Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

Карпова Наталья Николаевна

Когда я пришла работать в школу, то столкнулась с проблемой: как научить ребёнка не в ущерб его здоровью. Я задумалась над тем, что могу предпринять для решения этой проблемы. Ведь дети большую часть учебного времени проводят на уроках, сидя за неудобными партами, в душных классах. Утомляются, получая огрмный поток информации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii_na_urokakh_russkogo.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Здоровьесберегающие  технологии  на  уроках  русского  

                                               языка              

    Как  научить  ребёнка  не  в  ущерб  его  здоровью?

Такой  вопрос  должен  ставить  перед  собой  каждый  учитель. Это  очень  важно, ведь  дети  -  наше  с  вами  будущее.

    Сухие  цифры  статистики  говорят  о  том, что  в  первый  класс  приходят  50%  больных  детей, а  заканчивают  школу, уже  имея  хронические  заболевания  92%  детей. Дети  большую  часть  учебного  времени  проводят  на  уроках, сидя  за  неудобными  партами, в  душных  классах, утомляются, получая  огромный  поток  информации.

     Основной  задачей  здоровьесберегающей   педагогики  является  такая  организация  режима  труда  и  отдыха школьников,  создание  таких  условий  для  работы, которые  бы  обеспечили  высокую  работоспособность  на  протяжении  всего  времени  учебных  занятий, позволили  бы  отодвинуть утомление и избежать  переутомления. Под  работоспособностью понимают  способность  человека  развить  максимум  энергии    и, экономно  её  расходуя, выполнять  работу  качественно и эффективно. Понятно, что  работоспособность не  всегда  одинакова, у  одного  и  того  же ребёнка  она  может  колебаться  в  зависимости  от  времени  года  (сезонные  колебания), в  зависимости  от  дня  недели, от  времени  суток.

      В  состоянии  утомления  ребёнок  не  способен  поддерживать  требуемый  уровень  интенсивности   и   качества  работы  или  вынужден  отказаться  от  её  продолжения.

      Решение  основной  задачи  здоровьесберегающей  педагогики – сохранение  высокой  работоспособности, отодвигание  утомления  и  исключение  переутомления  школьников – возможно  только  при  правильной  организации  их  труда  и  отдыха. Для  этого  необходимо  принимать  во  внимание  8  основных  моментов  школьной  жизни: продолжительность  урока, продолжительность  учебного  дня  и  учебной  недели, организация  самого  урока, перемены, расписание  уроков, экзамены, общественно  полезный  труд  школьников  и  каникулы. Например, на  уроке  присутствуют  дети  разного  уровня  подготовки, соответственно и  задания  подбираются  индивидуально, с  учётом подготовленности ребят, от  простых  к  более  сложным. Обязательно  чередование  письменных  и  устных  видов  работ. Изучение  сухой  теории  чередуется  с  игровыми  формами  закрепления. Домашнее  задание  задаётся  с  учётом  способностей  и  возможностей  учеников.

      Структура  урока  оказывает  очень  большое  влияние  на  функциональное  состояние  организма  школьников  и, как  следствие, на  работоспособность. Поэтому  весьма  важное  значение  имеет  правильное  построение  урока, то  есть  оптимальное  чередование  различных  видов  занятий, неодинаковых  по  продолжительности, трудности  и  утомительности.

      Сохранить  высокую  работоспособность  на  уроке  помогают  правильная  регламентация  продолжительности  и  рациональное  чередование  различных  видов  деятельности: работу  у  доски, в  тетрадях, с  тестами, устную  работу, ребусы. Например, при  изучении  морфологии  ребята  пишут  сочинения-миниатюры  на  грамматические  темы: «Приключения  Существительного», «Как  встретился  Глагол  со  своим  «видом»!» и  др. Это  помогает  совершенствовать  письменную  речь, логическое  построение  текста, увеличивает  словарный  запас, развивает  орфографическую  зоркость. Такие  сочинения  развивают  детскую  фантазию, воображение.

      Элементы  занимательной  фразеологии  можно  использовать  при  изучении  морфологии, лексики, орфографии, словообразования. Загадки, используемые  на  уроке, тренируют  внимание  и  память, развивают  любознательность. Скороговорки  способствуют  развитию  темпа  речи, дикции, голосового  аппарата, правильного  произношения  звуков, фонематического  слуха  ребёнка.

      Задания, где  текст  воспринимается  на  слух, позволяют  отдохнуть  органам  зрения.

       На  каждом  уроке  обязательна  физкультурная  минутка  или  минутка  отдыха, которая  помогает  детям  восстановить физическое  равновесие.

       Кроссворды, ребусы, шарады помогают  в  освоении  орфографии, развивая  орфографическую  зоркость.

       Запоминание  легко  и  привлекательно, если  опирается  на  интересные, занимательные  темы, на  ритмику,  стихи, сказки.

        Задания, где  сплетаются  сказочное, фантастическое  и реальное - вызывает  у  ребят  желание  творчески  относиться  к  сухой  теории.

        Использование  на  уроках  перечисленных  форм, методов  и  приёмов, не  только  прививает  любовь  к  предмету, но  и  помогает сохранить  работоспособность  и  отодвинуть  утомляемость, а  значит  сохранить  здоровье.      

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроке русского языка"

Презентация с методическими рекомендациями проведения урока русского языка по здоровьесберегающим технологиям, физминутка для учащихся 5-6 классов....

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...