Праздник фразеологизмов, пословиц и поговорок
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

Сценарий внеклассного мероприятия после изучения фразеологических оборотов для учащихся 5-8 классов.Мероприятие прводится в виде соревнования двух команд. Использованы разные конкурсы и игры, связанные с пословицами, поговорками и фразеологическими оборотами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_frazeologizmov.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Среднедевятовская средняя общеобразовательная школа Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

ПРАЗДНИК « ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»

( Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-8 классов)

Подготовила учитель русского языка

и литературы Бартеньева Елена Васильевна

Цель занятия: 1. Воспитание учащихся на основе  народных традиций, родного языка, знаний истории народа.

2. Формирование представления о поразительном богатстве духовной культуры народа, о разнообразии устного народного творчества

 3. Развитие речи учащихся  путем заучивания наизусть текстов различных фольклорных жанров.  

Оборудования: плакаты, иллюстрации, карточки, предметы, кружочки со словами

Ход занятия.

1. Вступительное слово учителя (читает стих)

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я худой,

Не похожи мы, а всё же

Нас не разольёшь водой!...

Дружба дружбою, однако

И у нас случилась драка…

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду –

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим – что за чудо?

С нас ручьём бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льётся,

А она ещё смеётся:

- Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя! (Б.Заходер)

1.Какие слова у вас вызывают смех? Как они называются?

-Да, фразеологизмы: не разлить водой, вода льется ручьем.

- Как объясните значение данного фразеологизма?

2. Определите жанр этих выражений.(пословицы и поговорки)

-Семь раз отмерь, один раз отрежь. Работа не волк -в лес не убежит. Жить – родине служить. Под лежачий камень вода не течет. Кто не работает, тот не ест.

Сегодня наш праздник посвящается малым жанрам устного народного творчества: пословицам, поговоркам и фразеологизмам.  

Учащиеся делятся на команды, выбирают командиров, придумывают название команд.

Задания:

1. Игра «Найди  вторую половинку»

Раздаются карточки с первой половиной пословиц, команды находят вторую половину. Кто соберет первым, тот получает фишку.

Не спеши языком                                а товарища выручай

Сам пропадай                                     а лень портит

Труд человека кормит                        надо много знать

Глаза страшатся                                а по уму провожают

Хочешь много знать                          так и не будет скуки

Ученье свет                                         один раз отрежь

По одежке встречают                          люби и саночки возить        

Грамоте учиться                               от того и наберешься

Не сиди сложа руки                         а руки делают

Птица красна пением                        а неученье   - тьма

Семь раз отмерь                                 всегда пригодится

Лодырь да бездельник                        а человек умением

Любишь кататься                               им праздник и в понедельник

2. Аукцион. Продаются слова: ум, голова, вода, один, глаз, рука. Подобрать фразеологизмы, в которых есть данные слова. Побеждает та команда, которая произнесет последним фразеологизм с названным словом.

3. Найди меня. На плакате надпись «Какие 6 сочетаний не могут без меня существовать?  и нарисованы палец, ноги, язык, нос. (называют фразеологизмы с этими словами – шесть сочетаний)

4. Найди пару

 Из данных сочетаний составить антонимичные пары

Хоть иголки собирай – одним махом

Заваривать кашу -  на ночь глядя

По чайной ложке  - как кошка с собакой

Коломенская верста – расхлебывать кашу

Чуть свет  – от горшка два вершка

Повесить нос – не покладая рук.

Жить душа в душу –   ни зги не видно

Сидеть сложа руки – воспрянуть духом

5. Пустые колышки На каждом кружочке написано по одному слову. Прочитать их и потом навесить на колышки таким образом, чтобы из слов образовалась пословица.(Белые ручки чужие труды любят. У всякой пташки свои замашки). Какая команда быстрее справиться с заданием, та и побеждает

6. «Поле чудес» На игровом поле лежат предметы (камень, решето, шляпа, очки, рыба, орех). Крутится барабан. Команда называет фразеологизм, содержащий название предмета, на который указала стрелка. ( Можно отвечать по одному)

7.Угадай. Объясните значение сочетаний: спустя рукава, втирать очки, намылить шею, обводить вокруг пальца, кричать во всю ивановскую, переливать из пустого в порожнее, бежать сломя голову, сесть в калошу.

8. Найди меня. Найти фразеологизмы и объяснить их значение.

1.Бежали, высунув язык из леса два мальчишки,

Ведь побывали шалуны в малиннике у мишки.

Ах, какие мастера

2.Вот топор, а вот – пила.

Всё в руках у них горит.

Раз и два, и дом стоит!

3.Что купить: конфеты, книжки.

Вот сидят на полках мишки.

Вот мышонок, вот коза –

Разбегаются глаза.

4.Ничего я не пойму

Что? К чему? И почему?

Мыслей в голове – сто две.

Вот так каша в голове.

5.Я шёл – куда глаза глядят.

Они глядели прямо в сад.

А там увидел сливы я,

Такие вот красивые.

Оказался молодцом,

Смог осилить ношу –

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу. (А.Шибаев)

6.За домом, едва пожелтела трава,

Два братца рубили дрова.

Один это делал спустя рукава

Другой – засучив рукава. (В.Викторов)

7.Не умеет дятел петь.

Нет у дятла слуха.

Говорят, ему медведь

Наступил на ухо. (Л.Татьяничева)

8.Вешать можно на гвоздь

Полотенце и трость,

Лампу, плащ или шапку.

И верёвку, и тряпку…

Но никогда и нигде

Не вешайте носа в беде! (Ю.Коринец)

9.Нос не в свои дела суют,

Носами перед сном клюют,

Зато один весёлый нос

Папаша Карло нам принёс. (Я.Аким)

10.-Замолчи, Петрусь! – говорят.

-Прикуси язык! – говорят.

Он язык прикусил

И сильней заголосил. (Н.Силков)

11.Рано утром мама-квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: - Не дерись,

Не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора.

Ну, ни пуха ни пера!

Через час, едва живой…

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле-еле он со школьного двора.

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера. (В.Орлов)

9. Суперигра  Капитанам команд предлагаются по два рисунка. Они должны по рисункам назвать подходящие сочетания: фразеологизм, пословицу или поговорку.

-веселый чертик(у черта на куличках)

-лоб с надписью ( на лбу написано)

- нарисованы две корки хлеба (от корки до корки)

-книга с дырявыми листами ( читать до дыр)

-темная ткань пришита белыми нитями (прошито белой нитью)

- нос смотрит кверху (задрать нос)

10. Подведение итогов  праздника. Команды награждаются памятными медалями с изображением фразеологизма «Сесть в калошу» и призами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.

В игровой форме ученики показывают знания по фразеологии, эрудицию, умение работать в группе....

сборник пословиц,поговорок,загадок, афоризмов по курсу ОБЖ

«Ляминская средняя общеобразовательная школа- интернат»Сургутский район Тюменской области              Сборник  пословиц, пог...

"Праздник фразеологизмов, пословиц и поговорок"

Урок - игра по пословицам, поговоркам и фразеологизмам с презентацией по фразеологии...

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Праздник фразеологизмов, пословиц, поговорок и крылатых слов.

Данная викторина предназначена для учеников 6, 7 класса, занимающихся по УМК М.Т. Баранова и др....

картотека пословиц, поговорок, стихов о дружбе

Пословицы и поговорки о дружбе.Без беды друга не узнаешь.Без друга в жизни туго.Без друга, который потерян, плохо, но плохо и с другом, который неверен.Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.Бедны...