сборник пословиц,поговорок,загадок, афоризмов по курсу ОБЖ
книга по обж по теме
«Ляминская средняя общеобразовательная школа- интернат»
Сургутский район Тюменской области
Сборник
пословиц, поговорок, загадок, афоризмов
по курсу «Основы безопасности
жизнедеятельности»
Выполнил:
преподаватель- организатор ОБЖ
Ермолаев А.В.
2011
I.Оглавление ……………………………………………………………………....2-4
II.Введение……………………………………………………………………....…5-6
III. Содержание
1. Общие принципы безопасности, психологические основы безопасности:
Адекватность действий………………………………………………………….7-8
Беда……………………………………………………………………………....…8-9
Беспечность……………………………………………………………………...…10
Коллективизм – разобщенность…………………………………………….10-12
Ловкость, находчивость………………………………………………………...…12
Осторожность, внимательность……………………………………………..12-17
Опытность……………………………………………………………………......17-20
Страх – смелость, решительность, воля – бесхарактерность………….21-27
Терпение…………………………………………………………………….....…28-29
2. Правовые принципы безопасности, основы предупреждения виктимного поведения………………………………………………………..………….....…30-33
3. Воспитание позитивного мышления……………………………………...34-40
4. Основы безопасности в социуме, правила разумного общения:
Вежливость, такт – наглость ………………………………………………......41-42
Внешность……………………………………………………………………........42-43
Гнев, ссора, обида…………………………………………………………......…43-46
Доверие……………………………………………………………………….........46-47
Доброта, веселость – злость………………………………………………...…47-49
Дружба………………………………………………………………………...........50-53
Зависть………………………………………………………………………..........53-54
Зазнайство - скромность………………………………………………………........54
Лицемерие…………………………………………………………………….......…..55
Обычаи………………………………………………………………………….........…55
Помощь, обещания, просьба…………………………………………….................56
Самоуважение, самооценка, самоконтроль………………………………...56-61
Сердце, душа……………………………………………………………………...........61
Слово, молчание……………………………………………………………..........61-67
Умный – дурак………………………………………………………………...........67-68
Управленческая культура…………………………………………………........…….68
5. Экономическая безопасность:
Бережливость, осмотрительность………………………………………....…...69-70
Бедность, богатство…………………………………………………………..........71-72
Деньги………………………………………………………………………...........…72-74
Дешевизна……………………………………………………………………...........74-75
Займ, долг……………………………………………………………………............75-76
Жадность…………………………………………………………………….............76-77
Умеренность в потребностях………………………………………………….......…77
6. Основы безопасности в быту, при чрезвычайных ситуациях………...….78-81
7. Основы безопасности в туристических походах:
Безопасность в походах……………………………………………………...........82-83
Бивуак…………………………………………………………………………............83-85
Взаимоотношения людей в походе……………………………………….......…85-86
Движение……………………………………………………………………..............86-88
Питание…………………………………………………………………….............…88-89
Ноша, снаряжение………………………………………………………….........…89-91
Одежда, обувь……………………………………………………………….............91-92
Ориентирование…………………………………………………………….............92-94
Различные туристические навыки……………………………………………...........95
8. Основы пожарной безопасности……………………………………….........96-101
9. Основы безопасности дорожного движения………………………….....102-107
10.Основы предупреждения криминогенных ЧС, виктимного поведения:
Воровство, мошенничество………………………………………………..........108-109
Психологические основы самозащиты, поведение в криминогенных ситуациях…………………………………………………………………................109-112
11.Вредные привычки:
Общее…………………………………………………………………………..............…113
Курение…………………………………………………………………………................113
Наркомания…………………………………………………………………..............…..114
Пьянство…………………………………………………………………...................114-120
Азартные игры………………………………………………………………….................120
12. Основы безопасности на воде………………………………………............121-124
13. Безопасность в условиях экстремальных явлений природы………......125-129
14. Основы безопасного поведения с животными…………………….......…130-134
15. Основы экологической безопасности……………………………................135-139
16. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни…………........140-149
17.Культура питания………………………………………………………...............150-179
18. Культура сна…………………………………………………………...................180-181
19. Физическая культура и спорт…………………………………………............182-192
20. Личная гигиена, гигиена жилья……………………………………............…193-198
21. Лесная аптека, народная медицина…………………………………..........199-203
22. Семейные отношения:
Воспитание детей в семье………………………………………………...............204-206
Отношение детей к родителям………………………………………………...............207
Взаимоотношения между мужем и женой………………………………...........07-210
23. Любовь к Родине……………………………………………………….............211-212
24. Защита Родины:
Армия, оборона страны, мир…………………………………………….............213-216
Артиллерия, ракетные войска………………………………………………............…216
Атака, наступление, оборона……………………………………………..............216-217
Бдительность, осторожность…………………………………………............…..217-218
Боевая выучка…………………………………………………………….................218-221
Боевая техника……………………………………………………………...............222-223
Боевой пост……………………………………………………………………..................223
Боевое Знамя…………………………………………………………………..............…223
Бой…………………………………………………………………………..................224-225
Взаимовыручка, боевое братство……………………………………………..............226
Военная песня………………………………………………………………….................227
Военно – морской флот……………………………………………………….................227
Воинская дисциплина, выдержка, терпение……………………………...........227-229
Воинский устав………………………………………………………………..................…229
Время на войне……………………………………………………………................229-230
Гвардия………………………………………………………………………..................….230
Герой…………………………………………………………………………...................….231
Граната…………………………………………………………………………....................231
Индивидуальное стрелковое оружие…………………………………….............231-232
Каска………………………………………………………………………....................232-233
Командир………………………………………………………………………....................233
Лыжи………………………………………………………………………….....................…233
Маневр…………………………………………………………………………......................234
Маскировка……………………………………………………………………......................234
Мина, минер………………………………………………………………....................234-235
Мужество, отвага, стойкость,
воинская честь – малодушие, трусость…………………………………................235-239
Находчивость, ловкость, военная хитрость……………………………................239-240
Начало………………………………………………………………………….......................240
Окоп……………………………………………………………………….......................240-241
Победа……………………………………………………………………......................241-243
Пограничник………………………………………………………………....................243-244
Полк……………………………………………………………………………........................244
Предательство………………………………………………………………….....................244
Приказ……………………………………………………………………........................244-245
Присяга, клятва…………………………………………………………...................….245-246
Пуля……………………………………………………………………….........................246-247
Разведка…………………………………………………………………….....................247-248
Снайпер……………………………………………………………………......................248-249
Стрельба………………………………………………………………….....................…249-250
Строй…………………………………………………………………………….........................250
Штык………………………………………………………………………..........................250-251
IV. Используемая литература ……………………………………………….....................…252
Введение:
Не было, нет и не будет человека, который бы в жизни не совершал ошибок, не видел горя, опасности, не попадал в трудные жизненные ситуации. Школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» формирует у школьников психологию безопасного поведения, знакомит с теми проблемами и опасностями, которые могут встретиться в их жизни, обучает способам, приемам, с помощью которых можно избежать эти проблемы и опасности или выйти из них с минимальными физическими и психическими потерями, а так же с основами и особенностями воинской службы.
Но психологами доказано, что знания, воспринимаемые без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мёртвый груз. Поэтому на уроках ОБЖ наряду с литературными произведениями целесообразно использовать малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки), фразеологические обороты и устойчивые выражения пословичного типа (крылатые выражения), афоризмы. Писатель – моралист Антуан де Ривароль дал достаточно точную и образную оценку пословицам: «Пословицы суть плоды опытности всех народов, переложенные в формулы». Пословицы кратки, в них каждое слово взвешено, отобрано, точно, и поэтому они лишены расплывчатости суждений, излишней назидательности, что вызывает неподдельный интерес у учащихся.
Пословицы – народные изречения, в которых отражаются не мнения отдельных людей, а народная оценка, народный, коллективный ум относительно самых разных сторон жизни. В истории остаются только те пословицы, которые апробированы в жизни большинством людей, а те, которые не прошли проверку временем, отсеиваются и забываются.
Социальная значимость пословиц и поговорок представлена в определении Даля В.И.: пословица – это «свод народной мудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».
В сборнике представлены и афоризмы великих людей разных народов и времен. Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) – философ, писатель, просветитель, проповедник так охарактеризовал значение афоризмов: «Знакомство с мыслями светлых умов составляет превосходное упражнение – оно оплодотворяет ум и изощряет мысль».
В книге также немало старинных и современных загадок, в которых в аллегорической форме отражены всевозможные вопросы безопасности человека. Загадки – отличное средство для гимнастики ума, развития образного мышления.
Сборник содержит более 5500 пословиц, поговорок, загадок, крылатых выражений, афоризмов различных народов по следующим разделам: «Общие принципы безопасности», «Правовые принципы безопасности», «Воспитание позитивного мышления», «Основы пожарной безопасности», «Основы безопасности дорожного движения», «Основы предупреждения криминогенных ЧС, виктимного поведения (в том числе опасность вредных привычек: курения, пьянства, азартных игр)», «Основы безопасности на воде», «Безопасность в условиях экстремальных явлений природы», «Основы безопасного поведения с животными», «Основы экологической безопасности», «Основы безопасности в социуме (правила разумного общения, взаимоотношения между людьми)», «Экономическая безопасность», «Основы безопасности в быту, при чрезвычайных ситуациях», «Основы безопасности в туристических походах», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (в том числе: культура питания, культура сна, физическая культура, личная гигиена, лесная аптека, народная медицина), «Семейные отношения», «Любовь к Родине», «Защита Родины».
Знакомство с окружающим миром и выработанными народным опытом правилами разумного поведения в этом мире, облечённый в художественную форму, несомненно, даёт возможность человеку лучше понять и запомнить, как вести себя в той или иной ситуации, а так же развивается творческий потенциал учащихся, так как в процессе использования фольклорного материала ребёнок переживает, учится лучше понимать родную речь и образность устного народного творчества, обогащает свой словарный запас.
Сборник предназначен не только для детей школьного возраста, но и для их родителей, охотников, грибников и просто любителей природы, для военнослужащих, руководителей, предпринимателей, автолюбителей, для всех людей, которые заинтересованы в своей личной, общественной , экономической безопасности, в семейном счастье, долголетии, физическом и психическом здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку в 8 классе «Русские языковые афоризмы (пословицы, поговорки и крылатые выражения)»
Знание особенностей происхождения русских пословиц, поговорок и крылатых выражений, внимание к их стилистическим оттенкам поможет учащимся не только правильно употреблять эту категорию языковых ...
Коррекция познавательных возможностей и активизация словаря умственно отсталых учащихся путем использования пословиц, поговорок, загадок, скороговорок на уроках русского языка, чтения и развития речи.
Данный материал способствует развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса....
Сборник тестов «Структуры данных в языке Turbo Pascal» к разделу «Алгоритмизация и программирование» курса информатика и ИКТ в профильной классах.
Цель использования разработкиПроведение входного, текущих и итоговых контрольных работ в форме тестов по темам:массивы;строковый тип данных;записи;файлы,а также для подготовки к ЕГЭ....
Учебное пособие. Сборник для элективного курса "Экологические основы природопользования"
К своей авторской программе элективного курса "Экологические основы природопользования" мной разработан сборник лекций, которым могут пользоваться учащиеся. Не нужно тратить время на уроке...
Сборник "Экология человека" к авторскому элективному курсу "Экология человека"
Программы к элективным курсам не редкость, а вот материалы у уроку - большая проблема. Даже если нравится программа, то сколько труда необходимо для того, чтобы подготовиться к уроку по замыслу ...
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Методические указания для выполнения практических работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СПО НСО «Карасукский педагогический колледж» для спе...