Комплексный анализ текста "Эмблема игр"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Конспект урока представлен в раамках недели русского языка и литературы, посвященной Олимпийским играм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_8_klasse_kat_emblema_igr.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 8 классе
Учитель: Камьянова Е.А.
Тема урока: Комплексный анализ текста
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок – практикум
Цели урока:
1. Образовательные: продолжить моделирование учебного процесса в 8 классе на текстовой основе и подготовку к ГИА; познакомить учащихся с текстом «Эмблема Игр», рассказывающем об олимпийской символике.
2. Развивающие: развивать у учащихся критическое и образное мышление, речевые умения и навыки, формирующие коммуникативную компетенцию; навыки совместной деятельности в коллективе, в группе.
3. Воспитательные: создать условия для формирования у восьмиклассников познавательного интереса к русскому языку; воспитывать любовь к чтению, интерес к спорту.
Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная; устная и письменная.
Виды деятельности учащихся: аналитическая, творческая, решение речевых и проблемных ситуаций, наблюдение, решение тестовых заданий, рефлексия.
Формы работы учителя: слово учителя, фронтальный опрос, аналитическая работа, эвристическая беседа, демонстрация репродукции картины, создание речевой ситуации, консультирование учащихся.
Оборудование:
- Эмблема Олимпийских игр, девиз «Быстрее! Выше! Сильнее!»
- Презентация «Символика Олимпийских игр»
- Текст «Эмблема Игр»(Приложение 2).
- Памятка «Комплексный анализ текста» (Приложение 1).
- Тестовые задания ГИА. Ответы. (Приложение 3).
- Толковый словарь С.И.Ожегова.
Ход урока:
I. Организационный этап.
Слово учителя. Эмоциональный настрой класса на урок. Сообщение темы и цели урока.
Ребята, сегодня мы продолжим повторение изученного материала по русскому языку в 8 классе, а также продолжим подготовку к ГИА. В этом нам поможет комплексный анализ текста. Ключевыми на сегодняшнем уроке будут следующие понятия (записаны на доске):
- комплексный анализ текста
- речеведческий анализ
- лингвистический анализ
- орфограммы, пунктограммы
- тестовые задания ГИА.
? Вспомните, в какой последовательности следует проводить комплексный анализ текста?
Расположите этапы анализа по порядку.
1. Осмысление содержания текста.
2. Выразительное чтение.
3. Языковой анализ.
4. Речеведческий анализ.
5. Анализ орфографии и пунктуации.
II. Этап актуализации знаний, практических и умственных умений.
2.1. Фронтальный опрос:
Ребята, вы знаете, что комплексный анализ текста помогает формировать и развивать языковые и коммуникативные компетенции.
? Вспомните, с чего начинается комплексный анализ текста? (с заданий, связанных с речевым развитием).
? Посмотрите Памятку «Комплексный анализ текста» и назовите пункты плана, связанные с речеведческим анализом (Приложение 1).
? Зачитайте пункты плана, проверяющие грамматические и правописные умения и навыки.
Сегодня мы обратимся к тексту на спортивную тему. Проблемная ситуация: прочитайте название текста и предскажите, о чем он, содержание текста.
III. Работа с текстом.
3.1. Выразительное чтение текста (читает подготовленный ученик).
Эмблема Игр
1)Каждые Олимпийские игры имеют свою уникальную эмблему,
символизирующую город и страну-организатора. 2)Обычно, но не всегда,
элементом эмблемы являются олимпийские кольца.3) Официальная
олимпийская эмблема состоит из олимпийского символа и олимпийского
девиза: символ — это пять переплетенных цветных колец на белом фоне, а официальный девиз — «Быстрее, выше, сильнее!», который в последние Игры изменялся, либо можно сказать, помимо официального, придумывали другой.4) Право использовать олимпийскую эмблему имеют только МОК и НОК.5) Национальные олимпийские комитеты каждый раз имели свою собственную эмблему.6) Это прописано в Олимпийской хартии, как и то, что использование эмблемы другими организациями в любых коммерческих целях без разрешения МОК запрещено.
3.2. Эвристическая беседа.
- Ребята, что вы знаете об Олимпийской символике? : Как выглядит олимпийский
- флаг?
- Назовите паролимпийские ценности. А какие ценности олимпийского
- движения вы знаете?
- Что означают аббривиатуры МОК и НОК?
Просмотр и комментарий слайдов презентации.
3.3. Работа в группах.
Речеведческий анализ (см. вопросы 1- 7 Плана «Комплексный анализ текста»).
1 группа - Докажите, что перед вами текст. Определите тему, основную мысль текста. Укажите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему и идею текста. Объясните смысл названия текста.
2 группа - Определите стиль текста. Докажите свою правоту. Приведите примеры характерной лексики и особенностей синтаксиса данного стиля.
3 группа - Определите тип речи. Докажите свою правоту. Как связаны предложения в тексте. Какими лексическими средствами сцеплены предложения в тексте.
3.4. Выполнение грамматических заданий:
.
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
2. Дайте этимологическое толкование словам «эмблема», «хартия».
3. Напишите полное название аббревиатур. Используя «Словарь юного
олимпийца», составьте устное сообщение об этих организациях.
4. Выпишите слова с фонетическим процессом оглушения согласных.
5. Определите вид словообразования в данных словах «игра»,
«завершение», «завершено», «помимо».
6. Выпишите словосочетания с разными видами подчинительной связи ( 1-
2 примера на каждый вид).
7. Определите виды придаточных во всех сложноподчиненных
предложениях
IV. Этап закрепления изученного на уроке и ранее пройденного, связанного с темой урока.
4.1. Выполнение тестовых заданий:
1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а) Олимпийские игры имеют свою эмблему.
б) Право использовать олимпийскую эмблему имеют только МОК и НОК.
в) Национальные олимпийские комитеты не имеют возможности иметь свою собственную эмблему.
г) Использование эмблемы другими организациями в любых коммерческих целях без разрешения МОК запрещено.
.
2. В каком предложении заключена главная мысль текста?
4.2. Творческая работа учащихся.
Составьте с опорой на текст и задайте соседу по столу по 2 вопроса на тему «Простое предложение».
V. Этап подведения итогов и результатов урока.
Рефлексия учащихся.
Урок заканчивается. Я думаю, что текст, с которым вы познакомились и проанализировали, поможет вам больше узнать не только об Олимпийских играх, но и о символике олимпийского движения, а также увереннее анализировать тексты разных стилей и свободно высказывать собственное мнение.
? Речевая ситуация: Вы встретились с другом. Что вы расскажете ему об олимпийских играх? Поможет ли вам текст, с которым мы работали?
Выставление и комментарий оценок.
VI. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению.
Создайте текст из 10-15 предложений о каком-либо олимпийском символе, взяв за образец разобранный на уроке текст.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. План комплексного анализа текста
- Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Определите, где нужны логические ударения. Паузы – короткие и более продолжительные.
- Докажите, что это текст.
- Определите тему, основную мысль текста. Укажите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему и идею текста.
- Объясните смысл названия текста.
- Определите стиль текста. Докажите свою правоту.
- Определите тип речи. Докажите свою правоту.
- Как связаны предложения в тексте. Какими лексическими средствами сцеплены предложения в тексте.
- Охарактеризуйте лексические особенности текста.
- Охарактеризуйте синтаксические особенности текста.
- Проанализируйте орфографию и пункпуацию.
- Сделайте указанные разборы.
- Объясните, пользуясь словарем, значение выделенных слов.
2. Текст.
3. Ответы на тестовые задания: 1. г); 2. в); 3. б).
4. Ответ на вопрос «В какой последовательности следует проводить комплексный анализ текста?»
1. Выразительное чтение.
2.Осмысление содержания текста.
3. Речеведческий анализ.
4. Языковой анализ.
5. Анализ орфографии и пунктуации.
Литература:
Павлова Т.И. Работа с текстом. Базовый и профильный уровни. Выпуск 1Х.- Ростов-на-Дону, Издательство РО ИПК и ПРО, 2007.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста.- М.: Творческий Центр, 2005.
Пахнова Т.М. В пространстве текста. – РЯШ. – 2008, № 2
Пахнова Т.М. Материалы для комплексной работы с художественным текстом на уроке русского языка.,, Русский язык в школе”, № 5, 1998.
Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста.- Л.: Просвещение, 1984.
Никитина Е.И. Русская речь. 5-7 класс.- М.: Просвещение, 1992.
Никитина Е.И. Русская речь. 8-9 класс.- М.: Просвещение, 1995.
Комплект «Русский язык» для основной школы ( разработано Российским международным олимпийским университетом)
Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения к части С ЕГЭ.
Урок комплесного анализа текста А.Приставкина "Фотографии". Итогом урока должно стать сочинение, написанное по критериям к части С ЕГЭ....
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".
Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...
Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»
ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»...
Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость Изучение русского...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.
Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...