сборник пословиц,поговорок,загадок, афоризмов по курсу ОБЖ
книга по обж по теме

«Ляминская средняя общеобразовательная школа- интернат»

Сургутский район Тюменской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Сборник

 

 пословиц, поговорок, загадок, афоризмов

 по курсу «Основы безопасности

жизнедеятельности»

 

 

 

 

 

                   Выполнил:

                                                          преподаватель- организатор ОБЖ

                                                                                              Ермолаев А.В.

 

 

 

2011


 

I.Оглавление ……………………………………………………………………....2-4

 

II.Введение……………………………………………………………………....…5-6

 

III. Содержание

 

1. Общие принципы безопасности, психологические основы безопасности:

Адекватность действий………………………………………………………….7-8

Беда……………………………………………………………………………....…8-9

Беспечность……………………………………………………………………...…10

Коллективизм – разобщенность…………………………………………….10-12

Ловкость, находчивость………………………………………………………...…12

Осторожность, внимательность……………………………………………..12-17

Опытность……………………………………………………………………......17-20

Страх – смелость, решительность, воля – бесхарактерность………….21-27

Терпение…………………………………………………………………….....…28-29

2. Правовые принципы безопасности, основы предупреждения виктимного поведения………………………………………………………..………….....…30-33

3. Воспитание позитивного мышления……………………………………...34-40

4. Основы безопасности в социуме,  правила разумного общения:

Вежливость, такт – наглость ………………………………………………......41-42

Внешность……………………………………………………………………........42-43

Гнев, ссора, обида…………………………………………………………......…43-46

Доверие……………………………………………………………………….........46-47

Доброта, веселость – злость………………………………………………...…47-49

Дружба………………………………………………………………………...........50-53

Зависть………………………………………………………………………..........53-54

Зазнайство - скромность………………………………………………………........54

Лицемерие…………………………………………………………………….......…..55

Обычаи………………………………………………………………………….........…55

Помощь, обещания, просьба…………………………………………….................56

Самоуважение, самооценка, самоконтроль………………………………...56-61

Сердце, душа……………………………………………………………………...........61

Слово, молчание……………………………………………………………..........61-67

Умный – дурак………………………………………………………………...........67-68

Управленческая культура…………………………………………………........…….68

5. Экономическая безопасность:

Бережливость, осмотрительность………………………………………....…...69-70

Бедность, богатство…………………………………………………………..........71-72

Деньги………………………………………………………………………...........…72-74

Дешевизна……………………………………………………………………...........74-75

Займ, долг……………………………………………………………………............75-76

Жадность…………………………………………………………………….............76-77

Умеренность в потребностях………………………………………………….......…77

6. Основы безопасности в быту, при чрезвычайных ситуациях………...….78-81

7. Основы безопасности в туристических походах:

Безопасность в походах……………………………………………………...........82-83

Бивуак…………………………………………………………………………............83-85

Взаимоотношения людей в походе……………………………………….......…85-86

Движение……………………………………………………………………..............86-88

Питание…………………………………………………………………….............…88-89

Ноша, снаряжение………………………………………………………….........…89-91

Одежда, обувь……………………………………………………………….............91-92

Ориентирование…………………………………………………………….............92-94

Различные туристические навыки……………………………………………...........95

8. Основы пожарной безопасности……………………………………….........96-101

9. Основы безопасности дорожного движения………………………….....102-107

10.Основы предупреждения криминогенных ЧС,  виктимного поведения:

Воровство, мошенничество………………………………………………..........108-109

Психологические основы самозащиты, поведение в криминогенных  ситуациях…………………………………………………………………................109-112

11.Вредные привычки:

Общее…………………………………………………………………………..............…113

Курение…………………………………………………………………………................113

Наркомания…………………………………………………………………..............…..114

Пьянство…………………………………………………………………...................114-120

Азартные игры………………………………………………………………….................120

12. Основы безопасности на воде………………………………………............121-124

13. Безопасность в условиях экстремальных явлений природы………......125-129

14. Основы безопасного поведения с животными…………………….......…130-134

15. Основы экологической безопасности……………………………................135-139

16. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни…………........140-149

17.Культура питания………………………………………………………...............150-179

18. Культура сна…………………………………………………………...................180-181

19. Физическая культура и спорт…………………………………………............182-192

20. Личная гигиена, гигиена жилья……………………………………............…193-198

21. Лесная аптека, народная медицина…………………………………..........199-203

22. Семейные отношения:

Воспитание детей в семье………………………………………………...............204-206

Отношение детей к родителям………………………………………………...............207

Взаимоотношения между мужем и женой………………………………...........07-210

23. Любовь к Родине……………………………………………………….............211-212

24. Защита Родины:

Армия, оборона страны, мир…………………………………………….............213-216

Артиллерия, ракетные войска………………………………………………............…216

Атака, наступление, оборона……………………………………………..............216-217

Бдительность, осторожность…………………………………………............…..217-218

Боевая выучка…………………………………………………………….................218-221

Боевая техника……………………………………………………………...............222-223

Боевой пост……………………………………………………………………..................223

Боевое Знамя…………………………………………………………………..............…223

Бой…………………………………………………………………………..................224-225

Взаимовыручка, боевое братство……………………………………………..............226

Военная песня………………………………………………………………….................227

Военно – морской флот……………………………………………………….................227

Воинская дисциплина, выдержка, терпение……………………………...........227-229

Воинский устав………………………………………………………………..................…229

Время на войне……………………………………………………………................229-230

Гвардия………………………………………………………………………..................….230

Герой…………………………………………………………………………...................….231

Граната…………………………………………………………………………....................231

Индивидуальное стрелковое оружие…………………………………….............231-232

Каска………………………………………………………………………....................232-233

Командир………………………………………………………………………....................233

Лыжи………………………………………………………………………….....................…233

Маневр…………………………………………………………………………......................234

Маскировка……………………………………………………………………......................234

Мина, минер………………………………………………………………....................234-235

Мужество, отвага, стойкость,

воинская честь – малодушие, трусость…………………………………................235-239

Находчивость, ловкость, военная хитрость……………………………................239-240

Начало………………………………………………………………………….......................240

Окоп……………………………………………………………………….......................240-241

Победа……………………………………………………………………......................241-243

Пограничник………………………………………………………………....................243-244

Полк……………………………………………………………………………........................244

Предательство………………………………………………………………….....................244

Приказ……………………………………………………………………........................244-245

Присяга, клятва…………………………………………………………...................….245-246

Пуля……………………………………………………………………….........................246-247

Разведка…………………………………………………………………….....................247-248

Снайпер……………………………………………………………………......................248-249

Стрельба………………………………………………………………….....................…249-250

Строй…………………………………………………………………………….........................250

Штык………………………………………………………………………..........................250-251

 

IV. Используемая литература ……………………………………………….....................…252

 

 

 

Введение:

 

Не было, нет и не будет человека, который бы в жизни не совершал ошибок, не видел горя, опасности, не попадал в трудные жизненные ситуации. Школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» формирует у школьников психологию безопасного поведения, знакомит с теми проблемами и опасностями, которые могут встретиться в их жизни, обучает способам, приемам, с помощью которых можно избежать эти проблемы и опасности или выйти из них с минимальными физическими и психическими потерями, а так же с основами и особенностями воинской службы.

     Но психологами доказано, что знания, воспринимаемые без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мёртвый груз. Поэтому на уроках ОБЖ наряду с  литературными произведениями целесообразно использовать малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки), фразеологические обороты и устойчивые выражения пословичного типа (крылатые выражения), афоризмы. Писатель – моралист Антуан де Ривароль дал достаточно точную и образную оценку пословицам: «Пословицы суть плоды опытности всех народов, переложенные в формулы». Пословицы кратки, в них каждое слово взвешено, отобрано, точно, и поэтому они лишены расплывчатости суждений, излишней назидательности, что вызывает неподдельный интерес у учащихся.

  Пословицы – народные изречения, в которых отражаются не мнения отдельных людей, а народная оценка, народный, коллективный ум относительно самых разных сторон жизни. В истории остаются только те пословицы, которые апробированы в жизни большинством людей, а те, которые не прошли проверку временем, отсеиваются и забываются.

    Социальная значимость пословиц и поговорок представлена в определении Даля В.И.: пословица – это «свод народной мудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

   В сборнике представлены и афоризмы великих людей разных народов и времен. Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) – философ, писатель, просветитель, проповедник так охарактеризовал значение афоризмов: «Знакомство с мыслями светлых умов составляет превосходное упражнение – оно оплодотворяет ум и изощряет мысль».

    В книге также немало старинных и современных загадок, в которых в аллегорической форме отражены всевозможные вопросы безопасности человека. Загадки – отличное средство для гимнастики ума, развития образного мышления.

    Сборник содержит более 5500 пословиц, поговорок, загадок, крылатых выражений, афоризмов различных народов по следующим разделам:              «Общие принципы безопасности», «Правовые принципы безопасности», «Воспитание позитивного мышления», «Основы пожарной безопасности», «Основы безопасности дорожного движения», «Основы предупреждения  криминогенных ЧС,  виктимного поведения (в том числе опасность вредных привычек: курения, пьянства, азартных игр)», «Основы безопасности на воде», «Безопасность в условиях экстремальных явлений природы», «Основы безопасного поведения с животными», «Основы экологической безопасности», «Основы безопасности в социуме (правила разумного общения, взаимоотношения между людьми)», «Экономическая безопасность», «Основы безопасности в быту, при чрезвычайных ситуациях», «Основы безопасности в туристических походах», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (в том числе: культура питания, культура сна, физическая культура, личная гигиена, лесная аптека, народная медицина), «Семейные отношения», «Любовь к Родине», «Защита Родины».

      Знакомство с окружающим миром и выработанными народным опытом правилами разумного поведения в этом мире, облечённый в художественную форму, несомненно, даёт возможность человеку лучше понять и запомнить, как вести себя в той или иной ситуации, а так же развивается творческий потенциал учащихся, так как в процессе использования фольклорного материала ребёнок переживает, учится лучше понимать родную речь и образность устного народного творчества, обогащает свой словарный запас.

Сборник предназначен не только для детей школьного возраста, но и для их родителей, охотников, грибников и просто любителей природы, для военнослужащих, руководителей, предпринимателей, автолюбителей, для всех людей, которые заинтересованы в своей личной, общественной , экономической безопасности, в семейном счастье, долголетии, физическом и психическом здоровье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку в 8 классе «Русские языковые афоризмы (пословицы, поговорки и крылатые выражения)»

Знание особенностей происхождения русских пословиц, поговорок и крылатых выражений, внимание к их стилистическим оттенкам поможет учащимся не только правильно употреблять эту категорию языковых ...

Сборник тестов «Структуры данных в языке Turbo Pascal» к разделу «Алгоритмизация и программирование» курса информатика и ИКТ в профильной классах.

Цель использования разработкиПроведение входного, текущих и итоговых контрольных работ в форме тестов по  темам:массивы;строковый тип данных;записи;файлы,а также для подготовки к ЕГЭ....

Учебное пособие. Сборник для элективного курса "Экологические основы природопользования"

К своей авторской программе элективного курса "Экологические основы природопользования"  мной разработан сборник лекций, которым могут пользоваться  учащиеся. Не нужно тратить время на уроке...

Сборник "Экология человека" к авторскому элективному курсу "Экология человека"

Программы к элективным курсам не редкость, а вот материалы у уроку - большая проблема. Даже если нравится программа, то сколько труда необходимо для того, чтобы подготовиться  к уроку по замыслу ...

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Методические указания для выполнения практических  работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СПО НСО «Карасукский педагогический колледж» для спе...