо учителя. Мы порой знаем многое, умеем многое, но разучились или не научились смотреть друг другу в глаза. Поэтому сегодняшний урок поможет вам не только написать сочинение. Не это главное. Наш разговор о внешности человека поможет вам задуматься над тем, как важно быть наблюдательным человеком, внимательным к окружающим нас людям, замечать слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщинки на лице мамы. Уметь постигать внутренний мир человека, его характер и настроение, находить главное (неповторимое) в облике конкретного человека и описывать свои наблюдения. Прочитаем эпиграф к уроку. Сегодня и мы постараемся быть портретистами, будем внутренний мир человека описывать словами, передавая при этом свое отношение. | |
2. А. Теоретическая разминка. Б. Проверка домашнего задания. В. Объяснение нового материала с опорой на план сочинения. | На уроках литературы мы знакомились с понятием «портрет» и «литературный портрет». Оживим в памяти эти определения. Портрет – картина, рисунок или фотография с изображением лица, фигуры какого-н. человека. (Толковый словарь Д. Н. Ушакова) Литературный портрет – такое описание внешности, облика, когда писатель стремится к тому, чтобы читатели смогли увидеть его героя, понять их внутренний мир, объяснить их поступки. Какие элементы внешней характеристики может дать автор? (Лицо, фигуру, одежду, жесты, общее впечатление, индивидуальные особенности, черты характера) С чего мы начинаем описание? Обычно с лица человека. Недаром существуют выражения: «потерять лицо», «не ударить в грязь лицом». А что главное в лице? Глаза, их называют «зеркалом души». По ним можно определить настроение человека, характер, даже его намерения. Дома вы подбирали пословицы, поговорки, высказывания о глазах. Прочитаем их. За каждый правильный ответ ученику даётся фишка. Выводится на экран дополнительно: Коль очи светятся – душа чистая. Душа в глазах светится. Хорошего человека по глазам видно. Глазами кос, да душою прям. Глаза – зеркало души. Глаза без души слепы, уши без сердца глухи. Глаз мал, да далеко видит. По когтям да по зубам зверей знавать, а человека по глазам видать. - О чем говорят все эти высказывания? (В глазах отражается сущность человека, его душа) Важную роль в описании человека играет и фигура. Если человек сутулый, мы можем заключить, что он вряд ли занимается спортом, он много времени проводит сидя. А может он стесняется своего высоко роста? Худой или полный человек, подтянутый или расхлябанный – всё это скажет нам о его здоровье, характере, привычках. Многое нам скажет и одежда человека, его манера одеваться. Опрятно одетый, аккуратный человек располагает к себе окружающих. Недаром говорят: по одёжке встречают, по уму провожают. Хорошо, если в человеке, как сказал А.Чехов, «всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Мимика, жесты, манера говорить тоже очень важны. По ним можно узнать, открытый человек или скрытный, раскованный или стеснительный, уверенный в себе или постоянно сомневающийся. | На доску прикрепляются таблички с пунктами плана описания внешности. ИКТ |
3. Определение героев произведений по их внешним признакам. | Вспомните, портреты каких литературных героев описаны в отрывках:
нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. (М.Пришвин «Кладовая солнца», Настя) Вы прочитали описание совершенно разных людей. Что прежде всего отмечали авторы во внешности своих героев? Для чего? | ИКТ |
4. Творческая работа в группах. | Деление на группы: во время проверки домашнего задания среди разноцветных фишек были получены 4 красные фишки с цифрами – указание ряда и парты. Это «редакторы». Обладатель фишки забирает указанных 4 человек к себе в группу. А теперь вам предстоит проявить творческие способности. Каждая группа будет редакцией газеты, которой вы сейчас дадите название. Каждая редакция получает портрет. Опишите глаза и взгляд человека, изображенного на репродукции картин. Работу презентует «редактор». Прослушиваются выступления «редакторов». - Удалось ли группам передать настроение героя, его характер? Учитель: Послушайте отрывок из рассказа М. Шолохова «Судьба человека» и скажите, что Шолохов хотел сообщить нам о своём герое: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе. Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего собеседника». -Что вы можете сказать о судьбе этого человека? | Активные методы обучения. Элементы игровой технологии. Репродукции картин: В.А. Серов «Девочка с персиками» В.М. Васнецов «Алёнушка» В.А. Тропинин «Кружевница» В. Хабаров «Портрет Милы» ИКТ |
5. Работа с текстом учебника. | Упр. 81, часть 2. - Определите стиль описания Дубровского. - Чем официально-деловой стиль отличается от художественного? | |
6. Написание текста объявления. | Представим, что вы работники редакции газеты. К вам обратилась мама потерявшегося ребёнка. Вот что она рассказала о своём сыне: «Он маленький. У него светлые волосы, озорные глаза. На нём белые носки, брюки, свитер. Когда он говорит, то немного картавит». Используя эти сведения, напишите объявление в своей газете. При необходимости дополнительных сведений, «задавайте» маме вопросы. Проверка выполнения задания. Анализ. | |
7. Экспресс-опрос | - Подумайте, как можно назвать большие голубые глаза, используя метафоры? Огромные, глубокие, как море, бездонные, в пол-лица, сверкающие. - Подберите как можно больше кратких прилагательных и причастий к опорным словам: волосы: аккуратно пострижены, уложены в причёску, заплетены, растрёпаны, спрятаны под шапку; лицо: спокойно, возбуждено, сурово; глаза: опущены, широко раскрыты, распахнуты, лучисты, скорбны, грустны, внимательны, ясны, чисты, красивы, огромны. | Метод мозгового штурма. |
8. Работа над сочинением. | Переходим к написанию сочинения. Редакторы вашей газеты выходят и получают задание в конверте:
- С чего начинаем работу над сочинением? (С заглавия.) Подумайте, как можно озаглавить ваше сочинение. Заглавие должно быть интересным, отражать основную мысль текста. - Составим план сочинения. Сколько частей мы выделяем в сочинении? Какие? - Поговорим о первой части. С чего начать сочинение? (Указать, о ком пойдёт речь, при каких обстоятельствах наблюдаем за его внешностью.) - Второй части, основной, мы уже много уделили внимания, план этой части вы видите на доске. - А чем закончить сочинение? (Описанием своего отношения к этому человеку.) | |
9. Самостоятельная работа. | На написание сочинения отводится 15 минут. Далее сочинения прочитываются, анализируются, группам выставляются отметки за содержание сочинения. | |
10. Домашнее задание | Дома к работе подключаются корректоры, иллюстраторы, верстальщики для оформления вашего сочинения на страницах газеты. Вторая отметка будет за грамотность. | |
11. Итог урока. | Закончить урок мне хочется словами И.Бунина. Он советовал молодому В. Катаеву: «Наблюдайте природу. Бежит собака с высунутым языком. Опишите собаку. Одно, два четверостишия. Но точно, достоверно, чтобы собака была именно эта, а не какая-нибудь другая. Опишите дерево. Море. Скамейку. Найдите для них единственно верное определение». Желаю успехов. | ИКТ |
- Продолжительность реализации. Разработка реализуется на протяжении одного школьного урока (без учета времени подготовки учащихся к уроку).
- Объем финансирования. Для подготовки к уроку необходима библиотека, где есть энциклопедии, справочники школьника, периодика, возможно, ресурсы глобальной сети Интернет (хотя и не обязательно). Внедрение разработки не требует каких-то дополнительных материальных затрат и дополнительного оборудования.
- Дополнительные возможности реализованной разработки. Формы взаимодействия учителя с учениками вполне могут быть применены для уроков по другой школьной дисциплине.
- Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности
распространения ее опыта. В перспективе разработка системы уроков русского языка, предложив упомянутые технологические приёмы для продуктивной работы по развитию речи, даст высокий эффект в овладении учащимися знаниями, разовьёт их коммуникативную культуру, кроме того, ослабит "болевые точки" в преподавании русского языка в школе.
- Описание выполняемых работ, закупаемых товаров, услуг, их целевое назначение. -
- Уровень проработанности разработки. Этап реализации. Ресурсы, необходимые для внедрения разработки в нашей школе: библиотека, где есть энциклопедии, справочники школьника, периодика, имеются в полном объеме, имеется свободный доступ к ресурсам глобальной сети Интернет.
Список использованной литературы
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: кн. для учителя. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. – М.: ВАКО, 2006.
- Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка: 5-8 классы . – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
- Русский язык. 7 класс. Нестанлартные уроки / авт.-сост. О.В. Сухова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Внеклассная работа по литературе. 7 класс. / сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
- Шкатова Л.А. Задачник по русскому языку. – Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 2008.
- Ресурсы сети Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока развития речи в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Урок подготовки к сочинению по русскому языку по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"...
Разработка урока развития речи. Выборочное изложение-описание помещения
Данная разработка представляет собой развернутый план урока развития речи в 6 классе. Рекомендуется на данном уроке также использовать презентацию "В гостях у Некрасова"...
Разработка урока развития речи с мультимедийным приложением "Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему".
Урок разработан для 9 класса,содержит презентацию к уроку,рабочие материалы для групповой работы на уроке....
Разработка урока развития речи в 8 классе с мультимедийным приложением.Сочинение публицистического характера с описанием местности,памятника.
Подготовка к сочинению - описанию местности,архитектурного памятника предусматривает большую подготовительную работу и групповую работу на уроке....
Разработки уроков развития речи по русскому языку для 5 класса
Уроки развития речи разработаны по программе Ладыжинской для 5 класса....
Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)
Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...
Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»
Урок развития речи в 8 класса (лекция с элементами беседы), направленная на обсуждение явлений, происходящих сегодня в языке....