программа
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Некрасова Юлия Александровна

Программа элективного курса по русскому языку 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa_po_russkomu_yazyku_11_klass.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа элективного предмета «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» составлена на основе  примерной Программы  среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой  для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, методических пособий по развитию речи и  материалов для подготовки к ЕГЭ.

          Актуальность данного предмета: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Единому государственному экзамену. Данный предмет учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.

          Место предмета в образовательном процессе.

Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный предмет.

Предмет «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный предмет позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои  знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного предмета является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

 Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

Элективный предмет  рассчитан для учащихся 11 класса. Общий объем – 34 часа.

Цели и задачи изучения предмета.

Основными целями предмета являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачами предмета являются:

  1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
  2. Помочь одиннадцатиклассникам преодолеть  психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.
  3. Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.
  4. Научить выпускников правильному оформлению бланка  регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.
  5. Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
  6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
  7. Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.
  8. Углубленное изучение отдельных тем предмета.

Содержание элективного  предмета

Повторение проводится по основным разделам русского языка:

  • лексика;
  • морфемика и словообразование;
  • орфография и морфология;
  • синтаксис;
  • пунктуация;
  • комплексный анализ текста.

Вводное занятие (1 ч.)

Что такое ЕГЭ?  КИМы и требования к их заполнению. Заполнение бланков ЕГЭ.

Лексика (3 ч.)

Повторение лексических норм. Лексическое значение слова. Паронимы. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Антонимы. Контекстуальные антонимы. Выполнение заданий А2, А11, А30.

Морфемика и словообразование  (2 ч.)

Основные способы образования слов.  Трудные случаи морфемного анализа слов. Выполнение  разбора  слова по составу и  словообразовательного разбора.

Орфография (4 ч.)

Повторение основных орфографических норм. Правописание –Н- и –НН- , НЕ- и НИ- в разных частях речи. Правописание корней и суффиксов в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов.  Слитное, дефисное и раздельное написание. Трудные вопросы орфографии. Выполнение заданий А12, А13, А15 – А18.

Морфология (3 ч.)

Повторение основных морфологических норм. Разбор основных  грамматических ошибок словообразования. Выполнение морфологического анализа слов. Выполнение заданий  А3, А10, В2, В10.

Синтаксис  (5 ч.)      

Повторение основных синтаксических норм. Разбор примеров нарушения синтаксических норм. Строение словосочетаний. Способы связи слов в словосочетании. Строение простых предложений с причастными и деепричастными оборотами. Односоставные предложения. Вводные и вставные конструкции. Выполнение синтаксического  анализа простых и сложных предложений. Выполнение заданий А4, А5, А8, А9, А26, В3, В4, В6

Пунктуация  (5 ч.)

Повторение основных пунктуационных норм. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах, вводных словах, однородных членах. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных предложениях. Грамматическая синонимия. Выполнение пунктуационного разбора предложений. Разбор трудных случаев пунктуации. Выполнение заданий А19, А20, А21, А22, А23, А24, А25, А26, В5.

Комплексный анализ текста (6 ч.)

Текст, стили и типы речи. Средства связи предложений в тексте. Средства художественной выразительности в текстах различных стилей. Комплексный анализ научного, художественного, публицистического  текста.  Композиция сочинения – рассуждения. Соотношения тематики и проблематики текста. Авторская позиция и способы ее выражения. Типы аргументации в изложении собственной позиции. Выполнение заданий А6 – А8, А10, А11, А28, А29, В7 – В8, С1. Написание сочинения  - рассуждения.

Тестовые работы (5 ч.)

Методы и формы обучения.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:

  • Репродуктивный
  • Продуктивный

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Рассказ учителя 
  • Беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи»)
  • Работа со словарями (на занятии «Орфоэпические нормы»).
  • Анализ таблицы (например, при повторении  темы «Н и НН в различных частях речи»).

При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.

Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

теория

практика

контроль

Вводное занятие

1

1

1

Лексика

3

2

1

Орфография

4

3

1

Морфология

3

2

1

Тестовая работа №1

1

1

Морфемика и словообразование

2

1

1

Синтаксис

5

3

2

Пунктуация

5

3

2

Тестовая работа №2

1

1

Комплексный анализ текста

6

2

4

Тестовая работа №3

1

1

Итоговая тестовая работа

2

2

Итого

34

Требования к уровню подготовки обучающихся

Структура и содержание предмета предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.

В результате изучения предмета одиннадцатиклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.

Критерии и нормы оценивания обучающихся

Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку).  В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание. Эти задания  проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика  заводится лист контроля, где  указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.

Структура и содержание предмета предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.

 В тестовых работах каждый правильный ответ оценивается одним баллом. В итоговой тестовой работе  задания типа А и В оцениваются одним баллом, а задание С десятью баллами (5 баллов – за содержание,5 баллов – за грамматику).              

 

Литература для учителя:

1.Назарова Т. Н. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 2 (В). – М.: Издательство «Экзамен», 2011 г.

2. Назарова Т. Н. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2011 г.

3. Назарова Т. Н. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 1 (А). – М.: Издательство «Экзамен», 2011 г.

4. ЕГЭ 2011: Русский язык/ авт.составитель И.П. Цыбулько, А.Ю. Бисеров. – М.: АСТ: Астрель, 2011 г.

Литература для учащихся:

В качестве дополнительного обучающего материала используются следующие издания:

  1. Тесты по пунктуации.1С: Репетитор.
  2. Интерактивные контрольные измерительные материалы. Нормативные документы. / Сдаем Единый экзамен 2008. / Серия 1С: Репетитор.
  3. Учебник по русскому языку для старших классов / Ф.И.Греков.
  4. КИМы по русскому языку под ред. В.И.Капинос 2007 года и ЕГЭ–2009: Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько, С.И.Львова.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» пст. Первомайский

Согласована :                                                                                                 Утверждаю:

с районной экспертной комиссией                                                            директор школы

Протокол №           от                                                                                   приказ №          от

Председатель                                директор школы

Рабочая  программа

элективного предмета

«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

         третья ступень

11 класс

срок реализации программы - 1 год

 

                                                                                                             учитель: Некрасова  Ю.А.

пст. Первомайский

-2013 г.-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...