кружок по литературному чтению в 1 - 4 классах по ФГOC
рабочая программа (русский язык, 5 класс) по теме
Данный материал представляет собой программу кружковой работы по литературному чтению в 1 - 4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_fgos.docx | 85.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ- основная общеобразовательная школа с. Усатово
Программа
литературного кружка
«Как хорошо уметь читать…»
в рамках внеурочной деятельности по ФГОС
учителя русского языка и литературы Панасюк С.В.
Программа рассчитана на четыре года обучения
( для учащихся 1-4 классов)
Пояснительная записка.
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
- изменение характера чтения;
- преобладание «делового» чтения над «свободным»;
- возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе;
- в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения.
Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.
Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.
Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка для учащихся 1-4 классов «как хорошо уметь читать…» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Программа нацелена на решение следующих задач:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.
На занятиях дети так же знакомятся с литературой родного края, произведениями устного народного творчества, отражающими быт и традиции, богатство и своеобразие языка людей, проживающих в данной местности, что не только окажет влияние на формирование личностного самосознания подрастающего человека, но и поможет освоить образную специфику литературы как вида искусства.
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Для формирования интереса к чтению в нашем арсенале есть разнообразные формы организации занятий:
- занятие-диспут,
- занятие-спектакль,
- занятие-праздник,
- занятие-интервью,
- интегрированное занятие,
- конференция,
- устный журнал,
- конкурсы,
- литературные встречи,
- литературная гостиная,
- литературный ринг и т. д.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Учитель должен создавать условия для современного ребенка, гарантирующие ему открытие целостной картины мира благодаря актуальному своду детской книги, развитие мотивов отношения к чтению, чтобы не нарушалась культура понимания ценности и приоритетности чтения, читательской деятельности.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат:
Данная программа реализуется в течение 4 лет во внеурочной деятельности. В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой (УУД)
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными
понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия кружка нацелены на развитие коммуникативности ребенка,
умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Ведущие принципы программы литературного кружка
«Как хорошо уметь читать…».
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
художественно-эстетического;
литературоведческого;
коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное
установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа
охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни,
драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Условия реализации программы
Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и городской библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернет, электронных презентаций.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).
Ученик должен «уметь»:
искать:
опрашивать окружение;
консультироваться у учителя;
получать информацию;
думать:
устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;
критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;
уметь противостоять неуверенности и сложности;
занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;
оценивать произведения искусства и литературы;
сотрудничать:
уметь работать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
приниматься за дело:
включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;
доказать солидарность; организовать свою работу;
адаптироваться:
использовать новые технологии информации и коммуникации;
стойко противостоять трудностям; находить новые решения.
Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.
Тематическое планирование занятий
по программе литературного кружка «Как хорошо уметь читать…»
1 класс В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира. | ||||||
№ | Тема внеклассного чтения | Предлагаемая к использованию литература | Основное содержание работы | Индивидуальная работа с детской книгой | Групповая работа с детской книгой | Дата проведения за |
1 | Литературные сказки | В.Берестов « Мастер птица» | Литературное слушание, рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие. | Чтение-рассматривание книги, пересказ сюжете по вопросам учителя. | Инсценирование одного эпизода по выбору:
| |
2 | Из серии « Мои первые книжки» | С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях». Словацкая сказка. | Слушание и рассматривание книг, уточнение значений непонятных слов. | Хоровое проговаривание, работа с иллюстрациями, оглавлением. | Разыгрывание диалогов, пересказ по серии картинок. | |
3 | «Ни окошек, ни дверей». Загадки | Народные и литературные загадки в стихах и прозе. | Учимся разгадывать загадки различной тематики. | Выделение тематических групп загадок, иллюстрирование. | Книжки – самоделки «Загадки для моих друзей» | |
4 | «Ребятам о зверятах». Книги о животных. | Е.Чарушин «Волчишко» С. Маршак «Детки в клетке» | Слушание, чтение и рассматривание книги | Пересказ по вопросам, составление характеристики героя. | Выставка книг о животных. Выставка рисунков «Мой четвероногий друг» | |
5 | «О хороших людях» | С.Сахарнов « Самый лучший параход». Р.Сеф. «Необычный пешеход» А. Барто «Мы с Тамарой» | Слушание, чтение и рассматривание книги-сборника. | Выделение фамилии автора в оглавлении, беседа с элементами рассуждения, иллюстрирование знаменитого корабля «Аврора». | Найти книги, стихи, песни, журналы про «Аврору». Конкурс стихов «О хороших людях» | |
6 | Русские народные игры. | Игра «Вася – гусёночек» | Разучивание считалок для выбора ведущих ролей. Разучивание игры по всем правилам. | Выбор для себя роли: ведущий, Вася, гусёночек. | Инсценировка с элементами хоровой декламации. Оформление выставки «Народные игры, считалки. | |
7-8 | «Зарубежные писатели детям» | Ш.Перро «Красная шапочка» | Чтение и рассматривание книги. Литературное слушание. | Восстановление диалога по памяти. | Замена характеристики главного героя (волк – положительный герой; Красная шапочка – отрицательный герой. | |
Ш. Перро «Мальчик с пальчик» | ||||||
9 | «Лес не школа, а всему учит» | Ю.Тувим «Птичье радио» Н. Сладков «Лесные шорохи». М. Пришвин «Ёж». | Чтение, рассматривание книги. | Выразительное чтение (интонация: радость, чувство облегчения, удивления, неудовольствия, усталости). | Составление выставки книг «Лес не школа, а всему учит». | |
10 | Сказки о животных | Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» С. Михалков «Как медведь трубку нашёл» | Чтение и рассматривание книги | Рисование петушка, воспроизведение сюжета сказки по вопросам учителя. | Утренник «Наши сказки» | |
11 | Угадайка. Стихи и загадки «Подскажи словечко» | Стихи и загадки Е. Серова | Чтение и рассматривание книги – сборника, отыскание знакомых загадок, воспроизведение тех, которые запомнили. Знакомство с понятием «рифма». | Отыскание новых загадок в детских книгах, журналах, Интернете. | Изготовление книжки – самоделки. Конкурс «Загадай загадку». | |
12 | Друзья детства | К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце» | Чтение и рассматривание книги. Знакомство с понятием «Сказочный зачин». | Разучивание хвастливой и жалостливой песен Танечки и Ванечки. | Инсценировка сказки, оформление выставки книг К. И. Чуковского. | |
13 | Из серии « Мои первые книжки» | К.Чуковский «Доктор Айболит» | Запись на карточках героев. Самостоятельное чтение надписей-заглавий предугадывание продолжения содержания. | Литературный эксперимент: сравнение сказки в стихотворной форме (по Гью Лофтингу) и прозе. | ||
14 | «Ступеньки мастерства» | А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я Аким «Неумейка» | Чтение и рассматривание книги, словарная работа «мастер на все руки». | Изготовление игрушки из бумаги, пластилина по страницам книг. | Игра-драматизация. | |
15-16 | О наших сверстниках | Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец» | Чтение и рассматривание книги, чтение по ролям. | Работа с иллюстрациями, составление характеристики главных героев. | Разучить игры по сюжетам известных песен и сказок. | |
А. Соколовский «Бабушкина вешалка», Е. Благинина «Бабушка-забота» | ||||||
17 | Татарские народные сказки | Камыр-Батыр | Рассматривание книги, чтение сказки на двух языках. | Составление характеристики героев, выборочное чтение. | Составление выставки книг «Татарские сказки». | |
18 | Татарские литературные сказки | Абдулла Алиш «Болтливая утка» | Чтение-рассматривание сборника сказок А. Алиша. Работа с содержанием. | Иллюстрирование выбранного эпизода. | Литературная викторина «Мы любим сказки» по мотивам татарских литературных и народных сказок | |
19 | Стихи о родном крае | И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу». | Рассматривание сборника стихов И. Сурикова, выразительное чтение. | Устный журнал «Родной край» | ||
20 | О героях | А.Митяев «Богатыри» | Литературное слушание, чтение и рассматривание книги, введение понятия «былина» | Нарисовать иллюстрацию к былине, научиться правильно называть предметы вооружения русских воинов. | Составление книжной выставки «О богатырях и о подвигах». | |
21 | О доброте | В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья» | Чтение и рассматривание книги. | Придумать своё название сказки. Пересказ сказки от имени девочки, петушка. | Беседа-дискуссия с элементами инсценировки. | |
22 | «Поговорим о наших мамах» | Стихи о маме: Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др.. | Рассматривание сборника «О мамах», выразительное чтение | Заучивание одного стихотворения наизусть. | Конкурс стихотворений о маме. | |
23 | «В стране Вообразилии» | Б.Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой». | Рассматривание сборника Б. Заходера «В стране Вообразилии», выразительное чтение выбранного стихотворения. | Разучивание повторяющихся четверостиший. | Парад домашних творческих достижений «В стране Вообразилии» | |
24 | Знакомые незнакомцы | Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». Б. Заходер «Русачок». | Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям. | Нарисовать каким ты себе представил медвежонка, зайчонка. | Словесное рисование портрета главного героя. Оформление выставки книг «О животных». | |
25 | Книги о животных | Е. Чарушин «На нашем дворе», Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». В.Бианки «Хвосты». | Рассматривание сборника книг «О животных», комментированное чтение. | Пересказ по серии картинок, выбрать самый радостный эпизод, самый грустный. Выделение научно-познавательных сведений. Нарисуй рисунок к произведению. | Составление правил обращения с домашними животными «Братья наши меньшие» Воспроизведение диалогов по памяти. Загадывание друг другу загадок о животных. | |
26 | О любимых игрушках | Э. Успенский «Чебурашка», А. Барто «Игрушки» | Рассматривание сборника стихов «Игрушки», выразительное чтение стихотворений. | Вспомнить стихи про зайку, мишку и т.д Осмысление содержания в форме разгадывания загадок. | Выставка рисунков к знакомым стихам А. Барто по выбору. Составление книжной выставки «Стихи Барто». | |
27 | О чем я мечтаю | В.Катаев « Цветик – семицветик» | Литературное слушание, чтение и рассматривание книги. | Разучивание волшебной песенки. Рисование цветика-семицветика. Соотнесение эпизодов сказки с лепестками волшебного цветка. | Драматизация с правильным интонированием реплик. | |
28 | Про школу. | С. Баруздин « Как Алёше учиться надоело» | Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое чтение. | Воспроизведение содержания по вопросам учителя. | Беседа-дискуссия с элементами инсценировки. | |
29 | Экскурсия в школьную библиотеку | Выставка « Книги для летнего чтения» | Знакомство с хранилищем книг | Работа с выставкой книг. | Составление памятки «Правила чтения и сохранности книг и журналов». | |
30 | Первичное диагностирование читательского кругозора | Тестирование | Составление индивидуального списка летнего чтения по итогам тестирования. | |||
В результате реализации программы учащиеся 1 класса должны уметь:
| ||||||
2 класс В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Среди произведений учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. | ||||||
№ | Тема внеклассного чтения | Предлагаемая к использованию литература | Основное содержание работы | Индивидуальная работа с детской книгой | Групповая работа с детской книгой | |
1 | Стихи о школе и детях «Здравствуй, осень золотая! Школа, солнцем залитая» | С.Я.Маршак «Первый день календаря», «Про одного ученика и шесть единиц» А.Плещеев «Чему в школе учат» | Рассматривание книг в классном уголке чтения, приносить книги из дома, показывать друзьям. | По желанию выучить одно стихотворение о школе наизусть. | Конкурс стихов о школе. Фотовыставка «Мой первый день в школе» с четверостишием о школе собственного сочинения. | |
2 | Сказки о животных «Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна» | В. Сутеев «Мышонок и карандаш». Р. Киплинг «Слонёнок» | Определение особенностей жанра сказок о животных. | Пересказ по иллюстрациям. Принести в читательский уголок свою книгу сказок о животных. | Разыгрывание сказки по ролям. | |
3 | Загадки о животных Учись отгадывать загадки: сам догадайся и товарищу объясни. | Сеф «Ключ от сказки», К.И.Чуковский «Загадки», Русские народные загадки. | Учить отгадывать загадки, находить ключевые слова, ориентировать в теме чтения по заглавию. | Разучить одну загадку наизусть. Поиск загадок для составления классного сборника загадок. | Составление классного сборника загадок | |
4 | Учись дружить | Е.Пермяк «Два рассказа», «Самое страшное», В.А.Осеева «Пёрышко» | Выразительное чтение с интонацией сочувствия, обиды, сопереживания. | Найти пословицы о дружбе и друзьях | Мозговой штурм «Учись дружить». Инсценировать отдельные эпизоды произведения. | |
5 | Здравствуй, осень! | М. Пришвин «Листопадничек» | Определять жанр произведения и тему, составлять план произведения. | Подготовка рисунков «Осень в моём городе» | Устный журнал « Осень в моём городе» | |
6 | Худому делу - худой конец. | Итальянская сказка «Как осел петь перестал», С.Баруздин «Кляксы», В.Берестов «Змей – хвастунишка» | Учить работать с книгой: обложка, иллюстрации, автор, тема, жанр. | Придумать своё оригинальное продолжение сказки. | Разыгрывание сказки С.Михалков «Аисты и лягушки» | |
7 | Стихи о Родине Здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна учёных!... | Могилевская «Сказка о громком барабане», Стихи о Родине., | Чтение и рассуждение о прочитанном | Подготовить выразительное чтение стихотворений о Родине. Подбор книг для тематической выставки книг «О Родине» | Составление устных иллюстраций к произведению «Сказка о громком барабане» | |
8 | Весёлые стихи | Д.Хармс « Иван Торопышкин» Э.Мошковская «Хитрые старушки» С.Маршак «Пудель», «Багаж» | Обзор различных изданий одного произведения. | Придумать и нарисовать свою обложку книги к понравившемуся произведении | Работа с иллюстрациями к произведениям, художники – иллюстраторы. | |
9 | «На ярмарке» | Малые фольклорные жанры. | Выделение отличительных особенностей русского фольклора. | Выучить потешку, считалку,небылицу. | Конкурс на лучшего чтеца скороговорок | |
10 | Сказки о животных Хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце | В. Сутеев «Палочка – выручалочка», «Мешок яблок», «Яблоко» | Определение темы чтения с опорой на иллюстрации, заглавие, фамилию автора. | Сочинение сказки о неживом предмете ( портфель, кружка, ботинок, ручка и т.д.) | Оформление и выбор сказок для создания классного сборника «Сказки о …» | |
11 | Рассказы о животных. Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни….» | М.Пришвин «Лисичкин хлеб», «Гаечки», «Этажи леса» К.Ушинский Рассказы и сказки, «Орел» | Отработка связи « писатель - книги – тема» | Принести картинки, иллюстрации,фотографии с изображением птиц нашего города. | Беседа и рассуждение по прочитанному, составление памятки «Учись наблюдать» | |
12 | Забавные стихи Не любо – не смейся, а другим не мешай. | А.Барто « Дом переехал», Хармс «12 поваров», «Иван Иваныч Самовар», « Иван Торопышкин» Э.Мошковская «Хитрые старушки» | Выразительное чтение с интонацией юмора, радости. Обратить внимание на связь « тема – автор» | Выбор отрывка для заучивания наизусть. | Составление выставки книг по теме, обмен книгами, составление памятки «Бережного отношения к книге» | |
13 | Сказки и стихи о приключениях и волшебстве Я ещё не волшебник, я только учусь. | Е.Благинина «Чудесные часы», « Стихи о ёлке» | Детальный анализ произведения. Отработка связи «жанр – книги», уметь читать надписи на обложке при усложненном оформлении книг. | Сочинить стихи о своих друзьях | Читательская конференция «Приключения Незнайки и его друзей» | |
Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | ||||||
14 | Рассказы и стихи о подвигах | М.Зощенко «Самое главное» Емельянов «Храбрая девочка» | Упражнять в умении предугадывать примерное содержание по названию, началу, иллюстрациям ,используя внешние приметы или прежний опыт. | Характеристика поступка, героев. | Беседа-диспут. | |
15 | Тебе смешно, а мне до сердца дошло | Е.Чарушин «Кошка Маруська», В.Осеева « Кто всех глупее». | Умение найти название книги на корешке. Тема и жанр произведения. Выразительное чтение с интонацией сочувствия, грусти, радости. | Написать рассказ о случае с вашей кошкой. | Фото- выставка «Мои четвероногие друзья» с комментариями | |
16 | Сказки о настоящей дружбе. | Афганская сказка « Волк – ябедник» Африканская сказка «Вот так дружба!» | Разграничивать книгу – произведение и книгу – сборник | Выделение основных характеристик «настоящего друга» по прочитанным сказкам. Составить рассказ о своём лучшем друге. | Оформление плаката «Настоящий друг» на основе «мозгового штурма» | |
17 | О героизме и трусости Слава греет – позор жжет | С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» Артюхова « Трусиха», С.Михалков «Прививка», К.Ушинский «Трусливый Ваня» | Выборочное чтение характеристики главных героев. Озаглавливание тематической выставки. | Отбирать, рассматривать и приносить в класс книги о храбрости. | Составление советов для тех, кто хочет быть храбрым. | |
18 | Жизнь дана на добрые дела. | Б.Житков « Помощь идет» Е.Пермяк « Пичугин мост» | Выделение ключевых эпизодов по вопросам учителя. Закрепление всех приобретенных знаний. | Составление рассказа о своём добром поступке. | Разгадывание кроссворда « О героях храбрецах» | |
19 | Произведения о ребятах – сверстниках. | Киселев « Мальчик Огонек», С.Михалков « Про мимозу» Н. Г. Гарин- Михайловский «Тёма и Жучка» | Установка на знакомство с книгой, начиная с фамилии автора (знаком – незнаком). Интонированное чтение произведений. | Составление характеристики положительного и отрицательного героев. Пересказ от лица главного героя. | Оформление выставки книг «Товарищам детям» | |
20 | Родину – мать учись защищать. | А.Гайдар « Поход», «Сказка о военной тайне» С.Могилевская «Рассказ о смелом барабанщике» | Детальный анализ произведений, характеристика черт характера. Учить озаглавливать тематическую выставку. | Подобрать пословицы и поговорки о Родине. Выделение для себя нравственных качеств. | Беседа-дискуссия с элементами инсценирования. | |
21 | Нет лучше дружка, чем родимая матушка | Е.Благинина « Вот какая мама», «Бабушка - забота», Емельянов « Рассказы о маме» Панькин « Легенда о матерях» Трутнева « Проталинки» | Знакомство с понятием «легенда». Выразительное чтение стихотворений, анализ содержания. | Сочинение стихов о маме и для мамы (буриме) | Сборник стихов нашего класса «Самая, самая, самая…» | |
22 | Книги о ребятах и их делах | А.Барто « Было у бабушки 40 внучат» С.Маршак «Чижи» | Выделение поведенческих характеристик героев для дальнейшего инсценирования. | Выбор для себя роли в инсценировке | Собрать книги в уголке чтения, которые нуждаются в ремонте, и поработать «доктором» в «книжкиной больнице» | |
23 | Там, где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум | Китайская народная сказка « Ребёнок и мудрец», « Отчего у белого медведя нос черный» Юсупов « Почему у лягушки нет хвоста» | Умение находить в книгах общие признаки | Подумать, на какой вопрос вам хотелось бы получить ответ | Литературная игра «Почемучка» | |
24 | Басни дедушки Крылова | Басни И. А. Крылова «Квартет», «Волк и журавль» и т. д. | Понятие «авторская выставка», выразительное чтение басен, умение выделять мораль басни. | Выучить какой- нибудь отрывок из басни И. А. Крылова. Моя иллюстрация к любимой басни. | Игра – «Угадай» (узнать, какая басня И. А. Крылова проиллюстрировано) | |
25 | Весна, весна на улице, весенние деньки! | Б. Заходер «Товарищам детям», Э Шим « Чем встречают весну?» Э. Шим «Чем пахнет весна». | Обратить внимание на связь « тема – автор». Передача весеннего настроения при выразительном чтении. | Придумать своё название стихотворениям. Словесное изображение весенних картин. | Составление устного журнала «Весна, весна на улице…» | |
26 | Знай и люби родную природу! | Е.Чарушин «Большие и маленькие», «Про Томку» Снегирев « Про пингвинов» Г.Скребицкий «Колючая семейка» | Обобщить прочитанное, нахождение логических связей в произведении. | Пересказ по плану. | Работа с толковыми словарями Ожигова, Даля | |
27 | Произведения о растениях Думаешь – чудеса далеко, а они тут, рядом. | Э.Шим «Неслышные голоса» Н.Павлова « Живая бусина» | Устанавливать связь « автор – книга – тема». | Выделение ключевых эпизодов произведений. | Создание диафильма «Живая бусина» | |
28 | Сказки народов моего города | Татарские, чувашские, русские народные сказки | Знакомство с особенностями сказок разных народов, их оформление. | Пересказ сказки от имени героя. | Составление «сказочного словаря». | |
29 | Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех | Н.Носов «Огурцы», А. Гайдар «Чук и Гек» | Формирование нравственной позиции младшего школьника. Повторение правил гигиены чтения. | Составление вопросов по произведению. | Дискуссия «Моё отношение к тому, что «плохо лежит» | |
30 | Габдулла Тукай для детей | Книги и произведении Габдуллы Тукая | Особенности оформления книг татарского писателя. | Выбор стихотворений для выразительного чтения | Оформление выставки книг. Конкурс стихов Габдуллы Тукая | |
31 | Обобщающее занятия | - просмотр детского фильма; - просмотр театрализованного представления; - посещение городской библиотеки; | Подготовка к КВН | КВН « В стране Читалии» | ||
32 | Обобщающее занятие с родителями | Проведение утренника с обобщением полученных знаний | Подготовить вопросы командам | Мероприятие «Папа, мама, я – читающая семья» | ||
33 | Итоговое диагностирование. | Тестирование по выявлению читательского кругозора. | Составление списка для летнего чтения с учётом степени усвоения прочитанных произведений. | Оформление уголка летнего чтения. | ||
3 класс Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. | ||||||
№ | Тема внеклассного чтения | Предлагаемая к использованию литература | Основное содержание работы | Индивидуальная работа с детской книгой | Групповая работа с детской книгой | |
1 | Стихотворные сказки | П.Ершов «Конёк – горбунок» А.Пушкин «Сказка о золотом петушке» В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее» | Особенности стихотворных сказок, Сравнение сказок разных авторов.
| Выучить отрывок наизусть | Сравнительная характеристика героев | |
2 | Детские энциклопедии | Энциклопедии о растениях, животных, географии, истории и т.д. | Особенности энциклопедических публикаций. | Находить в большом потоке информации интересующую информацию | Создание энциклопедии школьных принадлежностей. | |
3 | Стихи о природе. Страницы русской классики. | Ф.Тютчев, И.Суриков, А.Блок, И. Бунин, С.Есенин, А.Плещеев | Рифма, строфа, олицетворение, сравнение, эпитет. Основы стихосложения: синквейн | Сочинить синквейн о друге | Сочинение синквейна о лете. | |
4 | Рассказы современных писателей о детях | Т.Лихоталь «Синяк», Рассказы В.Драгунского «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «где это видано, где это слыхано» | Рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями. | Сочинить свой рассказ «Что я люблю» | Сравнение себя с героями произведений В.Драгунского | |
5 | Волшебный мир сказок Бажова | П. Бажов «Огневушка-поскакушка», «Змейка», «Каменный цветок» | Выделение особенностей уральских сказаний.
| Мини-рассказ «Я умею, я могу» | Оформление плаката «Умельцы нашего класса» | |
6 | Произведения о тех, кто трудится | Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», В. Осеева «Простое дело" | Рассуждать с опорой на прочитанное произведение. | Находить ответы на вопросы в произведении. | Суд над ленью (судья, адвокат, защитник, свидетели) | |
7 | Книги о природе и человеке | М.Пришвин «Гаечки» Р.Киплинг «Маугли» Б.Житков «Мангуста» | Деление произведения на смысловые части. | Находить в произведении понравившиеся отрывки | Озаглавливание частей. | |
8 | Рассказы о животных | Л.Толстой « Как волки учат своих детей», К.Паустовский «Барсучий нос», Андреева «Кусака» | Чувства, эмоции героев и читателей. Мастерство писателя. | Сочинение стихотворения «Я….»(Словами «Я» начинается каждая нечетная строка) | Сборник стихотворений «Про нас» | |
9 | Книги о ребятах и их делах | А.Гайдар «Тимур и его команда». | Работа с текстом: выборочный пересказ, устное иллюстрирование | Пересказ отрывка прочитанного произведения. | Выставка книг А.П.Гайдара. | |
10 | Произведения о долге и храбрости | И. Тургенев «Капля жизни» | Составление характеристики героя по его поступкам и жизненным ситуациям | Найти и принести книги с произведениями о долге и храбрости. | Выставка книг о долге и храбрости. | |
11 | Произведения о мамах и детях | А.Милн «Непослушная мама» | Выразительное чтение стихотворений: передача любви и уважения тембром и темпом чтения | Выучить стихотворение о маме. | Конкурс стихотворений о маме | |
12 | Сказки о приключениях детей | И.Сигсгорд « Палле один на свете», А. Погорельский «Чёрная курица» | Литературное слушание. Анализ произведения. | Иллюстрация с комментариями, составление вопросов по тексту | Составление кроссворда с использованием составленных вопросов | |
13 | Весёлые истории | М.Зощенко « Глупая история» И.Сухин «Вот такой затейник» | Особенности произведений юмористического жанра. | Мини рассказ «История из моего детства» | Составление диафильма к прочитанному произведению | |
14 | Сказки народов разных стран | Арабская сказка «Синбад – мореход», «Али – Баба и сорок разбойников» | Особенности арабских сказок | Иллюстрация с комментарием (отрывок из произведения к иллюстрации) | Составление брейк – сказки. | |
15 | Книги о дружбе и взаимопомощи | Ю. Куклачев «Мои друзья кошки» В. Дуров «Наша Жучка» | Особенности произведений, написанных не писателем, а людьми разных профессий. | Мини сочинение «Моя кошка», «Собака-друг человека». | Газета с фотографиями, рисунками и сочинениями «Мои друзья –кошки, собаки» | |
16 | Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения. | Е.Чарушин, В. Голявкин | Работа художника-иллюстратора. Значение иллюстрации в раскрытии содержания произведения. | Иллюстрирование понравившегося эпизода. | Составление диафильма к прочитанному произведению | |
17 | Как рождается герой | Б.Заходер « История гусеницы», Ю.Мориц « Жора Кошкин», Л.Яхнин « Лесные жуки» | Темп чтения, передача настроения голосом. | Выразительное чтение выбранного стихотворения | Конкурс на лучшего чтеца | |
18 | Люби живое | М.Пришвин «Рождение кастрюльки», Д. Мамин – Сибиряк «Емеля – Охотник» | Отражение биографии и интересов писателя в его произведениях. | Выразительное чтение отрывка произведения. | Устное иллюстрирование | |
19 | По страницам детских журналов | Ю.Ермолаев «Соседка по парте», журнал «Мурзилка» - «Уроки этикета» | Анализ поступков героев, предложение своего решения проблемы, ссоры возникшей среди героев произведения. | Формулирование своего отношения к происходящему в произведении. | Составление памятки «За школьной партой» | |
20 | Учусь сочинять | Бальмонт, М.Цветаева | Жанры литературы. Стихосложение - 11 словие | Сочинение 11 – словия. | Создание классного сборника стихотворений «Мы творим!» | |
21 | Твоя книжная полка | Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома», «Приключения Толи Клюквина», «Дневник Коли Синицына» | Детальный анализ произведения. | Подготовка к КВН | КВН « С героями Н.Носова» | |
22 | ||||||
23 | Страна Фантазия | Л.Кэррол «Алиса в Зазеркалье» Д.Родари «Приключения Чиполлино», «Приключения голубой стрелы» «Джельсомино в Стране Лжецов» | Анализ произведения по вопросам учителя. | Подготовка иллюстрации к игре « Угадай произведение, зачитай отрывок» | Игра« Угадай произведение, зачитай отрывок» | |
24 | ||||||
25 | Муса Джалиль о любви к Родине. | Стихотворения Мусы Джалиля «Зима», «Чулпан». | Патриотизм и любовь к родине в стихотворном жанре. | Подготовка к выразительному чтению | Конкурс на лучшего чтеца патриотического стихотворения | |
26 | Разножанровые произведения о ратных подвигах родного народа | К.Ушинский «Александр Невский», А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей». | История на страницах художественных произведений. | Поиск произведений по теме занятия. | Оформление читательского уголка, экскурсия к памятнику воинам ВОВ | |
27 | Зарубежные писатели детям | А.Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи длинный чулок» Э.Браун «Сипсик» Р.Распе «Самый правдивый человек на земле» | Особенности произведений зарубежных писателей имена героев, бытовые особенности, обычаи и т.д. Составление вопросов по услышанному отрывку произведения. | Выразительное чтение отрывка с коротким комментированием общего сюжета. | Ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного. | |
28 | Мифы и легенды древней Греции | Рождение героя, Геракл в Фивах, Немейский лев. | Литературное понятие «миф», «легенда». Сравнение жанра «Мифы» со сказкой. | Пересказ выбранного мифа или легенды. | Составление кроссворда «О мифах и легендах» | |
29 | Книги, которые надо читать долго | А. Волков «Волшебник изумрудного города» | Особенности чтения книг большого объёма. Составление плана, опорные слова и предложения. | Подготовка к конференции: рисунки, подготовка вопросов, инсценирование эпизода и т.д. | Читательская конференция по произведению «Волшебник изумрудного города» | |
30 | ||||||
31 | Театр и литература | Пьеса-сказка «Синяя птица» Мориса Матерлинка | Введение понятия «пьеса», структура пьесы, драматургия. | Выбор и разучивание роли | Игра-драматизация «Синяя птица» | |
32 | Обобщающие занятия в конце каждого полугодия | - просмотр детского фильма; - просмотр театрализованного представления; - посещение городской библиотеки; - КВН « В стране Читалии» | Подготовка к КВН | КВН « В стране Читалии» | ||
33 | Обобщающее занятие с родителями | Мероприятие с родителями по привитию читательского интереса. | Подготовить вопросы викторины | «Литературная гостиная» | ||
34 | Итоговое диагностирование. | Тестирование по выявлению читательского кругозора. | Составление списка для летнего чтения с учётом степени усвоения прочитанных произведений. | Оформление уголка летнего чтения. | ||
В результате реализации программы учащиеся 3 класса должны уметь:
| ||||||
4 класс Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется содержание произведений. Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. | ||||||
1 | О чём рассказывают журналы? | Детская периодическая печать: журнал «Музрилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д. | Углубление сведений о периодической печати. Знакомство с журналом «Юный натуралист» | Отбор и чтение материалов из периодики. | Организация в уголке чтения раздела периодической печати. Составление устного журнала. | |
2 | «Где, что, как и почему?» | Книги-справочники, энциклопедии | Расширение сведений о пособиях в помощь юному читателю. Обобщение сведений о книгах-справочниках. | Изготовление книжки-самоделки «Знаете ли вы?». Работа со справочной детской литературой. | Выступление на заседании научного общества учеников начальных классов «Росток» | |
3 | «Вчера и сегодня» | Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях. | Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений из науки и техники. | Отбор и чтение книг по теме «Вчера и сегодня». | Подбор книг в уголке чтения по серии: «Героические биографии. Легендарные герои». | |
4 | «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?» | Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ | Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Знакомство с аннотированным рекомендательным указателем книг и приёмами аннотирования. | Оформление аннотаций на прочитанные книги. | Подготовка и проведение тематического устного журнала «Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?» | |
5 | «Из истории нашей Родины» | Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева. | Рассказы о героях прочитанных книг, составленные по разным источникам. Выделение книг С. Алексеева и знакомство с творчеством этого писателя. | Устное аннотирование книг по теме урока. Чтение рассказов и очерков о героях наших дней из детской периодики, в Интернете. | Презентация «Страницы прошлого в картинах русских художников» или альбом-самоделка «Из истории нашей Родины» | |
6 | «В путь, друзья!» | Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных | Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание. | Составление заданий для литературного марафона. | Подготовка и проведение литературного марафона «В путь, друзья!» - по материалам прочитанных книг. | |
7 | «Обыкновенная биография в необыкновенное время» | Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре. | Знакомство с новым видом издания – с собранием сочинений писателя. Выборочное чтение, пересказ, декламация отрывков, воссоздающих образ А. Гайдара – бойца, писателя, гражданина. | Самостоятельное рассматривание четырехтомника (Собрание сочинений А. Гайдара). Оформление аннотированных карточек по данному изданию. | Оформление презентации «Книги Гайдара и о Гайдаре». Читательская конференция по повести Гайдара «Тимур и его команда» | |
8 | «Родные поэты». | Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов, М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др. | Знакомство с широким кругом поэтов-классиков, с тематикой их творчества. Чтение избранных стихов наизусть. | Чтение стихов ряда поэтов-классиков. Отбор нескольких стихотворений для чтения вслух, наизусть. | Литературная игра «Знаешь ли ты поэтов-классиков?» | |
9 | «Творцы книг» | Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»- повесть о детстве. | Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнал. | Заполнение дневника чтения новыми материалами о писателях, поэтах, художниках, печатниках-полиграфистах. | Коллективная презентация «Творцы книг». Оформление выставки книг приключенческого жанра. | |
1011 | «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» | Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» | Углубленное рассмотрение книг приключенческого жанра. | Оформление читательского дневника. | Литературная викторина по произведениям раздела «Зарубежная приключенческая классика» | |
Кир Булычов «Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду» | ||||||
12 | «Ступеньки мудрости» | Сказки Леонардо да Винчи | Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. Выделение из прочитанных книг особенно интересных сведений, мудрых советов. | Подбор сведений о Леонардо да Винчи, его творчестве, научной деятельности, для составления презентации | Оформление презентации «Ступеньки мудрости». | |
13 | «От благодарных читателей» | М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера» | Анализ книг. Выделение эпизодов, воспитывающих чувство юмора, любознательность, наблюдательность, внимание, уважение к старшим. | Формулирование своего отношения к происходящему в произведении, составление характеристики главных героев. | Составление диафильма по одному из произведений. | |
14 | «Современные писатели-детям» | Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул» В. Медведев «Баранкин будь человеком» | Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. | Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. | Оформление выставки книг. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать» | |
15 | «Мечты в рассказе М. Москвиной» | М. Москвина «Моя собака любит джаз» | Стимулирование самостоятельной творческой деятельности, всесторонний анализ произведения. | Литературный эксперимент: сравнение звучания джаза и его описания. | Заседание литературного кафе «Бейт-мидраш» | |
16 | «С моей книжной полки» | В.Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка» | Упорядочение и систематизация доступного круга чтения по теме. | Оформление читательского дневника. Составление заданий по данным произведениям (вопросы, кроссворды, ребусы, пиктограммы и т. д.) | Литературная игра «Ты мне, я тебе» по прочитанным произведениям. | |
17 | «О чём можно, о чём нужно, о чём хочется читать» | Контрольно-установочное занятие. | Проверка уровня усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, полученных в системе внеклассного чтения за 4 года. Установка на самостоятельное чтение в 5 классе. | Составление читательских планов на будущее. | Составление выставки книг «В помощь юному читателю» и «путешествие» по выставке с экскурсоводом-старшеклассником. | |
18 | Итоговое диагностирование. | Тестирование по выявлению читательского кругозора. | Составление списка для летнего чтения с учётом степени усвоения прочитанных произведений. | Оформление уголка летнего чтения. | ||
В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:
К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы литературного кружка «Как хорошо уметь читать…» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.
|
Используемая литература:
1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6
2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.
3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.
4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3
5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.
6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.
7. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,1985.
8. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в1- 3 классах.
М. Просвещение, 1985.
9. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991.
10. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980.
11. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг.
12. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru›Все работы›Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение. 3 класс. "21 век"
Некоторые презентации к урокам литературного чтения по программе "21 век" под редакцией Н.Виноградовой....
Урок литературного чтения 3 класс.
Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....
Урок литературного чтения 3 класс.
Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....
Тест к обобщающему уроку по теме "Литературные сказки". Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России".
В тесте содержатся задания по произведениям раздела "Литературные сказки", а так же ключ к тестовым заданиям....
Календарно – тематическое планирование рабочей общеобразовательной программе для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Чтение (литературное чтение)» 6 класса
Календарно-тематическое планирование учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному ра...
Тематический каркас по предмету Чтение (Литературное чтение) 7 класс
Тематический каркас по предмету Чтение (Литературное чтение) для обучающихся по АООП вариант 9.1, 7 класс...
Адаптированная рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 класс
Адаптированная рабочая программа составлена на основе:Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: Под ред. В.В. Воронковой. –М: Гуманит. изд. центр...