Комплексный анализ текста "Эмблема игр"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Камьянова Елена Александровна

Конспект урока представлен в раамках недели русского языка и литературы, посвященной Олимпийским играм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8 классе

Учитель: Камьянова Е.А.

 Тема урока:         Комплексный анализ текста 

Тип урока:    комбинированный    

Вид урока:    урок – практикум

Цели  урока:

1. Образовательные: продолжить моделирование учебного процесса в 8 классе на текстовой основе и подготовку к ГИА; познакомить учащихся с текстом «Эмблема Игр», рассказывающем об олимпийской символике.

2. Развивающие: развивать у учащихся критическое и образное мышление, речевые умения и навыки, формирующие коммуникативную компетенцию; навыки совместной деятельности в коллективе, в группе.

3. Воспитательные: создать условия для формирования у восьмиклассников познавательного интереса к русскому языку;  воспитывать любовь к чтению, интерес к спорту.

Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая,  индивидуальная;  устная и письменная.

Виды деятельности учащихся:  аналитическая, творческая, решение речевых и  проблемных ситуаций, наблюдение, решение тестовых заданий, рефлексия.

Формы работы учителя: слово учителя, фронтальный опрос, аналитическая работа, эвристическая беседа,  демонстрация репродукции картины, создание речевой ситуации, консультирование учащихся.

Оборудование:

  1. Эмблема Олимпийских игр, девиз «Быстрее! Выше! Сильнее!»
  2. Презентация «Символика Олимпийских игр»
  3. Текст «Эмблема Игр»(Приложение 2).
  4. Памятка «Комплексный анализ текста» (Приложение 1).
  5. Тестовые задания ГИА. Ответы.  (Приложение 3).
  6. Толковый словарь С.И.Ожегова.

                                                                Ход урока:

I. Организационный этап.

   Слово учителя. Эмоциональный настрой класса на урок. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, сегодня мы продолжим повторение изученного материала по русскому языку в 8 классе, а также продолжим подготовку к ГИА. В этом нам поможет комплексный анализ текста. Ключевыми на сегодняшнем уроке будут следующие понятия (записаны  на доске):

  • комплексный анализ текста
  • речеведческий анализ
  • лингвистический анализ
  • орфограммы, пунктограммы
  • тестовые задания ГИА.

? Вспомните, в какой последовательности следует проводить комплексный анализ текста?

Расположите этапы анализа по порядку.

1. Осмысление содержания текста.

2. Выразительное чтение.

3. Языковой анализ.

4. Речеведческий анализ.

5. Анализ орфографии и пунктуации.

II. Этап актуализации знаний, практических и умственных умений.

2.1. Фронтальный опрос:

   Ребята, вы знаете, что комплексный анализ текста помогает формировать и развивать языковые и коммуникативные компетенции.

? Вспомните, с чего начинается  комплексный анализ текста? (с заданий, связанных с речевым развитием).

? Посмотрите  Памятку «Комплексный анализ текста» и назовите пункты плана, связанные с речеведческим анализом  (Приложение 1).

? Зачитайте пункты плана, проверяющие грамматические и правописные  умения и навыки.

   Сегодня мы обратимся к тексту на спортивную тему. Проблемная ситуация: прочитайте название  текста и предскажите, о чем он, содержание текста.

III. Работа с текстом.

3.1. Выразительное чтение текста (читает подготовленный ученик).

 

                                       Эмблема Игр

1)Каждые Олимпийские игры имеют свою уникальную эмблему,

символизирующую город и страну-организатора. 2)Обычно, но не всегда,

элементом эмблемы являются олимпийские кольца.3) Официальная

олимпийская эмблема состоит из олимпийского символа и олимпийского

девиза: символ — это пять переплетенных цветных колец на белом фоне, а  официальный девиз — «Быстрее, выше, сильнее!», который в последние Игры изменялся, либо можно сказать, помимо официального, придумывали другой.4) Право использовать олимпийскую эмблему имеют только МОК и НОК.5) Национальные олимпийские комитеты каждый раз имели свою собственную эмблему.6) Это прописано в Олимпийской хартии, как и то, что использование эмблемы другими организациями в любых коммерческих целях без разрешения МОК запрещено.

3.2. Эвристическая беседа.

  1. Ребята, что вы знаете об Олимпийской символике? : Как выглядит олимпийский
  2. флаг?
  3.  Назовите паролимпийские ценности. А какие ценности олимпийского
  4. движения вы знаете?
  5. Что означают аббривиатуры МОК и НОК?

Просмотр и комментарий слайдов презентации.

3.3. Работа в группах.

Речеведческий анализ (см. вопросы 1- 7 Плана  «Комплексный анализ текста»).

 1 группа - Докажите, что перед вами текст. Определите тему, основную мысль текста. Укажите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему и идею текста. Объясните смысл названия текста.

 2 группа -  Определите стиль текста. Докажите свою правоту. Приведите примеры характерной лексики и особенностей синтаксиса  данного стиля.

 3 группа - Определите тип речи. Докажите свою правоту. Как связаны предложения в тексте. Какими лексическими средствами сцеплены предложения в тексте.

3.4. Выполнение грамматических заданий:

.

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

2. Дайте этимологическое толкование словам «эмблема», «хартия».

3. Напишите полное название аббревиатур. Используя «Словарь юного

олимпийца», составьте устное сообщение об этих организациях.

4. Выпишите слова с фонетическим процессом оглушения согласных.

5. Определите вид словообразования в данных словах «игра»,

«завершение», «завершено», «помимо».

6. Выпишите словосочетания с разными видами подчинительной связи ( 1-

2 примера на каждый вид).

7. Определите виды придаточных во всех сложноподчиненных

предложениях

IV. Этап закрепления изученного на уроке и ранее пройденного, связанного с темой урока.

4.1. Выполнение тестовых заданий:

1.  Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

   а) Олимпийские игры имеют свою эмблему.

   б) Право использовать олимпийскую эмблему имеют только МОК и НОК.

   в) Национальные олимпийские комитеты не имеют возможности иметь свою собственную эмблему.

   г) Использование эмблемы другими организациями в любых коммерческих целях без разрешения МОК запрещено.

.

2. В каком предложении заключена главная мысль текста?

4.2. Творческая работа учащихся.

Составьте с опорой на текст и задайте соседу по столу по 2 вопроса на тему «Простое  предложение».

V. Этап подведения итогов и результатов урока.

    Рефлексия учащихся.

   Урок заканчивается. Я думаю, что текст, с которым вы познакомились и проанализировали, поможет вам больше узнать не только об Олимпийских играх, но и о символике олимпийского движения, а также увереннее анализировать тексты разных стилей и свободно высказывать собственное мнение.

? Речевая ситуация: Вы встретились с другом. Что вы расскажете ему об олимпийских играх? Поможет ли вам текст, с которым мы работали?

Выставление и комментарий оценок.

 

 VI.  Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его

     выполнению.

     

    Создайте текст из 10-15 предложений о каком-либо олимпийском символе, взяв за образец разобранный на уроке текст.

                                      ПРИЛОЖЕНИЕ

1. План комплексного анализа текста

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Определите, где нужны логические ударения. Паузы – короткие и более продолжительные.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите тему, основную мысль текста. Укажите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему и идею текста.
  4. Объясните смысл названия текста.
  5. Определите стиль текста. Докажите свою правоту.
  6. Определите тип речи. Докажите свою правоту.
  7. Как связаны предложения в тексте. Какими лексическими средствами сцеплены предложения в тексте.
  8. Охарактеризуйте лексические особенности текста.
  9. Охарактеризуйте синтаксические особенности текста.
  10. Проанализируйте орфографию и пункпуацию.
  11. Сделайте указанные разборы.
  12. Объясните, пользуясь словарем, значение выделенных слов.

2. Текст.

3. Ответы на тестовые задания:  1. г);  2. в); 3. б).

4. Ответ на вопрос «В какой последовательности следует проводить комплексный анализ текста?»

1. Выразительное чтение.

2.Осмысление содержания текста.

3. Речеведческий анализ.

4. Языковой анализ.

5. Анализ орфографии и пунктуации.

Литература:

Павлова Т.И. Работа с текстом. Базовый и профильный уровни. Выпуск 1Х.- Ростов-на-Дону, Издательство РО ИПК и ПРО, 2007.

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста.- М.: Творческий Центр, 2005.

Пахнова Т.М. В пространстве текста.  – РЯШ. – 2008, № 2

Пахнова Т.М. Материалы для комплексной работы с художественным текстом на уроке русского языка.,, Русский язык в школе”, № 5, 1998.

Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста.- Л.: Просвещение, 1984.

Никитина Е.И. Русская речь. 5-7 класс.- М.: Просвещение, 1992.

Никитина Е.И. Русская речь. 8-9 класс.- М.: Просвещение, 1995.

Комплект «Русский язык» для основной школы ( разработано Российским международным олимпийским университетом)

Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения к части С ЕГЭ.

Урок комплесного анализа текста А.Приставкина "Фотографии". Итогом урока должно стать сочинение, написанное по критериям к части С ЕГЭ....

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...

Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»

ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки   к сочинению-рассуждению»...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...