Дидактический материал по теме "Причастие и деепричастие"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Формировать и развивать нравственные качества личности учащихся невозможно без осознания того, что такое малая Родина. Использование на уроках русского языка и литературы краеведческого материала помогает ученикам открыть, как духовно богата земля, на которой они живут. Предлагаемый дидактический материал подготовлен по книге писателя-земляка Валентина Степановича Медведева "Дом радости". В.Медведев - коренной мещерец. Все его творчество связано с родным краем. Основной жанр - небольшой рассказ и лирическая миниатюра-новелла. Такие небольшие по объему произведения обычно не требуют сокращения и могут быть использованы на любом этапе урока. Материал включает в себя различные виды диктантов, проверяющие знания учащихся по синтаксису и орфографии, по развитию связной устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_po_teme.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал по теме «Причастие и деепричастие»

Материал подготовлен по книге владимирского писателя В.С.Медведева «Дом радости»

  1. Выборочный диктант

Задание:

а) выписать причастия и деепричастия, определить их морфологическое значение

б) выписать предложение с причастным (деепричастным) оборотом, объяснить постановку знаков препинания, начертить схему предложения

в) придумайте, чем закончилась встреча на лугу (2-3 предложения). Используйте предложения с причастными (деепричастными) оборотами

Огромная бабочка промелькнула передо мной, дразня яркими крыльями. Я кинулся вслед, но трава заслонила дорогу цветущей стеной, достающей до самого горла. Вдруг эта бабочка весело устремилась за ограду, пестро обвешенную клочьями бересты. Там преспокойно уселась на зимнюю шапку какого-то человека в изодранной телогрейке, стоящего ко мне спиной. «Дяденька!» - крикнул я. Он не ответил. Молча стоял, словно вросший в землю. Какой-то плоский от худобы. Забыв о бабочке, я пробирался назад по траве, чтобы взглянуть на странного человека. Поднял глаза и увидел в глубине шапки что-то тусклое. Ни лица, ни тела там не было.

  1. Объяснительный диктант

Задание:

а) объясните правописание суффикса причастия

б) объясните постановку знаков препинания

в) какие средства речевой выразительности использует автор?

                                         Родина

Поле, кудрявое облаками. Речка, обласканная леском.

Душу прибьет здесь, как гвоздями,

Каждым цветком.

                                                                                                                                                                                                             

  1. Написание н-нн в суффиксах причастий

Задание:

а) Обозначьте орфограмму, связанную с написанием  н- нн в суффиксах причастий

б) Расставьте знаки препинания

в) Составьте схему последнего предложения

Ветка герани насквозь просвечена солнцем горит зеленым накалом таинственно тянет к себе меня-малыша.

Шумно стелет гроза под тучей содранными ветвями щелкает каплями как на счетах.

Стайка ромашек рассыпана впереди.

По обе стороны от меня был луг уставленный полушариями стогов.

  1. Списывание с орфографическим и синтаксическим заданием

а) Расставьте пропущенные знаки препинания

б) Обозначьте изученные орфограммы

в) Укажите морфологические признаки причастий

Родник

От жары как лопух поник. Бегущий внизу родник вернул мне силы. Под пригорком окруженным стеной нагретого бора светит он солнечным блеском среди темных кустов. Я припал к этой солнечной, огненно-легкой воде в остуженных берегах и дышал ею пил и смеялся. А навстречу синичка: «И как водичка?»

  1. Сжатый пересказ.

Задание: использовать при пересказе предложения с деепричастными оборотами

Охота на снегиря.

В декабрьскую стужу вышел я на охоту: ловить снегиря. Под яблоней приладил на снег опрокинутую корзину с поднятым краем. Привязанный к нему шнур протянул к кусту, где и сам сел.

Снегирь прилетел на яблоню, но в ловушку не торопился.

Я сердился. Мерзли ноги, потянуло домой. Снегири сидели, поглядывая в мою сторону. И тут один важный снегирь опустился на корзину, заглянул в неё, и вдруг прыгнул туда.

- Дергай! – крикнуло все во мне.

 Корзина дернулась. Сразу представилось, как рвется там на свободу, мечется по корзине, ломая крылья, бьется головой о прутья птица.

Я вздрогнул: сейчас, вот, она погибнет!

И метнулся к корзине, выкрикивая на ходу: «Отпущу! Отпущу!»

По дороге упал, лежа, отчаянно вытянутыми руками достал прутяной бок. Снегирь выстрельнул из ловушки в легком облачке пуха.

Я долго стоял, глубоко вдыхая морозный воздух.

А потом, когда птицы вернулись в сад, любуясь, с удивлением и восторгом смотрел на них. Они чуть покачивались на ветвях, алогрудые, с блеском меди на пепельных крыльях.

6.Диктант с комплексным заданием и последующим пересказом текста.

Задание:

а) определить основную мысль текста, проследить, как она скрепляет все предложения в единое целое

б) объясните правописание причастий

в) перескажите текст.

Мороз трещит, как печка. Но вольная речка не слушается мороза. Играет в занесенной снегом пойме, звенит намерзшими травами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для проверки знаний по синтаксису : русский язык 8 класс ( первичное усвоение материала)

Дидактический материал я использую при проверке первичного усвоения материала. Карточки выдаю по вариантам, учащиеся на них выполняют задание зелёной пастой, что облегчает проверку....

Дидактический материал. Карточки по теме "Причастные и деепричастые обороты. Одиночные деепричастия" для учащихся 7 класса (Н.В. Гоголь "Тарас Бульба")

В 7 классе обучающиеся 7 класса изучают причастие и деепричастие, причастные и деепричастные обороты. Зачастую эта тема для учащихся сложна. Для того чтобы закрепить и обобщить знания по ...

Дидактический материал блока «Деепричастие»

Дидактический материал, предлагаемый вашему вниманию, предназначен для учителей-словесников, организующие групповые учебные занятия по русскому языку. Дидактический материал используется в учебной гру...

Дидактический материал блока «Деепричастие»

Дидактический материал, предлагаемый вашему вниманию, предназначен для учителей-словесников, организующие групповые учебные занятия по русскому языку. Дидактический материал используется в учебной гру...

Дидактический материал для закрепления материала по биологии в 9 классе по теме: Клетка - генетическая единица живого.

Презентацию можно использовать  для закрепления изученного на уроке биологии материала по теме "Клетка - генетическая единица живого" в 9 и 10 классах....

Дидактический материал. Карточки по теме "Причастные и деепричастные обороты. Одиночные деепричастия" для учащихся 7 класса (М. Горький "Детство")

В 7 классе обучающиеся изучают причастие, деепричастие, причастные и деепричастные обороты. Зачастую эта тема для учащихся сложна. Для того чтобы закрепить и обобщить знания по данной теме, можно испо...